Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
статья

В статье раскарываются вопросы формирования познавательного интерса у докшольников с ТНР посредством использования творческого потенциала педагогов,  создания актуальной предметно-пространственной  развивающей среды,дидактических игр.Также раскрыты  такие понятия , как инетрес, познавательная активность.В статье обозначена актуальность подготовки педагогов к работе с детьми , его уровне  знаний и умений , представлен  примерный  план развития ППРС и выдлена значимость дидактических игр как одно из средств фомриванияпознавательной активности дошкольников с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениям речи

                                                                           Пастухова И.И.,

                                                                                    старший воспитатель,

МК ОУ Школа-сад№235,

                                                                        г.Новокузнецк

Аннотация. В статье  рассматривается основные направления работы по  формированию познавательного интереса у дошкольников с ТНР. Говорится о значимости  потенциала педагога , создании предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей формирование познавательного интереса детей дошкольного возраст с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова. Познавательный интерес, интерес, творческий потенциал педагога,  направления, содержание и  формы работы  по формированию познавательного интереса у дошкольников с ТНР.

                                                                                 Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

 Вовлеки меня - и я пойму.

Китайская пословица

Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Низкая познавательная активность , на данном этапе развития общества, становится большой проблемой , ведь эта активность, выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Проблема активизации познавательной деятельности и формирования познавательного интереса выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача.

Прежде чем рассматривать вопрос формирования познавательного интереса нужно остановиться на самом интересе и определить «что такое интерес?». Во многих словарях можно найти разнообразные определения термину «интерес».

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Интерес — это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять».

В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И.Эфрона: «Интерес - это участие, принимаемое в каком-либо событии». Авторы энциклопедического словаря считают, что «Интерес - это главный стимул человеческой деятельности, борьбы классов, исторического процесса» .

Р.С. Немов считает, что «Интерес - это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению» .

Таким образом, интерес - особое мотивационное состояние познавательного характера, как правило, напрямую не связанно с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Интерес нередко заставляет людей действовать в определённом направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивированна разными интересами и может удовлетворять разные потребности.

Интерес к познанию окружающего мира формируется в дошкольном возрасте.

Также необходимо раскрыть сущность познавательной активности.

Предметом познавательной активности является самое значительное свойство человека- познавать окружающий мир с целью проникновения в его

многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречия.

Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления являются:

  • Многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам;
  • Глубина , характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;
  • Динамичностью, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком , представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
  • Действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием данного рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребёнку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинает занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с взрослыми, ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Дети 3-4 лет могут буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Поэтому детей этого возраста называют «почемучками». Нередко дети не только спрашивают, но и сами пытаются найти ответ на поставленный вопрос, используя свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Дети любят разбивать игрушки, стараясь узнать «что у них внутри».

Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. С.Л. Рубинштейн и Д.П. Годовикова считают,что «Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью».

Дети с тяжелыми нарушениями речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормальным течением развития речи.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны сниженный  уровень развития внимание  логического мышления, памяти. Им трудно устанавливать причинно-следственные связи, выводить закономерности и т.д., поэтому процесс формирования познавательного интереса идет недостаточно легко, для педагогов и родителей требуется больше времени уделять развитию мыслительных процессов у детей с ТНР, привлекать грамотных специалистов, создавать интересную насыщенную предметно-развивающую среду.

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляется через посредника, взрослого. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. И здесь активность познания  детьми мира  непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого.

В ФГОС дошкольного образования отводится большое внимание требованию к современному  педагогу , к его  саморазвитию и самосовершенствованию, к его профессиональным компетенциям. Поэтому ,творческий, активный педагог будет стремиться искать новые формы, средства  для  организации с дошкольниками интересной ,  познавательно насыщенной совместной деятельности.

