Интегрированное занятие с детьми 6-7 лет с ОНР по теме "Осень".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное занятие позволяет закрепить представления детей об осени в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_s_detmi_6-7_let_s_onr_po_teme_osen.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного занятия с детьми 6-7 лет с ОНР
Тема «Осень».
Алгоритм интегрированного занятия
1.Речевая деятельность.
2.Музыкальная деятельность
3.Продуктивная деятельность.
Задачи:
Образовательные
Закрепить приметы осени. Уточнить знания о жизни насекомых, животных и птиц осенью. Продолжать учить высказываться о музыке изобразительного характера в связи с явлениями окружающей действительности; обращать внимание на средства музыкальной выразительности: темп, динамику, оркестровку. Закреплять навык пения с музыкальным сопровождением, петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Закреплять у детей навык рисования всей кистью и кончиком кисти в зависимости от поставленной перед собой художественной задачи.
Коррекционно-развивающие
Активизировать словарь по теме «Осень». Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать связную речь: умение пересказывать фрагменты ранее прочитанных текстов. Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать слова в родительном падеже, единственном числе; правильно употреблять предлоги ЗА-ПОД-ПЕРЕД-ОКОЛО-МЕЖДУ-С; составлять фразы различной конструкции. Развивать зрительное и слуховое внимание: слушать музыку и одновременно наблюдать природу. Развивать слуховое восприятие: умение слушать и отвечать на вопросы, не повторять ответы товарищей; развивать произвольность внимания. Развивать мышление: умение подмечать изменения в жизни деревьев, животных и насекомых в зависимости от сезона. Развивать воображение, тембровый слух, чувство ритма, способность к свободным творческим импровизациям. Продолжать упражнять детей в выразительной передаче диалога персонажей.
Воспитательные
Средствами музыки, танца, художественного слова воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.
Словарная работа: дубовые, кленовые, берёзовые, рябиновые, осиновые..; пасмурная (погода), грустная (музыка), композитор, оркестр, дирижёр.
Предварительная работа: Занятия по лексическим темам «Деревья», «Грибы. Ягоды», «Овощи-фрукты», «Насекомые», «Перелётные птицы», рисование деревьев, чтение рассказов «Настойчивый муравей», «Осенняя сказка», «Белочка и зайчик».
Материал: в зале установлены деревья (золотой клён, дерево с зелёными листочками, 2 ёлочки); краски, листы бумаги с заранее нарисованными стволами разных деревьев, картинки с изображением плодов.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Перед входом в зал учитель-логопед даёт установку:
- Мы с вами отправимся в лес. Послушаем и посмотрим, что происходит сейчас в лесу.
(дети под концерт А. Вивальди «Осень» входят и идут по залу)
Когда все дети окажутся в центре зала, учитель-логопед читает:
Обрывает ветер листья с октября.
Улетели птицы в дальние края.
Не узнать опушки, где жила весна.
И слышна повсюду только тишина.
Вопросы:
- Что повсюду слышится? (Тишина)
- О каком времени года это стихотворение? (Об осени)
- Как вы догадались? (листья опадают, птицы улетают…)
2. Упражнение «Мои друзья».
Логопед: - Мои друзья те, кто знает приметы осени. Я знаю, что осенью льют дожди. Кто мой друг?
(Дети называют приметы и встают в круг, держась за руки. Затем логопед идёт с детьми под музыку по залу и подводит к ковру. Дети садятся на колени по краю ковра)
3. Инсценировка детьми фрагмента рассказа «Настойчивый муравей».
Логопед: На этой полянке летом порхали бабочки и стрекозы. А сейчас вы кого-нибудь видите на полянке? (Нет). Почему? (Все спрятались в норки, под кору….). Ой, посмотрите, вон маленький чёрный муравей спешит к себе домой.
