логопедическая радуга
консультация по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Сказка» с. Становое
семинар- практикум
для педагогов
(на педагогической планерке)
Учитель-логопед:
Пыхалова Ю.А.
13.04.2015 год
С. Становое
Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя –логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель: активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.
2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.
Ход игры
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга » - «Имена прилагательные. Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся
конкурсы.
1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»
Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки) .
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд) .
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка) .
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком) .
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами) .
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы) .
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе) .
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык) .
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх) .
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад) .
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу) .
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу) .
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе) .
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот) .
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом) .И УШЛА.
Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.
Знание артикуляционных упражнений. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»). Члены команд должны назвать упражнения, показать как они выполняются и для каких звуков они используются.
Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
1. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)
2. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ) .
3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат) .
4. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
5. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
6. Сколько звуков в слове — деньги (пять) .
7. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
8. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным) .
9. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный)
10. Назовите пару звуку «Ш» («Ж») .
11. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
2 команда.
1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)
2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
3. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е) .
4. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель) .
5. Назовите характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
6. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
7. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи) .
8. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым) .
9. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й) .
10. Чем отличается звук от буквы.
11. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Конкурс «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.
1 команда.
• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора) .
• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло) .
• Ры – ры – ры — летят… (синие шары) .
• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор) .
• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши) .
2 команда.
• За – за – за — в поле… (бегает коза) .
• Ла – ла – ла — на пути … .(у нас скала) .
• Ор – ор – ор —. острый …. (топор) .
• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы) .
• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы) .
Конкурс «Закончи предложение».
Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.
1 команда.
1. Земля покрыта снегом, как….
2. Лед блестит у берега, как …
3. Солнце нещадно палит, как…
4. Заря полыхает, как….
5. Дверь в комнате скрипит, как …
6. Дети в группе галдят, как …
7. Мальчик плывет, как …
2 команда.
1. Туман стелется над озером, как …
2. Дождинки текут по лицу, как …
3. Малыши прыгают по траве, как …
4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …
5. Балерина на сцене кружится, как …
6. Мысль в моей голове засела, как …
7. Человек подошел тихо, как …
Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия».
– Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука. - Придумайте рифму к слову. Выставлены перевернутые предметные картинки. Участник переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)
Конкурс «Пантомима»
Логопед: Я знаю, воспитатели любят –в утренниках играть. Сегодня сложное задание – Вам нужно пантомиму показать! С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочно героя.
Игра «Угадай героя сказки». Ведущий: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.) .
Логопед: Конкурс весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись?
Логопед: Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются, Из всех сил стараются. Я думаю, пора размяться, Включить смекалку, подумать, И, может быть, немного посмеяться.
Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».
Ведущий: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.
Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.
Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…
Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д. Подведение итогов конкурса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей «Логопедическая радуга»
Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы,максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения т...
Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.
Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....
Семинар-практикум "Логопедическая радуга"
Семинар-практикум "Логопедическая радуга"...
Деловая игра для педагогов "Логопедическая радуга"
Игра для педагогов поможет систематизировать знания в области образовательных технологий, повторить основные виды деятельности детей, постараться решить проблемные задачи....
Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей логопедических групп на тему "Логопедическая радуга"
Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп, форма проведения -деловая игра.Интересные и содержательные задания позволяют максимально раскрыть профессиональные умения и знания участников,...
Деловая игра для воспитателей "Логопедическая Радуга"
деловая игра для воспитателей...