Перспективный план по профилактике речевых нарушений для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет
методическая разработка по логопедии

Михальченко Юлия Викторовна

Перспективный план по профилактике речевых нарушений для детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет на 2022-2023 учебный период

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по профилактике речевых нарушений для детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет

 на 2022-2023 учебный период

Цель: оказание педагогической помощи воспитанникам в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение её полноценности.

Организация деятельности воспитателя

  • Выявление детей с нарушениями речи и наблюдение за речевым развитием. Воспитатели должны знать: о возрастных закономерностях речевого развития; о типичных нарушениях речи детей и причинах, лежащих в их основе.
  • Создание предметно-развивающей среды.

Недели

Направления

артикуляция

дыхание 

моторика

сила голоса

слуховое внимание  

звукопроизношение

Сентябрь. Тема: "Осень"

1 неделя

1. «Улыбка – заборчик»

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

1.  «Белки» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. "Листопад".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

1."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Ножками потопаем". Цель: развивать общую координацию движений.

1. «Дует ветер». Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

1. «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию тамбурина.

2. «Звуковые часы»

Цель: Учить детей определять первый звук в слове.

1.«Дождик»

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому.

2. «Кому что нужно?» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука х в словах и в умении выделять его в слове.

2 неделя

1. «Лопаточка» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

1. «Любопытный зайка» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Когда это бывает?»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов.

1. "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов". Цель: развивать мелкую моторику

2. «Листья». Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо.

1. «Угадай, кто кричит»

Цель. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

2. «Во дворе» Цель игры: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

1. «Успокой куклу» Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произнесения звука а на выдохе со сменой силы голоса.

3 неделя

1. «Трубочка (хоботок)» Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

1. «Ветер». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 2. «Сбор урожая».  Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

1. "Веселые лягушки". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 

2. "Найди и положи рядом такой же".  Цель: развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3. "Две подружки".  Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Кто как кричит?» Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.

1. «Где позвонили?»

Цель.  Учить детей определять направление звука.

2. «Песня – песенка» Цель игры: закрепление правильного звукопр, развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

1. «Чудесный мешочек» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука а в словах и выделении его голосом.

4 неделя

1. «Домик открывается»

Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

2. «Хоботок – улыбка – домик открывается»  Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ..

1. «Звуки». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. "Дирижер". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание. 

1. "Бусы для мамы". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)".  Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. «Дождик» Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Расскажи сказку»

Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса.

1. «Угадай, на чем играю» Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию.

1. «Поезд» Цель. Добиваться длительного произнесения звука у всеми детьми.

Октябрь.  Тема: "Овощи, фрукты"

1 неделя

1. «Любопытный язычок» Цель. Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

2. «Горка» Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

1. «Осы». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. "Качели".  Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. 

1 "В огороде у Федоры" Цель: акти

визировать движения пальцев рук.

2. "Пластилиновый салат" Цель: учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого куска пластилина.

3. "Выкладывание дорожки в огороде, саду" Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; умение ориентироваться на листе бумаги.

4. "Урожай". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соотв тексту.

1. «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко.

1. «Угадай, что делают» Цель.   Учить детей определять действие по звуку.

1. «Кто как кричит?» Цель. Добиваться, чтобы дети четко произносили звук у в звукоподражаниях, меняя высоту голоса согласно образцу воспитателя.

2 неделя

1. «Лягушата»  Цель. Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

1. «Ветер». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Узнай фрукт» Цель. Вырабатывать глубокий, длинный вдох: плавно, медленно, не поднимая плеч.

1. "Собираем ягоды" Цель: развивать мелкую моторику.

2. "С веток ягоды снимаю". Цель: развивать мелкую моторику, выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

3. "Я по садику гуляла". Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов.

4. "Садовник". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом                       

1. «Громко - тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

1. «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина.

