Познавательно - речевой проект
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла!» (подготовительная к школе группа с общим недоразвитием речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-rechevoy_proekt.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»
дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла!»
(подготовительная к школе группа с общим недоразвитием речи)
Направление: познавательно - речевой
Подготовила: Глушакова Елена Анатольевна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
МБОУ Зайцевореченская ОСШ дошкольное образование
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ПРОЕКТ
«Здравствуй, зимушка-зима, снова в гости к нам пришла!»
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность: средней продолжительности (3 месяца).
Сроки проведения: 01.12.2013 г. по 28.02.2014 г.
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель проекта:
Развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.
Расширять представления детей о зиме, как времени года.
Задачи:
- Обогащение и систематизация знаний детей по теме «Зима».
- Активизация и обогащение словарного запаса дошкольников.
- Развитие мышления и творческого воображения в процессе проектной деятельности детей.
- Формирование лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие восприятия, художественно-творческих способностей, эстетических чувств.
- Формирование основы экологической культуры личности и безопасного поведения.
- Воспитание любви и гуманного отношения ко всему живому и неживому в природе.
Актуальность проекта:
Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о живой и неживой природе зимой, не владеют обобщающими понятиями, не умеют описывать объекты животного и растительного мира, так как не обладают достаточным словарным запасом слов и развитой связной речью.
В образовательном процессе подготовительной к школе группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое знание объектов зимы. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих зимой в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.
А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остается у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.
Творя своими руками объекты зимней природы, дети понимают красоту зимы и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.
Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на педагогов ложится большой груз при подготовке материала, но это как нельзя лучше развивает мышление детей, их память и наблюдательность, дает первые представления о зимних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.
В условиях образовательного процесса в ДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе.
Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в саду и дома.
Образовательная область:
Коммуникация
Познание
Здоровье
Социализация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Труд
Музыка
Обеспечение:
Подбор иллюстраций и картин
Детская литература
Настольно-печатные игры
Папки-передвижки для родителей
Продукт проекта:
Выставка рисунков «Зимние узоры».
Систематизированный материал по теме: «Зима» - (папка).
Речевой праздник «Зимушка-зима».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
- Беседы с родителями.
2 этап. Основной (практический).
- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта
- Обогащение и активизация словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Деревья зимой», «Зимние забавы»
- Самостоятельное составление рассказа детьми о зиме.
3 этап. Заключительный.
- Изготовление сборника рассказов «Время года – зима».
- Выставка рисунков ««Зимние узоры».
- Речевой праздник « Зимушка-зима».
- Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта:
Образовательная область: «Коммуникация».
Подборка иллюстраций о зиме, рассматривание и обсуждение их.
Рассматривание сюжетных картин «Первый снег», «Иней», «Зимующие птицы в парке», «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «На катке».
Составление детских рассказов по темам: «Здравствуй, зимушка-зима!», «Кормушка», «Зимние забавы», «Зимний лес».
Составление описаний зимующих птиц, диких животных, деревьев по индивидуальным картинкам.
Беседы о зиме, о зимующих птицах, о диких животных зимой, о зимних развлечениях.
Образовательная область: «Познание»:
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе:
- Наблюдения за сезонными изменениями природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, снегом, льдом, настом, снежинками, сосульками, снегопадом, метелью, деревьями, птицами и т.д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
- Наблюдения за красотой зимнего леса.
Цель: Закрепить названия деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями.
Развивать мышление, речь.
- Наблюдения за зимующими птицами.
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц зимой, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Образовательная область: «Здоровье».
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа:
- Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ, щек и языка).
Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.
- Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).
Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики, графических навыков. (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).
Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.
4. Развитие лексики. (Речевые игры).
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.
- Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.
- Развитие связной речи.
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление рассказов.
- Логоритмические упражнения. Физминутки.
Цель: Развивать координацию движений с речью.
- Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Цель: Обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.
Речевые игры:
- «4-й лишний» (дождь, град, снег, зима; лыжи, зима, санки, коньки; снегирь, синица, кормушка, голубь).
Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление).
- «Узнай по описанию» (Эта птичка маленькая, у нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски, целый день чирикает и прыгает).
Цель: Закреплять умение узнавать объект по описанию, развивать мышление, память.
- «Подбери признак» (зима, какая? – холодная, морозная, снежная, долгая, пушистая).
Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
- «Подбери родственные слова» (зима – зимний, зимушка, зимовать, зимующие, зимовье).
Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
- «Скажи иначе» (дятел - трудолюбивый, работящий, старательный, неутомимый).
Цель: Учить подбирать синонимы к признакам и действиям объекта.
- «Скажи наоборот» (короткие уши – длинные уши, медленно ходит – быстро бегает).
Цель: Упражнять в употреблении антонимов.
- «Чей хвост, чья лапа, чье ухо?» (у медведя хвост – медвежий, у лисы – лисий, у зайца уши - заячьи).
Цель: Учить образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.
- «Счет 1 – 10» (серебристая ель, заячий след, зимующая птица).
Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные с числительными.
- «Расскажи о зимующей птице», «О зимнем дереве», «О диком животном зимой».
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
- «Один - много» (сорока – сорок, дятел – дятлов, ель – елей, снежинка – снежинок).
Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
Образовательная область: «Социализация».
