Интегрированное занятие с детьми 6-7 лет с ОНР по теме "Осень".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Денисова Ольга Вячеславовна

Данное занятие позволяет закрепить представления детей об осени в разных видах деятельности: речевой, музыкальной, изобразительной, совершенствовать лексико-грамматический строй речи и связную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного занятия с детьми  6-7 лет с ОНР

Тема  «Осень».

Алгоритм интегрированного занятия

1.Речевая деятельность.

2.Музыкальная деятельность

3.Продуктивная деятельность.

Задачи:

Образовательные

Закрепить приметы осени. Уточнить знания о жизни насекомых, животных и птиц осенью. Продолжать учить высказываться о музыке изобразительного характера в связи с явлениями окружающей действительности; обращать внимание на средства музыкальной выразительности: темп, динамику, оркестровку. Закреплять навык пения с музыкальным сопровождением, петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Закреплять у детей навык рисования всей кистью и кончиком кисти в зависимости от поставленной перед собой художественной задачи.

Коррекционно-развивающие

Активизировать словарь по теме «Осень». Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать связную речь: умение пересказывать фрагменты ранее прочитанных текстов. Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать слова в родительном падеже, единственном числе; правильно употреблять предлоги ЗА-ПОД-ПЕРЕД-ОКОЛО-МЕЖДУ-С; составлять фразы различной конструкции. Развивать  зрительное и слуховое внимание: слушать музыку и одновременно наблюдать природу. Развивать  слуховое восприятие: умение слушать и отвечать на вопросы, не повторять ответы товарищей; развивать произвольность внимания. Развивать мышление: умение подмечать изменения в жизни деревьев, животных и насекомых в зависимости от сезона. Развивать воображение, тембровый слух, чувство ритма, способность к свободным творческим импровизациям. Продолжать упражнять детей в выразительной передаче диалога персонажей.

Воспитательные

Средствами музыки, танца, художественного слова воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.

Словарная работа: дубовые, кленовые, берёзовые, рябиновые, осиновые..; пасмурная (погода), грустная (музыка), композитор, оркестр, дирижёр.

Предварительная работа: Занятия по лексическим темам «Деревья», «Грибы. Ягоды», «Овощи-фрукты», «Насекомые», «Перелётные птицы»,   рисование деревьев, чтение рассказов «Настойчивый муравей», «Осенняя сказка», «Белочка и зайчик».

Материал: в зале установлены деревья (золотой клён, дерево с зелёными листочками, 2 ёлочки);  краски, листы бумаги с заранее нарисованными стволами разных деревьев, картинки с изображением плодов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Перед входом в зал учитель-логопед  даёт установку:

- Мы с вами отправимся в лес. Послушаем и посмотрим, что происходит сейчас в лесу.

(дети под концерт А.  Вивальди «Осень» входят и идут по залу)

Когда все дети окажутся в центре зала, учитель-логопед читает:

Обрывает ветер листья с октября.

Улетели птицы в дальние края.

Не узнать опушки, где жила весна.

И слышна повсюду только тишина.

Вопросы:

- Что повсюду слышится? (Тишина)

- О каком времени года это стихотворение? (Об осени)

- Как вы догадались? (листья опадают, птицы улетают…)

2. Упражнение «Мои друзья».

Логопед: - Мои друзья те, кто знает приметы осени. Я знаю, что осенью льют дожди. Кто мой друг?

(Дети называют приметы и встают в круг, держась за руки. Затем логопед идёт с детьми под музыку по залу и подводит к ковру. Дети садятся на колени по краю ковра)

3. Инсценировка детьми фрагмента рассказа «Настойчивый муравей».

Логопед: На этой полянке летом порхали бабочки и стрекозы. А сейчас вы кого-нибудь видите на полянке? (Нет). Почему? (Все спрятались в норки, под кору….). Ой, посмотрите, вон маленький чёрный муравей спешит к себе домой.

