Проект "НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ" подготовительная логопедическая группа
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

Фоменко Анна Вячеславовна

Проектная деятельность с детьми - логопатами, посвященный 70- летию Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasledniki_pobedy.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «ЧАЙКА»

ПРОЕКТ «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЧЁЛКА»

                                                                                      Проект подготовила:

                                                                                      учитель-логопед

                                                                                   высшей  квалификационной категории

                                                                                    А.В.Фоменко

с.Кочубеевское

2015г

Актуальность : 

Современные  дети – наследники , тех кто победил  фашизм, правнуки  тех, кто  освободил  Европу от  коричневой чумы, иными  словами, они  наследники  Великой Победы. Но понимают ли  нынешние  дошкольники этот  факт ?  насколько глубоки их представления и чувства о ВОВ, насколько  крепка духовно- нравственная связь  поколений? В ходе общения с детьми и их родителями, мы пришли к выводу, что если  у детей имеются весьма определённые знания,то их  явно не хватает, кроме того, отчётливо проявляется  и  проблема  речевая:  скудность  лексико- грамматических  средств языка, и как следствие,  бессодержательность  связных  высказываний и неполноценная  коммуникативность  по данной теме .

Цель :

Побуждать детей к сохранению  памяти о поколении, выигравшем  Великую Отечественную  Войну, формирование чётких представлений о трудном военном времени и причастности всего народа и нашей Армии  к Великой Победе, путём тесного взаимодействия с семьями воспитанников и  социумом.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать представления о том зле, которое принесли фашисты на нашу землю, о подвигах героев и роли Армии в освобождении мира от фашистов, подводить к понятию « города- герои»,

« героизм », о главных битвах ВОВ.

Развивающие:  умения устанавливать  причинно-следственные связи ( с чем связаны голод и лишения, поражения первых месяцев войны, почему трудились даже дети ? и др.). Развитие зрительного гнозиса, упражнять в соотнесении  контуров, узнавании  некоторых  условных и  картографических знаков, образности речи,  мелкой моторики рук.

Коррекционные: закрепление умения подбирать по смысловому контексту глаголы прошедшего времени во мн. числе , согласовывать все части речи в предложениях сложных конструкций, умение  подбирать  синонимы , упражнение в умении связно и последовательно пересказывать повествовательные рассказы , логично демонстрируя ту или иную  имеющуюся наглядность ( макеты, иллюстрации , серии сюжетных картинок , слайды образцы медалей , схематичные планы и др. ) ,тренировка в интонационной выразительности и эмоциональной окраски голоса, формирование навыков чтения в игровой ситуации , навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

Воспитательные : воспитывать уважение  и гордость  подвигами наших предков , желание глубже узнавать о том какой ценой досталась Победа , пробуждать духовно - патриотические чувства на примерах мужества и героизма народа.

Подготовительный этап: беседы о войне, серии экскурсий: в Музей, к Вечному Огню, к Памятнику Неизвестному Солдату, к часам Победы, к доске памяти «Наши земляки – герои», целевые  Прогулки по улицам села, названным в честь героев ВОВ, Плановые мероприятия в библиотеке, подбор и чтение художественной и энциклопедической литературы о войне, конкурс чтецов стихотворений о войне, рассматривание атрибутики тех лет ( военная форма бойцов , фляжки и др.), участие коллектива группы и родителей, детей в акции «Георгиевская лента»,оформление фотоальбомов «В каждой семье есть свой герой», составление папок: «Навечно в памяти», «Медали и ордена ВОВ», «Города- герои», изготовление макетов «Военная техника времён войны»,

«Морской бой», слушание песен военных лет,  рисование рисунков по данной теме , драматизация  сценок и др.

Участники  среднесрочного проекта : дети подготовительной логопедической группы ,учитель -  логопед , воспитатели группы , родители.

