Развитие речевого творчества с использованием интерактивных технологий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
В данной статье приведены примеры заданий по развитию речевого творчества у дошкольников с использованием интерактивных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речевого творчества с использованием интерактивных технологий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Одной из задач развития речи детей – развитие связной речи. В процессе коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи мы развиваем диалогическую и монологическую формы связной речи. Но одни дети, усваивая алгоритм составления рассказов, пользуются определённым набором речевых шаблонов. Их рассказы получаются часто «правильными», но не интересными, скучными. Но есть дети, которых слушать интересно, даже если они допускают какие-то лексико-грамматические ошибки и забывают о предлагаемых алгоритмах. Так же и у взрослых. Имея большой арсенал средств речевого выражения, взрослые люди пользуются им по-разному. Часто хорошо развитая связная речь обеспечивает людям профессиональный успех, причём не только в литературном творчестве.
Очевидно, что для успешного развития связной речи необходимо развивать способности к речевому творчеству.
Под творческой деятельностью понимают деятельность направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных. Считается, что для успешного развития творческих способностей необходимо развивать творческое (креативное) мышление и творческое воображение.
Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.
По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. В ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.
Чтобы дети с общим недоразвитием речи научились не только связно, но и творчески излагать свои мысли, необходима система упражнений, дидактических игр, творческих заданий, способствующих развитию словесного творчества детей.
В этой статье будут приведены примеры заданий, где были учтены требования ФГОС, который ориентирует нас на реализацию программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Нами были использованы интерактивные технологии с целью развития речевого творчества дошкольников с общим недоразвитием речи.
Все эти виды работ были «опробованы» с детьми старшей логопедической группы. Опыт показал, что подобные задания не только эффективны в отношении развития способности дошкольников к речевому творчеству, но и очень интересны детям.
Интерактивная технология «Цепочка».
Составление загадки методом отрицания.
Задачи:
- Развивать навык выделения существенных признаков предмета через сравнение их с признаками других предметов.
- Упражнять детей в составлении загадок по принципу отрицания.
- Развивать творческое (креативное) мышление.
- Развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображением предмета-загадки и других предметов, которые отличаются от загадываемого каким-либо одним признаком.
Содержание:
Педагог предлагает детям составить загадку про предмет методом отрицания и демонстрирует картинку с соответствующим изображением.
Затем взрослый поочерёдно демонстрирует другие картинки и предлагает детям найти общий признак у загадываемого предмета и предмета на карточке. Предметы предлагаются детям «по цепочке». Картинки, которые уже проанализированы детьми, выставляются на наборном полотне.
После того, как дети сравнили все картинки с исходной и нашли отличительные признаки, они составляют загадку методом отрицания, используя слова-помощники «НО НЕ». Дети проговаривают загадку «по цепочке», каждый следующий добавляет новый признак.
Образец:
Загадка про ЛИМОН, составленная методом отрицания:
- Овальный, но не яйцо;
- жёлтый, но не цыплёнок;
- кислый, но не клюква;
- с цедрой, но не апельсин;
- с семечками, но не яблоко;
- сочный, но не арбуз.
Что это?
Интерактивная технология «Цепочка».
Напиши картину словом.
Задачи:
- Активизировать словарь детей по заданной теме.
- Закреплять навык правильного использования грамматических закономерностей в самостоятельной фразе.
- Развивать творческое (креативное) мышление, воображение.
- Развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу.
Оборудование:
Ковролин, контурные изображения предметов для составления картины.
Ход работы:
Дети поочерёдно выбирают предмет из предложенных, описывают его и прикрепляют на ковролин , определяя и называя его место. В результате, на ковролине получается картина. Это может быть пейзаж, натюрморт или сюжетная картина, в зависимости от предлагаемых элементов. Слово обязательно сопровождает наглядный образ и действие!
Когда дети будут хорошо справляться с подобными заданиями, можно расширить их творческие возможности, предлагая предметы из разных жанров. Предварительно говорится, что не обязательно использовать все имеющиеся предметы для будущей картины.
Этот вид работы вызывает интерес у детей, они быстро понимают принцип выполнения задания и составляют интересные, иногда, неожиданные картины. В качестве более сложного варианта этого задания, можно предложить детям «нарисовать картину словом» в умственном плане, оперируя только зрительными образами. После того, как дети опишут словами свою картину, её можно будет вместе нарисовать на листе!
Образец:
«Зимний пейзаж»
Дети выбирают элементы, описывают их и прикрепляют на ковролин:
- На переднем плане картины я изобразила реку. Река покрыта льдом. Он голубой, блестящий, как зеркало.
- Высоко в небе над горизонтом я нарисовала солнышко. Солнышко яркое, ласковое, лучистое.
- Над линией горизонта я изобразила облако. Облако белое, пышное, плывёт по небу.
- На заднем плане картины я изобразил дом. Дом небольшой, деревянный, деревенский.
- Слева от реки, на переднем плане картины, я изобразил дом. Дом высокий, покрытый снегом, кирпичный.
- Слева от маленького дома я нарисовал ёлочку. Ёлочка зелёная, пушистая, покрытая снегом.
- Около реки, справа, растёт берёза. Берёза высокая, ветвистая, заснеженная.
Воспитатель прикрепляет к ковролину снеговую тучу:
- Ребята, а я нарисовала высоко в небе, над горизонтом, тучу. Туча тяжёлая, хмурая, снеговая. Давайте устроим снегопад! Прикрепим снежинки и скажем, какие они. Каждый придумывает одно слово!
Дети поочерёдно прикрепляют к ковролину снежинки и придумывают их признаки:
- Снежинка маленькая.
- Снежинка резная.
- Снежинка холодная.
- Снежинка белая.
- Снежинка лёгкая.
