Содержание логопедической работы с детьми 3-х лет с задержкой развития в специальной (коррекционной) группе МДОУ.
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания специальных коррекционных групп для детей, отстающих в развитии, с младшего возраста. В специальные – коррекционные группы могут поступать дети с различными вариантами отклонений в развитии. Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности. Для того, чтобы определить содержание коррекционной речевой работы и её методы, необходимо обозначить принципиальные позиции задержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_logopedicheskaya_korrektsiya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Супрун Е.И.
Содержание
логопедической работы с детьми 3-х лет с задержкой развития в специальной
(коррекционной)
группе МДОУ.
Учитель-логопед I категории
Супрун Елена Ивановна
МДОУ № 10
г. Петропавловск-Камчатский
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1980г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993г.) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с особыми нуждами в развитии.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям с особыми нуждами в развитии с раннего возраста.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как период фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. Поэтому остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.
4 –5 апреля 2002г. в Москве проводилось Всероссийское совещание, посвященное проблемам раннего дошкольного детства-«Новые формы помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста». Подобного совещания Россия не знала более 15 лет. На нем присутствовало более 300 специалистов в области дошкольного образования из 30 регионов Российской Федерации. На этом совещании рассматривался вопрос о ранней коррекционной помощи детям.
Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания специальных коррекционных групп для детей, отстающих в развитии, с младшего возраста. В специальные – коррекционные группы могут поступать дети с различными вариантами отклонений в развитии. Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности. Для того, чтобы определить содержание коррекционной речевой работы и её методы, необходимо обозначить принципиальные позиции задержки.
В практике работы с детьми с задержкой психического развития более широко используется классификация К.С. Лебединской. В соответствии с которой различают четыре основных варианта задержки психического развития:
- Задержка психического развития конституционального происхождения - эмоциональная и личностная незрелость, инфантильность психики. Для этих детей – главный вид деятельности- игра, заниматься они не хотят.
- Задержка психического развития соматогенного генеза - это дети с хроническими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы. У них снижена работоспособность, формируется робость, боязливость. Повышена утомляемость.
- Задержка психического развития психогенного генеза – у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции (при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов, а так же при гиперопеке). Педагогическая запущенность у одних детей – агрессия, истерики у других – робость, страхи, боязливость.
- Задержка психического развития целебрально-органического генеза ( такие дети поступают в специальные группы).
Дети с перечисленными вариантами задержки психического развития направляются в специальные (коррекционные) группы образовательного дошкольного учреждения.
В наш детский сад после прохождения ПМПК поступают дети 3-х лет с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (I и II уровней), в основном это 1 и 2, 3 варианты задержки психического развития по классификации Лебединской. Редко 4-й вариант.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.
Нами проводится полное обследование детей всеми специалистами ДОУ: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, обследование проводится в возрасте 2,6 лет – по методике Соломахи и Серебряковой.
Она вкючает:
- исследование неречевых психических функций;
- исследование речевого развития;
Остановимся на исследовании речевого развития. Представляю схему обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Обследование речевого развития мы проводим используя «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4-х лет» под ред. О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной.
Специалист-логопед смотрит строение речевого аппарата (подвижность, общее звучание речи). Далее он исследует импрессивную речь: понимание инструкций, понимание слов (по картинкам), понимание ласковых значений, понимание предложений. Затем исследуется экспрессивная речь: диалог, звукоподражание, активный словарь, общая характеристика звучания речи. Обращает внимание на развитие моторики (как общей так и мелкой), определяет ведущую руку.
Затем дети вместе с родителями дети проходят обследование специалистами в поликлинике (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр). На ребенка заполняется протокол, воспитатели группы составляют характеристику, и только после этого ребенок выводится на комиссию ПМПК, где ребенку ставится педагогический диагноз и определяется программа обучения.
Далее начинается более трудоемкий, сложный и творческий процесс- построения индивидуальной программы педагогической коррекции детей младшего дошкольного возраста с задержкой в речевом развитии.
Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.