1.  «Кто умеет улыбаться?» Цель. Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

3 неделя

1 «Зайчик» Цель. Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

 

1. «Трубач» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Узнай овощ» Цель. Вырабатывать глубокий, длинный вдох: плавно, медленно, не поднимая плеч.

1. "Готовим салат вместе с мамой"  Цель: развивать тактильное восприятие.

2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" Цель: развивать мелкую моторику рук.

3. "Кто больше соберет фасоли?" Цель: развивать м/ моторику рук.

4. "Мы листики". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

1. «Кто внимательный?»

Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

1. «Лошадки 1»

Цель. Вырабатывать четкое произношение звука н в звукосочетаниях но, на; учить детей пользоваться громким и тихим голосом.

4 неделя

1 «Окошко» Цель. Развивать мышечную силу и подвижность губ.

1. «Шагом марш!» Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

2. «Поезд и птички». Цель. Добиваться от каждого ребенка многократно произносить звук т (т-т-т) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесе

ние звука с началом выдоха.

1. "Варим компот". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. "Чудесный мешочек" Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

3. "Найди вторую половинку" Цель: развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

4. "Овощи". Цель: развивать координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

1. «Найди игрушку»

Цель. Учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со своими действиями.

1.  «Лошадки 2»

Цель. Формировать умение поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу.

Ноябрь. Тема: "Одежда".

1 неделя

1. «Мостик поострим – мостик разрушим» Цель. Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

1. «Шарик». Цель. Добивать

ся от каждого ребенка уме

ния длительно произносить звук ш на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. 2. Игра «Подбери по цвету» Цель. Учить детей слитно произно

сить фразу из 2-3 слов.

1. "Большая стирка". 

Цель: расслабление кистей, соотнесение движений с текстом, развитие мелкой моторики, координация движений.

2. "Три Катюшки" Цель: развивать мелкую моторику.

3. "Гости". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом:

1. «Ножки» Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

 

1. «Угадай, близко или далеко поезд» Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

1.  «Лошадки 3»

Цель. Добиваться  длительного произношения  звука  и на одном выдохе.

2 неделя

1. «Язык здоровается с подбородком» Цель. Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки - уздечки (при её укорочении).

1. «Вырасти большой» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук х на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

1. "Вытягиваем ленточку".  Цель: развивать мелкую моторику.

2. "Оденем Маню на прогулку»  Цель: укреплять мышцы указатель

ного пальца, развивать ритмичность и координацию движений.

3. "Помощники ". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Дрёма» Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса.

1.  «Угадай, кто сказал» Цель. Учить  детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.

1.  «Покажи и назови»

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука и в словах, учить произносить его более длительно.

3 неделя

1. «Язык здоровается с верхней губой» Цель. Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.

 1. "Лесная азбука". 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. 
2. "Ныряльщики за жемчугом".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц. 

1. "Веселые подружки". Цель: развивать мелкую моторику.

2. "Застегни одежду" Цель: учить застегивать пуговицы, липучки, молнии; развивать мелкие движения рук. Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

3. "Мы скачем по дорожке".  Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

1.  «Гудок» Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

1.  «Угадай, как надо делать» Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.

1.  «Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей»

Цель. Следить за длительным произношением всеми детьми звука о на одном выдохе.

4 неделя

1.«Обезьянка» Цель. Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

1. «Пускание корабликов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

1. "Шнуровки" Цель: учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу.

2. "Платье в горох". Цель: Учить захватывать мелкие предметы (кружочки разного цвета) и выкладывать их на трафарет (платья). Развивать ловкость пальцев.

3. "Хозяюшка". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Три медведя». Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

1. «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж.

1. «Угадай, чего не хватает» Цель. Добиваться четкого произношения звука о в словах, стараться, чтобы дети произносили его длительно.

Декабрь. Тема: "Зима. Дом".

1 неделя

1. «Бульдог» Цель. Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

1. «Снежинка». Цель. Тренировка направленной воздушной струи, идущей по середине языка

2. «Греем руки». Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ. 