Необходимые материалы: георгиевские ленточки участникам, листы бумаги, красные карандаши, таблички с названиями и фото городов –героев, план села, звёздочки, медали и ордена времён ВОВ - подлинники и картонные образцы, серия сюжетных картинок «Парад Победы», макеты «Военная техника», иллюстрации городов- героев, буквы,  аудио – записи   «Песни военных лет», фотоальбом  «В каждой семье свой герой»,  проектор, карты  сражений, плакаты и лозунги  тех лет, контуры карты  европейских стран.

Словарный материал: бомбоубежище, зажигательные бомбы, маршал, рядовой, генерал, немецко - фашистские  захватчики, вооружение, конструкторы, инженеры, Сталинградская битва, разгром, наступление, отступление, города- герои, фронт, звание Герой  Советского Союза, орден  Славы, нагрудный знак «Гвардия»,посмертно, оборона, танковое сражение, рытьё окопов, воздушная тревога, воздушный бой, Европа, Берлин, Красное знамя  и др., глагольная лексика: разгромили, прогнали, освободили,  установили, расстреливали, взрывали и др.

Методы и приёмы:  разбор проблемных ситуаций, ИКТ, использование наглядности, рифмованные задания, использование методов и приёмов в режиме полисенсорики: слуховые и зрительные ассоциации.

Взаимосвязь  различных видов деятельности :

Конструктивная деятельность (изготовление  макетов  табличек, катографических  знаков ) художественно- эстетическая деятельность (музыка, элементы театрализации, рисунки, картины и др.) речевая .

                                         

Этапы проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

  • Выявление проблемы в ходе анкетирования родителей, бесед с детьми: что они знают о войне, кто из их родственников не пришёл с той войны и др.
  • Чтение и анализ художественной литературы о войне.
  • Чтение и разбор литературы энциклопедического  характера, серия НОД по теме и др.

  • Работа детей по индивидуальным

Проектам.

  • Проведение бесед о Великой Отечественной Войне.
  • Сбор сведений о фронтовиках  тружениках тыла, работа с семьями воспитанников .
  • Оформление  фотоальбома  «В каждой семье свой герой ».

  • Составление рассказов по фото, изготовление макета «Военная техника», плановые мероприятия в библиотеке.
  • Экскурсии к часам Победы, в музей, по улицам села Кочубеевского, названных в честь героев ВОВ.
  • Игры и  грамматические упражнения  по теме«Подбери  нужное действие»

     «Шифровальщики»

     «Названия наших    

     улиц », « Найди на  

     плане » и др.

  • Заучивание стихотворений о войне, подготовка к конкурсу чтецов,
  • Оформление выставки рисунков «Салют  Победы»

  • Экскурсии к Вечному Огню.
  • Составление альбомов

     «Города- герои»,

     «Улицы  героев »,

  • Подбор атрибутов  к конкурсу чтецов.
  • Проведение конкурса чтецов.
  • Составление рассказов «Города герои»
  • «Вторжение», «Великие битвы » и др.

  • Просмотр документальных  фильмов «Парад Победы»,«Война – как это было ..»,  «Оборона  

       Сталинграда »,

  • Рассматривание папок

« Навечно в памяти»

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок«Парад Победы »,
  • Игры  на развитие обобщений и группировки

     «Рода войск »,

     «Какому бойцу что ?»

  • Составление рассказов с элементами описания

       «Наши

       самолёты »

  • Чтение Л. Кассиль

«Секретное оружие Катюша» и

др.

  • Рассматривание орденов и медалей времён ВОВ, подлинных и их печатных каталогов  и образцов .
  • Заучивание пословиц и поговорок о войне и мире.
  • Составление описательных и сравнительных словесных характеристик медалей  и орденов .

Акция  «Георгиевская ленточка»

  • Викторина
  • «Надевают наши деды боевые ордена»

Проект «Наследники Победы ».

Ход проекта:

Логопед:

Логопед обращается к присутствующим :

             Листки календаря листая ,

             Найдите дети  9 Мая –

             День этот  красным цветом  обведите

             Про эту  дату  -    расскажите!

Предполагаемые ответы  детей : 

Приближается Праздник День Победы !

