консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Гончаренко Марина Александровна

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучения грамоте детей данной категории. Такая ситуация определяет необходимость рассмотрения вопроса о создании механизма отбора содержания учебного материала и определения последовательности его изучения в процессе обучения старших дошкольников с ЗПР ЦОГ грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya-_konsultaciya.ppt331.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для учителей-логопедов Выполнила: учитель-логопед МКДОУ комбинированного вида д/с №11 «Чебурашка» г.Пласта Гончаренко М.А.

Слайд 2

Одним из важнейших условий успешного овладения устной и письменной речью является сформированность фонематических процессов. А полноценное становление фонематической системы возможно только при условии сформированности ряда предпосылок: Анатомо-физиологических; Психологических; Социальных. В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Примерно в 80% случаев задержка психического развития квалифицируется как задержка церебрально-органического генеза (ЦОГ). В основе ЗПР ЦОГ может лежать как повреждение, так и незрелость клеток головного мозга. Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучения грамоте детей данной категории. Такая ситуация определяет необходимость рассмотрения вопроса о создании механизма отбора содержания учебного материала и определения последовательности его изучения в процессе обучения старших дошкольников с ЗПР ЦОГ грамоте. Таким механизмом может стать совокупность принципов, учет которых позволит обеспечить полноценное формирование фонематической системы каждого ребенка.

Слайд 3

На основании анализа научной литературы было выделено несколько основополагающих принципов, позволяющих обеспечить качественный отбор содержания учебного материала и определить последовательность его изучения на занятиях по обучению грамоте, в работе с дошкольниками, имеющими ЗПР ЦОГ: Онтогенетический принцип: Реализация данного принципа предполагает учет закономерностей становления фонематической системы в ходе полноценного речевого развития ребенка. Учет онтогенетических закономерностей формирования фонематической системы обеспечивает соблюдение последовательности изучения учебного материала от простого к сложному, при этом каждая сформированная ступень фонематической системы становится основанием для овладения сложной ступенью. Принцип учета артикуляционных возможностей детей: (по результатам обследования). Реализация данного принципа позволяет отбирать в работу звуки, доступные детям по произносительным возможностям.

Слайд 4

Принцип учета фонетических характеристик звука : (длительности звучания, артикуляционной видимости, акустико-артикуляционной противопоставленности). Реализация данного принципа позволяет определять последовательность изучения звуков. Принцип системности: Учет данного принципа позволяет формировать осознание смыслоразличительной и смыслообразующей функций фонемы, обеспечивает овладение операциями звуко-слогового и языкового анализа. Рассмотрим сам механизм отбора содержания учебного материала и определения последовательности его изучения старшими дошкольниками с ЗПР ЦОГ.

Слайд 5

1 шаг. Определение последовательности изучения гласных звуков. Первой стадией развития фонематического слуха является различение гласных звуков. Именно с изучения гласных звуков начинается обучение детей грамоте по всем предложенным программам дошкольного обучения. В работе с детьми, имеющими ЗПР ЦОГ это очень важная ступень формирования фонематической системы. У изучаемой категории детей гласные звуки в подавляющем большинстве случаев сформированы. Артикуляция гласных звуков хорошо видима, они длительны в произнесении, являются слогобразующими. Знакомство с гласными звуками позволяет отрабатывать ритмический рисунок слова и подготавливает детей к слоговому анализу слов. На основе принципа учета фонетических характеристик звука (артикуляционно- акустической противопоставленности), детям с ЗПР ЦОГ старшей группы целесообразно предложить знакомство с гласными звуками в следующей последовательности: А, У, И, О. Все изучаемые звуки должны быть в процессе обучения дифференцированы по артикуляционно-акустическим характеристикам.

Слайд 6

Особый акцент должен быть сделан на дифференциацию звуков А-О, О-У, поскольку они имеют артикуляционное сходство. 2 шаг. Определение количества и последовательности изучения согласных звуков. Второй стадией развития фонематического слуха в онтогенезе является различение согласных звуков. На основании принципа фонетических характеристик звука (длительности звучания, артикуляционной видимости, акустико - артикуляционной противопоставленности) и принципа учета артикуляционных возможностей детей, отбор учебного материала и последовательность его изучения производится следующим образом: Сначала исключая все согласные звуки, произношение которых у большинства детей не сформировано; (например: Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Слайд 7

2. Затем из оставшихся согласных звуков последовательно выбираются звуки по следующим параметрам: самый онтогенетически ранний из оставшихся звуков, очевидно артикулируемый, длительно произносимый, противопоставленный артикуляционно и акустически предыдущему изучаемому звуку; Б В Г Д Й К М Н П Т Ф Х Б В Г Д Й К П Т Ф Х и т. д. Важно отметить, что в работе с детьми, имеющими ЗПР ЦОГ, необходимо проведение качественной дифференциации звуков не только по их акустическим характеристикам, но и артикуляционным. Такая работа позволяет детям осознать строение артикуляционного аппарата, подвижность и не подвижность артикуляционных органов, способствует уточнению артикуляционного образа звука, выделению схожих и отличающихся элементов артикуляции звуков.

Слайд 8

На каждом занятии, серии занятий должен реализовываться принцип системности . Согласно данному принципу изучаемый звук должен быть: Исследован детьми в изолированном звучании; Узнан и выделен на фоне слова; Проанализирован как единица, составляющая слово; Проанализирован как единица, обеспечивающая синтаксические связи слов в словосочетании, предложении (гласные, образующие окончания; согласные, равные предлогу, приставке). Таким образом, совокупность принципов (онтогенетического, системности, учета артикуляционных возможностей детей, учета фонетических характеристик звука) позволяет отобрать доступное для овладения детьми с ЗПР ЦОГ содержание учебного материала, определить последовательность его изучения, формировать фонематические процессы у детей данной категории как стройную, иерархически организованную систему, а значит формировать полноценную психологическую и речевую базу для овладения устной и письменной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....

Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...

Принципы обучения грамоте старших дошкольников с задержкой психического развития.

Материал из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития....

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....