      

1. "Пальчик – мальчик".  Цель: развивать мелкую моторику (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки).

2. "Лепим лыжные палки для Вани". Цель: развивать координацию правой и левой руки; вырабатывать умения ритмично выполнять действия.

3. Выкладывание из палочек "Санки". Цель: развивать мелкую моторику рук.

4. "Снеговик". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Вьюга». Цель. Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

1. «Угадай, что это звучит 1» Цель. Учить слушать различные звуки природы и тишину. Узнавать неречевые звуки.

1.  «Кто как кричит?» Цель.  Вырабатывать  четкое  произношение всеми  детьми звука э в звукоподражаниях мэ, бэ.

2 неделя

1. «Обезьянка и бульдог» Цель. Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).

1. «Снежинки». Цель. Тренировка направленной воздушной струи, идущей по середине языка

2.  «Прокати снежный ком» Цель. Тренировка направленной воздушной струи.

1. "Домик". Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом.

2. "Это что за теремок?"  Цель: развивать мелкую моторику; координацию движений.

3. "Выложи дом из цветных геометрических фигур". Цель: учить составлять из геометрических фигур.

4. "Снежная баба". Цель: учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Кто как кричит?»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

1. «Угадай, что это звучит 2» Цель. Учить слушать различные звуки природы и тишину. Узнавать неречевые звуки.

1.  «Волшебный сундучок» Цель. Добиваться четкого произношения звука э в словах и умения слитно произносить на одном выдохе 2 слова.

3 неделя

1. «Хомяк» Цель. Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

1. «Заморозим руки» Цель. Тренировка направленной воздушной струи.

2. «Чудак». Цель. Тренировка направленной воздушной струи.

1. "Зима". Цель: развивать умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки.

2. "Новогодняя елка". Цель: учить детей скатывать круговыми движениями ладоней шарики.

3. "Елка из лесу пришла".  Цель: совершенствовать мелкую моторику; развивать зрительное внимание, пространственную ориентацию

4. "Зимние забавы". Цель: развивать координацию движений.

1. «Большой и маленький» Цель: Развивать силу голоса.

2. «Далеко и близко»

Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

1. «Угадай, что ты слышишь» Цель. Учить слушать различные звуки природы и тишину. Узнавать неречевые звуки.

1.  «Накорми телят»

Цель. Добиваться четкого произношения звука м.

4 неделя

1. «Кружок» Цель. Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.

1. «На турнике» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Чей пароход лучше гудит?» Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

1. "Замок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Это дом" Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

3. "Кто в домике живет?".  Цель: развивать тактильные ощущения; развивать мелкую моторику.

4. "С новым годом"  Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Домики». Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

2. «Лесенка». Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте. Сочетание речи с движением:

1. «Угадай, что в банке» Цель. Учить слушать различные звуки. Узнавать неречевые звуки.

1. «Найди пару»

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука м в словах и выделении его более длительным произнесением.

Январь. Тема: "Домашние и дикие животные".

2 неделя

1. «Толстячки – худышки» Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.

1. «Морозный воздух»  Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Хомячок» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

1. "Коза и козленок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Чудесный мешочек" Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

3. "Хоровод зверей в лесу".  Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

4. "Медвежата". Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Котята»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

 2. «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

1. «Угадай, чья песня» Цель. Учить слушать различные звуки. Узнавать неречевые звуки.

 

1. «Снежинка»

Цель. Добиваться спокойного произнесения изолированного звука я на выдохе.

2. «Гав – гав» Цель игры: закрепление навыков произношения звуков по подражанию.

3 неделя

1. «Шарики» Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.

1. «Лыжник».  Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Снежинки летят»

Тема: развитие сильного выдоха.

Цель: вырабатывать длительный плавный выдох.

1. "Кошка и собаки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Собака" Цель: учить выполнять упражнения (вовлекая все пальчики) как правой, так и левой рукой.

3. "Следы в лесу" Цель: познакомить детей с техникой рисования пальчиками

3. "Ежик" Цель: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, воображение.

