Недели | Направления |
артикуляция | дыхание | моторика | сила голоса | слуховое внимание | звукопроизношение |
Сентябрь. Тема: "Осень" |
1 неделя | 1. «Улыбка – заборчик» Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | 1. «Белки» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. "Листопад". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
| 1."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Ножками потопаем". Цель: развивать общую координацию движений. | 1. «Дует ветер». Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
| 1. «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию тамбурина. 2. «Звуковые часы» Цель: Учить детей определять первый звук в слове.
| 1.«Дождик» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому. 2. «Кому что нужно?» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука х в словах и в умении выделять его в слове. |
2 неделя | 1. «Лопаточка» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. | 1. «Любопытный зайка» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Когда это бывает?» Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. | 1. "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов". Цель: развивать мелкую моторику 2. «Листья». Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Не разбуди Катю» Цель. Учить детей говорить тихо.
| 1. «Угадай, кто кричит» Цель. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. 2. «Во дворе» Цель игры: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию. | 1. «Успокой куклу» Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произнесения звука а на выдохе со сменой силы голоса.
|
3 неделя | 1. «Трубочка (хоботок)» Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
| 1. «Ветер». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Сбор урожая». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
| 1. "Веселые лягушки". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Найди и положи рядом такой же". Цель: развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. 3. "Две подружки". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Кто как кричит?» Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.
| 1. «Где позвонили?» Цель. Учить детей определять направление звука. 2. «Песня – песенка» Цель игры: закрепление правильного звукопр, развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию. | 1. «Чудесный мешочек» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука а в словах и выделении его голосом.
|
4 неделя | 1. «Домик открывается» Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. 2. «Хоботок – улыбка – домик открывается» Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.. | 1. «Звуки». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. "Дирижер". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.
| 1. "Бусы для мамы". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. «Дождик» Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Расскажи сказку» Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса.
| 1. «Угадай, на чем играю» Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию.
| 1. «Поезд» Цель. Добиваться длительного произнесения звука у всеми детьми.
|
Октябрь. Тема: "Овощи, фрукты" |
1 неделя | 1. «Любопытный язычок» Цель. Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. 2. «Горка» Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
| 1. «Осы». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. "Качели". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
| 1 "В огороде у Федоры" Цель: акти визировать движения пальцев рук. 2. "Пластилиновый салат" Цель: учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого куска пластилина. 3. "Выкладывание дорожки в огороде, саду" Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; умение ориентироваться на листе бумаги. 4. "Урожай". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соотв тексту. | 1. «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко.
| 1. «Угадай, что делают» Цель. Учить детей определять действие по звуку.
| 1. «Кто как кричит?» Цель. Добиваться, чтобы дети четко произносили звук у в звукоподражаниях, меняя высоту голоса согласно образцу воспитателя.
|
2 неделя | 1. «Лягушата» Цель. Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
| 1. «Ветер». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Узнай фрукт» Цель. Вырабатывать глубокий, длинный вдох: плавно, медленно, не поднимая плеч.
| 1. "Собираем ягоды" Цель: развивать мелкую моторику. 2. "С веток ягоды снимаю". Цель: развивать мелкую моторику, выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. 3. "Я по садику гуляла". Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов. 4. "Садовник". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом | 1. «Громко - тихо» Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
| 1. «Угадай, кто идет» Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина.
| 1. «Кто умеет улыбаться?» Цель. Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.
|
3 неделя | 1 «Зайчик» Цель. Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
| 1. «Трубач» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Узнай овощ» Цель. Вырабатывать глубокий, длинный вдох: плавно, медленно, не поднимая плеч.
| 1. "Готовим салат вместе с мамой" Цель: развивать тактильное восприятие. 2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" Цель: развивать мелкую моторику рук. 3. "Кто больше соберет фасоли?" Цель: развивать м/ моторику рук. 4. "Мы листики". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Кот и мыши» Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
| 1. «Кто внимательный?» Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
| 1. «Лошадки 1» Цель. Вырабатывать четкое произношение звука н в звукосочетаниях но, на; учить детей пользоваться громким и тихим голосом.
