Конспект занятия "Наши гости - зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект предназначен для проведения фронтального занятия в старшей возрастной группе для детей с ТНР. Занятие носит закрепляющий, обобщающий характер. В игровой форме (беседа со сказочным героем - Воробьем) детям предлагается вспомнить названия зимующих птиц, рассказать об их особенностях. Помимо активизации словаря по теме, предусмотрен богатый материал по развитию лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-nashi_gosti_-_zimuyushchie_ptitsy.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
в старшей группе для детей с ТНР
Тема: «Наши гости - зимующие птицы»
Целеполагание:
- Закрепить и уточнить название зимующих птиц.
- Закреплять навык словообразования на примере образования прилагательных из существительных и прилагательных из прилагательных с помощью суффиксов.
- Сравнение прилагательных и существительных.
- Образование словосочетаний по типу согласования существительного и прилагательного в роде, числе и падеже.
- Образование существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки.
- Подбор слов – антонимов, приставочных глаголов.
- Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
- Упражнять в составлении предложений по картинке.
- Создавать обстановку для развития познавательной и речевой деятельности каждого ребенка.
Учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад № 77»
Данюкова Л.А.
Ход занятия
Дети входят в зал, зимний лес.
Логопед: | Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали. Сколько много здесь птиц. Давайте, назовем наших друзей – птиц. |
Дети: | Синица, снегири, вороны, голубь, дятел, сорока, кукушка, клест. |
Логопед: | Это какие птицы? |
Дети: | Зимующие. |
Логопед: | А кого здесь нет. Отгадайте. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет Крошки собирает. (воробей) |
Входит воробей: | Как же вы ребята забыли про меня. Я ведь ваш друг и друг всех птиц. Я не просто к вам пришел. Я хочу, чтобы вы рассказали о моих друзьях, и я с вами хочу поиграть. |
Логопед: | Хорошо, воробушек, наши ребята очень любят птиц и все тебе расскажут о них. |
Воробей: | Я картиночки принес. Ты на них посмотри. Кто на ней изображен назови и какая и какой расскажи. |
Раздает карточки – картинки с изображением птиц. Дети отвечают: | |
Это синица – умная, веселая, юркая, тонкая, красивая. Снегирь – ленивый, грустный, малоподвижный, красивый. Воробей – веселый, удалый, боевой, драчливый, шустрый. Сорока – говорливая, длиннохвостая, хвастливая. Ворона – строгая, хитрая, умная, проворливая. | |
Воробей: | Молодцы ребята. Вы очень хорошо рассказали о моих друзьях. Ребята, а вы знаете о какой птице можно сказать – мой, моя? |
Логопед: | Конечно, наши ребята знают о какой птице можно сказать мой? |
Дети: | Воробей, снегирь, голубь, дятел. |
Логопед: | Моя? |
Дети: | Сорока, ворона, синица, кукушка. |
Воробей: | Правильно, молодцы. Ребята а вы знаете как эти птицы подают голоса? |
Дети | Да. Воробей – чирикает Ворона – каркает Голубь – воркует Сорока – трещит Синицы и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодна, то шипят. |
Логопед: | Воробушек, вам зимой голодно и холодно. Мы с ребятами сделали для вас кормушки. И ребята сейчас назовут то, чем вы питаетесь. Это семена от дыни. Какие семена? |
Дети: | Дынные. Их любит есть синицы. |
Логопед: | Это семена арбуза. Какие семена? |
Дети: | Арбузные. Их ест снегирь. |
Логопед: | Это семена ясеня. Какие семена? |
Дети: | Ясеневые. Их любит тоже снегирь. |
Логопед: | Это крошки хлеба. Какие крошки? |
Дети: | Хлебные. Их любят все птицы. |
Логопед: | А вот кусочек сало. Какая птица любит сало? |
Воробей: | Молодцы ребята. Ребята, что делают птицы? |
Дети: | Летают, прыгают, поют, собирают, клюют, чистят, пьют, улетают, прилетают, подлетают, слетают, влетают. |