4. "Снегири". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки

2. «Успокой куклу»

Цель. Развитие тембра голоса.

1. «Угадай, что делать» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

1. «Лото»

Цель. Учить детей четко произносить слова со звуком п. Воспитывать умение произносить слова во фразе слитно, на одном выдохе.

4 неделя

1. «Самовар» Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк.

2. «Маляр» Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

1. «Снег и ветер». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Сердитый ежик» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

1. "Мышка" "Коготки" Цель: развивать мелкую моторику

2. "Мышка в норке, спряталась от кошки" Цель: учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки.

3."Проложим дорожку из камешков" Цель: учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки.

4. "Посыпаем дорожки" Цель: учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу)

4. "Мышка", "Мышки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

5. "Белочки". "Мишка косолапый". Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Перебежки»

Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.

2. «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.

1. «Угадай, кто идет» Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

1. «Кто умеет тише всех сидеть?»

Цель. Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении.

Февраль. Тема: "Птицы".

1 неделя

1. « Накажем непослушный язычок» Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

1. «Чья птичка дальше улетит?» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.

2. «Дятел». Цель. Добиваться от каждого ребенка многократно произносить звук д (д-д-д) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

1. "Птичка"  2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. "Лебединое озеро". Цель: учить аккуратно делать отпечатки ладошкой.

4. "Воробей". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. Кто кого?

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

2. Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

1. «Где дятел стучит» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

1. «Кормление птенцов» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд.

2.  «Магазин»

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука б в словах - названиях игрушек, предметов.

2 неделя

1. «Парус» Цель. Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

1. «Ворона» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Филин» или «Сова» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

1. "Птички" 2. "Угощение для птиц". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. "Птичка". Цель: учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик.

4. "Домашние птицы". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Эхо» Цель. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.

 1. «Птица с птенцами» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

2.  «Угадай, кто сказал» Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса.

1. «Гуси» Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях.

2. «Пузырь»

Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.

3 неделя

1. «Покусаем язык» Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

1. «Петух» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Курочка» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

1. "Сорока" 2. "Цапля" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. "Скворечник" "Птенчики в гнезде" Цель: развивать мелкую моторику пальцев; учить выполнять упражнение как правой, так и левой рукой (вовлекая все пальчики).

4. "Ласточки". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

1. Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

1.  «Угадай, как надо делать» Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

1.«Волк, пастух и гуси» Цель Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом.

2.  «Чего не хватает?» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ф в словах и выделении его среди других звуков в слове.

4 неделя

1. «Кусаем боковые края языка» Цель. Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.

1. «Гуси летят» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. "Лети, перышко!".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 
3. «Птицеферма»

Цель. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.

1. "Шла ворона через поле" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Разрезные картинки" Цель: учить составлять целое (птицу) из трех частей.

3. "Это птичка – обведи и нарисуй" Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения.

4. "Домик для птицы" Цель: развивать моторику пальцев, координацию движений рук.

5. "Зима прошла". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

1. Волк и семеро козлят Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.

1.  "А что у вас? "

Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова.

2.  «Закончи фразу»

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

1. «Отгадай» Цель. Упражнять детей в четком произношении звука в в словах и предложениях. Учить произносить слова в предложении слитно на одном выдохе.

2. «Курочка и цыплята» Цель игры: развитие умения звукоподражания, ориентировки в пространстве.

Март. Тема: "Транспорт".

1 неделя

1. «Чистим зубы снаружи» Цель. Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

1. «Паровозик» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. "Кораблик".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 

1. "Транспорт". Цель: развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом:

2. "Что у кого?" Цель: развивать мелкую моторику.

3. "Колеса для машины" Цель: учить скатывать шарики из пластилина, надавливать указательным пальцем на шарик.

4. "Машины". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1.  «Протяни звук»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

2. «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

1. «Угадай, близко или далеко поезд»

Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

2.  «Моторчики»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

1. «Автомобили»

Цель. Добиваться от каждого ребенка звонкого произношения звука б.

