Использование зрительных символов по развитию фонематического анализа и синтеза.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Вальдман  Нина Сергеевна

Игры  и  задания  по  развитию  фонематического  анализа  и  синтеза.  Роль  зрительных  символов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  метода  моделирования  в  работе  по  развитию  фонематического  анализа  и  синтеза

Дети  с  общим  недоразвитием  речи  при  обучении  навыкам  звукового  анализа  и  синтеза  нуждаются  дополнительно  к  слуховой  и  в  зрительной  опоре.  В  процессе  работы  над  развитием  фонематического  анализа  и  синтеза  я  активно  использую  зрительные  символы  звуков.  В  отличие  от  букв  символы  быстро  и  легко  запоминаются  детьми.  Использую  различные  обозначения  гласных  и  согласных  звуков  (красные,  синие  и  зелёные  кружки,  квадраты).  В  начале  коррекционной  работы  для  обозначения  гласных  звуков  использую  геометрические  формы  красного  цвета.  Их  внешний  вид  напоминает  очертания   губ  при  артикуляции  соответствующих  звуков  ( [А] – большой  круг,  [У] – маленький  кружок,  [И] – горизонтально  расположенная  полоска,  [О] – вытянутый  по  вертикали  овал,  [Ы] – нижняя  половинка  круга.  Звук  [Э]  вводится  во  второй  половине  года).
Некоторые  исследователи  предлагают  для  этого  использовать  карточки  с  моделями  нот.  Нота  обозначает  гласный  звук,  так  как  она  поётся.  Зачёркнутая  нота – согласный,  так  как  его  нельзя  петь.
Для  дифференциации  твёрдых  и  мягких  согласных  звуков  использую  домики,  вагончики,  цветы  и  другие  изображения  предметов  синего  (твёрдый  звук)  и  зелёного  (мягкий  звук)  цветов.  Например,  ребёнку  даются  картинки,  и  он  должен  расселить  их  по  нужным  домикам,  вагончикам  («Паровозик  из  Ромашково»).  Также  на  занятиях  часто  использую  изображения  травы  и  льда:  трава – мягкий  согласный  звук,  а  лёд – твёрдый.  Аналогично  можно  сделать  домики,  вагончики  для  дифференциации  гласных – согласных  звуков  (красный,  синий,  зелёный).
Для  обозначения  глухих  и  звонких  звуков  использую  изображения  колокольчика  (звонкий  согласный – колокольчик,  глухой – зачёркнутый  колокольчик).
    Для  определения  местоположения  звука  в  слове – применяю  «звуковые  гусеницы»,  «звуковые  грузовики»,  «звуковые домики»,  «звуковые  полоски»,  «звуковой  поезд».
Применение  различных  символов,  моделей  и  схем  повышает  эффективность  звуко-слоговой  аналитико-синтетической  деятельности,  а  также  улучшает  контроль  за  усвоением  знаний.  Поэтому  советую  и  родителям  детей  изготовить  из  цветного  картона  такие  же  пособия  (красные,  синие,  зелёные  кружки,  карточки  для  определения  места  заданного  звука  в  слове  и для  составления  звуковых  схем  слов.
Таким  образом,  используя  различные  обозначения  звуков  можно  составлять  разнообразные  модели.  Задания  на  развитие  фонематического  слуха,  звукового  анализа  и  синтеза  включаю  в  каждое  фронтальное  и  индивидуальное  занятие.
   Использование  современных  методов  моделирования  помогает  сделать  материал  более  доступным,  разнообразным  и  интересны

Работу  над  развитием  фонематического  анализа  и  синтеза  у  детей  с  общим  недоразвитием  речи  начинаю  с  более  лёгких  в  акустико-артикуляционном  плане  звуками,  опираясь  на  деятельность  следующих  анализаторов:  зрительного   (показ  артикуляции  определённого  звука  и  контроль  за  движениями  органов  артикуляции  перед  зеркалом),  слухового  (восприятие  звука  на  слух),  тактильного  (ощущение  положения  органов  артикуляции  во  время  произнесения  звука).  Ребёнок  запоминает  характеристики  звуков:  гласный – согласный,  согласный – звонкий  и глухой,  твёрдый  и  мягкий;  учится  самостоятельно  находить  общее  и  различие  в  артикуляции  и  характеристиках  акустико-артикуляционно  далёких  и  близких  звуков.
Затем  в  работу  подключаю  следующие  задания,  игровые  упражнения,  дидактические  игры:
- на  определение  наличия  или  отсутствия  заданного  звука  хлопками,  сигналами,  картинками;
- отбор  картинок,  игрушек,  в  названии  которых  есть  изучаемый  звук;
- придумывание  слов,  в  которых  изучаемый  звук  слышится  в  начале,  середине,  в  конце  слова;
- узнать,  какой  звук  часто  встречается  в  рассказе,  стихотворении;
- нахождение  в  сюжетной  картинке  предметы  или  их  части,  в  которых  есть  нужный  звук;
- раскрашивание  или  обводка  тех  картинок,  в  названии  которых  есть  изучаемый  звук;
- рисование  предметов,  в  которых  есть  определённый  звук;
- отгадывание  загадок  и  выделение  первого  или  последнего  звука  в  словах-отгадках;
- выделение  из  ряда  слов,  произносимых  логопедом,  те,  в  которых  имеется  заданный  звук;
- выделение  из  предложения  слова  с  заданным  звуком;
- игры  «Следопыты»,  «Сыщики» - нахождение  в  словах  звука  по  картинкам,  показывание  картинок  со  звуком,  например,  [п],[п'].  Сказать,  где  слышится  заданный  звук.
- Игра  «Фантазёры» - придумывание  слов  со  звуком;
- Игра  «Кто  внимательней» - угадывание,  с  какого  звука  начинается  слово  (булка,  парта,  батон,  почка  и  др.);
- Игра «Узнай,  кто  придёт  в  гости?»,  «Узнай,  какое  слово  задумано?»  по  первым  звукам  нарисованных  картинок;
- Игра  «Подари  подарки»  (дифференциация  твёрдых  и  мягких  согласных  в  словах,  например,  подарки  для  Киры  и  Коли);
- Игра  «Кто  больше?»  (показывается  картинка  и  предлагается  назвать  те  слова,  в  которых  есть  определённый  звук);
- Игра «Звуковые  часы»  (найти  и  назвать  слова,  в  которых  есть  изучаемый  звук,  выделить  первый  и  последний  звук,  назвать  самое  длинное  и короткое  слово);
- Игра  «Поймай  звуки»  (детям  предлагается  поймать  звуки  и  произнести  слово);
- Игра «Какой  звук  именинник» (предлагается  рассказ.  Слова,  картинки,  предметы  с  часто  встречающимся  одинаковым  звуком);
- Игра  «Путешествие  с  паровозиком  из  Ромашково»  (определение  места  звука  в  слове,  дифференциация  звуков,  выделение  первого  звука  и  т.д.);