Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Тема: «Звуки [Т], [Т']. Буква Т..Перелетные птицы»
Цели: Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков Т и Ть
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»
в подготовительной группе для детей с ЗПР
Тема: «Звуки [Т], [Т']. Буква Т..Перелетные птицы»
Цели: Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков Т и Ть
Задачи:
- Коррекционно-образовательная:
- Закрепить правильное произношение звуков Т, Ть;
- закрепить умение различать твердые и мягкие звуки;
- закрепить умение определять место звука в слове;
- закрепить умение выделять заданный звук в слове;
- закреплять умение правильно употреблять в речи предлоги в, на, над, под, около;
- употреблять имена существительные в родительном падеже, мн.ч.
- Коррекционно-развивающая:
- Развитие фонематического восприятия и слуха;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие мелкой, артикуляционной моторики.
- Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать умение отвечать полным ответом;
- Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей;
- Воспитывать навык поднимать руку для ответа.
Оборудование:
- наклейки;
- запись пения птиц.
Раздаточный материал:
- зеркала;
- фасоль;
- карточки с липкой лентой;
- изображения птиц;
- карточки в виде семечек с написанными на них слогами;
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением птиц (аист, утка, ласточка, трясогузка, стриж).
- карточка с изображением буквы Т;
- шуточное изображение буквы Т;
- таблица-схема для характеристики звуков;
- 3 гнезда;
- схемы для определения места звука в слове;
- 2 кормушки (зеленого и синего цвета) прикрепленные к дереву.;
Предварительная работа:
- Игра «Улетают – не улетают», «Твердый - мягкий» Игра «Где сидит птичка?»
- Заучивание стихов, определение места звука в слове, чтение слогов с заданным звуком;
- Соотнесение звуков Т, Ть с буквой;
- Нахождение букв в кассе.
Ход занятия
Основные части занятия | Деятельность педагога | Примерная деятельность детей |
Организационный момент | На доске изображения перелетных птиц. Звучит запись пения птиц. - Ребята, что вы слышите? - Кто это поет? -К нам в гости прилетели птицы. Вы узнаете какие, если отгадаете загадки. (По мере отгадывания загадок дети показывают птиц на доске) Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Весь день на воде, А водой не насытится. Угадайте, что за птичка - Темненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в 2 конца. - Посмотрите, какие еще птицы прилетели к нам? - Птицы прилетели с вами попрощаться. Куда они собираются улетать? - Почему, птицы улетали на зиму в теплые края? - Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? | - Пение. - Птицы. - Аист. - Утка. - Ласточка. -Трясогузка, стриж. -В теплые края. - Потому что там тепло и много еды -Перелетные |
Образование существительных мн.ч., Р.п. | - Каких птиц много улетает в теплые страны? | - Улетает много ласточек, стрижей, аистов, уток, трясогузок. |
Артикуляционная гимнастика | - Перелетные птицы принесли нам на своих крыльях много нового и интересного. Вы хотите узнать, что они для вас приготовили? - А птицы хотят посмотреть, какие вы справитесь со всеми заданиями. Волшебные зеркала помогут нам вспомнить, как выглядят птицы. У птиц острый клюв (Иголочка). Широкие крылья (Лопаточка). Покажите, как птицы машут крыльями (Качели). Покажите, как птенчик сидит в гнезде (Птенчик). Как они ждут пищу (Движения челюстью вверх, вниз). | - Хотим. |
Характеристика звука | - Приготовьте свои ушки. Послушайте внимательно, какой звук слышится в названиях всех птиц? Логопед произносит названия птиц, голосом выделяя звук Т. - Аист, утка, трясогузка, кукушка, ласточка. - Произнесите звук Т. Посмотрите в зеркала, как расположен язык, когда мы произносим звук Т? - -Карина, дай характеристику звука. встречает преграду или нет? - Мы можем петь этот звук? - Как называется звук, при произнесении которого воздух встречает преграду и который не поется? - Расскажите, про звук Т. Схема поможет вам дать его характеристику. -Каким цветом мы обозначаем твердые звуки? - Какой мягкий братец есть у звука [Т] ? -Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? | - Звук [Т]. - Губки в свободном положении; зубки сближены, но не сомкнуты; кончик язычка стучит за верхними зубками; горлышко «молчит». - Встречает. - Нет. - Согласный. - Звук [Т]: согласный, глухой, твердый. - Синим. - Звук ТЬ. - Зеленым. |