2 неделя

1. «Чистим зубки внутри» Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

 

1. «Насос» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук с на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

2. «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе.

1. "Как живешь?" 2. "Веселый автобус". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. "Составим из палочек машину". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

 4. "Самолет". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

1.  «Самолет»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

 2. «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

1«Доскажи словечко» Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание.

1. «Хороводная»

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука н во фразовой речи. Добиваться плавного произношения слов и выразительности речи.

3 неделя

1. «Катушка» Цель. Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

 2. «Барабанщики» Цель. Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

1. «Регулировщик» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук р на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

2. «Самолет». Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук у на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

1. "Кто приехал?" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Дорога для машины" Цель: упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий; развивать мелкую моторику

3. "Грузовик" Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения; развивать мелкую моторику.

4. "Шофёр". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1.  «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

1.  «Что делает? »

Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

2.  «Веселый мяч»

Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.

1. «Тихо, тихо»

Цель. Добиваться правильного произношения изолированного звука ц.

4 неделя

1. «Жуём блинчики» Цель. Научить ребёнка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

2.  «Лошадка» Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

1. «Семафор» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук с на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

2. «Паровоз гудит». Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук у на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

1. "Шел Саша по шоссе" 2. "Собери колеса для машины" Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. "Самолет" Цель: учить раскатывать пластилин в длину, из готовых палочек.

4. "На шоссе". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения в соответствии с текстом.

1. «Вездеход» 

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

2.  «Ракета»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

1. «Ветер – ветерок»

Цель: Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

2. «Чья песенка»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

1. «Пароход»

Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука ы.

Апрель. Тема: "Мебель, посуда".

1 неделя

1. «Чашечка» Цель. Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

 2. «Грибок» Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

1. «Каша кипит» Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

2. "Варим кашу". 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. 

1. "Здравствуй, пальчик!"  Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.

2. "Составим из палочек кровать". Цель:  развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

3. "Игра с геометрической мозаикой" Цель: развивать более тонкую дифференцировку, совершенствовать моторику пальцев.

4. "Посуда". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом:

1.  «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

2. «Тихо - громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса

1. «Кто внимательный»

Цель: Развивать умение детей различать звуки [з] и [с].

2. «Скворечники для птиц»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

1.«Магазин»

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука с в словах и выделении звука с более длительным произношением.

2 неделя

1. «Вкусное варенье» Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

 2. «Гармошка» Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

1. «Маятник» Цель. Развивать фонационный (озвученный) выдох.

2. «Определи место игрушке»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов.

1. "Прогулка" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Составим из палочек табурет". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

3. "Выкладывание стола, скамейки" Цель: развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствовать движение "глаз – рука". 

4. "Чайник". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1.  «Божья коровка»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса

1. «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

1.  «Угадай, что свистит» Цель. Добиваться умения правильно произносить звук с' и различать на слух звуки с и с'.

3 неделя

1. «Ступеньки» Цель. Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

2. «Кучер» Цель. Отрабатывать вибрацию губ и языка, готовить артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

1. «Одуванчик». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. Игра «Чайник закипел» Цель: упражнять детей в сильном выдохе.

1. "Посуда" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Составим из палочек телевизор". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

3. "Собери целое". Цель: развивать мелкую моторику.

4. "Весна пришла". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

1. «Угадай, что делают» Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

1. «Чудесная коробочка» Цель. Добиваться правильного произношения звука с' в словах.

4 неделя

Артикуляционная гимнастика «Бытовая техника»:

1. Упражнение для челюсти «Включенный миксер». «Крутим ручку мясорубки». 2. Упражнения для губ и щек «Гибкий шланг пылесоса». «Работающий пылесос». «Фотограф смотрит в объектив».

3. Упражнение для языка «Гладим белье». «Язычок – массажер».

