"Развитие речи"
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ | ||||||||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||
Сентябрь 1 неделя | Диагностика | |||||||||||||
Сентябрь 2 неделя | Диагностика | |||||||||||||
Сентябрь 3 неделя Части тела | «Части тела». В.И.Волчкова, Н.В.Степанова С.63-64. Т.Р.Кислова С.18-20. | Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. | Книги. Предметные и сюжетные картинки. Схемы. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дид.игры. Пересказ расказа Е.Пермяк «Для чего руки нужны». | |||||||||
Сентябрь 4 неделя Игрушки | «Игрушки». В.И.Волчкова, Н.В.Степанова С.98-101. Т.Р.Кислова С.14-18. | Творческое рассказывание. «Кто такой Чебурашка?» Развивать творческое воображение, на основе начала показать, как можно придумывать конец сказки, учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику развития сюжета. | Книги. Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры. | |||||||||
Октябрь | ||||||||||||||
Октябрь 1 неделя Осень | «Осень». В.И.Волчкова, Н.В.Степанова С.25-27. | Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень». Закрепить представления детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе. | Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры. | Беседа:«Речевое воспитание дошкольников» | ||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Октябрь 2 неделя Овощи | «Овощи». Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». №8. С.26. Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». №7,8. С.24-27. | Учить различать и называть овощи. Составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета, согласовывать форму родительного падежа существительных. Согласовывать числительные с существительными от 5-10. | Муляжи овощей. Предметные и сюжетные картинки. Схемы. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Чего много?» «Закончи предложение». «Чего не стало?» «Веселый счет». «Из чего что сделано?» Составление предложений по картинкам. | |||||||||
Октябрь 3неделя Фрукты | «Фрукты». Т.Р.Кислова. №9. С.28. Л.Е.Кыласова. № 10,11. С. 28-30. | Учить различать и называть фрукты. Упражнять в употреблении формы винительного падежа Согласовывать числительные с существительными. Учить подбирать родственные слова. Составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу. | Предметные картинки. Муляжи. Схемы. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Посадим фруктовый сад». «Собираем урожай». «Какой фрукт я не назвала?» «Назови сок». «Четвертый лишний». «Чего не стало?» «Один - много». Подбор родственных слов. | |||||||||
Октябрь 4 неделя Одежда | «Одежда». Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». №19-21. С.42-44. | Учить детей различать и называть одежду. Активизировать пассивный и активный словарь. Учить образовывать относительные прилагательные. Согласовывать существительные с числительными. | Предметные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дид.игры: «Назови какие?» «Веселый счет». «Закончи предложение». «Чего не стало». Загадки. | |||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||
Ноябрь 1 неделя Детский сад | «Детский сад». «Читаем детям» З.Г.Сахинова, А.Ш.Асадуллина, С.Г.Сулейманова С.36. Т.Р.Кислова С.121-123. | Обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь. | Книги. Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дид.игра. Загадки. Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом». | Экскурсия в музей ДОУ. | ||||||||
Ноябрь 2 неделя Головные уборы, обувь | «Головные уборы. Обувь». Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». №19-21. С.40-44. | Учить детей различать и называть и обувь по сезонам. Активизировать пассивный и активный словарь. Учить образовывать относительные прилагательные. Согласовывать существительные с числительными. | Предметные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дид.игры: «Назови какие?» «Веселый счет». «Закончи предложение». «Чего не стало». Загадки. | |||||||||
Ноябрь 3 неделя Дом и его части | «Дом.». Т.Р.Кислова. С.37-40. | Углубить знания детей и расширить словарь по теме дом и его части. Учить составлять предложения со словами, обозначающими направление движения в сочетании с предлогом через и между. | Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дид.игры: «Какой дом?» «Скажи ласково» «Доскажи слово» «Какая квартира?» | Папка-передвижка: «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей». | ||||||||
Ноябрь 4 неделя Мебель | «Мебель». Т.Р.Кислова. С.40-43. | Углубить знания детей и расширить словарь по теме мебель. Учить составлять предложения со словами, обозначающими направление движения в сочетании с предлогом через и между. | Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дид.игры: ««Скажи ласково» «Доскажи слово» «Какая мебель?» | |||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Декабрь | ||||||||||||||
Декабрь 1 неделя Зима | «Зима». Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.69-71. Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». С.71-72. | Обобщить представления детей о зиме, явлениях в природе. Учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Учить пересказывать текст. | Сюжетная картина «Зима» | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание картины. Практические: работа по рисованию. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: «Какая погода?». «Доскажи слово». Подбор родственных слов. Чтение рассказа. Пересказ. | Консультация: «О преодолении трудностей в общении» | ||||||||
Декабрь 2 неделя Домашние животные | «Домашние животные и их детеныши». Т.Р.Кислова. С.77-80. Л.Е.Кыласова. С.80-82. | Уточнить и обобщить знания детей о домашних животных. Закрепить название профессий людей, ухаживающих за домашними животными. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Подбирать к словам синонимы. | Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания на подбор слов-синонимов. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Кто на кого похож?»,. «Назови детенышей». «Кто как голос подает?». «Назови ласково». «Один-много». «Придумай кличку». «Доскажи слово».