- Снежинка хрупкая.
- Снежинка красивая.
Интерактивная технология «Работа в малых группах».
Игра-эстафета «Рисование портрета снеговика»
Задачи:
- Развивать умение работать в команде, оценивать результаты работы.
- Развивать творческое мышление, воображение.
Оборудование:
Маркеры, доски.
Ход работы:
Дети делятся на две команды. Задача для каждой команды – нарисовать портрет Снеговика. В своих группах дети работают поочерёдно, дорисовывая по одной детали. Члены команды могут обсуждать, советовать. Затем каждая команда представляет результат своей работы, составляя описательный рассказ о Снеговике.
Образец:
Интерактивная технология «Аквариум».
Сочинение сказки «Снеговик и чудеса»
Задачи:
- Активизировать словарь детей по заданной теме.
- Закреплять навык правильного использования грамматических закономерностей в самостоятельной фразе.
- Закреплять навык построения связных высказываний.
- Развивать творческое (креативное) мышление, воображение.
- Развивать умение работать в команде, последовательно решать общую задачу, анализировать и оценивать результаты выполнения задачи.
Оборудование:
Игрушка – Снеговик.
Ход работы:
Детям предлагается сочинить сказку про персонажа. Персонаж может быть предложен воспитателем или выбран самими детьми. В нашей группе дети сами предложили придумать сказку про Снеговика, которого вместе с мамой сделал Гриша к новогодней выставке.
Процесс сочинения сказки проходил в технологии «Аквариум». Половина детей сидели в круге на ковре, остальные стояли вокруг них. Начало сказки придумывали дети, сидящие внутри «аквариума», а наблюдатели слушали, анализировали, высказывали свои мнения. Затем дети поменялись местами и ролями, то есть конец сказки придумывали другие дети.
Мы сочинили очень интересную сказку «Снеговик и чудеса!», а потом оформили по ней книжку. У детской фантазии нет границ! Попробуйте и вы!
Интерактивная технология «Делай, как я!».
Составление поговорок по образцу.
Задачи:
- Активизировать словарь детей по заданной теме.
- Закреплять навык составления сложноподчиненных предложений.
- Учить понимать переносный смысл слов и выражений.
- Развивать умение составлять самостоятельные высказывания по аналогии.
- Развивать творческое мышление.
Оборудование:
Пары картинок, с которыми можно составить поговорки по аналогии: «Не учи рыбу плавать, а собаку лаять!»
Ход работы:
Детям раздаются пары предметных картинок. Ведущий даёт образец поговорки, детям предлагается составить поговорку по образцу. Затем, вместе с педагогом, дети обсуждают общий смысл всех составленных поговорок.
Образец:
- Не учи кошку мяукать, а свинью хрюкать!
- Не учи художника рисовать, а балерину танцевать!
- Не учи солнце светить, а ветер дуть! И другие.
Интерактивная технология «Карусель».
Составление поговорок по образцу.
Задачи:
- Активизировать словарь детей по заданной теме.
- Учить понимать переносный смысл слов и выражений.
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать умение составлять самостоятельные высказывания по аналогии.
- Развивать творческое мышление.
- Упражнять детей в умении работать в динамических парах.
- Развивать навыки сотрудничества.
Оборудование:
Пары картинок, с которыми можно составить поговорки по аналогии: «Гусь свинье не товарищ!»
Ход работы:
Сначала, вместе с педагогом, дети обсуждают смысл поговорки «Гусь свинье не товарищ!».
Затем дети образуют два круга. Малый круг статичный, а в большом круге дети перемещаются, создавая динамичные пары.
Каждому ребёнку выдаётся одна картинка, но у каждой картинки обязательно должна быть пара из остальных розданных, по принципу противоречия.
Дети двигаясь по кругу, объединяют имеющиеся у них картинки в пары, создавая поговорку по аналогии с «Гусь свинье не товарищ».
Создаваемые поговорки не всегда имеют смысл, поэтому дети передвигаются по кругу до тех пор, пока не составят поговорки, имеющие переносный смысл.
Образец:
- Кошка мышке не подружка!
- Пёс коту не друг!
- Петух лисе не товарищ!
Использование интерактивных технологий в работе с семьей
«Папа, мама, я – творческая семья».
Сочинение стихов, синквейнов по картинам.
Рекомендации родителям:
- Посетить с ребенком художественный музей или выставку;
- Изобразить свои впечатления от понравившегося произведения искусства;
- Выразить свои чувства в речевом творчестве (рассказ, стихотворение, синквейн).
Примеры семейного творчества:
Семья Риты Б.:
Н.П. КРЫМОВ «ПОСЛЕ ВЕСЕННЕГО ДОЖДЯ»
Солнечным светом всё озаряется
После дождика весной!
И радуга в небе вдруг появляется,
Всех удивляя своей красотой!
Семья Матвея Т.:
А.И. КУИНДЖИ «ОСЕНЬ»
Осень золотая снова наступила!
Листья пожелтели и упали на землю.
Ручеёк по лесу быстро протекает,
Песню для деревьев звонкую играет!
Семья Лизы С.:
ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ»
СИНКВЕЙН
Звёзды.
Яркие, далёкие, манящие!
Сверкают, кружатся, танцуют!
Звёзды – это маленькие светлячки
над спящим городом.
Волшебство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"
Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...
Использование здоровьесберегающих технологий в группе с общим недоразвитием речи
Использование здоровьесберегающих технологий в группе с общим недоразвитием речи: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж Ф.Р.Ауглина, кинезиологические упражнения, психогимнастика,...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
в статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, цветотерапия, двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения....
Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...
Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме: "Домашние животные и их детёныши"
Конспект подгруппового занятия, напрвленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР по теме:"Домашние животные и их детёныши"Подго...