- Какой буквой мы обозначаем на письме звуки [Т] и [Т']? - На что она похожа? Т в антенну превратилась. И на доме очутилась Буква Т тебя укроет от дождя, от снега, зноя. Буква эта- молоток, узнаешь ее, дружок? - Из каких элементов состоит буква Т? - Напишите букву на ладони. - Выложите из фасоли на карточках букву Т. Логопед обращает внимание детей на карточки с наклейным на них двухсторонним скотчем в виде буквы Т. | - Буквой Т. - На антенну, нагриб. -Из двух палочек. | |
Дидактическая игра «Поймай звук» | - Птички хотят проверить, как хорошо умеют слушать ваши ушки. Я буду называть вам слоги, а вы, если услышите слог со звуком [Т] покажите пальчиком букву Т. Са, ту, мы, то, га, от, ты, ку, тэ, ап, ит. - Молодцы! Хорошо справились с заданием. | Дети выполняют соответствующие действия |
Пальчиковая гимнастика | -Птички приготовили вам игру. Эта птичка –соловей, эта птичка - воробей. Эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель. Эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Это зяблик, это стриж, это- развеселый стриж. Ну, а это - злой орлан. Птички, птички по домам! | Дети называют птиц и загибают пальчики на руках. |
Физпауза | Логопед приглашает детей выйти на ковер. - Ребята, а вы хотите побыть птичками? -Чем питаются птицы? - Сейчас вы будете летать по группе как птицы, а по моей команде: «Птички летите сюда», подлетите ко мне. - Птички, полетели. Логопед разбрасывает на ковре карточки, вырезанные из бумаги в виде семечек, с написанными на них слогами. - Каждая птичка должна поднять по одной семечке. - Молодцы ребята, вы хорошо изобразили птиц. | - Хотим. - Зернами, семенами, насекомыми. Дети выполняют соответствующие действия |
Чтение слогов с буквой Т. | - Наши гости прилетели издалека и наверно проголодались. Ребята, хотите угостить птиц семечками? - Прочитайте слоги, написанные на семечках. | -Да - Та, то, ти, ут, ти. |
Игра «Твердый - мягкий» | Логопед выставляет на доску дерево с 2мя кормушками. - Если в слоге слышится твердый звук Т, то положите семечку в синюю кормушку, а если слышится мягкий звук, то в зеленую кормушку. - Ребята, вы такие молодцы! Все сделали правильно. | - Я положу семечку в зеленую кормушку, потому что в слоге ти есть мягкий звук Ть. |
Игра «Где сидит птичка?» | - Птички увидели ваше угощение и все полетели к дереву. Ребята, покажите, куда они сели? Логопед уточняет, какая птица, куда села. Ребенок прикрепляет фигуру птицы на соответствующее место и называет еще раз место положения птицы. - Стриж сел в кормушку. Ласточка села на ветку. Утка села под деревом. Трясогузка села около дерева. А аист еще летит над деревом. - Куда сел стриж (ласточка, трясогузка, аист, утка) | - Стриж сел в кормушку. Ласточка села на ветку. Утка села под деревом. Трясогузка села около дерева. А аист еще летит над деревом. |
Определение места звука в слове | - Куда улетают птицы? - Когда они вернуться? - Где же они будут жить? - Я решила позаботиться о птицах и приготовила для них гнезда заранее. Хотите помочь птицам поселиться в гнездах? На доске три гнезда, под которыми находятся схемы места звука в слове. - В первое гнездо поселите птиц, в названии которых звук Т стоит в начале слова. Во второе гнездо птиц, в названии которых звук Тстоит в середине слова. В третье гнездо птиц, в названии которых звук К стоит в конце слова. - Птицы очень вам благодарны, за то, что вы им помогли. Теперь весной они знают, в какие гнезда им заселяться. | - В теплые страны. - Весной. -В гнездах. - Хотим. Дети берут изображения птиц и ставят под гнезда. - Я поселю утку во второе гнездо, так как в названии этой птицы звук Т стоит в середине слова. |
Итог занятия | - Какой звук сегодня помогал нам и встречался во всех словах? - Дайте характеристику звуку. Какой буквой мы его обозначаем? - Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями, которые вам приготовили птицы. За то, что вы хорошо поработали на занятии, птички хотят подарить вам наклейки. | - Звук Т. - Звук [Т]: согласный, глухой, твердый. Буквой Т. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.
Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...
Конспект открытого НОД по речевому развитию посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным фольклором
Конспект НОД с элементами устного народного творчества...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с группой детей, с включением д/и на ИКТ оборудовании, по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».
ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...