(Выходит ребёнок-муравей, бежит по кругу и выполняет движения по тексту, который произносит логопед)
Логопед: Ползёт муравей домой и несёт своим деткам маковое зёрнышко. Вдруг видит: лежит на дороге тыквенное зерно. Муравей отложил в сторону маковое зёрнышко и взвалил на спинку тыквенное. Но он не мог удержать зерно, оно упало. Много раз муравей взваливал на себя зерно, а оно всё падало и падало. Вдруг услышал муравей: кто-то тихонько смеётся. Оглянулся: сидит у дороги стрекоза:
(Ребёнок-стрекоза говорит свои слова)
Ребёнок-стрекоза: - Ты поднимал зерно уже тысячу раз, неужели тебе не надоело? Ведь ничего у тебя не выйдет. Оставь зерно, пусть лежит на дороге.
Логопед: - А муравей ответил:
Ребёнок-муравей:– Не выйдет у того, кто не трудится, а я тружусь.
Логопед: - Муравей взвалил зерно на спину и понёс домой. Вот как муравьи стараются осенью потрудиться, чтобы зимой крепко спать.
(Логопед предлагает детям перейти на другую полянку и понаблюдать за жизнью животных осенью. Все под музыку идут по залу и подходят к деревьям.)
4. Инсценировка детьми фрагмента рассказа «Белочка и Зайчик».
Логопед: На этой полянке летом любили играть Белочка и Зайчик. А осенью встретились и не узнали друг друга.
(Выбегают дети навстречу друг другу из-за деревьев, расположенных напротив)
Белочка: - Здравствуй!
Зайчик: - Здравствуй! Ты кто?
Белочка: - Я - белочка. А ты кто?
Зайчик: - А я зайчик. Ты не похож на Белочку. Я Белочку знаю. Она рыженькая, а ты какая-то серенькая.
Белочка: - Это ты не похож на Зайчика. Я Зайчика знаю. Он серенький. А ты какой-то беленький.
Логопед: - Отвернулись они друг от друга и убежали. Не стали играть вместе. Почему они не узнали друг друга?
Дети: - Потому что осенью они меняют шубки, чтобы зимой быть незаметными.
Логопед: - Вот так животные готовятся к зиме. Давайте послушаем, что происходит на другой полянке?
(Дети садятся на стулья)
5. Инсценировка детьми фрагмента рассказа «Осенняя сказка».
Логопед: -Жила-была на свете весёлая птичка. С утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и удивилась:
Птичка (потягивается и удивляется): - Вчера листочки на дереве были зелёные, а сегодня – золотые. Кто мне дерево подменил? Полечу-ка я к мудрой Сове, она по ночам не спит и всё знает.
(подлетает птичка к Сове)
Птичка: - Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?
Сова: - Знаю, знаю. Когда ты спишь, по лесу ходит волшебница и раскрашивает в красно
жёлтые краски деревья, кусты, траву!
Птичка: - А-а-а-а! Догадалась. А вы, ребята, догадались, что это за волшебница?
Дети: - Это осень!
Логопед: - Вот вы и увидели, как живут осенью птицы, звери, насекомые.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый – осине.
Жёлтый зонтик тополям.
А листочки дарит нам!
(разбрасываются листья по залу)
Логопед: - Что подарила осень деревьям? (Рябине – бусы, осине- фартук, тополям- зонтик).
Логопед: - Листья с дуба (клёна, берёзы, рябины, осины…) как называются?
(Дубовые, кленовые, берёзовые, рябиновые, осиновые…).
Логопед: - Пройдусь-ка я по лесу. Шла, шла – жёлудь нашла. Под каким деревом я стою? Шла, шла – гроздь красных ягод нашла. За каким деревом я стою? Шла, шла – серёжки нашла. Около какого дерева я стою? И т.д.
Логопед: - Давайте соберём листья и покажем осенний листопад в танце.
(Танец с листочками. Муз. М. Ленграна).
