конспект индивидуального занятия по теме: "Автоматизация звука [л]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Закрепление правильного произношения звука [ л] в слогах, словах, предложениях у ребенка старшей группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gmo.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Подольска
МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»
Конспект индивидуального занятия по теме:
«Автоматизация звука [л] »
Подготовила: учитель-логопед МДОУ
д/с комбинированного вида №3 «Радуга»
Ануфриева Кира Владимировна
Подольск, 2015г.
Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука [л]»
Цель занятия: автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,
предложениях;
- уточнить характеристику звука [л] по акустическому и артикуляционному признакам;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие;
- продолжить работу над развитием речевого дыхания (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания), силы и высоты голоса;
- продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
- развивать мелкую и общую моторику;
- закрепить навык звукового анализа слов со звуком [л];
- закрепить навык правильного употребления простых и сложных предлогов.
Коррекционно-воспитательная задача:
- воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.
Здоровьесберегающие технологии:
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);
- развитие мимических мышц.
Оборудование: зеркало, картинка для звукоподражания; волчки (голубой и розовый), желтый пластмассовый цветок, игрушечные теплоход, мальчик и девочка; большой, вязанный, разноцветный, поролоновый кубик, с разноцветными кружками — от 1 до 6 — на каждой грани; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л]: стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», дидактическое пособие «Солнышко» (состоит из объемного солнышка, поролонового облака и лучиков-прищепок), дидактическое пособие «Рыболов» (состоит из аквариума, удочки и картинок, в названии которых есть звук [л]: лампа, пенал, палка, вилка, акула).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них общий звук.
Лана, волк, мел. (В этих словах общий звук [л]).
Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].
- Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика (с опорой на картинки-символы)
- На улице хорошая погода, «улыбнулись»
- Играем на «Трубочке».
- Чередование «Улыбки-Трубочки»
- Пошли качаться на «Качелях» (поднимаем и опускаем кончик языка, касаясь то верхней, то нижней губы; то верхних, то нижних зубов; то верхних, то нижних альвеол.);
- Покачались, сели на «Лошадку», скачем.
- Прискакали к реке, увидели лодку с красивым «Парусом». Поднимаем язык за верхние зубы (ребенок удерживает язык в таком положении под счет от1 до 10 три раза ).
- С языком поиграли, теперь разминаем пальцы.
3. Пальчиковая гимнастика (на песню «Пассатижи» из м/ф «Фиксики»
(куплет про «Молоток..» и припев)
- Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.
4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]
Посмотри на картинку.
- Загудел наш самолет,
Он отправился в полет.
Произнеси звук [л] столько раз, сколько кружков нарисовано под картинкой. Чтобы не ошибиться, нажимай на кружки пальчиком, как на кнопочки
( О О О)
5. Развитие дыхания и голоса.
Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко, как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.
6. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.
- Расскажи о звуке [л], похвали его.
Какой это звук? (Звук [л] - согласный, твердый, звонкий звук).
Почему звук [л] согласный? Когда мы произносим звук [л], воздух встречает преграду – язык, который упирается в верхние зубы.
Почему звук [л] звонкий? (Когда мы произносим звук [л], голос звенит (можно прижать ладонь к горлу.) Молодец.
Сверху, с самолета видим поле, снижаемся. Что это растет? (Это цветок). Какого цвета цветок? (Это желтый цветок). Вышли из самолета. Подул сильный ветер. Подуй на цветок сильно. Ветер усиливается. Подуй сильно 3 раза. (Перед ребенком на столе лежит пластмассовый желтый цветок, который от длительного выдоха крутится). Молодец.
7. Развитие мимических мышц.
- Ты смотри сейчас и слушай,
щеки словно шар воздушный. (Даша надувает щеки)
- А теперь все увидали -
Щеки худенькими стали.
- Не понравилась ей каша,
- Сильно брови хмурит Даша.
- Молодец.
8. Развитие фонематического восприятия.
- У меня есть друг - Кубик. Он любит играть в слоги. (Перед ребенком большой вязанный разноцветный, поролоновый кубик, на каждой грани которого есть разноцветные кружки — от 1 до 6). Я назову слог, а ты брось кубик. Потом повтори слог столько раз, сколько попросит Кубик.
- Великан в пещере жил,
Произносим слоги — ИЛ.
- Бросай кубик. (Ксюша повторяет слог ИЛ столько раз, сколько указано на кубике)
Он огромный очень был.
Произносим слоги — ЫЛ.
Стал ему костюмчик мал,
Произносим слоги - АЛ.
Туча мимо проплыла.
