Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя подготовительная группа
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Здесь подобран материал по лексическим темам: «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы»; «НОВЫЙ ГОД»; «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_zima_pd.gr_.docx | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы.»
Существительные: декабрь, январь, февраль, буран, оттепель, иней, стужа, хлопья, крупка, поземка, наст, свиристель, тетерев, глухарь, поползень, сойка.
Глаголы: падать, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, сковывать, оттаять, кружиться, трещать, прилетать, клевать, выводить, спать, каркать, чирикать, тинькать, ворковать, стрекотать.
Прилагательные: снежный, пушистый, морозный, искристый, прозрачный, резкий, красногрудый, теплый, резвый.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Зимний день такой холодный. Греем руки мы вот так: Х-х-х-… Воробью насыплем крошки. Он обрадуется так! Мы попрыгаем немножко, Пробежимся по снежку. Постучим нога о ножку, Поваляемся в снегу. | Поёжиться, похлопать себя по плечам. Соответственно. Щепотью правой руки. Похлопать в ладоши. Прыжки на месте Соответственно Соответственно. Покататься по коврику |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем – совсем несладкий! Прилетайте птички Сала дам синичке Приготовлю крошки Хлебушка немножко Эти крошки голубям Эти крошки воробьям Галки да вороны Ешьте макароны | Загибают пальчики на одной руке. «Лепят» снежок, меняя положение ладоней. Соединяют пальцы обеих рук, делая круг. Грозят указательным пальчиком. Зовущие движения руками Режущие движения одной ладони по другой Пальцами крошат крошки Показывают правую ладонь Показывают левую ладонь Скользящие движения ладонями Руки вытянуть вперёд |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнение для щёк и губ «Снеговики радуются снегу и морозу» Упражнение для языка: «Сосулька» «Санки – ледянки» «Горка для спуска» | Надуть щёки, весёлое изображение глаз, 5 сек. Вытянуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до 10. Сделать язык «чашечкой», подержать 10 сек. Открыть рот, убрать кончик языка за нижние резцы, выгнуть язык «горочкой», 10 сек. |
Мимические упражнения: | |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
1. Игра «Чудесный мешочек»: дети достают из мешочка предметные картинки, называют ее и определяют местоположение звуков К, Х. |
5. Развитие лексико-грамматического строя
1) Назвать по порядку зимние месяцы.
2) Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — .... Летом день длинный, а зимой — .... Летом солнце яркое, а зимой — .... Весной лед на реке тонкий, а зимой — ....
Снег мягкий, а лед — .... Одни сосульки длинные, а другие —.
3) «Подбери слово». Подобрать похожие (однокоренные) слова к слову СНЕГ (снежок, снежки, снеговик, снежинка, Снегурочка, подснежник, снегирь, снегоуборочная машина).
4) Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).
Зима (какая?) — холодная, снежная, морозная, долгая. Снег (какой?) — .... Снежинки (какие?) — .... Лед (какой?) — .... Погода (какая?) — ....
Снежинки зимой (что делают?) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.
Лед на солнце (что делает?) — ....Мороз (что делает?) — ... .Дети на зимней прогулке (что делают?) — .... Метель (что делает?) — ....
5) Упражнение «Назови ласково»:
Снег — ... Солнце — ... Лед — ... Зима — ...
6) Отгадай правильно: какую птицу называют лесным доктором? (дятел); у какой птицы зимой выводятся птенцы? (клест); у какой птицы на голове хохолок? (свиристель); какая птица прилетает к кормушке ночью? (сова);
7) Согласование числительных к существительным «Посчитай правильно»: 2 вороны; 5 сорок; 4 дятла; 5 голубей; 3 воробья.
8) Согласование прилагательных с существительными. Подобрать слова-определения к словам: воробей какой? (шустрый, пестрый и т.д.); ворона какая? (черная, большая и т.д.).
9) Игра «Чей? Чья? Чьи?»
10) Упражнение «У КОРМУШКИ». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:
— Снегирь летит к: кормушке (предлог к).
— Синица улетает от кормушки (предлог от).
— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
6. Развитие связной речи
1) Художественная литература:
С.Одоевский «Мороз Иванович», С. Воронин «Моя береза. Зимой». «Птичьи кормушки» Л.Воронкова, А.С.Пушкин «Зимний вечер», Ушинский «Воробей», Е.Благинина «Мороз», Я.Купала «Зима», К.Чомов «Деревья спят», А.Чепуров «Трудно птицам зимовать…», И.С. Никитин «Встреча зимы», Е.Трутнева «Первый снег», Г.Скребицкий «Зима», заучивание стихотворения «Снегири» А. Прокопьева.
2) Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о зиме.
3) Составление рассказов о птицах по мнемотаблицам; загадки- описания. Рассказы по темам:
- Поможем птицам зимой; - Как построить кормушку; - Если бы я был воробьем.
Дополнительный материал:
- Пословицы, поговорки, народные приметы
Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. Лебедь несет на носу снег.
Поздний отлет птиц — к теплой зиме. В зимний холод всякий молод.
Что летом родится, то зимой пригодится. Зима не лето, в шубу одета.
2. Пересказ рассказа «Летят снежные пушинки»
ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю.
Слой за слоем ложится снег. Идет зима, растут сугробы, и снег становится плотным.
По В.Архангельскому
Тема: НОВЫЙ ГОД
Существительные: ёлка, подарки, игрушки, огни, фейерверк, салют, серпантин, Снегурочка, Дед Мороз, хоровод, карнавал, маска, хлопушка, гирлянда, мишура.
Глаголы: украшать, наряжать, дарить, поздравлять, танцевать, праздновать.
Прилагательные: нарядная, зелёная, колючая, душистая, добрый, любимый, зимний, весёлый, праздничный, новогодний.
Наречия: весело, радостно, нарядно, празднично, интересно, сказочно.
Инструкция воспитателя Выполняемые движения | |||
1, Развитие общей моторики «Дед мороз» | |||
Ждут красавицу колючую В каждом доме в декабре. На ветвях зажгут фонарики, Искры брызнут в серебре. Сразу станет в доме празднично, Закружится хоровод. Дед Мороз спешит с подарками Наступает Новый год. | Рисуют руками елочку. «Дом». «Фонарики». Руки над головой, пальцы оттопырены. Берутся за руки и становятся в хоровод. Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами. | ||
2. Развитие мелкой моторики «На елке» | |||
Мы на елке веселились, И плясали, резвились После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же- вкусные предметы. Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. | Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками. «шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. «рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши. Загибают пальчики на руках начиная с больших. | ||
3. Развитие артикуляционной моторики | |||
Упражнения для губ Упражнения для языка | Улыбнулись «Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола. | ||
4. Развитие мимических мышц | |||
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться. | Выполнение действий по тексту. | ||
5. Развитие фонетико-фонематических процессов | |||
1.Упражнение «Какое слово короче?» Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка —гирлянда, Снегурочка — снег, хоровод — волшебство. 2 Составление предложений со словами: елка, Новый год, праздник ,подарки. | |||
6.Развитие лексико-грамматических процессов | |||
1.Игра «Какой? Какая? Какие?» Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый… Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная… Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая… Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя… Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый… Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая… | |||
2. Игра «Что из чего?» Шары из стекла- стеклянные; гирлянды из бумаги- бумажные и т.д. 3. Игра «Один-много» один подарок- много подарков, одна игрушка- много игрушек, одна елка- много елок и т.д. 4.Образование однокоренных слов: елка – еловый – ель - ельник | |||
7. Развитие связной речи | |||
Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли. Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем. Катя, украшать, ёлка, шары, разноцветные.
Маска любит надевать Машу. Елка пляшет возле Снегурочки. Дети нарядили игрушки елками. Елка зажглась на лампочках. Дед Мороз принес мешок в подарках. 3. Чтение художественных текстов: С. Маршак «Двенадцать месяцев», 3. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка» (с последующим обсуждением), Рнс «Снегурочка», Братья Гримм «Госпожа метелица», В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»), 4. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. |
Дополнительный материал:
1. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В НОВЫЙ ГОД
В Новый год случится
Сказочное что-то,
Тихо постучится
В наши двери кто-то.
— Тук-тук!
— Кто там?
Поглядите только! —
Зеленая, пушистая,
Смолистая, душистая... (елка).
В. Данько
2. Загадки
Я модница такая,
Что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки,
Любые украшенья.
Но на мою, поверьте,
Великую беду,
Наряд мне надевают
Всего лишь раз в году. (Новогодняя елка)
На Новый год
Ей каждый рад,
Хоть и колюч
Ее наряд. (Елка)
- Выучить
«Елочка» (с опорой на мнемотаблицу)
Ёлку нарядили сами,
Звёздочки повесили.