|
4 неделя | 1 «Окошко» Цель. Развивать мышечную силу и подвижность губ.
| 1. «Шагом марш!» Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания. 2. «Поезд и птички». Цель. Добиваться от каждого ребенка многократно произносить звук т (т-т-т) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесе ние звука с началом выдоха. | 1. "Варим компот". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. "Чудесный мешочек" Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь. 3. "Найди вторую половинку" Цель: развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику. 4. "Овощи". Цель: развивать координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Спуск с горы» Цель игры: учить детей изменять силу голоса.
| 1. «Найди игрушку» Цель. Учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со своими действиями.
| 1. «Лошадки 2» Цель. Формировать умение поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу.
|
Ноябрь. Тема: "Одежда". |
1 неделя | 1. «Мостик поострим – мостик разрушим» Цель. Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. | 1. «Шарик». Цель. Добивать ся от каждого ребенка уме ния длительно произносить звук ш на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. 2. Игра «Подбери по цвету» Цель. Учить детей слитно произно сить фразу из 2-3 слов. | 1. "Большая стирка". Цель: расслабление кистей, соотнесение движений с текстом, развитие мелкой моторики, координация движений. 2. "Три Катюшки" Цель: развивать мелкую моторику. 3. "Гости". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом: | 1. «Ножки» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
| 1. «Угадай, близко или далеко поезд» Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.
| 1. «Лошадки 3» Цель. Добиваться длительного произношения звука и на одном выдохе.
|
2 неделя | 1. «Язык здоровается с подбородком» Цель. Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки - уздечки (при её укорочении). | 1. «Вырасти большой» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук х на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
| 1. "Вытягиваем ленточку". Цель: развивать мелкую моторику. 2. "Оденем Маню на прогулку» Цель: укреплять мышцы указатель ного пальца, развивать ритмичность и координацию движений. 3. "Помощники ". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Дрёма» Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса.
| 1. «Угадай, кто сказал» Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.
| 1. «Покажи и назови» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука и в словах, учить произносить его более длительно.
|
3 неделя | 1. «Язык здоровается с верхней губой» Цель. Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена. | 1. "Лесная азбука". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. 2. "Ныряльщики за жемчугом". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
| 1. "Веселые подружки". Цель: развивать мелкую моторику. 2. "Застегни одежду" Цель: учить застегивать пуговицы, липучки, молнии; развивать мелкие движения рук. Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук. 3. "Мы скачем по дорожке". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Гудок» Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.
| 1. «Угадай, как надо делать» Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.
| 1. «Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей» Цель. Следить за длительным произношением всеми детьми звука о на одном выдохе.
|
4 неделя | 1.«Обезьянка» Цель. Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
| 1. «Пускание корабликов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
| 1. "Шнуровки" Цель: учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу. 2. "Платье в горох". Цель: Учить захватывать мелкие предметы (кружочки разного цвета) и выкладывать их на трафарет (платья). Развивать ловкость пальцев. 3. "Хозяюшка". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Три медведя». Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.
| 1. «К кому пришел, от кого ушел волк?» Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж.
| 1. «Угадай, чего не хватает» Цель. Добиваться четкого произношения звука о в словах, стараться, чтобы дети произносили его длительно.
|
Декабрь. Тема: "Зима. Дом". |
1 неделя | 1. «Бульдог» Цель. Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
| 1. «Снежинка». Цель. Тренировка направленной воздушной струи, идущей по середине языка 2. «Греем руки». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
| 1. "Пальчик – мальчик". Цель: развивать мелкую моторику (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки). 2. "Лепим лыжные палки для Вани". Цель: развивать координацию правой и левой руки; вырабатывать умения ритмично выполнять действия. 3. Выкладывание из палочек "Санки". Цель: развивать мелкую моторику рук. 4. "Снеговик". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Вьюга». Цель. Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.