(Выходит ребёнок-муравей, бежит по кругу и выполняет движения по тексту, который произносит логопед)

Логопед: Ползёт муравей домой и несёт своим деткам маковое зёрнышко. Вдруг видит: лежит на дороге  тыквенное зерно. Муравей отложил в сторону маковое зёрнышко и взвалил на спинку тыквенное. Но он не мог  удержать зерно, оно упало. Много раз муравей взваливал на себя зерно, а оно всё падало и падало. Вдруг услышал муравей: кто-то тихонько смеётся. Оглянулся: сидит у дороги стрекоза:

(Ребёнок-стрекоза говорит свои слова)

Ребёнок-стрекоза: - Ты поднимал зерно уже тысячу раз, неужели тебе не надоело? Ведь ничего у тебя не выйдет. Оставь зерно, пусть лежит на дороге.

Логопед: - А муравей ответил:

Ребёнок-муравей:– Не выйдет у того, кто не трудится, а я тружусь.

Логопед: - Муравей взвалил зерно на спину и понёс домой. Вот как муравьи стараются осенью потрудиться, чтобы зимой крепко спать.

(Логопед предлагает детям перейти на другую полянку и понаблюдать за жизнью животных осенью. Все под музыку идут по залу и подходят к деревьям.)

4. Инсценировка детьми фрагмента рассказа «Белочка и Зайчик».

Логопед: На этой полянке летом любили играть Белочка и Зайчик. А  осенью встретились и не узнали друг друга.

(Выбегают дети навстречу друг другу из-за деревьев, расположенных напротив)

Белочка: - Здравствуй!

Зайчик: - Здравствуй! Ты кто?

Белочка: - Я  - белочка. А ты кто?

Зайчик: - А я зайчик. Ты не похож на Белочку. Я Белочку знаю. Она рыженькая, а  ты  какая-то серенькая.

Белочка: - Это ты не похож на Зайчика. Я  Зайчика знаю. Он серенький. А         ты какой-то беленький.

Логопед: - Отвернулись они друг от друга и убежали. Не стали играть вместе. Почему они не узнали друг друга?

Дети: - Потому что осенью они меняют шубки, чтобы зимой быть незаметными.

Логопед: - Вот так животные готовятся к зиме. Давайте послушаем, что происходит на другой полянке?

(Дети садятся на стулья)

5. Инсценировка  детьми фрагмента рассказа «Осенняя сказка».

Логопед: -Жила-была на свете весёлая птичка. С утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и удивилась:

Птичка (потягивается и удивляется): - Вчера листочки на дереве были зелёные, а сегодня – золотые. Кто мне дерево подменил?  Полечу-ка я к мудрой Сове, она по ночам не спит и всё знает.

(подлетает птичка к Сове)

Птичка: - Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?

Сова: - Знаю, знаю.  Когда ты спишь, по лесу ходит волшебница  и раскрашивает в красно

жёлтые краски деревья, кусты, траву!  

Птичка: - А-а-а-а! Догадалась. А вы, ребята, догадались, что это за волшебница?

Дети: - Это осень!

Логопед: - Вот вы и увидели, как живут осенью птицы, звери, насекомые.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные  - рябине,

Фартук розовый – осине.

Жёлтый зонтик тополям.

А листочки дарит нам!

(разбрасываются листья по залу)

Логопед: - Что подарила осень деревьям? (Рябине – бусы, осине- фартук, тополям- зонтик).

Логопед: - Листья с дуба (клёна, берёзы, рябины, осины…)  как называются?      

                  (Дубовые, кленовые, берёзовые, рябиновые, осиновые…).

Логопед: - Пройдусь-ка я по лесу. Шла, шла – жёлудь нашла. Под каким деревом я стою? Шла, шла – гроздь красных ягод нашла. За каким деревом я стою? Шла, шла – серёжки нашла. Около какого дерева я стою?  И т.д.

Логопед: - Давайте соберём листья и покажем осенний листопад в танце.

(Танец с листочками. Муз. М. Ленграна).