Современный педагог работающий с дошкольниками  с тяжелыми нарушениями речи , должен обладать следующими личностными параметрами:

  • Способностью к активной и разносторонней профессиональной социально-культурной деятельности;
  • Тактичностью, чувством эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовностью принимать и поддерживать их, и при необходимости защищать;
  • Умением обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;
  • Знанием особенностей психического и физического развития  детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • Способностью к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательного интереса у дошкольников требует от педагогов проявления творческого подхода к организации воспитательно- образовательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется  рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:

  • Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;
  • Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
  • Способность оторваться от ориентаций на авторитеты;
  • Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны;
  • Способность к ассоциациям;
  • Готовность памяти и способность к обобщению;
  • Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Педагогу находящемуся в постоянном процессе саморазвития необходимо развивать и личностные качества, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:

Информационную, умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала;

  • Побудительную, умение пробуждать интрес, внимание, активность, переводить знания в практическое действия, поступки, закреплять знания и умения детей;
  • Конструктивно-организаторскую,        умение планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной деятельности с детьми, организовывать режим, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личнбости ребенка;
  • Диагностическую, умение определять особенности физического и психичсекого состояния детей и учитывать это при организации воспитательного процесса;
  • Координирующую, умение устанавливать контакты с родителями, педагогами, побуждать родителей к активному участию в работе ОУ;

Коммуникативную, высокие нравственные качества, умение быть всегда с детьми и родителями доброжелательными, тактичными, приветливыми и вежливыми.

Для того чтобы  не только организовывать с детьми совместную познавательною деятельность, но  и сделать ее увлекательной, интересной ,  в группе необходимо создавать альтернативную предметно- пространственную развивающую среду. В помощь педагогу,  можно разработать план  развития  ППРС  в соответствии с направлениями работы .  В плане  желательно  отразить:  оснащения центров, взаимодействие с социумом, направления, содержание , формы работы .

План развития предметно-развивающей среды, может быть представлен в таком виде ( Таблица 1.)

Таблица 1.

Направ

ление

работы

Инфраструктура

Функции предметной среды

Содержание работы

Формы

работы

Создание функциональных помещений в ДО

Развивающий-

игровой центр в

группах

Образовательная, обучающая, познавательная, развивающая

Развитие естественно-научных представлений, представлений о человеке, экологическое воспитание,  

Занятия, беседы, викторины

клубы по интересам, конкурсы, соревнования по шахматам, шашкам и др..

Мини-музей «Малая Родина» и др.

Краеведо-историческая, культурная , познавательная

Нравственно-патриотическое воспитание, семейное воспитание

Занятия, беседы, викторины, экскурсии, и др.

Творческие мастерские

( изо-творчества, технического творчества, музыкального творчества)

Образовательная, художественно-эстетическая, познавательная, развивающая, трудовая

Художественно-эстетическое развитие, ручной труд идр.

Мастер-классы, занятия, кружковая работа

Галерея детского творчества

Эстетическая, эмоциональная

Художественно-эстетическое развитие,

Выставки детских  , семейных работ, вернисажи, индивид выставки идр.

Создание в групповых  помещениях центров развития

Центры грамотности: книжные уголки,игры и оборудование  для речевого развития

Образовательная, познавательная, развивающая

Речевое развитие, подготовка к обучению грамоте и др.

Самодеятельная познавательная деятельность, игровая деятельность

Центры математики , финансовой грамотности: игры,кроссворды, головоломки, ребусы. Часы, шахматы, шашки и др.

Образовательная, познавательная, развивающая

- формирование математических предситавлений4 овладение финансовой грамотностью, овладение шашками, шахматами,

Самодеятельная познавательная деятельность, игровая деятельность,

соревнования, матчи и др.

Центр исследований и экспериментирования (лаборатории):

 Инструменты, микроскопы, лупы , посуда для опытов, природ и др. материалы.) др.

Образовательная, познавательная, развивающая, исследовательская, опытно-экспериментальная

Развитие общих познавательных способностей и интереса к явлениям в живой и неживой природе.

Самодеятельная познавательная деятельность, игровая деятельность, опыты, эксперименты

Центр коллекций: коллекционный материал, ландшафтный материал по природным зонам, страноведческий материал, краеведческий материал

Образовательная, познавательная, развивающая, исследовательская

Знакомство с различными природными объектами, с результатами   труда взрослых, развитие навыков классификации объектов по различным признакам.

