конспект открытого занятия для детей с ОНР " Транспорт", "В школу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

конспект открытого занятия по выпуску детей из логопедической группы (для детей с ОНР) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ДОВЕРИЕ»

                          Конспект открытого логопедического занятия

с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием  речи III уровня речевого развития.

 

Тема: «Транспорт»

                                                                                   Разработано: учителем-логопедом

                                                                            I квалификационной категории

                                                Тряпицыной Е.Е.

Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях; систематизировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений, пересказа рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий; продолжать развивать ВПФ; развитие общей и мелкой моторики,  воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки, умение работать в коллективе.

Оборудование: мяч, кубики, деревянный конструктор, картинки по теме «Транспорт», презентация по теме «Транспорт»,  индивидуальные тетради, карточки для фонематического разбора слов,  схемы предложения, простые карандаши, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня у нас  необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие из детского сада в школу. На чем можно путешествовать? (ответы детей и подведение к теме ТРАНСПОРТ) Надо проехать маршрут из одного города в другой. На пути будут встречаться  остановки,  чтобы двигаться дальше  надо выполнить задания. Ну, что поехали?

  1. Основная часть

 Давайте посмотрим на экран и расскажем нашим гостям, что мы знаем про транспорт. Дать понятие  «транспорт, его  виды, назначение Презентация «Транспорт» первая остановка «Загадкино» дети отгадывают загадки.

Вторая остановка «Объяснялкино» дети объясняют виды и назначение транспорта. Молодцы! Едем дальше. Следующая станция «Почемучкино»

Давайте поиграем  в игру «4лишний»

4 ЛИШНИЙ

Автомобиль-вертолет-грузовик-трактор

Самолет-лодка-катер-пароход

Самокат-машина-мотоцикл-поезд

Едем дальше. Следующая станция «Считалкино»

На этом станции мы с вами будем считать различные транспортные средства.

Счет по карточкам (ответ каждого ребёнка)

2+5 (7красных новых машин)

6-4 (2 старых трактора)

4-3 (1современных самолётов)

2+1 (3 детских самоката)

9-4 (5гоночных автомобилей)

3+3 (6 быстроходных пароходов)

Молодцы! Теперь давайте сравним предметы:

Игра «Наоборот»

- Самолёт большой, а вертолёт …

-  Грузовик тяжёлый, а велосипед …

- у велосипеда колёса узкие ,а у машины …

- поезд длинный, а автобус …

Игра “Закончи предложение)

- Будем сравнивать транспорт.

- Воздушный шар летит высоко, а самолёт… (выше).

- Самолёт летит далеко, а ракета …

- велосипед  едет быстро, а машина …

- Самолёт мощный, а ракета  …

Станция «Отдыхалкино»

Мы поиграем в  игру «Большой –маленький». Я кидаю вам мяч и называю предмет большой, а вы кидаете мне мяч и называете предмет маленьким.

Машина-, самолёт-, пароход-, велосипед-, лодка-, трамвай-.

 Молодцы следующая  большая станция «Граматеево»

Работа в тетради. Открываем тетради, берём карандаши и внимательно слушаем задание. -   По заданным звукам из слов составить новое слово.  Получившиеся слова записать в тетрадь.

Первый   звук слова УЛИТКА

Первый звук слова  ЛИМОН

Последний звук слова ТАКСИ

Четвёртый  звук слова ЗАЯЦ

Второй  звук слова МАМА

Какое слово у вас получилось (УЛИЦА)

Сколько слогов в слове улица? Ответ -3

Какой слог ударный? Ответ- первый

Давайте сделаем фонематический анализ слова улица. (в тетради цветными карандашами). Выполнение задания.

Придумайте предложение со словом УЛИЦА.

В тетрадях нарисуйте схему предложения. Логопед рисует схему на доске.

Звонок. Перемена. (физминутка)

Мы немного устали пора размяться. Повторяем за мной. 

На болоте 2 лягушки

2 зелёные квакушки.

Рано утром просыпались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям Физкульт-привет!

Станция «Читаево» (презентация)

 -Давайте мы с вами покажем, чему мы научились. Посмотрите  на  карточки, на них написаны, слова, но  кто-то нам  разрезал карточки и теперь надо по верхней половинке слов догадаться что было написано, подобрать нижнюю половинку, чтобы  получилось всё слово(Дети  по очереди выходят к доске и выполняют задание). Молодцы, отлично справились с заданием.

А сколько слогов в слове ДОРОГА? А сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Я нашла слоги, надо составить из них слова.

У  ЛИ  ЦА  ГА  РАЖ     ПАР  КОВ    КА

Что мы читали? (предложения). Объяснение детьми значение слова предложение (это слова, объединённые одним смыслом)

Станция «Угадалкино»

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Машина из металла…

Поручни из пластика…

Окна из стекла…

Сидения из кожи…

Колёса из резины…

Двери из железа…

Станция «Исправляево»

Игра «Бывает ли так?» слушайте внимательно, и если я сказала не правильно,  исправьте меня.