(После танца дети относят листочки на подиум. Внимание детей обращается на один интересный и крупный листок на полу)

Музыкальный  руководитель: - Кто-то здесь оставил лист? Это Царица Осень приглашает всех ребят полюбоваться осенней природой и послушать звуки осени.

(Дети садятся перед телевизором. Показ фильма «Октябрь» сопровождается музыкой «Осенняя песнь» П. Чайковского)

Музыкальный  руководитель: - Какое настроение вызвала у вас музыка?  (Грустное?)

Музыкальный  руководитель:  - Какая музыка по характеру? (Печальная, мягкая, спокойная, светлая, нежная…)

Музыкальный  руководитель:  - Да, слышится грусть и печаль по лету. Это произведение называется «Осенняя песнь» и написал его композитор П.И. Чайковский. (внести портрет композитора. Отхлопать трудное слово по слогам).

Музыкальный руководитель: - А сейчас мы превратимся в маленьких музыкантов и попробуем передать настроение осени, поиграем в оркестре. Но для начала вспомним, кто самый главный в оркестре? (Дирижёр). (трудное слово отхлопывается по слогам).

Музыкальный руководитель приглашает воспитателя побыть в качестве дирижёра.

Выходит воспитатель и раздаёт шуршащую бумагу и веточки с листьями.

Дети читают стихотворение и ритмично шуршат между строк.

Ветер листьями шуршит

- Это осень к нам спешит.

Осень, милая, шурши!

Уходить ты не спеши.

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам порадовать осень своими рисунками. Мы недавно наблюдали за деревьями. Что самое главное у дерева? (ствол). Чем отличаются стволы? (по толщине, по высоте, по цвету). Как отличаются ветки? (по направлению роста, по толщине, по длине). Посмотрите на стволы, которые уже нарисованы у вас на листе, посмотрите на плод, который лежит рядом с деревом, и отгадайте, какое дерево вам надо будет дорисовать?

Сначала вспомните направление роста веток у вашего дерева, толщину веток. Не забудьте одень своё дерево в золотую листву.

(Продуктивная деятельность. Звучит тихая осенняя мелодия)

Анализ продуктов детской деятельности:

Воспитатель:  - Я смотрю и удивляюсь, куда же это я попала?  Как называется место, где сразу много деревьев растёт? (Лес).

Художественное слово:    - Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…

-Паша, как тебе удалось передать могучий дуб? (я рисовал ветки всей кистью).

-Про какие деревья можно сказать, что они стройные? Почему? (Ветки рисовали кончиком кисти).

- Какие деревья золотом наградила осень? (Клёны, берёзы).

- Какое настроение у вас возникает, когда смотрите на этот лес?

- Что хочется делать? Почему? (Беречь его. Потому что он живой, радует людей, птиц, животных). Порадуем и мы его своей песней.

Пение песни «Лист календаря» Н. Куликова.

Итог: - Сегодня на занятии мы почувствовали, что осень может вызывать у людей разное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а, может быть, тёплую радость, если день солнечный и погожий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."

                            Интегрированное занятие с детьми и родителями:                                              Путешествие в Африку.  Цель. Помочь детям ощутить ра­дость от совместной ...

Непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированного занятия с детьми с ОНР 6-7 лет "В гостях у мудрой совы"

Занятие способствует формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет по лексической теме "Птицы"....

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. тема: «Рябиновая Русь».

Целью данного занятия является собрать образ нашей Родины, Есенинской Руси.В сердцах детей пробуждаются нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа. ...

Конспект интегрированного занятия с детьми первой младшей группы "Домик для золотой рыбки"

Данное занятие построено на принципе интеграции с учетом следующих образовательных областей: "Познание", "Художественное творчество", "Социализация", "Безопасность", "Чтение художественной литературы"...

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".

Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...

Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема: « С огнём нельзя играть».

Конспект занятия по пожарной безопасности. Обучение детей  правилам поведения в экстримальных ситуациях....