Нарушения речи при задержке психического развития имеют системный характер и входят в структуру дефекта. В основном это общее недоразвитие речи I и II уровней.
Поэтому прежде, чем составлять индивидуальную программу по коррекционно-логопедической работе, я провожу полное логопедическое обследование и заполняю речевую карту. Остановимся подробнее на этом этапе работы.
Весь сентябрь – обследование речи и неречевых функций и заполнение речевых карт. (Таблица № 2).
Логопедами нашего ДОУ использовались несколько видов речевых карт, исходя из опыта работы мы пришли именно к этой форме речевой карты, т.к. она более оптимально отражает развитие ребенка.
За основу мы взяли речевую карту под ред. Илюк М.А. и Волковой Г.А которая появилась в продаже в 2004 году. Подробно изучив и несколько переработав её, мы используем эту форму речевой карты на практике. Карта:
- Оптимально отражает сведения о ребенке;
- Накапливает сведения о ребенке в течение 4-х лет обучения (с 3-х до 7-ми лет);
- В неё вносятся данные всеми специалистами ДОУ;
- Она компактна и наглядна в расположении диагностических заданий;
- Предполагает разные варианты фиксации результатов.
Карта является единым документов для всех специалистов ДОУ - учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Содержательно в ней отражены три основных раздела обследования:
- Изучение анамнеза.
- Сведения об адаптации ребенка.
- Обследование речевых и неречевых функций ребенка.
Рассмотрим подробнее каждый раздел.
- Общие сведения –сведения о семье.
- Анамнез – подразумевает выявление хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии её развития.
- Период адаптации ребенка в детском саду – в первый месяц нахождения ребенка в группе на основе результатов многократных наблюдений учитель-логопед отмечает в карте состояние вегетативной сферы ребенка (особенности сна, аппетит), поведение в новом коллективе, характер и особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, игровая и речевая активность. Эти наблюдения помогают найти пути индивидуального подхода к детям, выбрать формы логопедической работы, сформировать подгруппы для знаний.
- Обследование речевых и неречевых функций ребенка – подразумевает весь курс обследования развития ребенка, проводится качественный анализ нарушений как речевых, так и неречевых функций ребенка. Это позволяет осуществлять коррекцию и компенсацию путем развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка.
В процессе обследования специалистами используется специально отобранный наглядный материал. Это, прежде всего, хорошо известный всем учителям-логопедам «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева), разнообразные дидактические и образные игрушки (пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, доски Сегена и др.). В карте предлагаются задания на исследование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, конструктивного и динамического праксиса.
Следующим из показателей уровня развития ребенка является состояние его моторики. При оценке выполнения общих и тонких движений особо следует отметить наличие двигательной расторможенности, переключаемости, точности движений, наличие леворукости или двурукости у ребёнка.
Далее разделы карты содержат задания для обследования строения подвижности артикуляторного аппарата, состояние звукопроизношения, общего звучания речи.
В следующем разделе определяем состояние звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторонах речи. Изучение экспрессивной и импрессивной речи ребенка строится на одном наглядном и речевом материале, поэтому в карте одновременно отмечаются понимание и употребление в речи языковых форм, особенности развития лексики (объем активного и пассивного словаря).
В карте обращается внимание на состояние речи в целом.
В реализации этих направлений обследования значимую роль играет особое графическое оформление речевой карты. Она (карта) позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени его пребывания в детском саду. Подробная информация по итогам обследования в начале каждого учебного года фиксируется в соответствующих графах карты. Обобщенные результаты изучения всех функций заносятся на страницы «Дневника логопеда», где предусмотрена возможность отличать изменения в состоянии детей в течение каждого учебного года, который традиционно разделен на три периода обучения. Это позволяет увидеть результативность коррекционной работы и определить динамику в развитии. В карту вносятся данные всех специалистов, работающих с ребенком.
