Статья по развитию речи: "Развиваем разговорную речь. Беседа по картинкам."
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
"РАЗВИВАЕМ РАЗГОВОРНУЮ РЕЧЬ"
БЕСЕДА ПО КАРТИНКАМ
Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Решая эту задачу, продумывается организация речевой среды детей через опосредованные способы познания мира.
Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке — как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.
Диалог по картинке способствует:
закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой
беседы,пополнению, уточнению и активизации словарного запаса,
развитию памяти и внимания,
совершенствованию словесно-логического мышления,
формированию фонетической стороны речи,
приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами,
развитию понимания смысла и содержания картин,
формированию объяснительной и доказательной речи,
конкретизации знаний о явлениях природы и об окружающих предметах,
закреплению умения ориентироваться в пространстве и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_po_kartinkamrazvittie_razgovornoy_rechi.odt | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА ПО КАРТИНКАМ
Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Решая эту задачу, продумывается организация речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин и предметов, наблюдение за объектами природы обеспечивают наиболее оптимальное общение детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих впечатлениях — осваивают уроки культуры общения.
Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке — как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. Можно использовать разные виды работы с картиной: рассматривание, беседы, составление рассказов по картине.
Диалог по картинке способствует:
- закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой
беседы, - пополнению, уточнению и активизации словарного запаса,
- развитию памяти и внимания,
- совершенствованию словесно-логического мышления,
- формированию фонетической стороны речи,
- приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами,
- развитию понимания смысла и содержания картин,
- формированию объяснительной и доказательной речи,
- конкретизации знаний о явлениях природы и об окружающих предметах,
- закреплению умения ориентироваться в пространстве и т.д.
В ходе подобных диалогов родитель может проводить систематический кон троль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза.
Использование диалогов по знакомой картинке способствует не только речевому, но также социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Беседа предоставляет ему возможность реализовать свои знания и представления об окружающем путём высказывания собственного мнения.
Давая ребёнку картинку для ознакомления и первичного рассматривания,
направляет его внимание на определение главных предметов, их
признаков, на установление связей между изображенными предметами
повторном использовании картинки проводится развивающая беседа, которая расширяет возможности речевого общения ребенка со взрослым.
Это опросно-ответная система разговора, в результате которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.
Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование разных приёмов.
Вот некоторые из них:
- *намеренно допущенные ошибки в высказывании об изображенном;
*высказывания взрослого, направляющие ребёнка на доказательный ответ;
*сравнение предметов, изображенных на картинке;— включение в речь разных форм одного и того же
В зависимости от возраста детей различается и характер вопросов, (имеются в виду вопросы, направленные на умение делать логические выводы, выделять главные и второстепенные признаки предмета, описывать его).
- Чем чаше в ходе диалога используются такие формы вопроса, как: «Что ты думаешь про это?», «А ты как считаешь?», «Интересно, а что ты скажешь?», «Ты меня хочешь о чем-то спросить? Спрашивай», — тем активнее ребенок вступает в контакт со взрослым.
Маленьким собеседникам в затруднительных случаях помогут вопросы-подсказки.
Несомненно интересными будут диалоги с включением загадок, элементов словесных дидактических игр и упражнений разного характера, таких как: «Скажи наоборот», «Назови детенышей», «Подбери слова-родственники», «Продолжи предложение». В них взрослый выступает как равный с ребёнком играющий, соблюдая очередность «ходов» и т.д.
Очень полезно включать в диалог познавательные высказывания взрослого, расширяющие кругозор и информационный банк ребенка.
Содержание картинок часто подталкивает к включению в беседу малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, коротких стихов). Это надо использовать! Несомненно уместными будут задачи-шутки или загадки, содержащие отрицание, например:«А я вижу, что с дерева ветер сорвал листок не жёлтого и не оранжевого цвета. Догадайся какого». (Коричневого.) Полезно также стимулировать творчество, образное мышление ребенка, предлагая ему придумать загадки о различных предметах, явлениях. Если содержание картинки дает возможность включить в диалог составление арифметических задач, то желательно эту возможность использовать.
Содержание любой картинки позволяет направить внимание ребенка на поиск слов, включающих заданный звук.
Беседуя с ребенком по картинке, имеется прекрасная возмож ность продиагностировать его, небольшие вопросники-тесты помогают выявить у ребёнка уровень знаний, умений, представлений, их отношение к природе, изобрази тельному искусству, их социально-нравственную воспитанность.
В случае ошибочных ответов ребёнка родитель может прибегнуть к таким приёмам, как речевой образец, рассуждение. Он может «не заметить» ошибки, направив тем самым мыслительную деятельность ребенка на поиск правильного ответа путем проб и ошибок, не давая угасать эмоционально-заинтересованному фону разговора. И что нужно особо подчеркнуть — родитель должен чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность, выразительность речи.
Также родителю надо быть чутким к эмоциональному состоянию детей. Если ребенок устал, и интерес к беседе угасает, диалог должен быть прекращен. При этом обязательно нужно ободрить ребенка и выразить надежду на дальнейшее продолжение разговора.
- Картинки могут быть посвящены временам года, и это позволяет поговорить с детьми на самые разные темы. Содержание вопросов ориентировано на знания детей среднего и старшего дошкольного возраста; но в какой бы группе ни работал воспитатель, он найдет в пособии, выберет те вопросы, которые подходят для индивидуальной беседы, для беседы с подгруппой детей на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Беседы по картинке"
Статья для воспитателей о проведении занятий с использованием бесед по картинкам...
Беседы по картинкам
Рассматривание сюжетных картин – эффективное средство развития связной речи и коммуникативных навыков. С помощью специально продуманных вопросов взрослый может научить детей быть внимательными к эмоци...
Беседа по картинке А.К. Савросова "Грачи прилетели" (конспект занятия)
Цели:- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине "Грачи прилетели";- учить устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство между ка...
БЕСЕДЫ ПО КАРТИНКАМ НА ТЕМУ "ЗИМА"
Тематические беседы по картинкам расширят кругозор ребенка, научат его сравнивать, обобщать, выражать свои мысли....
беседа по картинке "Ежик-грибник"
обучение детей составлению описательного рассказа....
Беседы по картинке (весна)
Почему так важно уделять этому внимание? О чем беседовать и какие вопросы задавать, чтобы диалог был максимально полезным и интересным? Сколько вопросов вы сможете задать своему ребенку, рассматривая ...
Беседы по картинке (лето)
Диалог по картинке способствует: - закреплению у детей навыков ведения беседы; - пополнению, уточнению и активизации словарного запаса; - развитию памяти и внимания; - совершенствованию словестно-...