Познавательно - речевой проект
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Глушакова Елена Анатольевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла!» (подготовительная к школе группа с общим недоразвитием речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno-rechevoy_proekt.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»

дошкольное образование

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла!»

(подготовительная к школе группа с общим недоразвитием речи)

                                                                       

                                                                     Направление: познавательно - речевой

                                                       Подготовила: Глушакова Елена Анатольевна,

                                             учитель-логопед первой квалификационной категории

МБОУ Зайцевореченская ОСШ дошкольное образование

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ  ПРОЕКТ

 «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла!»

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность: средней продолжительности (3 месяца).

Сроки проведения: 01.12.2013 г. по 28.02.2014 г.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель проекта:

        Развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.

        Расширять представления детей о зиме, как времени года.

Задачи:

  1. Обогащение и систематизация знаний детей по теме «Зима».
  2. Активизация и обогащение словарного запаса дошкольников.
  3. Развитие мышления и творческого воображения в процессе проектной деятельности детей.
  4. Формирование лексико-грамматических категорий.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие восприятия, художественно-творческих способностей, эстетических чувств.
  7. Формирование основы экологической культуры личности и безопасного поведения.
  8. Воспитание любви и гуманного отношения ко всему живому и неживому в природе.

Актуальность проекта:

        Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о живой и неживой природе зимой, не владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать объекты животного и растительного мира, так как не обладают достаточным словарным запасом слов и развитой связной речью.

        В образовательном процессе подготовительной к школе группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое знание объектов зимы. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих зимой в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

        А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остается у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.

        Творя своими руками объекты зимней природы, дети понимают красоту зимы и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

        Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.

        Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на педагогов ложится большой груз при подготовке материала, но это как нельзя лучше развивает мышление детей, их память и наблюдательность, дает первые представления о зимних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

        В условиях образовательного процесса в ДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе.

        Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в саду и дома.

Образовательная область:

        Коммуникация

        Познание

Здоровье

Социализация

        Чтение художественной литературы

        Художественное творчество

Труд

Музыка

Обеспечение:

        Подбор иллюстраций и картин

        Детская литература

        Настольно-печатные игры

        Папки-передвижки для родителей

Продукт проекта:

        Выставка рисунков «Зимние узоры».

        Систематизированный материал по теме: «Зима» - (папка).

        Речевой праздник «Зимушка-зима».

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).

- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический).

- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта

- Обогащение и активизация словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Деревья зимой», «Зимние забавы»

- Самостоятельное составление рассказа детьми о зиме.

3 этап. Заключительный.

- Изготовление сборника рассказов «Время года – зима».

- Выставка рисунков ««Зимние узоры».

- Речевой праздник « Зимушка-зима».

- Обсуждение итогов и анализ работы.

Реализация проекта:

Образовательная область: «Коммуникация».

        Подборка иллюстраций о зиме, рассматривание и обсуждение их.

        Рассматривание сюжетных картин «Первый снег», «Иней», «Зимующие птицы в парке», «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «На катке».

        Составление детских рассказов по темам: «Здравствуй, зимушка-зима!», «Кормушка», «Зимние забавы», «Зимний лес».

        Составление описаний зимующих птиц, диких животных, деревьев по индивидуальным картинкам.

        Беседы о зиме, о зимующих птицах, о диких животных зимой, о зимних развлечениях.

Образовательная область: «Познание»:

        Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе:

- Наблюдения за сезонными изменениями природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, снегом, льдом, настом, снежинками, сосульками, снегопадом, метелью, деревьями, птицами и т.д.)

Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.

- Наблюдения за красотой зимнего леса.

Цель: Закрепить названия деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями.

Развивать мышление, речь.

- Наблюдения за зимующими птицами.

Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц зимой, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Образовательная область: «Здоровье».

        

Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа:

  1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ, щек и языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

  1. Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

  1. Развитие мелкой моторики, графических навыков. (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

4.    Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

  1. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

  1. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.

  1. Логоритмические упражнения. Физминутки.

Цель: Развивать координацию движений с речью.

  1. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: Обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

Речевые игры:

- «4-й лишний» (дождь, град, снег, зима; лыжи, зима, санки, коньки; снегирь, синица, кормушка, голубь).

Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление).

- «Узнай по описанию» (Эта птичка маленькая, у нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски, целый день чирикает и прыгает).

Цель: Закреплять умение узнавать объект по описанию, развивать мышление, память.

- «Подбери признак» (зима, какая? – холодная, морозная, снежная, долгая, пушистая).

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

- «Подбери родственные слова» (зима – зимний, зимушка, зимовать, зимующие, зимовье).

Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

- «Скажи иначе» (дятел - трудолюбивый, работящий, старательный, неутомимый).

Цель: Учить подбирать синонимы к признакам и действиям объекта.

- «Скажи наоборот» (короткие уши – длинные уши, медленно ходит – быстро бегает).

Цель: Упражнять в употреблении антонимов.

- «Чей хвост, чья лапа, чье ухо?» (у медведя хвост – медвежий, у лисы – лисий, у зайца уши - заячьи).

Цель: Учить образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.

- «Счет 1 – 10» (серебристая ель, заячий след, зимующая птица).

Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные с числительными.

- «Расскажи о зимующей птице», «О зимнем дереве», «О диком животном зимой».

Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

- «Один - много» (сорока – сорок, дятел – дятлов, ель – елей, снежинка – снежинок).

Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

Образовательная область: «Социализация».

