Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тема: «Звуки [Т], [Т']. Буква Т..Перелетные птицы»

Цели: Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков Т и Ть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»

в подготовительной  группе  для детей с ЗПР

Тема: «Звуки [Т], [Т']. Буква Т..Перелетные птицы»

Цели: Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков Т и Ть

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная:
  • Закрепить правильное произношение звуков Т, Ть;
  • закрепить умение различать твердые и мягкие звуки;
  • закрепить умение определять место звука в слове;
  • закрепить умение выделять заданный звук в слове;
  • закреплять умение правильно употреблять в речи предлоги в, на, над, под, около;
  • употреблять имена существительные в родительном падеже, мн.ч.
  1. Коррекционно-развивающая:
  • Развитие фонематического восприятия и слуха;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие мелкой, артикуляционной  моторики.
  1. Коррекционно-воспитательная:
  • Воспитывать умение отвечать полным ответом;
  • Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей;
  • Воспитывать навык поднимать руку для ответа.

Оборудование:

  • наклейки;
  • запись пения птиц.

Раздаточный материал:

  • зеркала;
  • фасоль;
  • карточки с липкой лентой;
  • изображения птиц;
  • карточки в виде семечек с написанными на них слогами;

Демонстрационный материал:

  • картинки с изображением птиц (аист, утка, ласточка, трясогузка, стриж).
  • карточка с изображением буквы Т;
  • шуточное изображение буквы Т;
  • таблица-схема для характеристики звуков;
  • 3 гнезда;
  • схемы для определения места звука в слове;
  • 2 кормушки (зеленого и синего цвета) прикрепленные к дереву.;

Предварительная работа:

  • Игра «Улетают – не улетают», «Твердый - мягкий» Игра «Где сидит птичка?»
  •  Заучивание стихов, определение места звука в слове, чтение слогов с заданным звуком;
  • Соотнесение звуков Т, Ть с буквой;
  • Нахождение букв в кассе.

Ход занятия

Основные части занятия

Деятельность педагога

Примерная

деятельность детей

Организационный момент

На доске изображения перелетных птиц. Звучит запись пения птиц.

- Ребята, что вы слышите?

- Кто это поет?

-К нам в гости прилетели птицы. Вы узнаете какие, если отгадаете загадки. (По мере отгадывания загадок дети показывают птиц на доске)        

Это старый наш знакомый:                

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.        

Он летает на охоту         

За лягушками к болоту.        

    Весь день на воде,

    А водой не насытится.        

Угадайте, что за птичка -                  

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,                                

Хвост раздвинут в 2 конца.  

- Посмотрите, какие еще птицы прилетели к нам?

- Птицы прилетели с вами попрощаться.        Куда они собираются улетать?        

- Почему, птицы улетали на зиму в теплые края?

- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края?

- Пение.

- Птицы.        

- Аист.

- Утка.

- Ласточка.        

-Трясогузка, стриж.

-В теплые края.

- Потому что там тепло и много еды

-Перелетные        

Образование существительных мн.ч., Р.п.

- Каких птиц много улетает в теплые страны?  

- Улетает много ласточек, стрижей, аистов, уток, трясогузок.

Артикуляционная гимнастика

- Перелетные птицы принесли нам на своих крыльях много нового и интересного. Вы хотите узнать, что они для вас приготовили?

- А птицы хотят посмотреть, какие вы справитесь со всеми заданиями. Волшебные зеркала помогут нам вспомнить, как выглядят птицы. У птиц острый клюв (Иголочка). Широкие крылья (Лопаточка). Покажите, как птицы машут крыльями (Качели). Покажите, как птенчик сидит в гнезде (Птенчик). Как они ждут пищу (Движения челюстью вверх, вниз).

- Хотим.

Характеристика  звука

- Приготовьте свои ушки. Послушайте внимательно, какой звук слышится в названиях всех птиц?

Логопед произносит названия птиц, голосом выделяя звук Т.

- Аист, утка, трясогузка,  кукушка, ласточка.

- Произнесите звук Т. Посмотрите в зеркала, как расположен язык, когда мы произносим звук Т?

- -Карина, дай характеристику звука.  встречает преграду или нет?

- Мы можем петь этот звук?

- Как называется звук, при произнесении которого воздух встречает преграду и который не поется?

- Расскажите, про звук Т. Схема поможет вам дать его характеристику.

-Каким цветом мы обозначаем твердые звуки?

- Какой мягкий братец есть у звука [Т] ?

-Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?

- Звук [Т].

- Губки в свободном положении; зубки сближены, но не сомкнуты; кончик язычка стучит за верхними зубками; горлышко «молчит».

- Встречает.

- Нет.

