Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
статья
В статье раскарываются вопросы формирования познавательного интерса у докшольников с ТНР посредством использования творческого потенциала педагогов, создания актуальной предметно-пространственной развивающей среды,дидактических игр.Также раскрыты такие понятия , как инетрес, познавательная активность.В статье обозначена актуальность подготовки педагогов к работе с детьми , его уровне знаний и умений , представлен примерный план развития ППРС и выдлена значимость дидактических игр как одно из средств фомриванияпознавательной активности дошкольников с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnogo_interesa_u_doshoklniokv_s_tnr.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениям речи
Пастухова И.И.,
старший воспитатель,
МК ОУ Школа-сад№235,
г.Новокузнецк
Аннотация. В статье рассматривается основные направления работы по формированию познавательного интереса у дошкольников с ТНР. Говорится о значимости потенциала педагога , создании предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей формирование познавательного интереса детей дошкольного возраст с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова. Познавательный интерес, интерес, творческий потенциал педагога, направления, содержание и формы работы по формированию познавательного интереса у дошкольников с ТНР.
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.
Китайская пословица
Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Низкая познавательная активность , на данном этапе развития общества, становится большой проблемой , ведь эта активность, выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Проблема активизации познавательной деятельности и формирования познавательного интереса выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача.
Прежде чем рассматривать вопрос формирования познавательного интереса нужно остановиться на самом интересе и определить «что такое интерес?». Во многих словарях можно найти разнообразные определения термину «интерес».
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Интерес — это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять».
В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И.Эфрона: «Интерес - это участие, принимаемое в каком-либо событии». Авторы энциклопедического словаря считают, что «Интерес - это главный стимул человеческой деятельности, борьбы классов, исторического процесса» .
Р.С. Немов считает, что «Интерес - это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению» .
Таким образом, интерес - особое мотивационное состояние познавательного характера, как правило, напрямую не связанно с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Интерес нередко заставляет людей действовать в определённом направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивированна разными интересами и может удовлетворять разные потребности.
Интерес к познанию окружающего мира формируется в дошкольном возрасте.
Также необходимо раскрыть сущность познавательной активности.
Предметом познавательной активности является самое значительное свойство человека- познавать окружающий мир с целью проникновения в его
многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречия.
Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления являются:
- Многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам;
- Глубина , характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;
- Динамичностью, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком , представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
- Действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием данного рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребёнку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинает занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с взрослыми, ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Дети 3-4 лет могут буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Поэтому детей этого возраста называют «почемучками». Нередко дети не только спрашивают, но и сами пытаются найти ответ на поставленный вопрос, используя свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Дети любят разбивать игрушки, стараясь узнать «что у них внутри».
Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. С.Л. Рубинштейн и Д.П. Годовикова считают,что «Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью».
Дети с тяжелыми нарушениями речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормальным течением развития речи.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны сниженный уровень развития внимание логического мышления, памяти. Им трудно устанавливать причинно-следственные связи, выводить закономерности и т.д., поэтому процесс формирования познавательного интереса идет недостаточно легко, для педагогов и родителей требуется больше времени уделять развитию мыслительных процессов у детей с ТНР, привлекать грамотных специалистов, создавать интересную насыщенную предметно-развивающую среду.
Отношения ребенка с окружающим миром осуществляется через посредника, взрослого. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. И здесь активность познания детьми мира непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого.
В ФГОС дошкольного образования отводится большое внимание требованию к современному педагогу , к его саморазвитию и самосовершенствованию, к его профессиональным компетенциям. Поэтому ,творческий, активный педагог будет стремиться искать новые формы, средства для организации с дошкольниками интересной , познавательно насыщенной совместной деятельности.
