Конспект совместного занятия детей и родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Андреева Ирина Александровна
совместное занятие логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений в младшем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с родителями349.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместного занятия детей и родителей

"Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста"

Цель: создание условий для речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста путем оптимизации коммуникативной функции семьи.
Задачи: 1. Создать доверительную атмосферу. 
2. Познакомить родителей с коррекционными методами и приемами
3. Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах
речевого развития ребенка.
Демонстрационные материалы: картинки с изображением лошадки, двух медведей, зайчика и ежика, бегемотиков, лягушек и слона.
Раздаточные материалы: Су-Джок, маленькие машинки, лодочки, выполненные из бумаги в технике «Оригами», пособие «Тучки и снежинки», буклеты для членов клуба «Заботливый родитель».
Ход занятия:
Учитель-логопед. Зачастую логопедическая работа с детьми на логопедическом пункте начинается с 5 лет. К этому времени дети имеют уже тяжелые нарушения речи, что оказывает негативное влияние на интеллектуальное и личностное развитие ребенка дошкольника.
Как известно, лучшим средством коррекции является профилактика и раннее предупреждение отставания в развитии психических функций. 
Моя задача сегодня показать Вам, какие игровые приемы Вы можете использовать дома со своими детьми для развития правильной речи; а именно, как необходимо развивать дыхание, мелкую моторику и артикуляционную моторику.
Ребята сегодня мы с вами вместе с вашими родителями отправляемся в путешествие. Готовы? Тогда садимся на лошадку и отправляемся в путь: цокаем язычками. (На доску выставляется картинка с лошадкой)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_34c0f08cd0e8c56158e0c7445e619183.jpg.jpg


Артикуляционное упражнение «Лошадка»
(Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки)
Пррр остановили лошадку, а приехали мы с вами в лес. А в лесу смотрите сидят медведи. Поиграем вместе с ними. (На доске картинка заменяется на картинку с медведями)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_6ea15375505a786588ff93f8593f4849.jpg.jpg


Игра развитие общей и мелкой моторики «Сидели два медведя»
Сидели два медведя (руки согнуть в локтях, покачиваться из стороны 
На тоненьком суку: в сторону)
Один читал газету, ( «открыть газету» и почитать)
Другой молол муку. (кулачками потереть друг об друга)
Раз ку-ку, два ку-ку – (стучат кулачки)
Оба шлепнулись в муку. (ладошками шлепнуть по коленкам)
Нос в муке, (показать указательным пальцем на нос)
Хвост в муке, (показать на воображаемый хвост)
Ухо в кислом молоке. (показать указательным пальцем на ухо)
А вон там на опушке играют ежик и зайчик. (на доску крепится картинка с ежиком и зайчиками) Поиграем с ними? 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_0bd30ce22bd68e6e2d43796eda7ca5d2.jpg.jpg

Игра развитие общей и мелкой моторики «Ежик и зайчик»
Зайка – ушки на макушке – ( ладошками изобразить ушки зайца над 
головой)
Скачет, скачет по опушке. (согнуть кисти рук перед грудью)
А за ним колючий ежик (соединить пальцы обеих рук)
Шел по травке без дорожек. (двигать пальцами не разжимая)
Зайчики испугались и убежали, а вот ежик хочет с вами познакомиться.
Игра «Гладь мои ладони еж» самомассаж с Су-Джок.
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий , ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
( катаем мячик между ладонями, гладим его; дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек») 
В лесу побывали, а теперь отправляемся дальше, и поедем на машине. Чтобы машина поехала, нам нужно завести мотор.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_f3df32f4455578cb5b7bb149432970bf.jpg.jpg

Упражнение на дыхание «Машинки» 
Подуем на машинку так, чтобы она поехала. ( упражнение выполняется за столами, маленькие машинки вручаются каждому ребенку, ребенок дует к маме, потом наоборот, мама дует к ребенку)
Приехали мы в зоопарк, а там сидят бегемотики и широко открывают рот (на доску прикрепить картинку с бегемотиками,) давайте и мы с ними: 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_9b30f9472f07b2450d86641151b3f806.jpg.jpg


Артикуляционное упражнение «Бегемотики» 
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко откроем ротик
Как голодный бегемотик.
(Широко открыть рот. Удерживать в таком положении на счет до 5)
А рядом с бегемотиками сидят лягушки и улыбаются ( картинка на доску с лягушкамиhttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_1409c4bb9026f4587edcaa6174957f3b.jpg.jpg

Артикуляционное упражнение «Лягушки»:
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
(Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать в таком положении на счет до 5)
Идем дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же … СЛОН! (картинка со слоном)

Артикуляционное упражнение «Слон»:
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
(Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении на счет до 5)
А нам с вами нужно отправляться дальше. На чем же нам отправиться в путь. Давайте поплывем на лодочках.(картинка с парусником, детям раздаются кораблики) Только вот беда ветра совсем нет, чтобы наши лодочки поплыли нужно на них подуть. ( выполняется за столами, ребенок дует к маме, потом наоборот, мама ребенку)http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_5a302555e130fc1e15d20ee6e4ba03dd.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_e5d118fbb7ffd361247026c7746f7770.jpg.jpg


Приплыли мы с вами на остров, а там все жители сидят и плачут. Мне рассказали, что на этот остров никак зима прийти не может, жители хотят снега!. Поможем жителям? Подуем на наши веселые тучки и пойдет снежок.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25197_542af7f897409f24cad5b6ca6405d8b3.jpg.jpg

Упражнение на дыхание «Тучки и снежинки»
( Подуть так, чтобы снежинки отклонились в сторону)
Ура ! на острове земля покрылась снегом и наступила зима. И от радости они запели, давайте и мы с ними, а чтобы у нас хорошо получалось, я вам дам волшебные колечки.( колечки от Су-Джок , прокатываем колечко по пальчику и пропеваем гласные) 
ААААА ОООООООО УУУУУ ЫЫЫЫЫ ИИИИИИИИИ
Нам с вами нужно вернуться обратно в детский сад, а чтобы вернуться нам нужно рассказать и показать пальчиками, какие мы дружные. 
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
( пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. 
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз , два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать. 
(Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца)

На этом наше путешествие заканчивается. 

Уважаемые родители, вы сегодня увидели элементы артикуляционной гимнастики ( для губ), пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание и сделали самомассаж для ладошек.
Список литературы:
1. Большакова С.Е Формирование мелкой моторики рук . – М.:Сфера,2008г.
2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.:Эксмо,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"

   Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...

Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИМАЯ В  ГРУППЕ...

Семинар-практикум для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".

Я хочу познакомить вас с основными направлениями логопедической работы, которые помогут предупредить и преодолеть некоторые проблемы в речевом развитии ваших детей. Их вы сможете использоват...

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Профилактика речевых нарушений у детеймладшего дошкольного возраста»....