| |||||||||
Декабрь 3 неделя Домашние птицы | «Домашние птицы». Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.80-85. Л.Е.Кыласова. С.80-83. | Уточнить и обобщить знания о домашних птицах. Закрепить названия частей тела птиц, название профессий людей, ухаживающих за домашними птицами. Учить образовывать притяжательные прилагательные. | Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры: «»Кто как голос подает?». «Назови птенцов». Загадки. Чтение рассказа. Пересказ. | |||||||||
Декабрь 4 неделя Новогодние праздники | «Зимние забавы. Праздник Новый год». Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». С.77-79. | Закрепить названия зимних игр, зимний спортивный инвентарь. Учить детей словообразованию, употреблять имена существительные в дательном падеже. Составлять рассказ по сюжетной картине. | Картина «Снеговик». Иллюстрации. | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание картины, иллюстраций. Практические: упражнение «Кто больше назовет зимних слов?». Игровые: игра. | Беседа по картине. Рассказы детей. Работа со звуком, словом. Дидактические игры: «Почему так назван?». «Кому что нужно?». «Подбери признак». | |||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Январь | ||||||||||||||
Январь 1 неделя | Каникулы | |||||||||||||
Январь 2 неделя Здоровье дошкольника | «Здоровье дошкольника». «Читаем детям» З.Г.Сахинова, А.Ш.Асадуллина, С.Г.Сулейманова С.171-172. Т.Р.Кислова С.121-123. | Закрепить представления детей об зимнем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать диалогическую речь, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к природе. | Книги. Предметные и сюжетные картинки. Иллюстрации. | Словесные: беседа. Чтение. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания на подбор слов-синонимов. Игровые: игра. | Беседа по картине. Рассказы детей. Дидактические игры. Загадки. Пересказ рассказа И.Калинина «Про снежный колобок». | Родительское собрание: «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников» | ||||||||
Январь 3неделя Дикие животные | «Дикие животные и их детеныши». Т.Р.Кислова. С.72-76. Л.Е.Кыласова. С.88-91. | Закрепить знания о том, как звери зимуют в лесу, об их внешних признаках, повадках. Упражнять в употреблении творит.падежа колич.числит-х в сочетании с существ-ми. Учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные. | Предметные картинки. | Словесные: беседа. Чтение. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания на подбор слов-синонимов. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: «Назови части тела у зверей». «Назови детенышей». «Кто как передвигается?». «Доскажи слово». «Сравни зверей». «Отгадай загадку-описание». Чтение рассказа. | |||||||||
Январь 4 неделя Зимующие птицы | «Зимующие птицы».. Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». С.75-76. | Уточнить и обобщить знания о зимующих птицах. Учить детей пересказу. Закрепить категорию предложного падежа с предлогом на. Развивать внимание, память. | Серия картин «Синичка». | Словесные: беседа. Чтение. Наглядные: рассматривание картин. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры: «Назови лишнее слово». Загадка. Чтение рассказа. Объяснение непонятных слов и выражений. Составление рассказов детьми. | |||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Февраль | ||||||||||||||
Февраль 1 неделя Продукты питания | Продукты питания. Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.89-95. | Уточнить и обобщить знания о продуктах питания. Активизировать в речи употребление прилагательных. | Иллюстрации. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дид. игры: «Назови со словом много». «Что из чего делают?». «»Назови ласково». | Консультация: «О преодолении трудностей в общении» | ||||||||
Февраль 2 неделя Посуда | «Посуда». Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.51-56. | Учить детей различать, называть посуду, знать ее назначение. Образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных. | Картинки. Предметы посуды. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание предметов посуды. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Сравнение предметов посуды. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Игра «Какая посуда». Задания на словообразование. | |||||||||
Февраль 3 неделя Профессии | «Профессии». Т.Р.Кислова. С.117-123. Л.Е.Кыласова. С.60-63 | Познакомить детей с некоторыми профессиями. Учить составлять рассказ на тему «Кем ты хочешь быть?». Согласовывать существительные с глаголами в роде и числе. Развивать наблюдательность. | Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры: «Кем я хочу быть». «Кому что нужно для работы?» «Назови действия» «Кто что делает?» «Не ошибись» Составление рассказов по плану. | Экскурсия в Музей ГИБДД | ||||||||
Февраль 4 неделя Наша Армия | «День защитников Отечества». Л.Е.Кыласова. С.93-94 | Уточнить знания детей об армии, о родах войск, военной технике и о военных профессиях. Учить составлять рассказ по серии картинок. Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже. | Предметные картинки. | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: работа по рисованию. Игровые: игра. | Беседа по теме. Чтение стихотворения. Составление рассказа. | Экскурсия в Музей Боевой славы. | ||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Март | ||||||||||||||