- Согласный.

- Звук [Т]: согласный, глухой, твердый.

- Синим.

- Звук ТЬ.

- Зеленым.

- Какой буквой мы обозначаем на письме звуки  [Т] и [Т']?

- На что она похожа?

Т в антенну превратилась.                 

И на доме очутилась

Буква Т тебя укроет от дождя, от снега, зноя.        Буква эта-  молоток, узнаешь ее, дружок?

- Из каких элементов состоит буква Т?

- Напишите букву на ладони.

- Выложите из фасоли на карточках букву Т. 

Логопед обращает внимание детей на  карточки с наклейным на них двухсторонним скотчем в виде буквы Т.

- Буквой Т.

- На антенну, нагриб.

-Из двух палочек.

Дидактическая игра «Поймай звук»

- Птички хотят проверить, как хорошо умеют слушать ваши ушки. Я буду называть вам слоги, а вы, если услышите слог со звуком [Т] покажите пальчиком букву Т.

Са, ту, мы, то, га, от, ты, ку, тэ, ап, ит.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Дети выполняют соответствующие действия

Пальчиковая гимнастика

-Птички приготовили вам игру.

Эта птичка –соловей, эта птичка - воробей.

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж, это- развеселый стриж.

Ну, а это - злой орлан.  Птички, птички по домам!

Дети называют птиц и загибают пальчики на руках.

Физпауза

Логопед приглашает детей выйти на ковер.

- Ребята, а вы хотите побыть птичками?

-Чем питаются птицы?

- Сейчас вы будете летать по группе как птицы, а по моей команде: «Птички летите сюда», подлетите ко мне.

- Птички, полетели.

Логопед разбрасывает на ковре карточки, вырезанные из бумаги в виде семечек, с написанными на них слогами.

- Каждая  птичка должна поднять  по одной семечке.

- Молодцы ребята, вы хорошо изобразили птиц.

- Хотим.

- Зернами, семенами, насекомыми.

Дети выполняют соответствующие действия

Чтение слогов с буквой Т.

- Наши гости прилетели издалека и наверно  проголодались. Ребята, хотите угостить птиц семечками?

- Прочитайте слоги, написанные на семечках.

-Да

- Та, то, ти, ут, ти.

Игра «Твердый - мягкий»

Логопед выставляет  на доску дерево с 2мя кормушками.

- Если в слоге слышится твердый звук Т, то положите семечку в синюю кормушку, а если слышится мягкий звук, то в зеленую кормушку.

- Ребята, вы такие молодцы! Все сделали правильно.

- Я положу семечку в зеленую кормушку, потому что в слоге ти есть мягкий звук Ть.

Игра «Где сидит птичка?»

- Птички увидели ваше угощение и все полетели к дереву. Ребята, покажите,  куда они сели?

Логопед уточняет, какая птица, куда села. Ребенок прикрепляет фигуру птицы на соответствующее место и называет еще раз место положения птицы.

- Стриж сел в кормушку. Ласточка села на ветку. Утка села под деревом. Трясогузка села около дерева. А аист еще летит над деревом.

- Куда сел стриж (ласточка, трясогузка, аист, утка)

- Стриж сел в кормушку. Ласточка села на ветку. Утка села под деревом. Трясогузка села около дерева. А аист еще летит над деревом.

Определение места звука в слове

- Куда улетают птицы?

- Когда они вернуться?

- Где же они будут жить?

- Я решила позаботиться о птицах и приготовила для них гнезда заранее. Хотите помочь птицам поселиться в гнездах?

На доске три гнезда, под которыми находятся схемы места звука в слове.

- В первое гнездо поселите птиц, в названии которых звук Т стоит в начале слова. Во второе гнездо птиц, в названии которых звук Тстоит в середине слова. В третье гнездо птиц, в названии которых звук К стоит в конце слова.

- Птицы очень вам благодарны, за то, что вы им помогли. Теперь весной они знают, в какие гнезда им заселяться.

- В теплые страны.

- Весной.

-В гнездах.

- Хотим.

Дети берут изображения птиц и ставят под гнезда.

- Я поселю утку во второе гнездо, так как в названии этой птицы звук Т стоит в середине слова.

Итог занятия

        - Какой звук сегодня помогал нам и встречался во всех  словах?

- Дайте характеристику звуку. Какой буквой мы его обозначаем?

- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями, которые вам приготовили птицы.

За то, что вы хорошо поработали на занятии, птички хотят подарить вам наклейки.

- Звук Т.

- Звук [Т]: согласный, глухой, твердый. Буквой Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.

Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)

Конспект НОД  по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах»   (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с группой детей, с включением д/и на ИКТ оборудовании, по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...