Развитие языкового анлиза и синтеза с использованием зрительных символов"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Игры на развитие морфологиеского строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_o_rabote_nad_predlozheniem1.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  над  развитием языкового анализа с использованием зрительных символов ( методика Воробьевой В.К.)

На занятиях по обучению грамоте в подготовительной  группе традиционно большое внимание уделяется звуко-буквенному и слоговому анализу слов. При этом часто упускается из вида формирование представлений о предложении. Между тем именно предложение стало основной единицей анализа в современной лингвистике и формирование первоначальных представлений о нём должно помочь будущим ученикам в овладении грамматикой и синтаксисом. Также необходимо отметить тот факт, что у многих   детей  с  нарушениями речи к началу школьного возраста уровень сформированности лексико-грамматических средств языка значительно отличается от нормы. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка, бедность словарного запаса, особенно глагольного словаря и словаря прилагательных. Предложенная программа должна не только дать дошкольникам первоначальные представления о частях речи и научить навыкам анализа предложений, но и помочь решить такие важные задачи, как усвоение грамматических законов языка, норм словоизменения и согласования слов в предложении, расширение словаря и развитие связной речи детей с нарушениями речи.За время работы в детском саду я успела заметить, что работа со всевозможными схемами очень нравится детям старшего дошкольного возраста, ведь для них это что-то новое, из взрослой, школьной жизни, в которую они так стремятся поскорее попасть. Поэтому на занятиях по обучению грамоте я стараюсь активно использовать схемы.Работу по формированию представлений о предложении можно вести параллельно с овладением навыками звуко-буквенного и слогового анализа и чтения. Необходимо провести предварительную работу: дети должны хорошо усвоить понятия “звук”, “слог”, “слово”. Вот как я объясняю детям эти понятия. Звук - это то, что мы слышим и произносим, это самая маленькая часть нашей речи. Слог - это два или несколько звуков рядом, в слоге обязательно должен быть гласный звук, чтобы слог можно было пропеть. Слог ничего не обозначает. А вот слово всегда обозначает какой-нибудь предмет, явление или действие. Слово состоит из слогов.Только после того, как дети усвоили основные понятия и свободно в них ориентируются, вводится понятие “предложение”. Научное объяснение этого понятия слишком сложно, для нас предложение – это несколько слов, которые связаны друг с другом и несут какой-то смысл. Например, “дождь, улица, шел” - это не предложение, а просто слова, которые не имеют никакого смысла, а вот “На улице шел дождь” - это предложение, потому что из него мы узнали о чем-то, что-то поняли.Итак, мы движемся от простого к сложному, от минимальной частицы нашей речи – звука – к сравнительно большой ее части – предложению.Когда понятие “предложение” усвоено детьми и они могут отличить его от простого набора слов, можно переходить к представлениям о частях речи. Понятия “существительное”, “прилагательное” и “глагол” мы оставим школьным учителям. Для нас я предлагаю ввести такие понятия: “слово-предмет”, которое можно нарисовать и “слово-действие”, которое можно показать. Для обозначения этих слов мы используем схемы. В литературе я встречала различные схематические изображения для синтаксического анализа, некоторые из них просто чудовищны, ведь нам необходимо дать детям первоначальные представления о разных частях речи так, чтобы это помогло им в дальнейшем школьном обучении, а не мешало, создавая путаницу. Я рекомендую слова-предметы изображать простой БЕЛЫЙ КВВАДРАТ С ОДНОЙ ЛИНИЕЙ ВНИЗУ, ведь существительные могут быть разными частями предложения, и в школе детям будет легко дорисовать на этой белой полоске как одинарную линию для подлежащего, так и пунктир для дополнения. Для слов-действий мы используем полоску  со СТРЕЛКОЙ , т.е. ту схему, которая  похожа на схему, которая будет будет использоваться в школе для сказуемого.Когда дети научатся различать существительные и глаголы и составлять схему простого предложения из двух слов, можно переходить к новым частям речи – прилагательным. Это “слова-признаки”, они делают предметы красивыми и разными. Схематически мы изображаем слово-признак ТРЕУГОЛЬНИК с волнистой чертой, как впоследствии и определение в школе. Позднее вводится понятие " маленькое слово( предлог)- маленький квадратик .

ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЯД ИГР С ЭТИМИ КАРТОЧКАМИ-СИМВОЛАМИ:

1. "  УГАДАЙ КАКОЕ СЛОВО Я СКАЗАЛА"

Логопед называет слова( разные части речи) а дети поднимают соответствующую карточку( квадрат,треугольник или стрелочкку).