Логопед: 

Верно приближается 70- летие Великой Победы ! Победы кого над чем и кем ?

Предполагаемые ответы детей: Это победа Добра над злом – победа нашей Армии , народа над  немецко- фашистскими захватчиками.

Логопед: Подбор глагольной лексики (слов - действий)

     Кто же сумеет  ответить   мне -

    «Что делали  фашисты на нашей родной земле ?

    По - настоящему страшны слова-действия эти ,

    Но всё же пусть  перечислят их дети!

    Предполагаемые ответы  детей:

Они жгли, убивали , расстреливали ,уничтожали , разрушали ,  бомбили,  взрывали, грабили,  морили  голодом , издевались .

   А как же   сказать про действия наши ?!

   Пусть громко звучат  ответы ваши –

Мы: защищали, вооружались, охраняли, прогоняли,не трусили, не боялись, сражались, бились, трудились, сплотились, не отступили, не покорились, не спали, не доедали, насмерть  стояли, спасали, освобождали, выстояли и победили !

Логопед : 

Да ! Победили, но мы  не забудем,  и не забыли

Вспомним,   давайте - как  это было ..

Звучит  фоновая музыка на мотив песни  « От героев былых времён…..»

Защита индивидуального проекта «Вторжение. Великие Битвы» Святослав Зайко.

(адаптированный  повествовательный  рассказ с использование ИКТ: о начале войны, о битвах под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, взятие Берлина)

Логопед :

          Сначала  войны тяжело нам  пришлось –

          Старым  оружием  воевать  довелось-

          Фашисты  тогда  над нами  смеялись ,

          С подлой  издёвкой  они потешались :

           «Лётчики  ваши  - отважные

           А самолёты – бумажные !»

           В тылу  мы  оружие  изобретали

           Инженеры , конструкторы – все помогали !

           И стало  наше  оружие – лучшее в мире ,

           С этим  оружием  мы  победили !

(фоновая музыка: песня  «Первым  делом  самолёты ..» из кинофильма режиссера Р. Быкова   « В бой  идут одни старики »)

Защита индивидуального  проекта Кирилла К. «Слава русского оружия». Рассказ с элементами описания, использованием наглядности, макетов: о секретной «Катюше», о автомате Калашникова, о танке  Т-34, о самолёте ЯК, ИЛ.

Логопед: « 

Составь  предложение  про военную технику »

            После каждого боевого полёта-

            Рисовали звёздочки на крыльях самолёта

            Звёздочки на технике  будем мы считать

            Про это предложения  будем составлять

            Но только одинаково не стоит повторять !

            Чем предложение длинней , тем для нас

            Оно ценней !

Логопед:  « Подбери похожее  название кораблю »

А как звучат названия  военных кораблей ?

Вы прочитайте их ребята поскорей –

Названия  схожие   по смыслу  подберите

И корабли в эскадру  по парно соберите ! (дети  попарно  выкладывают   картонные корабли с названиями-синонимами: «Смелый - бесстрашный»,

« Быстрый –стремительный »на синюю волнообразную  ленту ).

Логопед: По улицам села мы мысленно пройдём и улицы героев громко назовём !:

Варвара К. защита индивидуального проекта « Улицы героев ». 

По итогам проекта ею предлагается поиграть в игру «Разделим названия улиц», сгруппировать  улицы: под звёздочку положить  таблички с названиями  улиц, названных  в честь героев ВОВ  например: Гайнулина, Сотникова, Скрипникова и др., а под домик, улицы, названные  по месторасположению или  другим признакам: Луговая, Восточная, Школьная, Кубанская и др.

Логопед: А теперь, мои друзья, предлагаю игру я !

Звуко - буквенный анализ слова.

    Чтоб враг не смог бы слово прочитать,

    Его мы будем - шифровать,

    Вот, если слово схемой заменить.

    Тут нужно ключи к шифру применить –

*Перед вами ключик красный, им  звук шифруем только …(гласный)

*А кто из вас, ребята знает, что эти два ключа обозначают?

