ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Иванова Жанна Михайловна

Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Он характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Дошкольник буквально впитывает звуки, слова, предложения. И главная задача педагога – подача информации в режиме, соответствующем возрастному периоду. Обучение ребёнка дошкольника должно быть совмещено с игрой. А успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по графической, буквенной модели. Отсюда и вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства с их буквенной символикой). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 99

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»

663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал подготовила:

 учитель-логопед высшей квалификационной категории

Жанна Михайловна Иванова

Дошкольный возраст – важный этап в развитии будущего человека, личности. Он характеризуется особой, повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Дошкольник буквально впитывает звуки, слова, предложения. И главная задача педагога – подача информации в режиме, соответствующем возрастному периоду. Обучение ребёнка дошкольника должно быть совмещено с игрой. А успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по графической, буквенной модели. Отсюда и вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства с их буквенной символикой).

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности дошкольника к чтению и письму является чистая, чёткая, правильная во всех отношениях речь. В 5 лет многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. А если у ребёнка старшего дошкольного возраста обнаруживаются сложные речевые нарушения, то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьёзно осложняется.

 В процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определёнными трудностями. Преодолевать их, превратив обучение звуковому анализу и синтезу в интересную и в то же время результативную игру, отвечая на многие теоретические и практические вопросы педагогов и родителей, помогает мне в работе использование на занятиях по обучению грамоте зрительной символики.

В современной методической литературе эта технология освещена недостаточно. Она становится ещё более актуальной в связи с переходом на всеобщее школьное обучение с 6 лет, а также в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства.

В настоящее время возраст поступления детей в школу  снизился до 6 лет, и вполне понятно нетерпение многих родителей, которые с 3 лет уже начинают знакомить ребёнка с буквами, заставляют его читать, писать и с этой же просьбой обращаются к педагогам. Всегда ли это обосновано?

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Основными причинами этого являются: микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание и память, трудности в поведении и как результат – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Навык чтения формируется у ребёнка после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Следовательно, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Если ребёнок имеет высокий познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нарушений внимания, памяти, речи, и все звуки он произносит чётко, тогда с ним можно учить буквы в 4 и даже в 3 года.

Однако, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв даётся малышу с трудом, чтение превращается в непосильную обязанность, а при попытках написания слов встречаются частые и стойкие ошибки, то дошкольнику требуется дополнительная подготовка к обучению грамоте.

Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги подготовительных групп детских образовательных учреждений, является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что, в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

Задача педагога в школе или в детском саду (в так называемый добукварный период) – помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а согласные в свою очередь, дифференцировать по звонкости – глухости, а также твёрдости – мягкости.

Исходя из данного метода, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.  В школе этот период (добукварный) длится примерно одну-две недели, и не каждый ребёнок в состоянии за столь короткий срок усвоить весь объём необходимых сведений.

Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание), которому следует специально обучать дошкольников, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).

Предварительный анализ слова в ходе его проговаривания и следующее за письмом прочитывание, введённые в стойкий навык, становятся для начинающего школьника средством самоконтроля.

В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребёнок чётко воспринимает, хорошо различает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Таковы основные предпосылки обучения детей чтению и письму. Учитывая сказанное, сформулирую основные задачи подготовки старших дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте:

  • Развитие  фонематического восприятия (способности воспринимать     и различать звуки речи).
  • Формирование правильного произношения звуков.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Все три процесса – фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, – являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Слуховые и артикуляционные представления ребёнка о звуке не могут быть однозначными, если звук воспринимается и произносится неточно, неправильно. Именно поэтому упражнения в совершенствовании фонематического восприятия, формировании навыков звукового анализа и синтеза рекомендуется проводить на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего онтогенеза (индивидуального развития). Подавляющее большинство детей произносит их правильно примерно к 3 годам (Т.Б.Филичева). К таковым относятся:

- гласные звуки (А, У, И, О, Ы);

- вокализованные согласные длительного произнесения с  преобладанием голосового тона (М, Н, В);

- смычные согласные, произносимые коротко (Б, П, Д, Т, Г, К);

- щелевые глухие согласные, произносимые длительно (Х, Ф, С).