2. " ПОДБЕРИ  К СЛОВУ-ПРЕДМЕТУ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ"

Логопед называет существительное ,а дети подбираеют глагол к  этому слову ( например:  корова.....мычит, лягушка....квакает, мышка....пищит)

3." ПОДБЕРИ К СЛОВУ-ПРЕДМЕТУ СЛОВО-ПРИЗНАК"

( кошка какая? пушистая,добрая,рыжая).Для облегчения подбора прилагательных используется картинка-подсказка  с помощью которой дети легко подбирают прилагательные(размер,форма,цвет,характер,материал, на ощупь....)Дети учатся составлять различные схемы предложений, а затем и придумывать предложения к предложенным схемам. Такой вид заданий очень нравится дошкольникам, занятия проходят с удовольствием и интересом. Можно разнообразить задания и попросить подобрать как можно больше слов-действий или слов-признаков к данному предмету. Вот еще несколько вариантов заданий: подобрать слова-предметы к признаку “красивые”, подобрать слова-признаки к предмету “пальто”, подобрать слова-предметы к действию “бегут”. Такие задания развивают слуховое внимание, обогащают словарь и формируют навыки правильного согласования слов в предложении, что является очень важным для детей с ОНР.Знакомство с частями речи, овладение первичными навыками анализа предложений и умение работать со схемой не являются единственной целью занятий. На них решаются очень важные и нужные для детей с общим недоразвитием речи задачи, такие как усвоение грамматических законов языка, норм словоизменения и согласования слов в предложении, расширение словарного запаса, особенно глагольного словаря и словаря признаков, развитие связной речи.

Приложние.

Модель предложения. Субъект – предикат ( квадрат и  стрелочка...квадрат можно заменить предметной картинкой)

Используя первую модель, дети называют слова — действия, выставляют схематическое изображение глагола (стрелочку).

На данном этапе, необходимо научить ребенка составлять простое нераспространенное предложение по предложенной схеме. Подлежащее + глагол-сказуемое. Основное внимание на первом этапе уделяется словам-действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. (Сорока трещит. Сорока летит. Сорока озирается. Сорока сидит. Сорока выглядывает. Сорока прыгает).

2 модель. Субъект – предикат – объект действия

Детям предлагаются две предметные картинки. Например: сорока, браслет. Проводится анализ – сравнение, получилось предложение или нет. Для построения предложения, необходимо добавить слово-действие. На данном этапе учим детей, подбирать слова-действия близкие по значению или подбираем глаголы, развивая логическую цепочку действий. Например, сорока увидела (заметила, подметила, нашла, подобрала, унесла, обронила) браслет.

3 модель. Субъект – предикат – объект действия

Следующий этап работы включает подбор имен-прилагательных к имени-существительному, обозначая его графической (волнистой) линией. Зоркая (белобокая, длиннохвостая, шустрая, хитрая, молодая…) сорока нашла кольцо. Ребенок подходит и заменяет карточку (графическое изображение) называет свое слово. Произносит предложение полностью с подобранным словом.

4 Модель. Субъект – предикат – объект действия

При использовании четвертой модели, детям предлагается подобрать прилагательное к объекту действия.

Сорока украла красивый браслет.

Сорока украла новый браслет.

Сорока украла блестящий браслет.

Сорока украла сверкающий браслет.

5. Модель. Субъект – предикат – объект действия

(с использованием предлогов)

Используя пятую модель, дети подбирают слова-действия, проговаривая предложение по схеме.

Предложение с предлогом ПОД.

Резиновый мяч закатился под стол.

Резиновый мяч лежит под столом.

Резиновый мяч нашли под столом.

Предложение с предлогом НАД.

Красивая бабочка порхала над цветком.

Красивая бабочка кружилась над цветком.

Красивая бабочка летала над цветком.

Красивая бабочка пролетела (порхала, кружилась, летала) над цветком.

После того, как дети овладеют тренировочными упражнениями и научатся составлять предложения по моделям, можно переходить к связным повествовательным рассказам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языкового анализа и синтеза у дошкольников.

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...

Конспект занятия по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной системе»

   Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной систе...

Использование зрительных символов по развитию фонематического анализа и синтеза.

Игры  и  задания  по  развитию  фонематического  анализа  и  синтеза.  Роль  зрительных  символов....

Интересные игры от логопеда по развитию языкового анализа и синтеза.

Представлены игры, которые могут использовать педагоги и родители для формирования у ребенка интереса к языку, чтению, развития языкового чутья, анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, улучшения к...

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР

Нарушение языкового анализа и синтеза удошкольников с ТНР является одной из самых актуальных проблем для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения....

Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через использование интерактивных игр у старших дошкольников

В содержании разработки представлен комплект мультимедийных презентаций, развивающих игр и заданий для интерактивной доски с целью развития у детей фонематического восприятия, закрепления навыков язык...

«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»

Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....