Мы придём,
расскажем маме,
Как нам было весело.
Лексическая тема «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Словарь:
Существительные: забавы, развлечения, санки, саночник, коньки, лыжи, конькобежец, лыжник, клюшка, шайба, хоккеист, хоккей, снеговик, ледянка, снегокат, снегоход, снежки.
Глаголы: кататься, лепить, строить, упасть, скользить, заливать, сгребать, отталкиваться. Прилагательные: лыжный, быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый.
Наречия: шумно, весело, радостно, ловко, лихо.
Инструкция воспитателя Выполняемые движения | ||
1. Развитие общей моторики | ||
Лыжник едет по лыжне, В хоккей играют на катке. Во дворе в снежки сыграем, Бабу снежную скатаем. Только (это твёрдо знай!) На дороге не играй. | Имитируют движения лыжника, хоккеиста. Описывают три круга руками в воздухе. Крутят воображаемый руль. Грозят пальчиком. | |
2. Развитие мелкой моторики. «Дружба» | ||
Между ёлок вдоль реки Разбрелись снеговики. Каждый ищет И зовёт Снежных баб на хоровод. | Нарисовать в воздухе ёлку Обе руки с «ножками» - указательными и средними пальцами – расходятся в разные стороны. Рука «козырьком» ко лбу Ладони «рупором» ко рту Нарисовать в воздухе снежную бабу. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Упражнения для губ Упражнения для языка | Улыбнулись «Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола. | |
4. Развитие мимических мышц | ||
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться | Выполнение действий по тексту. |
5. Развитие фонетико-фонематических процессов
1.Игра "Колокольчики". Цель: Дифференцирование близких по звучанию неречевых звуков (колокольчик с низким и высоким звучанием); называние прилагательных, обозначающих характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".
2. Игра"Поставь по порядку". Цель: Запоминание последовательности звучания неречевых звуков, узнавание, различение , называние звучащих музыкальных игрушек.
3. Игра "Коробочка гремит". Цель: Дифференцирование неречевых звуков.
4. Игра «Скажи, что слышишь?». Цель: Развитие слухового внимания. (Шумит машина).
6. Развитие лексико-грамматических процессов
- «Кому что нужно?» Хоккеисту — клюшка. (Фигуристу, саночнику, лыжнику).
- «Исправь ошибку». Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч,
лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость. - «Составь предложение». (На, мальчик, санках, катается. В, снежинке, воздухе, кружатся.)
- «Сосчитай 1-5». Одна снежная горка, … один быстрый лыжник.
- «Назови ласково». Санки, снеговик, горка, ребята, снег, клюшка, шайба.
- «Один — много». Одна шайба – много шайб. (Клюшка, коньки, снеговик, ледянка, лыжи.)
- «Добавь словечко».
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Что несёт меня? … (Коньки)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы … (Санки)
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (Снеговик)
7. Развитие связной речи.
- Чтение художественного текста: «Поезд» Я.Тайца.
- Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом
- Составление рассказа «Снеговик» (с опорой на мнемотаблицу)
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателяв подготовительной группе
Здесь подобран материал по лексическим темам: «МАМИН ПРАЗДНИК. ЦВЕТЫ»; «ВЕСНА. ВРЕМЕНА ГОДА»; «КОСМОС»; «Цветы»; «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»; «НАСЕКОМЫЕ»; «Скоро в школу»; «ЛЕТО. ВРЕМЕНА Г...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - подготовительная группа
В тетради собраны игры и упражнения для развития дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики; для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей подготовительной к...
Взаимодействие учителя -логопеда с воспитателями подготовительной группы. Бланки вечерней работы
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы. Данный материал представлен в виде бланков , по которым воспитатель в вечернее время может закрепить пройденный логопедом...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы. Зима.
В группе комбинированной направленности особое внимание должно уделяться коррекционным процессам.Воспитатели под руководством учителя-логопеда ведут планомерную работу по развитию всех компонент...
Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."
Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...
Журнал взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной группы к школе компенсирующей направленности
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осушествляет в ра...
ТЕТРАДЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ_ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ЧАСТЬ 1, 2, 3, 4
ТЕТРАВДЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ (подготовительная группа)...