Воробей: | Ребята, давайте вместе с вами полетаем, попрыгаем. |
Физкультминутка. Птички прыгают, летают, Птички прыгают, поют, Птички крошки собирают, Зернышки клюют. Перышки почистили, Дальше полетели, И на место сели. | |
Логопед: | Садитесь ребята и Воробушек отдохни. И послушай как наши дети ласково называют твоих друзей. |
Д/игра «Скажи ласково» воробей – воробушек снегирь – снегирек синица – синичка кукушка – кукушечка | |
Воробей: | Ребята, а вы умеете считать? |
Дети: | Да. |
Воробей: | Тогда, давайте поиграем в игру «Сосчитайка». Я буду показывать вам птиц, а вы их сосчитайте и поднимите карточку с цифрой. Сколько на ней птиц изображено. |
Дети выполняют игру. | |
Логопед: | Ну, что воробушек, правильно наши дети считали? |
Воробей: | Да. |
Логопед: | А наши дети знают игру «Скажи наоборот». Послушай, воробушек, эта игра про твоих друзей и про тебя. |
Д/игра «Скажи наоборот». У воробья туловище мелкое, а у вороны крупное. У вороны клюв большой, а у воробья маленький. У воробья хвост короткий, а у сороки длинный. У воробья лапки тонкие, а у вороны толстые. | |
Логопед: | Воробушек, понравилась тебе игра. |
Воробей: | Да. Но у меня есть еще игра с моей подружкой синичкой. Поиграем ребята – «Доскажите мне словечко». |
Внести картинку. | |
Синица с елки …(улетела) Синица в кормушку прилетела, Вокруг кормушки полетала, С ветки на ветку перелетала, Синица в дупло влетела. | |
Воробей: | Молодцы ребята. А вот еще игра есть у меня какая, «Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет». У вороны впереди хвост. У воробья сзади клюв. У сороки вверху лапы. У дятла глаза на спине. У синицы сбоку хвост. |
Логопед: | Ну, воробушек, ты нас повеселил. А сейчас мы отдохнем, логоритмику начнем. Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем». |
Дети: | Мы с картинками играем, По слогам их называем. Мы руками хлопаем, А ногами топаем. |
Дети одновременно хлопают и топают на каждый слог называемого слова: сорока, воробей, ворона, снегирь, дятел. | |
Логопед: | Отдохнули. Молодцы. А сейчас послушай, воробушка, как наши ребята правильно умеют составлять предложения по картине из двух и трех слов. |
Дети по картине составляют предложения из двух, трех слов. Сколько слов в твоем предложении. Назови первое, второе. | |
Воробей: | Да, вы ребята молодцы. Предложения вы хорошо составляли. А вот сложные слова образовать умеете? |
Образование сложных прилагательных. | |
Логопед: | Конечно. Давай свои слова. |
Воробей: | У сороки белые бока - белобокая сорока. У вороны длинный клюв – длинноклювая сорока. У дятла красная голова – красноголовый дятел. У синицы желтая грудь – желтогрудая синица. У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока. Молодцы ребята. Очень вы понравились мне. Все знаете о моих друзьях, но мне пора возвращаться к ним. |
Логопед: | Спасибо тебе Воробушек. Вот тебе т твоим друзьям угощения от ребят – семечки, пшено, хлебные крошки. Ты почаще к нам прилетай. А на прощанье мы тебе песенку споем о твоих друзьях. Песня: «Птицы наши друзья». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия "Зимующие птицы"
Материал занятия "Зимующие птицы" предназначен для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Речь пойдёт о птицах,зимующих в лесах иптицах,зимующими рядом с жильём человека.Ребята познакомя...
Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня«Зимующие птицы»....
Конспект на тему: Зимующие птицы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в группе...
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»...
Конспект интегрированного занятия "Зимующие птицы", в средней группе ДОО.
Интегрированне занятие - "Зимующие птицы", в средней группе ДОО....
Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)
Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы нашего города»
Интегрированное занятие (развитие речи + изобразительная деятельность)...