Каждый из перечисленных звуков необходимо изучать на отдельном занятии.

На каждом из занятий при знакомстве детей с новым звуком необходимо объяснять его артикуляцию. Я это делаю в игровой форме, что даёт мне:

- во-первых: отразить сущность фонеобразования /наличие преграды для выдыхаемой струи воздуха в виде смычки или щели в ротовой полости, либо отсутствие таковой/ - на этом я концентрирую внимание детей;

- во-вторых: для создания игровой ситуации ввожу «конфликт» между Воздухом и его противниками: теми, кто чинит ему препятствия на пути движения (Язык, Зубы, Губы и пр.).

Например: объяснение детям артикуляции звука Ы.Звук Ы: сердитый звук. Шея напрягается, становится твёрдой. Горлышко гудит /проверяем, прикладывая руку/, Воздух проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Каждый новый звук /гласный или согласный/ в начале занятия произносится педагогом изолированно.  Затем дошкольникам демонстрируется звуковая символика нового звука. Символ звука на протяжении всего занятия находится у детей перед глазами. Таким образом, слуховое восприятие подкрепляется зрительным и наоборот.

Фонематическое восприятие ребёнка совершенствуется благодаря анализу не только чужого, но и собственного произношения, поэтому важно обеспечить детям максимальную речевую активность. Для этого в своей практике я использую хоровое проговаривание, ответы по цепочке, реакции нескольких детей на один вопрос. Важно снизить «удельный вес» речи педагога, чтобы для детской речи в занятии оставалось больше времени.

Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом обучения. В структуру каждого занятия я включаю фонетические игры, смысл которых состоит в уточнении акустического и артикуляционного образов одного или нескольких изучаемых звуков, в узнавании их в словах, выделении в предложениях, стихах, сказках и пр. Кроме того, в процессе игры у детей совершенствуются внимание, память, словарный запас.

        Например: игра «Цветик-семицветик». Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребёнок, сорвавший лепесток, называет слово, которое начинается  с данного звука. Такие игры и упражнения с использованием звуковой символики собраны  в картотеку, которой пользуются в работе воспитатели групп компенсирующей направленности.

Синтезируя слова с помощью символов можно легко, в игровой форме, при большой заинтересованности детей достигнуть у них навыка слияния звуков, моделировать процесс чтения. В дальнейшем дети с большим удовольствием составляют из символов слова и читают их. Этому способствует игра «Живые звуки». В которой педагог раздаёт детям символы-звуки и предлагает составить короткие слова /УМ, ЖУК и т.д./ Педагог произносит – «Раз, два, три, «Живое слово» – собери!», и предлагает детям со звуками-символами в руках встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать /собрать и прочитать/ слово.

Совместно с педагогами группы разработаны и изготовлены «Волшебные экраны»,  на которых изображены символ звука и подобран картинный материал на данный звук. В эту работу активно включены родители воспитанников. Они с большим интересом подбирают картинки на новый звук. А дети, в свою очередь, соревнуются между собой – кто больше нашёл в выходной день картинок на заданный звук. Тем самым в игровой, незатейливой форме, происходит знакомство и обучение дошкольников звуковому анализу и синтезу слов. Как показала практика, это наиболее доступный и понятный детям приём обучения, а главное – результативный.

Я не призываю сегодня же и повсеместно начать подготовку к обучению грамоте в соответствии с данным подходом. Не каждый воспитатель или учитель-логопед захочет отойти от привычных норм, повысить планку обучения, установленную нормативными документами.

Но я уверена, что увлечённые работой педагоги, родители, стремящиеся дать максимум знаний и умений своим детям в доступной форме, воспользуются этой идеей, тем более, когда дело касается важного и сложного раздела образовательной программы, как подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....

Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....