Сбор коллекций, ознакомление с ними, проведение игр викторин, конкурсов

Мини-музеи: музеи часов, открыток, игрушек и др.)

Образовательная, познавательная, развивающая, исследовательская

Знакомство с окружающим миром, формирование индивидуальных представлений

Совместная деятельность детей с педагогом, практическая, проведение игр, викторин, конкурсов и др.

Центр «Мир растений9 комнатные растения, предметы ухода, дневник

Образовательная, познавательная, развивающая,  исследовательская

Экологическое воспитание, выработка навыков ухода за растениями, условия для опытов и исследований.

Совместная деятельность детей с педагогом, практическая

Чем насыщеннее, разнообразнее будет предметно-развивающая среда в ОУ , группе , тем чаще   у ребенка  будет возникать интерес   познавать мир , и будет возможность действовать как совместно с педагогом , так и  в самостоятельно.

А познавая , ребенок задает много вопросов педагогу, повышается  речевая активность ребенка: обогащается словарный запас, формируются грамматические категории, развивается связная, диалогическая  речь.

И, конечно же, самым главным помощником в формировании познавательного интереса у дошкольников является дидактическая игра.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, особенно это важно для детей с ТНР. Известно, что в дидактической игре усвоение новых знаний происходит значительно успешнее, чем на занятиях, особенно в младшем дошкольном возрасте. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятно сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

В дидактической игре осуществляется практическое познание ребёнком окружающего мира. Процесс формирования знаний, их совершенствования не является мотивом игры или её целью. К дидактической игре ребёнка побуждают такие мотивы, как желание действовать как взрослые, стремление к общению, привлекательность игровой задачи, соревнование и т.д.

Традиционно дидактическая игра используется, прежде всего, в качестве средства познавательного развития детей. Использование дидактических игр как средства развития повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактическая игра способствует становлению ребёнка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательный интерес, способность к поиску решения новых задач, экспериментирования. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширения, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем. Та же дидактическая игра способствует воспитанию познавательных интересов, развитию познавательных способностей.

В таких известных сборниках игр, как: «Дидактические игры в детском саду», Бондаренко А.К.; «Игровые задачи для дошкольников», Михайловой З.А.; «Чего на свете не бывает?» под редакцией Дьяченко О.М.; «Давайте поиграем» ,под редакцией Столяра А.А. , «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ,Пановой Е.Н. и др.

В этих  сборниках представлены игры направленные на формирование познавательного интереса у дошкольнников. Осуществляя определенный подбор игр , педагогам можно составить комплекс игр на развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В данный комплекс можно включить игры по развитию речи и математических представлений, игры на ознакомления детей с окружающим миром.

Детям с тяжелыми нарушениями речи на начальных этапах по формированию познавательного интереса желательно использовать игры на развитие слухового восприятия, памяти : « Угадай на чем играю?»,» Кто как разговаривает», «Поручение», «Летает- не летает» и др. Когда у детей уже будет более богатый словарный запас , то можно предложить игры более творческого характера « Придумай загадку» , «Небылицы» по определенной теме, «Волшебники», «Чего на свете не бывает» и т.д. Далее подбирать игры с усложняющимися задачами и целями.

Таким образом используя творческий потенциал педагогов, актуально сформированную предметно- пространственную развивающую среду,  методически грамотный подбор дидактических игр и индивидуально-дифференцированный  подход к воспитанникам,  можно получить достаточно высокие результаты в формировании у дошкольников с ТНР познавательной активности.

Используемая литература.

  1. Волков Б.С., Волканова Н.В. Детская психология: Практическое развитие ребенка до поступления в школу.-М.:Педагогическое общество Росси,2000.
  2. Коротаева Е.В. Хочу,могу,умею! Обучение, погруженное в общение.- М.:»КСП», Институт психологии РАН, 1997.
  3. Лобанова Е.А.,Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: Учебно-методическое пособие.- Балашов: Изд-во «Николаев»,2005.
  4. Любимова Т.Г. «Подумай и ответь!»: Вопросы по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет.- Чебоксары, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)

"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что  последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями ...

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на РМО воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности "Интеграция образовательных областей по формированиюфункциональной грамотности у детейс особыми образовательн...