демонстрирует  зелёный и синий ключики (согласный твёрдый и согласный мягкий звуки)        

*Что же ещё необходимо знать, чтоб звуки в слове шифровать?

(дети называют исключения: к звукам «Ц, Ш, Ж» зелёный ключ не подойдёт, у них нет мягкой пары только синий, а к звукам  «Щ» - «Ч» подходит только зелёный ключ , они всегда будут мягкие и не имеют твёрдых пар.)

*С чего ж мы станем  начинать? (на слоги слово разделять)

*А у кого  уже ответ готов? («сколько в слове звуков, столько и слогов» – 4 слога  в слове «пар-ти-за-ны»)

Логопед  напоминает  детям: На слоги слово разделяем, их цифрами обозначаем.

*Силы в голосе добавим – ударение поставим! (дети определяют ударный гласный)

 *Поочередно звуки в слове будем называть, их ключиками шифровать!

 (дети дают характеристику звукам в слове « Партизаны »  гласный – согласный, по твёрдости – мягкости, звонкости- глухости).

Логопед:

     Да, мир в стране у нас теперь и побеждён фашистский  зверь,

    Читают дети по слогам – вот лозунг здесь ,

    А надпись там, как хорошо про то не знают

   Про что они сейчас читают…

 (дети читают лозунги и надписи военных лет: «Отстоим Москву!», «Осторожно, мины!», « Бомбоубежище », « Ни шагу назад! », «Хлеба нет !» и др.

Мини- сценка: «Чужие  награды »

Логопед: Вот  шкатулка, вот медали – ими  героев  в войну награждали!

    Раз  внучок  Игорёк,  взял  награды  и  молчок … (ребёнок  берёт  бутафорские  медали и крадётся  на цыпочках). Только из дому он вышел  и скорее наутёк – (бежит  к детям, становится в центр круга)

Я герой! Я герой! Ну – ка, кто играть со мной?

Я - в атаку  ходил!  Сам  фашистов  победил!

В рук, в ногу ранен был , меня  маршал  наградил !

А ребята, в ответ:

Дети:  разве ты воевал?  разве ты рисковал? разве ты голодал? Разве ты войну видал?

Покраснел  Игорёк и стыдливо примолк: Только вот  не пойму, отчего, почему – стало стыдно ему?

Дети  хором:    Чужие награды - надевать  не надо!

                           Не твои медали – не тебе их дали!

Логопед: Хранят медали бережно не зря – про них сейчас узнаем мы, друзья.

Защита индивидуального проекта «Медали ВОВ». Артём Т. с помощью наглядности рассказывает о  орденах и медалях.

Логопед:          Фото альбом  раскроем  свой –

                         В каждой семье есть свой герой ….

Защита подгруппового  проекта  « В каждой семье есть  свой герой» Составление рассказов семейным   по фото об участниках  войны (фоном звучит  музыка)

Логопед:        Как  удивлялись  тут  фашисты: вот  это сила!

                       Это да! … Герои  тут  не только люди,

                       Герои  даже – города!

Защита  индивидуального  проекта: «Города – герои» Вероника Т.

звучат  тихим фоном песни  «Севастопольский  вальс», «Ты одессит, Мишка...» и др.

Логопед: Детям  предлагается  отгадать названия  и вписать в клеточки названия  некоторых городов  - героев, по типу кроссворда :

  • город из 4-х букв;
  • в мирное время славился своими сувенирными пряниками;
  • стал преградой на пути к Москве? (Тула),
  • город, на каждой улице, которого шёл бой, расположен на берегу Волги? ( Волгоград );
  •  На Чёрном  море, город славы русских моряков (Севастополь) и др.

Защита  индивидуального  проекта  «Освобождение. Конец войне» Саша К. работа с картой- макетом:

     На запад   наша Армия, вперёд

     Так быстро наступала -

     Фашистам  передышки  больше не давала!