Современный педагог работающий с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи , должен обладать следующими личностными параметрами:
- Способностью к активной и разносторонней профессиональной социально-культурной деятельности;
- Тактичностью, чувством эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовностью принимать и поддерживать их, и при необходимости защищать;
- Умением обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;
- Знанием особенностей психического и физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;
- Способностью к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательного интереса у дошкольников требует от педагогов проявления творческого подхода к организации воспитательно- образовательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
- Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;
- Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
- Способность оторваться от ориентаций на авторитеты;
- Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны;
- Способность к ассоциациям;
- Готовность памяти и способность к обобщению;
- Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Педагогу находящемуся в постоянном процессе саморазвития необходимо развивать и личностные качества, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:
Информационную, умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала;
- Побудительную, умение пробуждать интрес, внимание, активность, переводить знания в практическое действия, поступки, закреплять знания и умения детей;
- Конструктивно-организаторскую, умение планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной деятельности с детьми, организовывать режим, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личнбости ребенка;
- Диагностическую, умение определять особенности физического и психичсекого состояния детей и учитывать это при организации воспитательного процесса;
- Координирующую, умение устанавливать контакты с родителями, педагогами, побуждать родителей к активному участию в работе ОУ;
Коммуникативную, высокие нравственные качества, умение быть всегда с детьми и родителями доброжелательными, тактичными, приветливыми и вежливыми.
Для того чтобы не только организовывать с детьми совместную познавательною деятельность, но и сделать ее увлекательной, интересной , в группе необходимо создавать альтернативную предметно- пространственную развивающую среду. В помощь педагогу, можно разработать план развития ППРС в соответствии с направлениями работы . В плане желательно отразить: оснащения центров, взаимодействие с социумом, направления, содержание , формы работы .
План развития предметно-развивающей среды, может быть представлен в таком виде ( Таблица 1.)
Таблица 1.
Направ ление работы | Инфраструктура | Функции предметной среды | Содержание работы | Формы работы |
Создание функциональных помещений в ДО | Развивающий- игровой центр в группах | Образовательная, обучающая, познавательная, развивающая | Развитие естественно-научных представлений, представлений о человеке, экологическое воспитание, | Занятия, беседы, викторины клубы по интересам, конкурсы, соревнования по шахматам, шашкам и др.. |
Мини-музей «Малая Родина» и др. | Краеведо-историческая, культурная , познавательная | Нравственно-патриотическое воспитание, семейное воспитание | Занятия, беседы, викторины, экскурсии, и др. | |
Творческие мастерские ( изо-творчества, технического творчества, музыкального творчества) | Образовательная, художественно-эстетическая, познавательная, развивающая, трудовая | Художественно-эстетическое развитие, ручной труд идр. | Мастер-классы, занятия, кружковая работа | |
Галерея детского творчества | Эстетическая, эмоциональная | Художественно-эстетическое развитие, | Выставки детских , семейных работ, вернисажи, индивид выставки идр. | |
Создание в групповых помещениях центров развития | Центры грамотности: книжные уголки,игры и оборудование для речевого развития | Образовательная, познавательная, развивающая | Речевое развитие, подготовка к обучению грамоте и др. | Самодеятельная познавательная деятельность, игровая деятельность |
Центры математики , финансовой грамотности: игры,кроссворды, головоломки, ребусы. Часы, шахматы, шашки и др. | Образовательная, познавательная, развивающая | - формирование математических предситавлений4 овладение финансовой грамотностью, овладение шашками, шахматами, | Самодеятельная познавательная деятельность, игровая деятельность, соревнования, матчи и др. | |
Центр исследований и экспериментирования (лаборатории): Инструменты, микроскопы, лупы , посуда для опытов, природ и др. материалы.) др. | Образовательная, познавательная, развивающая, исследовательская, опытно-экспериментальная | Развитие общих познавательных способностей и интереса к явлениям в живой и неживой природе. | Самодеятельная познавательная деятельность, игровая деятельность, опыты, эксперименты | |
Центр коллекций: коллекционный материал, ландшафтный материал по природным зонам, страноведческий материал, краеведческий материал | Образовательная, познавательная, развивающая, исследовательская | Знакомство с различными природными объектами, с результатами труда взрослых, развитие навыков классификации объектов по различным признакам. | Сбор коллекций, ознакомление с ними, проведение игр викторин, конкурсов | |
Мини-музеи: музеи часов, открыток, игрушек и др.) | Образовательная, познавательная, развивающая, исследовательская | Знакомство с окружающим миром, формирование индивидуальных представлений | Совместная деятельность детей с педагогом, практическая, проведение игр, викторин, конкурсов и др. | |
Центр «Мир растений9 комнатные растения, предметы ухода, дневник | Образовательная, познавательная, развивающая, исследовательская | Экологическое воспитание, выработка навыков ухода за растениями, условия для опытов и исследований. | Совместная деятельность детей с педагогом, практическая |
Чем насыщеннее, разнообразнее будет предметно-развивающая среда в ОУ , группе , тем чаще у ребенка будет возникать интерес познавать мир , и будет возможность действовать как совместно с педагогом , так и в самостоятельно.