(После танца дети относят листочки на подиум. Внимание детей обращается на один интересный и крупный листок на полу)
Музыкальный руководитель: - Кто-то здесь оставил лист? Это Царица Осень приглашает всех ребят полюбоваться осенней природой и послушать звуки осени.
(Дети садятся перед телевизором. Показ фильма «Октябрь» сопровождается музыкой «Осенняя песнь» П. Чайковского)
Музыкальный руководитель: - Какое настроение вызвала у вас музыка? (Грустное?)
Музыкальный руководитель: - Какая музыка по характеру? (Печальная, мягкая, спокойная, светлая, нежная…)
Музыкальный руководитель: - Да, слышится грусть и печаль по лету. Это произведение называется «Осенняя песнь» и написал его композитор П.И. Чайковский. (внести портрет композитора. Отхлопать трудное слово по слогам).
Музыкальный руководитель: - А сейчас мы превратимся в маленьких музыкантов и попробуем передать настроение осени, поиграем в оркестре. Но для начала вспомним, кто самый главный в оркестре? (Дирижёр). (трудное слово отхлопывается по слогам).
Музыкальный руководитель приглашает воспитателя побыть в качестве дирижёра.
Выходит воспитатель и раздаёт шуршащую бумагу и веточки с листьями.
Дети читают стихотворение и ритмично шуршат между строк.
Ветер листьями шуршит
- Это осень к нам спешит.
Осень, милая, шурши!
Уходить ты не спеши.
Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам порадовать осень своими рисунками. Мы недавно наблюдали за деревьями. Что самое главное у дерева? (ствол). Чем отличаются стволы? (по толщине, по высоте, по цвету). Как отличаются ветки? (по направлению роста, по толщине, по длине). Посмотрите на стволы, которые уже нарисованы у вас на листе, посмотрите на плод, который лежит рядом с деревом, и отгадайте, какое дерево вам надо будет дорисовать?
Сначала вспомните направление роста веток у вашего дерева, толщину веток. Не забудьте одень своё дерево в золотую листву.
(Продуктивная деятельность. Звучит тихая осенняя мелодия)
Анализ продуктов детской деятельности:
Воспитатель: - Я смотрю и удивляюсь, куда же это я попала? Как называется место, где сразу много деревьев растёт? (Лес).
Художественное слово: - Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…
-Паша, как тебе удалось передать могучий дуб? (я рисовал ветки всей кистью).
-Про какие деревья можно сказать, что они стройные? Почему? (Ветки рисовали кончиком кисти).
- Какие деревья золотом наградила осень? (Клёны, берёзы).
- Какое настроение у вас возникает, когда смотрите на этот лес?
- Что хочется делать? Почему? (Беречь его. Потому что он живой, радует людей, птиц, животных). Порадуем и мы его своей песней.
Пение песни «Лист календаря» Н. Куликова.
Итог: - Сегодня на занятии мы почувствовали, что осень может вызывать у людей разное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а, может быть, тёплую радость, если день солнечный и погожий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."
Интегрированное занятие с детьми и родителями: Путешествие в Африку. Цель. Помочь детям ощутить радость от совместной ...
Непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированного занятия с детьми с ОНР 6-7 лет "В гостях у мудрой совы"
Занятие способствует формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет по лексической теме "Птицы"....
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. тема: «Рябиновая Русь».
Целью данного занятия является собрать образ нашей Родины, Есенинской Руси.В сердцах детей пробуждаются нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа. ...
Конспект интегрированного занятия с детьми первой младшей группы "Домик для золотой рыбки"
Данное занятие построено на принципе интеграции с учетом следующих образовательных областей: "Познание", "Художественное творчество", "Социализация", "Безопасность", "Чтение художественной литературы"...
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»....
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".
Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...
Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема: « С огнём нельзя играть».
Конспект занятия по пожарной безопасности. Обучение детей правилам поведения в экстримальных ситуациях....