Самолеты гудят — ЛА.
Внизу речка и село.
Самолеты гудят — ЛО.
Скачет лошадь по селу,
Самолеты гудят — ЛУ.
Все предметы так малы,
Произносим слоги — ЛЫ.
9. Автоматизация в слогах. Звуковой анализ слогов.
- Послушай слог — АЛ. Сколько звуков ты услышала?
- Я услышала два звука.
- Назови первый звук.
- Первый звук — [а].
- Какой это звук?
- Звук [а]- гласный звук, обозначу красным квадратом.
-Назови второй звук.
-Второй звук — [л].
- Какой это звук?
-Звук [л] - согласный, твердый, звонкий, обозначу его [л] синим квадратом с колокольчиком.
- Послушай слог — ЛА (ребенок выкладывает схему этого слога из цветных фишек и объясняет, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами).
10. Физминутка (Короткий отрывок - выполнение движений под куплет и припев из песни «Как солдаты на параде...» (зарядка)
11.Автоматизация звука в словах.
- Что это? (Это теплоход). На палубе теплохода стоят пассажиры: девочка и мальчик. В их именах есть звук [л]. Послушай и догадайся, как зовут мальчика? Артем, Рома, Слава. (Мальчика зовут Слава).
- Как зовут девочку? Рая, Мила, Маруся (Девочку зовут Мила).
- Ребята хотят с нами поиграть, пока теплоход не отчалил от причала. У Милы в чемодане игрушки.
Игра «Волчки»:
- Что это? (Волчки). Это голубой, а это розовый. Выбери тот, в названии цвета которого есть звук [л]. Какой это волчок? (Это голубой, пластмассовый волчок).
(Перед Дашей волчки: розовый и голубой). Покрути правой рукой. Теперь левой. Молодец.
Я произношу рифмованные строчки, а ты показываешь движения
Игра «Доскажи словечко». (После каждого ответа ребенка, логопед
выкладывает картинку с соответствующим названием на стол в
стопку).
Слава с улицы пришел,
Сел обедать он за … стол.
Пес Полкан встречает папу,
Подает он папе...лапу.
Оля шьет платок из шелка.
У нее в руках... иголка.
По тропе осленок шел,
рядом с ним шагал... осел.
Не нашли в земле мы клад,
Поломали пять... лопат.
Кот все нитки уволок,
Он под стол загнал... клубок.
Логопед выкладывает дидактическое пособие «Домик» перед ребенком. Логопед из стопки попорядку выкладывает на стол картинки-ответы перед ребенком.
- Назови картинку. Где стоит в этом слове звук [л]?
12. Автоматизация в словосочетаниях.
- Зимой солнышко какое? (Тусклое). Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики и считай: (Один лучик, два лучика, … пять лучиков).
13. Автоматизация в предложениях.
Логопед показывает объемное дидактическое пособие «Солнышко» с глазами, ртом и носом, и объемное облако (из поролона)
- Назови ласково. Что это? (Это — солнышко).
Логопед показывает облако (в объеме, из поролона).
- Вдруг набежало … что? ( Облако). Оно хочет поиграть в «прятки».
Где находится солнышко?- Солнышко находится над (под) облаком.
Куда спряталось солнышко? – Солнышко спряталось за облако.
Откуда выглянуло солнышко? – Солнышко выглянуло из-за облака.
А где теперь солнышко? – Солнышко перед облаком.
- Погода хорошая. Отправляемся на рыбалку. Называй то, что поймаешь: Я поймала...
(Я поймала... (лампу, пенал, палку, вилку, акулу, пазл) . Молодец, дома собери пазл вместе с мамой и на полученной картинке найди и назови слова со звуком [л].
14. Итог занятия:
- Чем мы занимались на занятии? (Я училась красиво говорить звук [л])
Список использованной литературы:
- Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки Л, Р — М.: Издательство ГНОМ, 2015. - 48с.
- Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей — М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 112с.
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С] , [Ш], [Р], [Л]: Пособие для логопедов. - Спб.: КАРО, 2009. - 256с. + 32с. цв.вкл. - (Серия «Популярная логопедия»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».
Конспект индивидуального занятия по теме "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах"....
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука «С» в слогах и словах»
О закреплении правильного произношения звука «С» в слогах, словах....
Конспект индивидуального занятия на тему: Автоматизация звука "с"
Необходимо формировать у ребенка правильную артикуляцию для звука "с", зрительный. слуховой и кинестетический образы звука....
Конспект индивидуального занятия по теме: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л]
Автоматизация звука «л» в словах....