А познавая , ребенок задает много вопросов педагогу, повышается речевая активность ребенка: обогащается словарный запас, формируются грамматические категории, развивается связная, диалогическая речь.
И, конечно же, самым главным помощником в формировании познавательного интереса у дошкольников является дидактическая игра.
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, особенно это важно для детей с ТНР. Известно, что в дидактической игре усвоение новых знаний происходит значительно успешнее, чем на занятиях, особенно в младшем дошкольном возрасте. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
В дидактической игре осуществляется практическое познание ребёнком окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствования не является мотивом игры или её целью. К дидактической игре ребёнка побуждают такие мотивы, как желание действовать как взрослые, стремление к общению, привлекательность игровой задачи, соревнование и т.д.
Традиционно дидактическая игра используется, прежде всего, в качестве средства познавательного развития детей. Использование дидактических игр как средства развития повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Дидактическая игра способствует становлению ребёнка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательный интерес, способность к поиску решения новых задач, экспериментирования. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширения, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем. Та же дидактическая игра способствует воспитанию познавательных интересов, развитию познавательных способностей.
В таких известных сборниках игр, как: «Дидактические игры в детском саду», Бондаренко А.К.; «Игровые задачи для дошкольников», Михайловой З.А.; «Чего на свете не бывает?» под редакцией Дьяченко О.М.; «Давайте поиграем» ,под редакцией Столяра А.А. , «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ,Пановой Е.Н. и др.
В этих сборниках представлены игры направленные на формирование познавательного интереса у дошкольнников. Осуществляя определенный подбор игр , педагогам можно составить комплекс игр на развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В данный комплекс можно включить игры по развитию речи и математических представлений, игры на ознакомления детей с окружающим миром.
Детям с тяжелыми нарушениями речи на начальных этапах по формированию познавательного интереса желательно использовать игры на развитие слухового восприятия, памяти : « Угадай на чем играю?»,» Кто как разговаривает», «Поручение», «Летает- не летает» и др. Когда у детей уже будет более богатый словарный запас , то можно предложить игры более творческого характера « Придумай загадку» , «Небылицы» по определенной теме, «Волшебники», «Чего на свете не бывает» и т.д. Далее подбирать игры с усложняющимися задачами и целями.
Таким образом используя творческий потенциал педагогов, актуально сформированную предметно- пространственную развивающую среду, методически грамотный подбор дидактических игр и индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам, можно получить достаточно высокие результаты в формировании у дошкольников с ТНР познавательной активности.
Используемая литература.
- Волков Б.С., Волканова Н.В. Детская психология: Практическое развитие ребенка до поступления в школу.-М.:Педагогическое общество Росси,2000.
- Коротаева Е.В. Хочу,могу,умею! Обучение, погруженное в общение.- М.:»КСП», Институт психологии РАН, 1997.
- Лобанова Е.А.,Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: Учебно-методическое пособие.- Балашов: Изд-во «Николаев»,2005.
- Любимова Т.Г. «Подумай и ответь!»: Вопросы по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет.- Чебоксары, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...
Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)
"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...
Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Ни для кого не секрет, что последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями ...
Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на РМО воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности "Интеграция образовательных областей по формированиюфункциональной грамотности у детейс особыми образовательн...