    (поворот чёрных стрелок на запад)

    Отвоевала  наша   Армия  тогда -

    Не  только лишь родные сёла, города –

 (наложение красных стрелок на карту, перемещение техники  по макету)

      Европы  страны  мы  освободили

      Спокойствие и мир им подарили! –

      Болгария – на берегу Чёрного моря расположилась (показывает на карте)

      С нашим народом она подружилась,

      Болгары память о победе чтят,

      И за свободу  нас благодарят!

     (отодвигает  на карте стрелки чёрного цвета и ставит красные стрелки,   убирает технику  и солдатиков)

      Страна Албания – мала, но много  горя понесла-

      Только быстрое нашей армии продвижение

      Спасло  албанцев от уничтожения,

      Чехословакия – народы там живут славянские -

      нам они близкие и братские, к ним в 45- м мы поспешили

      Их от фашистов освободили!

      Румыния – фашистов дальше прогоняя,

      Вошли войска наши в устье Дуная (перемещает катера)

      Румыны от фашистов тоже настрадались  

      В военной помощи они нуждались

     Югославия – тогда страна эта так называлась,

     А уж после на малые страны распалась-

     Наши войска там  все очень ждали -

     Цветами  встречали и ликовали!

    Австрия - страна, где старинные замки

    Альпийские горы – оттуда фашисты бежали с позором!

    Очень спешно они отступали, на поле боя  технику и раненых бросали..

    Венгрия – когда  войска  страну освободили

    То ТЫСЯЧИ солдат  там  жизнь свою сложили!

     Польша – спасла наша Армия польский народ -

     С боями она прорывалась вперёд-

     Варшаву - столицу и Краков спасла -

    Людские потери при этом несла …

    Германия – до самой Германии фашисты отступали

    Последние силы  в бой они бросали -

    Но наша Армия сильна, в боях она закалена

    И вот перед нами разбитый рейхстаг!

(берёт в кольцо,  ставит на карту   Красный флажок)

И красный над ним возвышается флаг!

Так в майский день закончилась она –

Тяжёлая и долгая война …

Логопед: 

           И вам, ребята это нужно знать!

           Ведь предстоит задание выполнять:

           Сейчас страну я буду называть, а вы её название найдите, по контуру, на  

           карту поместите.

Логопед: Подбор родственных слов к слову « Победа»  используется  модель  «Дерево родственных слов»:

Логопед: 

           Победа – слово, ведь какое,

          Долгожданное, родное –

          Слова – родственники  ему подберём -

          Весну 45го мы  как назовём?  (победной)

          Армия наша защитница – фашистов она … (победительница)

          Народ, конечно, … победитель, ведь он же тоже … победил

          Ну, а парад?    (парад – победный)

Где и когда он проходил?

Защита индивидуального проекта  «Парад  Победы» Карен К. рассказ по серии  сюжетных картинок, подготовленных  мамой и ребёнком  о ходе  Парада  Победы.

Логопед:   

      Она и огненная, она  и чёрная -

      Как будто в боях закалённая

      Праздника  Победы  - весточка

      Наша   ……..?  (Георгиевская  ленточка)

Никита и Максим  У. хотят  нам  рассказать  о том, почему  они  сегодня, в преддверии   праздника  Победы  надели Георгиевские ленточки?

Выступление  «Георгиевская ленточка – символ Великой Победы ». Дети  дарят георгиевские ленточки  всем  присутствующим  под музыку .

Итог – речёвка: 

Ребёнок: У нас  воевали прадеды -

Логопед: У нас воевали деды –

Но все мы, ребята с вами: Наследники  Великой Победы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

Конспект нод в подготовительной логопедической группе "9 мая-День Великой Победы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвященный дню Победы, с использованием информационного материала,стихотворений, игр, изобразительной деятельности....

Тематический праздник "День Победы" в подготовительной логопедической группе

Тематический праздник "День Победы" в подготовительной логопедической группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Праздник Победы».

Создать условия для систематизация знаний о празднике Победы.Активизировать и расширить словарь по теме: «Праздник Победы»....

Конспект НОД по теме "День Победы " в старшей и подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР

Воспитание у детей любви к Родине,  чувства патриотизма, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны и защитникам Отечества...