По улице ходят люди, а по тротуарам ездят машины .

Машины едут на зелёный сигнал светофора.

Пароходы плывут по небу.

Водитель в машине сидит на заднем сиденье.

Последняя станция «Развития речи» составить рассказ по картине.

  1. Итог

Наше путешествие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями. Мы прибыли к  месту назначения - в школу.

Что вам понравилось? (поощрение детей)



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ДОВЕРИЕ»

                          Конспект открытого логопедического занятия

с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием  речи III уровня речевого развития.

 

Тема: «В школу»

                                                                                   Разработано: учителем-логопедом

                                                                            I квалификационной категории

                                                Тряпицыной Еленой Евгеньевной

Тема: «В школу»

Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях; систематизировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов и предложений, пересказа рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий; продолжать развивать ВПФ; развитие общей и мелкой моторики,  воспитывать аккуратность и чувство ответственности за свои поступки, умение работать в коллективе.

Оборудование: мяч, школьные принадлежности, картинки по теме «школа и школьные принадлежности»,  кукла Бабы- Яги, колокольчик,  индивидуальные тетради, карточки для фонематического разбора слов,  схемы предложения, простые карандаши, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Вот и заканчивается весна, скоро у вас будет выпускной бал. Куда вы выпускаетесь? (в школу) А когда дети идут в школу? (осенью) Правильно.  В какой класс вы пойдете? (в первый класс) В этом году осенью вы все пойдете в школу. А сейчас на минуточку мы представим, что уже наступило 1 сентября, и мы с вами пришли в школу на уроки. Но пойдем мы не одни, с нами пойдет Баба-Яга. Она тоже хочет стать грамотной.

II.     Основная часть

-Баба –Яга так торопиться в школу, что пришла к нам на занятие с портфелем.  Давайте проверим, какие предметы Баба-Яга взяла с собой. Портфель, пенал, (ручка, карандаши, резинка, точилка- в пенале), линейка, тетради, букварь, мяч, рогатка, машинка.  где лежат школьные принадлежности (в портфеле), откуда мы будем их доставать (из портфеля). Баба-Яга вам дает задание положить карандаш в тетрадь, а ручку под тетрадь. И  просит назвать где лежит ручка (карандаш) от куда будет доставать ручку (из под тетради). Несколько вариантов показывает логопед (отработка предлогов из-за, из-под)

Звонок.

  1. Начинается первый урок математики

На этом уроке мы с вами будем считать школьные принадлежности, которые нам пригодятся в школе.

Счет по карточкам (ответ каждого ребёнка)

2+5 (7карандашей)

6-4 (2ручки)

4-3 (1 резинка)

2+1 (3 линейки)

9-4 (5тетрадей)

3+3 (6книг)

Молодцы! Теперь давайте сравним предметы:

Линейка длинная, а карандаш..

Книга толстая, а тетрадь…

Пенал большой, а резинка …

Портфель тяжелый, а альбом….

Желтый карандаш острый, а красный…

Перед вами предметы, но среди них есть лишние. Определите,  какой предмет лишний и объясните почему.

«4 лишний»

Карандаш, молоток, ручка, кисточка (молоток-это инструмент)

Мячик, резинка, пенал, линейка (мяч-это игрушка)

Сентябрь, май, октябрь, ноябрь (май-это весенний месяц)

Звонок. Перемена.

На перемене мы поиграем в  игру «Большой –маленький». Я называю предмет, а вы передавая мяч, будете это называть ласково. (Дети как можно быстрее передают по кругу друг другу мяч, называя правильный ответ).

Карандаш-, тетрадь-, книга-, линейка-, пенал-, кисть-, резинка-, точилка-, скрепка-, кнопка-.

Молодцы следующий урок.

  1. Звонок. Урок грамоты

Работа в тетради. Задание:  по заданным звукам из слов составить новое слово.  Получившиеся слова записать в тетрадь.

Последний  звук слова МАЛЫШ

Первый звук слова КРЫША

Последний звук слова ЭСКИМО

Второй звук слова КЛАД

Третий звук слова СКАЗКА

Какое слово у вас получилось (школа)

Сколько слогов в слове школа? Ответ -2

Какой слог ударный? Ответ- первый.

Давайте сделаем фонематический анализ слова школа. Перед вами в конвертах лежат карточки, с их помощью сделайте схему слова. Выполнение задания.

Придумайте предложение со словом школа

В тетрадях нарисуйте схему предложения.

Звонок. Перемена. (физминутка)

Мы немного устали пора размяться. Повторяем за мной. 

Карлсон зовет на крышу.

Поднимаемся  неслышно.

Руки надо вверх поднять,

На носки всем срочно встать.

