Особенности развития детей с ОВЗ (нарушения речи)
статья по логопедии по теме
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей с ОВЗ (нарушения речи).
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья, к которым относится в частности и нарушения речи.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Многолетнее изучение учащихся начальных классов показало, что нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Поэтому дошкольникам с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.
Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка, родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу). Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускаю включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Так же для таких детей характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Внимание – это не только важный психический процесс, но и фон, на котором протекает развитие всех остальных психических процессов. Если у ребенка недостаточный объем внимания или слабая переключаемость, если он не может сконцентрироваться или правильно распределить свое внимание, страдать будет вся интеллектуальная сфера. В качестве наиболее характерных для детей с тяжелыми нарушениями речи особенностей внимания отмечается его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Недостатки организации внимания обуславливаются несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточно развитым чувством ответственности и интереса к учению. Что в дальнейшем будет мешать ребенку, когда он пойдет в школу.
Рекомендации родителям по воспитания детей с речевыми нарушениями:
- Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка, нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка
Он не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.
- Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.
- Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».
- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.
- Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).
- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Большое значение имеет пение, чтение стихов.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня(сон, прием пищи, прогулка, игра, выполнение домашних заданий).
- Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Необходимо закаливать организм ребенка.
- Самое главное, любите своего ребенка и верьте в его силы, тогда и он сам поверит в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-833214-1476902992.jpg)
Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....
Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
В презентации описаны психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545688-1417887373.jpg)
Статья «Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи»
Статья посвящена проблеме речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются следующие вопросы :Тяжёлые нарушения речи у детей: причины, классификация, особенности речи.Специфика раб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-609158-1427667847.jpg)
Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи
Статья посвящена проблеме усвоения письма и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780107-1460301266.jpg)
Консультация для родителей :"Особенности развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "
Консультация поможет логопедам в работе с родителями ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-612288-1587670798.jpg)
Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».
Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-791603-1680529628.jpg)
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...