1. «Понюхай цветок» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

2. «Кто лучше надует игрушку?»

Цель.  Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом.

1. "Все, что только захотим"  2. "Догадайся, что спрятано в комочке?" 3. "Чайный сервиз"   4. "Красивая чашка в горох" Цель: развивать мелкую моторику.

5. "Веснянка". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса

2. «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

1. «Угадай, на чем играю» Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

1. «Комары» Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения  звука з, умения  различать  на слух звуки с - з.

2. «Назови картинку»

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з в словах.

Май. Тема: "Растительный мир. Игрушки".

1 неделя

1. Артикуляционная гимнастика «Мир морей и океанов»:

Упражнение для челюсти «Акула»

Упражнения для губ «Рыбки»

2.  «Фокус» Цель. Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

1. «Летят мячи» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. 

2.  «Подуй на бабочку». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох 

3. «Определи место игрушке» Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов.

1. "Цветок" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Каждому листочку – свое место" Цель: продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий.

3. "Волшебный цветок" Цель: учить рисовать ладонью; развивать воображение.

4. "На окне в горшочках"  Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

1.  «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

1. «Угадай, какой комар звенит»

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук з' и различать на слух звуки з и з'.

2. Игра «Назови картинку» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' в словах.

2 неделя

1. «Не разбей чашку» Цель. Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

 2. «Иголочка» Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

3. «Маятник» Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

1. «Деревья». Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох

 2. «Чья бабочка дальше полетит?» Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох

1. "Топ – топ" Цель: развивать мелкую моторику.

2. "Собери цветок". Цель: учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

3. "Одуванчики на полянке" Цель: учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска, скатывать шарики, надавливать указательным пальчиком на шарики, прикрепляя их к основе.

4. "Красивый одуванчик"  Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

5. "На лужайке поутру". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту.

1. Игра «Жук»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

 2. «Сказочник»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

1. «Угадай, кто кричит» Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

1.  «Подарки кукле Зине» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука з' во фразовой речи.

2.  «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

3 неделя

1. « Змейка» Цель. Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.

2. «Индюк» Цель. Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.

1. "Дыхание".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание. 
2. Игра «Бабочка, лети!» Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

1. "Две сороконожки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. "Составь из палочек кораблик". Цель: развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

3. "Шарики" Цель: учить правильно держать кисть, развивать мелкую моторику.

4. "Мячик". Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения согласно тексту.

1. «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

1. «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.  Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

2. «Большие и маленькие комары»

Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах.

1. «Разведчики»

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц в словах.

2. «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

4 неделя

1. «Качели» Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

2. «Пароход» Цель. Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

1. «Дерево на ветру»

Цель. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох

2. «Чей одуванчик раньше улетит?»

Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.

1. "Пальцы – дружная семья" 2. "Дождик". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. "Разрезные картинки" Цель: учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику; 4. "Составь пирамидку".  Цель: развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине; развивать мелкую моторику.

5. "Речка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения согласно тексту:

1. Игра «Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

1. «Угадай, какой дождь идёт?» Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание.

2. «Комары и жуки»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки [з] и [ж].

1. «Что кому?» Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ц во фразовой речи. Учить слитно, плавно, на одном выдохе произносить фразу из четырех-пяти слов.

2.  «Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

3.  «Поспешили - насмешили» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Описание нарушений речи, и причин и способов прфилактики. Практические упражнения....

"Профилактика речевого нарушения в раннем возрасте"

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, потому что в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся ...

Перспективный план по профилактике речевых нарушений у детей 3-5 лет

Перспективный план включает в себя такие основные профилактические направления как развитие артикуляции, дыхания, силы голоса, слухового внимания, звукопроизношения и мелкой моторики....

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте.

В данной статье рассмотрено проименение современных образовательных технологий с целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста"

Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих его людей, поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в своем окружении. ...

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Выступление к презентации на семинар или педсовет...

Консультация «Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста»

Консультация«Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста»...