Особенностью графического оформления карты также является компактность и наглядность в расположении различных видов диагностических заданий на одной странице. Так, в карте жирной линией обозначены примерные возрастные нормативы в развитии тех или иных функций. Это позволяет увидеть как сохранные, так и нарушенные функции у детей, что важно для построения индивидуальной программы коррекционной работы. Такое обследование развития ребенка дает возможность четко проследить его динамику.
Оформление карты, где отраженны все параметры обследования ребенка, позволяют фиксировать результаты обследования в соответствующих графах (по возрасту). Также мы прилагаем в карту две таблицы:
- Усвоения звуков в норме развития (Л.Г. Парамонова);
- Таблица уточнения и дифференциации звуков в течение учебного года 2-ой младшей группы (В.В. Гербова)
Анализ результатов, отраженный в речевой карте, позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения и развития детей с задержкой психического развития. Такая карта дает возможность наблюдать за развитием детей на протяжении всего времени обучения, увидеть динамику, а так же выбрать наиболее эффективные методы и средства для определения различных видов речевых нарушений на основе системного логопедического воздействия. После всей проделанной работы мы переходим к составлению перспективных планов логопедической коррекции. Планы составляются по периодам. Индивидуальные перспективные планы включают в себя все разделы логопедической работы.
Предлагаю вашему вниманию форму Перспективного плана индивидуальной работы. На каждого ребенка индивидуальный план составляется по периодам. Подробнее рассмотрим перспективный план индивидуальной работы на I период обучения. В группу поступил ребенок- девочка 3 года 3 месяца с диагнозом ЗПР конституционального генеза, с общим недоразвитием речи (II уровня). Индивидуальный план включает в себя пять пунктов коррекционной работы, в которые подробнее внесены задачи коррекционной логопедической работы на I период обучения. Это:
- Развитие общих речевых навыков:
- Уточнение произнесения гласных звуков.
- Развитие правильного физиологического дыхания.
- Подготовка артикуляционного аппарата : логомассаж,
пассивная артикуляционная гимнастика.
- Лексика:
- Преодоление речевого негативизма.
- Формирование пассивного словаря.
- Грамматика:
- Уточнение употребления в речи имен существительных в единственном числе, именительном падеже.
- Учить согласованию существительных и прилагательных в единственном числе, именительном падеже.
- Учить отвечать на вопросы косвенных падежей (где, куда).
- Развитие речи:
- Учить договаривать слова за педагогом.
- Учить составлять предложения из двух слов.
- Учить отвечать на вопрос- что это? кто это?
- Моторика:
1. Развитие мелкой моторики: разрезные картинки, пальчиковая гимнастика.
2.Суставной массаж.
И только по итогам I периода обучения при полном обследовании ребенка я приступаю к планированию индивидуальной коррекционной логопедической работы на II период, а далее на III.
Наблюдение за речевым развитием ребенка на протяжении длительного временного периода помогает своевременно осуществить коррекцию речи.
Заключение
По итогам первого года коррекционной работы по программе обучения, рассчитанной на 4-е года, предлагаем следующие достижения детей:
- Адаптация ребенка к условиям группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам детей со взрослыми и со сверстниками.
- Активное включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность детей0; понимание названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека, животных; понимание некоторых грамматических форм слов. Активное употребление в речи существительных, глаголов, прилагательных. Активное участие в диалоге. Подготовка и развитие артикуляционного аппарата для усвоения правильного звукопроизношения.
Наблюдение за речевым развитием ребенка на протяжении длительного временного периода помогает своевременно и полноценно осуществить коррекцию речи.
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
Статья про сесорную комнату...
Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития
В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста...
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития
Направления коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...
Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-6 летнего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи для групп компенсирующей направленности
С О Д Е Р Ж А Н И Е I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2. Характеристика детей дошкольного возраста с ТНР1.3. Цели и задачи программы1.4.Подходы и принципы и к формир...
«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"
Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата, отличаются трудностя...
Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"
Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....
Содержание индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в освоении двигательных умений и навыков, подготовительная группа
Содержание индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в освоении двигательных умений и навыков, подготовительная группа...