 Выше, выше…не ленитесь,

Аккуратно  опуститесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

               

  1. Звонок. Урок чтения

Баба-яга-Урок чтения у них, о читать-то вы умеете?

Логопед -думает, что вы маленькие и читать не умеете. -Давайте мы с вами покажем, чему мы научились:Посмотрите  на  карточки, на них написаны, слова, но вредная Баба-Яга специально разрезала карточки и теперь надо по верхней половинке слов догадаться что было написано, подобрать нижнюю половинку, чтобы  получилось всё слово(Дети  по очереди выходят к доске и выполняют задание). Молодцы, отлично справились с заданием.

А сколько слогов в слове КНИГА? А сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? А как называется книга, по которой дети учатся читать? (Букварь).

Баба-Яга не очень аккуратная, она плохо следит за своими книгами и вот в букваре у нее рассыпались слова на слоги. Надо их собрать и прочитать.

ПЕ РЕ МЕ НА, У ЧЕБ НИК, У РОК, ЗВО НОК, ПАР ТА.

Баба-Яга- ха-ха, читать они умеют, слова и я прочитаю, а вот предложения вам ни зачто не прочитать, я запутала в них слова.

Логопед –Давайте покажем гостям и Бабе –Яге, что нам не страшны ее козни и с этим заданием мы справимся. Для этого надо правильно расставить слова и прочитать.

Что мы читали? (предложения). Объяснение детьми значение слова предложение (это слова объединённые одним смыслом)

Звонок. Перемена

Теперь Баба-Яга проголодалась  и пошла  в столовую, а мы поиграем в игру  с мячом.

каша из риса (какая?) рисовая каша,

 запеканка из мяса (какая?) мясная, 

салат из капусты и моркови (какой?)

сок из яблок и груш (какой?)

варенье из малины (какое?)

подбери слово-родственник к слову гриб …

подбери слово-родственник к слову рыба …

4.  урок Природоведения. Как вы думаете, что изучают на этом уроке? (ответы детей)

Урок будет не обычный, будем отгадывать хитрые загадки Бабы-яги. Она хочет запутать вас рифмами мудрёными,  а будьте внимательны. Презентация «Загадки-обманки»

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…слон (медведь)
***
Быстрее всех от страха
Несётся ….черепаха (заяц)
***

Знает даже иностранец всех в лесу хитрее заяц (лиса)

***
Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей…петух (лев)
***
Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» …мышей (собак)
***

Слышала вся улица как мычала курица (корова)
***Ночью каждое оконце слабо освещает солнце (луна)

Под деревом 4 льва, 1 ушел, осталось два (3)

Игра «Бывает ли так?» слушайте внимательно, и если я сказала не правильно,  исправьте меня.

В школу ученики приходят вечером.

На уроке ученики внимательно слушают учителя.

В школу можно брать игрушки.

В школе ученики сидят на полу.

 Звонок

5.       урок  Развития связной речи. Слова выделенные подчеркнутым курсивом зашифрованы цифрой с картинкой. (задача детей соотнести нужную цифру с картинкой, поставить слово в нужную форму (число, падеж) и продолжить рассказ.

Сегодня вы будите сочинять конец рассказа по картинкам. Я начну рассказ, но вместо некоторых слов покажу вам карточку с цифрой, а вы должны будете вставить нужное слово.

«Вася  пришел из школы и сел играть на компьютере(5). Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все в портфель(1). Утром Вася вспомнил, что не решил задачу. В школу(3) он тащился как черепаха(4). Начался урок. Дрожит Вася как заяц(6). Вызвала учительница  его отвечать к доске, а  Вася молчит как рыба(2). Мальчику стало стыдно».  (продолжите рассказ)

-объяснение крылатых выражений «тащиться как черепаха» и др.

-Что скажет мама?

- Какие полезные советы мы можем дать Васе?

Звонок

Последний урок. Такого урока в школе к сожалению нет, но у нас есть. Скажите где живет Баба-Яга (ответы -в лесу, -в сказке) да, Баба-Яга пришла к нам из сказки. Вот и последний урок –УРОК СКАЗКИ

Презентация «В мире сказки».

Вот и пришла пора нам прощаться с Бабой-Ягой.

III.  Итог

Баба-Яга благодарит вас за помощь, вы настоящие друзья, многому научились и можете смело идти в школу.  И на прощанье хотела бы сделать вам как будущим первоклассникам небольшие подарки и пожелать вам успехов в учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Транспорт»

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего возраста.«Транспорт»...

Конспект открытого занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы по теме "Транспорт"

Конспект открытого занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы по теме  "Транспорт"...

Конспект открытого занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы по теме "Весна"

Конспект открытого занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы по теме  "Весна"...

Конспект открытого занятия педагога- психолога на тему " Транспорт"                                                     

Конспект открытого занятия педагога- психолога на тему " Транспорт" Тема (проект, событие):  Транспорт Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Форма проведения: открытое занятие Форма ...