Дидактические игры:
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
- «Четвертый лишний» - ( зимние приметы, зимующие птицы, зимние виды спорта).
- «Когда это бывает?»
- «Зоологическое лото»
- «Как звери к зиме готовятся?»
- «Кто кА зимует?»
- «Узнай по описанию»
- «Чей голос?»
- Домино «Птицы»
- «Телефон» («Назови родственные слова» - снег, лед, мороз, зима)
- «Волшебная цепочка» (распространение предложений).
Подвижные игры:
Цель: совершенствовать двигательные навыки, развивать, общую моторику, согласовывая с речью.
- «Два мороза»
- «Снежна карусель»
- «Мороз – красный нос»
- «Снежная баба»
- «Кто первый?» (на санках)
Образовательная область: «Чтение художественной литературы».
Пословицы, поговорки и загадки о зиме.
Чтение рассказов и заучивание стихотворений о зиме.
Образовательная область: «Художественное творчество».
Рисование, аппликация, лепка на зимнюю тематику.
Образовательная область: «Труд».
Стряхивание снега с веток молодых деревьев. Сбор снега в лунки деревьев и кустарников, в цветники. Уборка снега с дорожек и беседок.
Образовательная область: «Музыка».
Разучивание песен, танцев.
Прослушивание «зимних» мелодий.
Разучивание музыкально – подвижных игр на зимнюю тематику.
Темы непосредственной образовательной деятельности.
Коммуникация. Чтение художественной литературы.
- Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутнева.
- Заучивание стихотворения «Встреча зимы» И.С. Никитин
- Заучивание стихотворения «Декабрь» С.Я. Маршак
- Чтение стихотворения «Вот север , тучи нагоняя…» А.С. Пушкин
- Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
- Чтение рассказа «Синичкин календарь» В. Бианки.
- Пересказ рассказа «Птицы под снегом» М. Пришвин.
- Чтение стихотворения «Зима! Крестьянин торжествуя…» А.С. Пушкин.
- Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
- Заучивание скороговорок и загадок о зимующих птицах и зверях.
- Чтение стихотворения «Мороз-воевода» Н.А. Некрасов.
- Составление описательных рассказов о зимующих птицах, о зимних деревьях.
- Пересказ сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский.
Художественное творчество.
Рисование.
- «Снег идет»
- «Снежинка»
- «Зимние узоры»
- Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк».
- «Белая береза под моим окном…»
Аппликация.
- «Зима»
- «Снегири на ветках»
- «Дед Мороз», «Снегурочка»
- «Белый медведь»
- «Сосна в зимнем уборе»
Лепка.
- «Птицы на кормушке»
- «Снеговик»
- «Зверинец»
- «Снежная королева»
- «Лыжники»
Познание.
- «Начало зимы»
- «Зима. Зимующие птицы»
- «Зимние забавы и развлечения»
- «Как звери зимуют»
- «Деревья зимой. Зимний лес»
Музыка.
Разучивание песен:
- «Зимушка» муз. и сл. Г. Вихаревой
- «Снежная сказка» муз. А. Базь, сл. Н. Капустюк
- «Песенка про Деда Мороза» муз. Л. Бирнова, сл. Р. Грановской
Игры:
- «Передай снежок» С. Соснина
- «Охотники и зайцы» муз. Е. Тиличеевой
- «Поиграем со снежками» (импровизация)
Совместная работа детей с родителями:
Выставка «Зимние узоры» - рисунки и поделки из природного материала.
Изготовление снежных построек на участке детского сада «Зимний городок».
Создание сборника рассказов детей о зиме «Время года – зима».
Речевой праздник «Зимушка-зима».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Знают и называют:
- зимние месяцы, приметы и явления;
- пословицы, поговорки о зиме;
- стихи, рассказы, сказки о зиме;
- зимующих птиц, животных Севера.
Расширились представления о зиме, как времени года.
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
В свободной деятельности широко применяют пение песен.
Самостоятельно организовывают подвижные и народные игры.
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература.
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.
3. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года. – СПб.: «Детство-Пресс, 2010.
5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград, Учитель, 2012.
7. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
8. Кравченко И.В., Долгоава Т.А. Прогулки в детском саду.Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие/ под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
9. Вохринцева С.В. Познавательно-речевое развитие детей. Зима. – Екатеринбург: Издательство «Страна фантазий», 2010.
10. Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для воспитателей, учителей, педагогов-организаторов. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевой проект: "Мы с пальчиками дружим"
О формировании правильного звукопроизношения, развитии мелкой моторики и содействии речевому развитию....
Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"
Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....
Исследовательско-творческий, познавательно-речевой проект "Птицы нашего двора"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3335268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"152"}}]]Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаютс...
Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе
Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению. Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....
Познавательно-речевой проект «Мы с пальчиками дружим»
Формирование правильного звукопроизношения, развитие мелкой моторики и содействие речевому развитию....
Долгосрочный познавательно-речевой проект " Дорожная азбука"вторая младшая группа
Цель:· Повысить активность родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения;· Формировать у детей уме...
Познавательно-речевой проект"Декабристы в Петровском Заводе"
Каждый уважающий себя гражданин должен знать историю своей Родины.Цель создания проекта - необходимость приобщения детей к изучению родного края, родного города, ознакомление с памятными местами...