| 1. «Угадай, что это звучит 1» Цель. Учить слушать различные звуки природы и тишину. Узнавать неречевые звуки.
| 1. «Кто как кричит?» Цель. Вырабатывать четкое произношение всеми детьми звука э в звукоподражаниях мэ, бэ.
|
2 неделя | 1. «Обезьянка и бульдог» Цель. Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).
| 1. «Снежинки». Цель. Тренировка направленной воздушной струи, идущей по середине языка 2. «Прокати снежный ком» Цель. Тренировка направленной воздушной струи.
| 1. "Домик". Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом. 2. "Это что за теремок?" Цель: развивать мелкую моторику; координацию движений. 3. "Выложи дом из цветных геометрических фигур". Цель: учить составлять из геометрических фигур. 4. "Снежная баба". Цель: учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Кто как кричит?» Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
| 1. «Угадай, что это звучит 2» Цель. Учить слушать различные звуки природы и тишину. Узнавать неречевые звуки.
| 1. «Волшебный сундучок» Цель. Добиваться четкого произношения звука э в словах и умения слитно произносить на одном выдохе 2 слова.
|
3 неделя | 1. «Хомяк» Цель. Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
| 1. «Заморозим руки» Цель. Тренировка направленной воздушной струи. 2. «Чудак». Цель. Тренировка направленной воздушной струи.
| 1. "Зима". Цель: развивать умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки. 2. "Новогодняя елка". Цель: учить детей скатывать круговыми движениями ладоней шарики. 3. "Елка из лесу пришла". Цель: совершенствовать мелкую моторику; развивать зрительное внимание, пространственную ориентацию 4. "Зимние забавы". Цель: развивать координацию движений. | 1. «Большой и маленький» Цель: Развивать силу голоса. 2. «Далеко и близко» Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.
| 1. «Угадай, что ты слышишь» Цель. Учить слушать различные звуки природы и тишину. Узнавать неречевые звуки.
| 1. «Накорми телят» Цель. Добиваться четкого произношения звука м.
|
4 неделя | 1. «Кружок» Цель. Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.
| 1. «На турнике» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Чей пароход лучше гудит?» Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.
| 1. "Замок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Это дом" Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. 3. "Кто в домике живет?". Цель: развивать тактильные ощущения; развивать мелкую моторику. 4. "С новым годом" Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Домики». Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте. 2. «Лесенка». Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте. Сочетание речи с движением:
| 1. «Угадай, что в банке» Цель. Учить слушать различные звуки. Узнавать неречевые звуки.
| 1. «Найди пару» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука м в словах и выделении его более длительным произнесением.
|
Январь. Тема: "Домашние и дикие животные". |
2 неделя | 1. «Толстячки – худышки» Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.
| 1. «Морозный воздух» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Хомячок» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
| 1. "Коза и козленок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Чудесный мешочек" Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка). 3. "Хоровод зверей в лесу". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений. 4. "Медвежата". Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Котята» Цель игры: развить у детей силу голоса. 2. «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.
| 1. «Угадай, чья песня» Цель. Учить слушать различные звуки. Узнавать неречевые звуки.
| 1. «Снежинка» Цель. Добиваться спокойного произнесения изолированного звука я на выдохе. 2. «Гав – гав» Цель игры: закрепление навыков произношения звуков по подражанию.
|
3 неделя | 1. «Шарики» Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.
| 1. «Лыжник». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Снежинки летят» Тема: развитие сильного выдоха. Цель: вырабатывать длительный плавный выдох.
| 1. "Кошка и собаки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Собака" Цель: учить выполнять упражнения (вовлекая все пальчики) как правой, так и левой рукой. 3. "Следы в лесу" Цель: познакомить детей с техникой рисования пальчиками 3. "Ежик" Цель: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, воображение. 4. "Снегири". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Коровка» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки 2. «Успокой куклу» Цель. Развитие тембра голоса.
