конспект непрерывной непосредственно логопедической деятельности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Комплексное занятие по развитию фонематических процессов у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное
бюджетное образовательное учреждение детский сад № 12
комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект
индивидуальной логопедической непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы с общем недоразвитием речи
с использованием технологии пескотерапии.
на тему: «Автоматизация звука Ш »
Составила
учитель-логопед
Кудрявцева С. В.
2015
Цели и задачи.
Коррекционно-развивающие:
- Закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
- Закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
- Закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
- Закрепление знания графического изображения буквы Ш;
- Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
- Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Коррекционно – образовательные:
- Уточнить понятия «звук и буква»
- Учит применять на практике полученные знания, навыки и умения.
- Продолжать знакомить с русскими сказками.
- Учить пользоваться средствами су-джок терапии.
- Учить использовать в игре различные предметы.
Коррекционно - воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
2. Воспитывать бережное отношение к животным.
3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование:
- игрушки Маша и Медведь;
- пособие «Шашки»;
- картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина,
- сухой бассейн с речным песком;
- мягкие пазлы с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь»;
- пособие «Следы»;
- мнемодорожки;
- массажер су-джок;
- ребристая доска;
- пульт телевизора;
- магнитно-маркерная доска, маркер;
- музыкальный фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь»;
- Используемые технологии:
- - здоровьесберегающие;
- - пескотерапия;
- - мнемотаблицы;
- - игротерапия;
- - куклотерапия.
Ход деятельности.
- Орг. Момент.
- Сегодня мы отправимся в сказку.
Раз, два, три, четыре, пять
В сказку мы идем опять.
В сказку Машу мы возьмем
И к медведю в бор пойдем.
2.Пескотерапия.
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну с речным песком.
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай песчинки. Что ты чувствуешь?
Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из мультфильма.
- Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Маша и Медведь из мультфильма.)
- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и медведь».
. «Машин домик».
Артикуляционная гимнастика для Ш.
- В одном домике жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…
4. Упражнение «Штора шуршит ».
Уточнение произнесения звука Ш. Характеристика звука Ш.
- Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.
- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.
5. « В гости к мишке».
Автоматизация Ш в слогах и слогосочетаниях, массаж с использованием элементов ипликатора Кузнецова и шариков су-джока:
- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изоб.ажением следов с наклеенными на них элементами ипликатора Кузнецова). Стала она по ним ходить и произносить слоги:
ша-шу-ши аш-уш-иш шта-шту-шты
ши-ша-шу иш-аш-уш шка-шко-шку
шу-ши-ша уш-иш-аш шма-шмо-шма
шну-шна-шны
Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока:
- Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:
аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.
6.Игра « По дорожке».
Развитие фонематического восприятия и профилактика плоскостопия.
Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:
- Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:
Для… Мишутки…малыша…
Маша…вяжет… теплый…шарф…
Шарф… на… шею… он …повяжет…
И… спасибо… Маша… скажет…
- Молодец, у тебя внимательные ушки!
7. Координация речи и движения.
Для Мишутки малыша Маша вяжет теплый шарф Шарф на шею он повяжет И спасибо Маша скажет. | Присесть, обхватив колени. Встать, имитация вязания. Наклоны головой в стороны Поклониться. |
Игра «Шашки».
Слоговой анализ слов.
- Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяина-то нет. Увидела Маша на столе шашки и решила в них поиграть.
Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у Мишки необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у Мишки не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками убирем картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.
9.Игра «Большой – большая»
Согласование прилагательных с существительными в роде.
- Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)
- А про что можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)
10. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях).
Автоматизация звука Ш в предложении.
- Увидела Маша на столе рядом с шашками пульт и захотела включить телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может. Давай поможем Маше исправить предложения:
На елке мышка, а в норке шишка.
Поиграли в чашки, а помыли шашки.
Наша Маша чашку шила, а Наташа платье мыла.
11. Рассказывание стихотворений с использованием мнемодорожек.
Мнемотехника.
Логопед выставляет перед ребенком мнемодорожки и говорит, что эти картинки помогут нам рассказать стишки для Мишки:
а) Миша под душем моет шею и уши.
б) Шапка да шубка –
Вот наш Мишутка.
в) Одному большому Мишке
Маша вышила штанишки.
На штанишках два кармашка,
На кармашках там ромашки.12. Игра «Неправильная буква».Профилактика нарушений письменной речи.
- Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он учился писать букву Ш. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (Звучит музыка из мультфильма, ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).
- Напомни Мишке, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)
13. Итог занятия:
- Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области «Художественно – эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность» Рисование на тему: «Сказочная Гжель» для детей старшей группы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по области "Художественно - эстетическое развитие", "Изобразительная деятельность"...
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности деятельности по речевому развитию на тему: «Родина» (подготовительная группа) с использованием современных технологий: -использование ИКТ, -здоровьесберегающая, -исследов
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности деятельности по речевому развитию на тему: ...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего возраста (ЗПР).
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего возраста (ЗПР)....
конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на тему «Музыкальный мир осени» для детей 6 – 7 лет группы компенсирующей направленно
непрерывная образовательная деятельност для детей компенсирующей группы https://cloud.mail.ru/public/qZGX/zMUwK456q - презентация к НОДhttps://cloud.mail.ru/public/r3FU/m31kfLjBX - ...