Использование информационно - компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР
статья по логопедии на тему

Буданцева Алла Сергеевна

В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в школе остро стоит перед учителями-логопедами и воспитателями. Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная, среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, пришли к выводу, что освоение мультимедийных технологий - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив. Из многолетнего опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован. Отсюда следует, что выбор технологических средств работы с детьми должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бесспорно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Применение на логопедических занятиях презентаций тематического характера (авторских) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда. Содержание тематических презентаций направлено на обогащение и пополнение словарного запаса детей, на формирование грамматических категорий, что способствует быстрому освоению словаря за счёт зрительного восприятия. Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом. Согласно тематическому планированию нашего сада, я разработала и составила занятия с использованием мультимедийных презентаций. На данный момент собран банк презентаций по лексическим темам, в дальнейшем планирую составить банк презентаций по обучению грамоте рассчитанный на детей старшей и подготовительной группы Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически. Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования и его базовой – дошкольной – ступени поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален. Именно с помощью ИКТ качественнее и легче реализуется задача – повышения педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью традиционных и нетрадиционных форм работы. Удобную форму работы по закреплению изученного на фронтальных и подгрупповых занятиях материала представляет тетрадь взаимосвязи между логопедом, родителями и детьми. За три года мною создана в электронном варианте, картотека домашних заданий, каждое задание строится по определённой структуре. Таким образом, при условии систематического использования в обучающем процессе информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы по развитию речи детей с ОНР значительно повышается. Однако нужно отметить, что использование мультимедийных презентаций не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_-_kopiya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Буданцева Алла Сергеевна

учитель-логопед

МКДОУ детский сад "Огонёк"

НСО Искитимский район  р.п. Линёво

Использование информационно - компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе  с детьми с ОНР

В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в  школе остро стоит перед учителями-логопедами и воспитателями.  

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и  фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная, среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, пришли к выводу, что освоение мультимедийных технологий - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками  образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

 Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе  занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.

Из многолетнего опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован.   Отсюда следует, что выбор технологических средств работы с детьми должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания  к происходящему на занятиях.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс   являются мультимедийные презентации.      

 Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бесспорно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

 Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации  на занятии зависят от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.  

Применение на логопедических занятиях презентаций тематического характера (авторских) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.        

Содержание тематических презентаций направлено на обогащение и пополнение словарного запаса детей, на формирование грамматических категорий, что способствует быстрому освоению словаря за счёт зрительного восприятия.

Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом.  

 Согласно тематическому планированию нашего сада, я разработала и составила занятия с использованием   мультимедийных презентаций. На данный момент собран банк презентаций по лексическим темам, в дальнейшем  планирую составить банк презентаций по обучению грамоте рассчитанный  на детей  старшей и подготовительной группы

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования и его базовой – дошкольной – ступени поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.

  Именно с помощью  ИКТ качественнее и легче реализуется задача – повышения педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

 В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями   осуществляется с помощью  традиционных и нетрадиционных  форм работы.

Удобную форму работы по закреплению изученного на фронтальных и подгрупповых занятиях материала представляет тетрадь взаимосвязи между логопедом, родителями и детьми.

За три года мною создана в электронном варианте,  картотека домашних заданий, каждое задание строится по определённой структуре.

Таким образом, при условии систематического использования в обучающем процессе информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы по развитию речи детей с ОНР значительно повышается.

Однако нужно отметить, что использование мультимедийных презентаций не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

 

 

 

 

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО- ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекци...

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...