| 1. «Угадай, что делать» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
| 1. «Лото» Цель. Учить детей четко произносить слова со звуком п. Воспитывать умение произносить слова во фразе слитно, на одном выдохе.
|
4 неделя | 1. «Самовар» Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк. 2. «Маляр» Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
| 1. «Снег и ветер». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Сердитый ежик» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
| 1. "Мышка" "Коготки" Цель: развивать мелкую моторику 2. "Мышка в норке, спряталась от кошки" Цель: учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки. 3."Проложим дорожку из камешков" Цель: учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки. 4. "Посыпаем дорожки" Цель: учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу) 4. "Мышка", "Мышки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 5. "Белочки". "Мишка косолапый". Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Перебежки» Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ. 2. «Кто дольше» Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.
| 1. «Угадай, кто идет» Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
| 1. «Кто умеет тише всех сидеть?» Цель. Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении.
|
Февраль. Тема: "Птицы". |
1 неделя | 1. « Накажем непослушный язычок» Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. | 1. «Чья птичка дальше улетит?» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. 2. «Дятел». Цель. Добиваться от каждого ребенка многократно произносить звук д (д-д-д) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. | 1. "Птичка" 2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. "Лебединое озеро". Цель: учить аккуратно делать отпечатки ладошкой. 4. "Воробей". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. Кто кого? Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти. 2. Узнай по интонации Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.
| 1. «Где дятел стучит» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
| 1. «Кормление птенцов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд. 2. «Магазин» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука б в словах - названиях игрушек, предметов.
|
2 неделя | 1. «Парус» Цель. Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
| 1. «Ворона» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Филин» или «Сова» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
| 1. "Птички" 2. "Угощение для птиц". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. "Птичка". Цель: учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик. 4. "Домашние птицы". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Эхо» Цель. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.
| 1. «Птица с птенцами» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. 2. «Угадай, кто сказал» Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса. | 1. «Гуси» Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях. 2. «Пузырь» Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.
|
3 неделя | 1. «Покусаем язык» Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
| 1. «Петух» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Курочка» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
| 1. "Сорока" 2. "Цапля" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. "Скворечник" "Птенчики в гнезде" Цель: развивать мелкую моторику пальцев; учить выполнять упражнение как правой, так и левой рукой (вовлекая все пальчики). 4. "Ласточки". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. Медведь и елка Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.
| 1. «Угадай, как надо делать» Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.
| 1.«Волк, пастух и гуси» Цель Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом. 2. «Чего не хватает?» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ф в словах и выделении его среди других звуков в слове. |
4 неделя | 1. «Кусаем боковые края языка» Цель. Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.
| 1. «Гуси летят» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. "Лети, перышко!". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 3. «Птицеферма» Цель. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.
| 1. "Шла ворона через поле" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Разрезные картинки" Цель: учить составлять целое (птицу) из трех частей. 3. "Это птичка – обведи и нарисуй" Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения. 4. "Домик для птицы" Цель: развивать моторику пальцев, координацию движений рук. 5. "Зима прошла". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. Волк и семеро козлят Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.
| 1. "А что у вас? " Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова. 2. «Закончи фразу» Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
| 1. «Отгадай» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука в в словах и предложениях. Учить произносить слова в предложении слитно на одном выдохе. 2. «Курочка и цыплята» Цель игры: развитие умения звукоподражания, ориентировки в пространстве.
|
Март. Тема: "Транспорт". |
1 неделя | 1. «Чистим зубы снаружи» Цель. Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
| 1. «Паровозик» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. "Кораблик". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
| 1. "Транспорт". Цель: развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом: 2. "Что у кого?" Цель: развивать мелкую моторику. 3. "Колеса для машины" Цель: учить скатывать шарики из пластилина, надавливать указательным пальцем на шарик. 4. "Машины". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Протяни звук» Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание. 2. «Поезд» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
| 1. «Угадай, близко или далеко поезд» Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука. 2. «Моторчики» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
| 1. «Автомобили» Цель. Добиваться от каждого ребенка звонкого произношения звука б.