        Дидактические игры:

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

- «Четвертый лишний» - ( зимние приметы, зимующие птицы, зимние виды спорта).

- «Когда это бывает?»

- «Зоологическое лото»

- «Как звери к зиме готовятся?»

- «Кто кА зимует?»

- «Узнай по описанию»

- «Чей голос?»

- Домино «Птицы»

- «Телефон» («Назови родственные слова» - снег, лед, мороз, зима)

- «Волшебная цепочка» (распространение предложений).

        Подвижные игры:

Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать, общую моторику, согласовывая с речью.

- «Два мороза»

- «Снежна карусель»

- «Мороз – красный нос»

- «Снежная баба»

- «Кто первый?» (на санках)

Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

        Пословицы, поговорки и загадки о зиме.

        Чтение рассказов и заучивание стихотворений о зиме.

Образовательная область: «Художественное творчество».

        Рисование, аппликация, лепка на зимнюю тематику.

Образовательная область: «Труд».

        Стряхивание снега с веток молодых деревьев. Сбор снега в лунки деревьев и кустарников, в цветники. Уборка снега с дорожек и беседок.

Образовательная область: «Музыка».

        Разучивание песен, танцев.

        Прослушивание «зимних» мелодий.

        Разучивание музыкально – подвижных игр на зимнюю тематику.

Темы непосредственной образовательной деятельности.

Коммуникация. Чтение художественной литературы.

  1. Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутнева.
  2. Заучивание стихотворения «Встреча зимы» И.С. Никитин
  3. Заучивание стихотворения «Декабрь» С.Я. Маршак
  4. Чтение стихотворения «Вот север , тучи нагоняя…» А.С. Пушкин
  5. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
  6. Чтение рассказа «Синичкин календарь» В. Бианки.
  7. Пересказ рассказа «Птицы под снегом» М. Пришвин.
  8. Чтение стихотворения «Зима! Крестьянин торжествуя…» А.С. Пушкин.
  9. Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
  10. Заучивание скороговорок и загадок о зимующих птицах и зверях.
  11. Чтение стихотворения «Мороз-воевода» Н.А. Некрасов.
  12. Составление описательных рассказов о зимующих птицах, о зимних деревьях.
  13. Пересказ сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский.

Художественное творчество.

Рисование.

  1. «Снег идет»
  2. «Снежинка»
  3. «Зимние узоры»
  4. Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк».
  5. «Белая береза под моим окном…»

Аппликация.

  1. «Зима»
  2. «Снегири на ветках»
  3. «Дед Мороз», «Снегурочка»
  4. «Белый медведь»
  5. «Сосна в зимнем уборе»

Лепка.

  1. «Птицы на кормушке»
  2. «Снеговик»
  3. «Зверинец»
  4. «Снежная королева»
  5. «Лыжники»

Познание.

  1. «Начало зимы»
  2. «Зима. Зимующие птицы»
  3. «Зимние забавы и развлечения»
  4. «Как звери зимуют»
  5. «Деревья зимой. Зимний лес»

Музыка.

     Разучивание песен:

     - «Зимушка» муз. и сл. Г. Вихаревой

    - «Снежная сказка» муз. А. Базь, сл. Н. Капустюк

    - «Песенка про Деда Мороза» муз. Л. Бирнова, сл. Р. Грановской

     Игры:

    - «Передай снежок» С. Соснина

    - «Охотники и зайцы» муз. Е. Тиличеевой

    - «Поиграем со снежками» (импровизация)

Совместная работа детей с родителями:

Выставка «Зимние узоры» - рисунки и поделки из природного материала.

Изготовление снежных построек на участке детского сада «Зимний городок».

Создание сборника рассказов детей о зиме «Время года – зима».

Речевой праздник «Зимушка-зима».

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Знают и называют:

- зимние месяцы, приметы и явления;

- пословицы, поговорки о зиме;

- стихи, рассказы, сказки о зиме;

- зимующих птиц, животных Севера.

Расширились представления о зиме, как времени года.

Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

В свободной деятельности широко применяют пение песен.

Самостоятельно организовывают подвижные и народные игры.

Для педагогов:

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Для родителей:

Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Литература.

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.

3. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года. – СПб.: «Детство-Пресс, 2010.

5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград, Учитель, 2012.

7. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

8. Кравченко И.В., Долгоава Т.А. Прогулки в детском саду.Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие/ под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

9. Вохринцева С.В. Познавательно-речевое развитие детей. Зима. – Екатеринбург: Издательство «Страна фантазий», 2010.

10. Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для воспитателей, учителей, педагогов-организаторов. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект: "Мы с пальчиками дружим"

О формировании правильного звукопроизношения, развитии мелкой моторики и содействии речевому развитию....

Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"

Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....

Исследовательско-творческий, познавательно-речевой проект "Птицы нашего двора"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3335268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"152"}}]]Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаютс...

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе

Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению.  Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....

Познавательно-речевой проект «Мы с пальчиками дружим»

Формирование правильного звукопроизношения, развитие мелкой моторики и содействие речевому развитию....

Долгосрочный познавательно-речевой проект " Дорожная азбука"вторая младшая группа

Цель:·        Повысить активность родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения;·        Формировать у детей уме...

Познавательно-речевой проект"Декабристы в Петровском Заводе"

Каждый уважающий себя гражданин должен знать историю своей Родины.Цель создания проекта - необходимость приобщения детей к изучению родного края, родного города, ознакомление с памятными местами...