Использование зрительных символов по развитию фонематического анализа и синтеза.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Игры и задания по развитию фонематического анализа и синтеза. Роль зрительных символов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода моделирования в работе по развитию фонематического анализа и синтеза
Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа и синтеза нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. В процессе работы над развитием фонематического анализа и синтеза я активно использую зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки, квадраты). В начале коррекционной работы для обозначения гласных звуков использую геометрические формы красного цвета. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков ( [А] – большой круг, [У] – маленький кружок, [И] – горизонтально расположенная полоска, [О] – вытянутый по вертикали овал, [Ы] – нижняя половинка круга. Звук [Э] вводится во второй половине года).
Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук, так как она поётся. Зачёркнутая нота – согласный, так как его нельзя петь.
Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использую домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам («Паровозик из Ромашково»). Также на занятиях часто использую изображения травы и льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно сделать домики, вагончики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).
Для обозначения глухих и звонких звуков использую изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).
Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые гусеницы», «звуковые грузовики», «звуковые домики», «звуковые полоски», «звуковой поезд».
Применение различных символов, моделей и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому советую и родителям детей изготовить из цветного картона такие же пособия (красные, синие, зелёные кружки, карточки для определения места заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов.
Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.
Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересны
Работу над развитием фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи начинаю с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). Ребёнок запоминает характеристики звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далёких и близких звуков.
Затем в работу подключаю следующие задания, игровые упражнения, дидактические игры:
- на определение наличия или отсутствия заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
- отбор картинок, игрушек, в названии которых есть изучаемый звук;
- придумывание слов, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
- узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
- нахождение в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
- раскрашивание или обводка тех картинок, в названии которых есть изучаемый звук;
- рисование предметов, в которых есть определённый звук;
- отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
- выделение из ряда слов, произносимых логопедом, те, в которых имеется заданный звук;
- выделение из предложения слова с заданным звуком;
- игры «Следопыты», «Сыщики» - нахождение в словах звука по картинкам, показывание картинок со звуком, например, [п],[п']. Сказать, где слышится заданный звук.
- Игра «Фантазёры» - придумывание слов со звуком;
- Игра «Кто внимательней» - угадывание, с какого звука начинается слово (булка, парта, батон, почка и др.);
- Игра «Узнай, кто придёт в гости?», «Узнай, какое слово задумано?» по первым звукам нарисованных картинок;
- Игра «Подари подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах, например, подарки для Киры и Коли);
- Игра «Кто больше?» (показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определённый звук);
- Игра «Звуковые часы» (найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук, выделить первый и последний звук, назвать самое длинное и короткое слово);
- Игра «Поймай звуки» (детям предлагается поймать звуки и произнести слово);
- Игра «Какой звук именинник» (предлагается рассказ. Слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком);
- Игра «Путешествие с паровозиком из Ромашково» (определение места звука в слове, дифференциация звуков, выделение первого звука и т.д.);