|
2 неделя | 1. «Чистим зубки внутри» Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. | 1. «Насос» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук с на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. 2. «Пускание корабликов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. | 1. "Как живешь?" 2. "Веселый автобус". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. "Составим из палочек машину". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. 4. "Самолет". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом: | 1. «Самолет» Цель игры: развить у детей силу голоса. 2. «Повтори за мной» Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.
| 1«Доскажи словечко» Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание.
| 1. «Хороводная» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука н во фразовой речи. Добиваться плавного произношения слов и выразительности речи.
|
3 неделя | 1. «Катушка» Цель. Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. 2. «Барабанщики» Цель. Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
| 1. «Регулировщик» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук р на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. 2. «Самолет». Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук у на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
| 1. "Кто приехал?" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Дорога для машины" Цель: упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий; развивать мелкую моторику 3. "Грузовик" Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения; развивать мелкую моторику. 4. "Шофёр". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Пароход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.
| 1. «Что делает? » Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному. 2. «Веселый мяч» Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.
| 1. «Тихо, тихо» Цель. Добиваться правильного произношения изолированного звука ц.
|
4 неделя | 1. «Жуём блинчики» Цель. Научить ребёнка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. 2. «Лошадка» Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. | 1. «Семафор» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук с на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. 2. «Паровоз гудит». Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук у на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. | 1. "Шел Саша по шоссе" 2. "Собери колеса для машины" Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений. 3. "Самолет" Цель: учить раскатывать пластилин в длину, из готовых палочек. 4. "На шоссе". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения в соответствии с текстом. | 1. «Вездеход» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. 2. «Ракета» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
| 1. «Ветер – ветерок» Цель: Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей. 2. «Чья песенка» Цель: Развивать фонематический слух детей.
| 1. «Пароход» Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука ы.
|
Апрель. Тема: "Мебель, посуда". |
1 неделя | 1. «Чашечка» Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. 2. «Грибок» Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
| 1. «Каша кипит» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. 2. "Варим кашу". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
| 1. "Здравствуй, пальчик!" Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место. 2. "Составим из палочек кровать". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. 3. "Игра с геометрической мозаикой" Цель: развивать более тонкую дифференцировку, совершенствовать моторику пальцев. 4. "Посуда". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом: | 1. «Дом» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки. 2. «Тихо - громко» Цель игры: развить у детей силу голоса | 1. «Кто внимательный» Цель: Развивать умение детей различать звуки [з] и [с]. 2. «Скворечники для птиц» Цель: Учить детей измерять длину слов.
| 1.«Магазин» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука с в словах и выделении звука с более длительным произношением.
|
2 неделя | 1. «Вкусное варенье» Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. 2. «Гармошка» Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
| 1. «Маятник» Цель. Развивать фонационный (озвученный) выдох. 2. «Определи место игрушке» Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов.
| 1. "Прогулка" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Составим из палочек табурет". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. 3. "Выкладывание стола, скамейки" Цель: развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствовать движение "глаз – рука". 4. "Чайник". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Божья коровка» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса
| 1. «К кому пришел, от кого ушел волк?» Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.
| 1. «Угадай, что свистит» Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с' и различать на слух звуки с и с'.
|
3 неделя | 1. «Ступеньки» Цель. Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». 2. «Кучер» Цель. Отрабатывать вибрацию губ и языка, готовить артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха. | 1. «Одуванчик». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. Игра «Чайник закипел» Цель: упражнять детей в сильном выдохе.
| 1. "Посуда" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Составим из палочек телевизор". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. 3. "Собери целое". Цель: развивать мелкую моторику. 4. "Весна пришла". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Дружные ребята» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.
| 1. «Угадай, что делают» Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
| 1. «Чудесная коробочка» Цель. Добиваться правильного произношения звука с' в словах.
