Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsaritsa_znaniy.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  комбинированного вида №1 «Сказка»

 Конспект  итогового логопедического

занятия по обучению грамоте

 в подготовительной к школе группе

«Веселые человечки»

 на тему:

«Путешествие в Буквенное царство,

Звуковое государство»

Подготовила и провела:

                                                                         Учитель-логопед: Крючихина Е.А.

Полярный,

2014

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: диктофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; мячики с надписями слогов, звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Логопед: Прежде, чем начать заниматься- подготовим наши язычки, чтобы они у нас были послушные,  проведём артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»

Толстые внуки приехали в гости               (дети надули щеки).

С ними худые - лишь кожа да кости           (втянули щеки, не открывая рта).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись      (широкая  улыбка)

Поцеловать они всех потянулись               (имитация поцелуя)

Утром проснулись - в улыбочку губы        (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы        (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи                  (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим              (соответственные движения языка).

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит  голос из волшебной шкатулки: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что, ребята, поможем царице Грамматики?  Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Вопросы- какие звуки вы знаете?

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Что такое буква?

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
Какие вы знаете неизменяемые слова?

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
 Как мы можем дополнить предложения??

Но как мы туда попадём в это царство? На чем отправимся в путешествие?

Ответы детей: на поезде!

Логопед:  Мы отправляемся в  Звуковое царство, Буквенное государство– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый  поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова:

«Мчится поезд, скрежеща, Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!»  (дети повторяют). И еще необходимы билеты- Но билеты не простые, они заколдованные. Чтобы первую букву узнать, вам надо ее пощупать и слово назвать..

 Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву.

Из группы выезжаем, видим лес- в него въезжаем, по дороге едем, видим мостик-на него мостик заезжаем, через мостик переезжаем, в город заезжаем.

Звучит волшебная музыка.

1. Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы буковку забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается. (картинка  часы, вазы, слона)

Логопед:  Замки открыли- букву получили. (Д)

2. Логопед:  Буквоед приготовил следующее задание-«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

И звуковой анализ выполняйте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Молодцы!!Букву новую получи- (Р)

3. Следующее задание от Буквоеда:

Назови звук, который повторяется чаще всего:

Работа, парта, рука, Родина

Лампа, пол, укол, палка.

Ответы детей: Л и Р.

Логопед: Правильно!  И сейчас мы  с вами будем выделять эти звуки из слов- если слышим Л-хлопаем, если Р- топаем.

Рама,   лама,  роза,   лоза,  вал,  вар, торт, порт

 Болото, работа, укроп , клоп,  лампа, рампа,

 Стол, пол,  карта, парта ,  лом, ром.

Здесь ветер сильный погулял
И звуки все разбросал.

Игра «Замени звук». Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова– паронимы).

Рак – лак, бар – бал, борт – болт, игра- игла

Ров – лов, жир – жил, стар – стал

Рот – лот, пир – пил, рожь – ложь

Рама – лама, мир – мил, город – голод

Мы различали и находили звуки Л- Р в словах. Букву новую получи- У

Физминутка

Весёлая разминка « Есть у нас игра такая» дети сопровождают речь движением.

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп - другая                   Хлопки в ладоши.

Правой левую ладошку

Мы пошлепаем немножко.                        Шлепки по левой руке.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче  делай.                         Шлепки по правой руке.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем.                             Легкое похлопывание по щекам

 Вверх ладошки!

Хлоп, хлоп, хлоп!                                        Хлопки над головой.

По коленкам - шлеп, шлеп, шлеп                Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай                         Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай.                              Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной

 Хлопаем перед собой!                                   Шлепки за  спиной и перед  грудью.

Справа - можем,

слева - можем!

И крест- накрест руки сложим!                     Поколачиванuе по груди.

И погладим мы себя,

Вот какая красота!                                     Поглаживанuе по рукам, груди, бокам.

5. Логопед: «Повтори- не ошибись!»

              1. У САШИ В КАШЕ

СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ.

  1. ХОХЛАТЫЕ  ХОХОТУШКИ  ХОХОТОМ      

            ХОХОТАЛИ: ХА-ХА-ХА!

3. ЛЕНА  ИСКАЛА  БУЛАВКУ,

    А БУЛАВКА  УПАЛА ПОД  ЛАВКУ.

  1. ОГОРЧЁННАЯ  СОРОКА

ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УРОКА.

ВЕСЬ УРОК  БОЛТАЛА  С СОЙКОЙ

И ДОМОЙ  ВЕРНУЛАСЬ  С ДВОЙКОЙ.

        

        4. НАШ  ПОЛКАН  ПОПАЛ  В КАПКАН.

  1. ЛАРА  У  ВАЛИ

ИГРАЕТ  НА  РОЯЛЕ.

        

  1. МЁД  В  ЛЕСУ МЕДВЕДЬ  НАШЁЛ,

МАЛО  МЕДУ, МНОГО  ПЧЁЛ.

  1. МАРИНА  ГРИБЫ  МАРИНОВАЛА,

МАРИНА  МАЛИНУ  ПЕРЕБИРАЛА.

  1. ЗАДАЛИ  В  ШКОЛЕ  ДЕТЯМ  УРОК:

ПРЫГАЮТ  В  ПОЛЕ  СОРОК  СОРОК.

ДЕСЯТЬ  ВЗЛЕТЕЛИ, СЕЛИ  НА  ЕЛИ.

СКОЛЬКО  ОСТАЛОСЬ  В  ПОЛЕ  СОРОК?

  1. САША  ЛЮБИТ  СУШКИ,

СОНЯ – ВАТРУШКИ.

  1.  КОТ МОЛОКО  ЛАКАЛ,

      А  БОРЯ БУЛКУ  В  МОЛОКО  МАКАЛ.

  1.  У  ИВАШКИ РУБАШКА,

      У  РУБАШКИ  КАРМАШКИ.

  1.   ИСПУГАЛСЯ  ГРОМА  РОМА,

       ЗАРЕВЕЛ  ОН  ГРОМЧЕ   ГРОМА.

Логопед:  Молодцы!!Букву новую получи- Ж

6. Логопед:  «Раздели слова на слоги»

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать его вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово и определяет количество слогов- с помощью мяча отбивает слоги

Логопед:  Молодцы! Букву новую получи- Б

7. Логопед:

Чтобы слово вам узнать
Мячики нужно собирать.

Мячики собираются-
Слово на нём читается
Дети, разбиваясь в пары, собирают мячи одинакового цвета. На каждом мяче записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. С получившимся словом придумывают предложение.

Логопед: Молодцы!!Букву новую получи -А

Логопед. Вот и собрали мы все буковки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами ? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Что понравилось? Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с участием родителей.

Участие родителей в занятии позволяет им увидеть успехи своих детей и самим поучаствовать в педагогическом процессе, оценить готовность своего ребенка к школе....

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласны...

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Заколдованный ключик"

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bul...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе «В гостях у фиксиков»

Конспект итогового интегрированного  занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе детского сада...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "В гостях у царицы Грамматики"

Обобщить у детей знания полученные ранее. Создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...