Март 1 неделя Весна | «Весна». Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.114-117. Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». С.108-111. | Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны. Учить составлять сложные предложения со словами, обозначающими действие в настоящем, прошедшем, будущем времени. | Сюжетные картинки. Мяч. | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: «Назови признак». «доскажи словечко». «Скажи со словом весенний». «Назови одним словом». Чтение рассказа. Пересказ. | |||||||||
Март 2 неделя Перелётные птицы | «Перелетные птицы». Л.Е.Кыласова. С.44-48, С.129-130. | Закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово. Учить подбирать предмет по признаку. Употреблять род.падеж имен существительн. в ед. и мн. числе. Согласовывать существ. с числит. в форме дат. Падежа. | Предметные картинки. | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры: « Кто больше назовет перелетных птиц». «Один-много». «Подбери предмет по признаку». Чтение рассказа. Пересказ. | |||||||||
Март 3 неделя Семья | «Семья». «Лекарство» К.Ушинский С.74-76. Т.Р.Кислова С.47-51. | Учить детей пересказу художественного произведения близко к тексту. | Книги. Иллюстрации. | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: работа по рисованию. Игровые: игра | Беседа по теме. Дидактические игры. | |||||||||
Март 4 неделя | Каникулы | |||||||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Апрель | ||||||||||||||
Апрель 1 неделя Транспорт | «Транспорт». Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке».С.97-104. Л.Е.Кыласова. С.96-99. | Уточнить и обобщить знания о транспорте, правилах дорожного движения. Учить детей пересказу сказки. | Предметные картинки. | Словесные: беседа. Чтение. Пересказ. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: работа по рисованию. Игровые: игра | Беседа по теме. Загадки. Дид.игры: « «Назови ласково». «Один-много». Чтение сказки. Пересказ. | Родительское собрание: «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников» | ||||||||
Апрель 2 неделя Наш город | «Архитектура городов» (памятники, музеи и др.). (Саранск). Н.Жуковская. «От Карелии до Урала». | Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками Саранска, музеями. | Иллюстрации. Книги. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры: «Назови, что это». «Угадай, где?». | Обзорная экскурсия по городу | ||||||||
Апрель 3 неделя Лес | «Лес. Ягоды. Грибы» Л.Е.Кыласова. № 16-18, С.36-38. Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.123,С.127. | Упражнять детей в дифференциации деревьев и лесов. Учить составлять предложения с именами существительными в ед и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на. | Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры: «Как назвать лес?» «Чей лист?» «Веселый счет» «Подбери слова-действия». Подбор родственных слов. | |||||||||
Апрель 4 неделя Ягоды | «Лес. Ягоды. Грибы» Л.Е.Кыласова. № 16-18, С.38-40. Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.123.,С.127. | Упражнять детей в дифференциации ягод. Учить составлять предложения с именами существительными в ед и мн. числе винительного падежа с предлогами в, на. | Предметные и сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры: «Как называются ягоды?» «Веселый счет» «Подбери слова-действия». Подбор родственных слов. | |||||||||
Месяц | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||||||||
Май | ||||||||||||||
Май 1 неделя Праздник мира, весны и труда | «Праздник мира, весны и труда». «Хрестоматия» «Слава» С.Баруздин С.226. | Пересказ рассказа. Рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 1 Мая. Учить детей пересказу. | Предметные и сюжетные картинки. Иллюстрации. Книги. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: задания. Игровые: игра. | Беседа по теме. Дидактические игры. Чтение рассказа «Слава». | Консультация: «Роль развивающих игр в речевом и познавательном развитии ребенка» | ||||||||
Май 2 неделя День Победы | «День Победы». Л.Е.Кыласова. «Развитие речи». С.123-125. | Рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 Мая. Рассказать о героях Великой Отечественной войны. Учить детей пересказу. | Сюжетные картинки. | Словесные: беседа. Чтение. Наглядные: рассматривание иллюстраций. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Чтение рассказа Л.Кассиля «Сестра». Пересказ. | Экскурсия в музей Боевого и трудового Подвига. | ||||||||
Май 3 неделя Насекомые | «Насекомые». Т.Р.Кислова. «По дороге к азбуке». С.133-135. | Уточнить знания детей о насекомых. Употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественном числе. | Предметные картинки. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание ккартинок. Практические: работа по рисованию. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Назови ласково». «Один-много». «Звуки насекомых». Творческая работа по рисованию. | |||||||||
Май 4 неделя Цветы | «Цветы». Т.Р.Кислова. С.129-132. | Уточнить знания детей о садовых и полевых цветах. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Развивать память, внимание, мышление. | Предметные картинки. Мяч. | Словесные: беседа. Наглядные: рассматривание картинок. Практические: упражнения. Игровые: игра. | Беседа по теме. Загадки. Дидактические игры: «Назови ласково». «Один-много». «Назови улицу». «Назови садовые цветы». «Назови полевые цветы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...