|
4 неделя | Артикуляционная гимнастика «Бытовая техника»: 1. Упражнение для челюсти «Включенный миксер». «Крутим ручку мясорубки». 2. Упражнения для губ и щек «Гибкий шланг пылесоса». «Работающий пылесос». «Фотограф смотрит в объектив». 3. Упражнение для языка «Гладим белье». «Язычок – массажер». | 1. «Понюхай цветок» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Кто лучше надует игрушку?» Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом.
| 1. "Все, что только захотим" 2. "Догадайся, что спрятано в комочке?" 3. "Чайный сервиз" 4. "Красивая чашка в горох" Цель: развивать мелкую моторику. 5. "Веснянка". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «На велосипеде» Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса 2. «Поход в лес» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
| 1. «Угадай, на чем играю» Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
| 1. «Комары» Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука з, умения различать на слух звуки с - з. 2. «Назови картинку» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах.
|
Май. Тема: "Растительный мир. Игрушки". |
1 неделя | 1. Артикуляционная гимнастика «Мир морей и океанов»: Упражнение для челюсти «Акула» Упражнения для губ «Рыбки» 2. «Фокус» Цель. Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. | 1. «Летят мячи» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 2. «Подуй на бабочку». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох
3. «Определи место игрушке» Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. | 1. "Цветок" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Каждому листочку – свое место" Цель: продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий. 3. "Волшебный цветок" Цель: учить рисовать ладонью; развивать воображение. 4. "На окне в горшочках" Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. «Клоун» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.
| 1. «Где позвонили?» Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
| 1. «Угадай, какой комар звенит» Цель. Добиваться умения правильно произносить звук з' и различать на слух звуки з и з'. 2. Игра «Назови картинку» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' в словах.
|
2 неделя | 1. «Не разбей чашку» Цель. Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка. 2. «Иголочка» Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. 3. «Маятник» Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
| 1. «Деревья». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох 2. «Чья бабочка дальше полетит?» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох
| 1. "Топ – топ" Цель: развивать мелкую моторику. 2. "Собери цветок". Цель: учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. 3. "Одуванчики на полянке" Цель: учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска, скатывать шарики, надавливать указательным пальчиком на шарики, прикрепляя их к основе. 4. "Красивый одуванчик" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 5. "На лужайке поутру". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту. | 1. Игра «Жук» Цель игры: развить у детей силу голоса. 2. «Сказочник» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
| 1. «Угадай, кто кричит» Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
| 1. «Подарки кукле Зине» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' во фразовой речи. 2. «Песня-песенка» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
|
3 неделя | 1. « Змейка» Цель. Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык. 2. «Индюк» Цель. Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.
| 1. "Дыхание". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. 2. Игра «Бабочка, лети!» Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
| 1. "Две сороконожки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. "Составь из палочек кораблик". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. 3. "Шарики" Цель: учить правильно держать кисть, развивать мелкую моторику. 4. "Мячик". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения согласно тексту. | 1. «Дождик» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
| 1. «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. 2. «Большие и маленькие комары» Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах. | 1. «Разведчики» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах. 2. «Песня-песенка» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха. |
4 неделя | 1. «Качели» Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. 2. «Пароход» Цель. Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). | 1. «Дерево на ветру» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох 2. «Чей одуванчик раньше улетит?» Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.
| 1. "Пальцы – дружная семья" 2. "Дождик". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. "Разрезные картинки" Цель: учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику; 4. "Составь пирамидку". Цель: развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине; развивать мелкую моторику. 5. "Речка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения согласно тексту: | 1. Игра «Гром» Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
| 1. «Угадай, какой дождь идёт?» Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. 2. «Комары и жуки» Цель: Учить детей дифференцировать звуки [з] и [ж].
| 1. «Что кому?» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов. 2. «Кто как кричит?» Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха. 3. «Поспешили - насмешили» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. |