Открытая подгрупповая НОД в подготовительной группе с использованием мнемотехники - Прогулка в зимний лес
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Открытая подгрупповая НОД в подготовительной группе с использованием мнемотехники - Прогулка в зимний лес
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН
Открытая подгрупповая
непосредственно образовательная деятельность
с использованием мнемотехники
в подготовительной логопедической группе
по теме «Прогулка в зимний лес».
Учитель-логопед: Ковалева М.Б.
СТ. КРЫЛОВСКАЯ
2015 г.
Подгрупповая открытая НОД в подготовительной группе
по теме «Прогулка в зимний лес» с использованием мнемотехники.
Цели:
1. Закрепить представления детей о зимующих птицах и активизировать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «Зимующие птицы», закрепить умение правильно употреблять родительный падеж единственного числа имен существительных, совершенствовать навыки словообразования (образование сложных прилагательных), учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.
2. Развивать речевое дыхание, логическое мышление, зрительное внимание и память, развивать долговременную память, используя приемы мнемотехники, развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, развивать связную монологическую речь.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, гуманного отношения к природе, воспитание бережного, заботливого отношения к зимующим птицам.
Оборудование: ноутбук, колонки, мольберт, музыкальные треки, дерево с птицами, мнемоквадраты «Зимующие птицы», кормушка, корм для птиц (зёрна пшеницы, сало, семена шишек, рябина, хлебные крошки, семечки), предметные картинки, конверт, жетоны-сюрпризы, корзинка с угощениями.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
(Трек 1)
Дети входят в зал под спокойную музыку.
Логопед: Здравствуйте, друзья! Настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.
Логопед: Давайте станем в круг и пожелаем друг другу «Доброго утра».
Песенка-приветствие с оздоровительным массажем «Доброе утро!».
(Трек 2)
Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день Будет веселее. Мы погладим лобик, Носик и щечки. Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будем все здоровы! | Разводят руки в стороны. Слегка кланяются друг другу, улыбаются. «Пружинка». Поднимают ручки вверх. Выполняют движения по тексту. Наклоны головы к правому и левому плечу поочередно. Выполняют движения по тексту. Обеими руками обнимают себя. Слегка кланяются друг другу, улыбаются. Разводят руки в стороны. |
II. Сообщение темы и цели.
Логопед: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в сказочный зимний лес.
III. Основная часть.
1. Дыхательная гимнастика «Ветерок разыгрался».
Логопед: А чтобы попасть в сказочный лес, надо наполниться волшебной силой.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом –
Мы подуем высоко,
(Дети поднимают руки вверх, встают на носки, дуют)
Мы подуем низко,
(Вытягивают руки перед собой, приседают и дуют)
Мы подуем далеко,
(Держат руки перед собой, наклоняются вперед. дуют)
Мы подуем близко.
(Кладут руки на грудь и дуют на них)
Логопед: Наполнились волшебной силой? Значит можно отправляться в путь!
2. Логоритмическое упражнение «Мы пойдем сначала вправо».
(Трек 3)
3. Сюрпризный момент.
Логопед: Вот мы и сказочном лесу.
Но зимний лес стоит печальный.
Он под снегом спрятал тайны.
Речка что-то не журчит.
Птичья песня не звучит.
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Логопед: Ребята, проходите, присаживайтесь.
Дети проходят и садятся на стульчики.
(Трек 4)
Логопед: Ребята, слышите, кажется, к нам кто-то идет.
Под музыку входит Машенька.
Машенька: Что случилось, почему? Ничего я не пойму!
Логопед: Ребята, вы узнали эту девочку? Кто это?
Дети: Маша!
Машенька: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй Маша!
Логопед: Машенька, что случилось? Чем ты так удивлена?
Машенька: Я не понимаю, почему в лесу не видно ласточек и не слышно песен соловья?
Логопед: Ребята, давайте поможем Машеньке разобраться в тайнах зимнего леса.
Логопед: Машенька, подходи ближе, присаживайся рядом с ребятами.
Машенька: Спасибо!
4. Беседа по теме.
Логопед: Ребята, так почему в лесу нет ласточек и не слышно песен соловья?
Дети: Потому что они улетели в тёплые края.
Логопед: А почему они улетели?
Дети: Потому что наступила зима, стало холодно и голодно.
(Трек 5)
Логопед: Ребята, слышите? Кажется, не все птички улетели.
Логопед обращает внимание детей на дерево, на котором «сидят» птички.
Логопед: Посмотрите, вот же они! Давайте назовем птиц, которые остались зимовать в лесу.
Дети: Остался зимовать дятел, голубь, синичка, снегирь, воробей, сорока.
Логопед: Как назвать этих птиц одним словом?
Дети: Зимующие птицы.
Логопед: Кто помогает птицам выжить зимой?
Дети: Люди.
Логопед: Как они помогают зимующим птицам?
Дети: Они их подкармливают.
Логопед: Что для этого нужно сделать?
Дети: Приготовить корм и сделать кормушку.
Логопед: Правильно ребята, а чтобы кормушка для птиц получилась, нужно хорошо подготовить пальчики.
2. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Ребята дощечки пилили, пилили. Будет вам зимой обед. К нам синицы прилетели. Прилетели снегири. Мы не ждали их к обеду.
А в субботу на пирог Налетели семь сорок. | Пилящие движения ребром ладони. Стучать кулаком по ладони. Хлопают в ладоши. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. Пальцы на обеих руках сжимают в кулачок, большой палец – вверх. Повернутые к себе ладошки соединяют крест-накрест, большими пальцами цепляются — «голова птицы», машут пальчиками - «крыльями». |
Логопед: Молодцы ребята, вы отлично потрудились. Давайте подойдем и посмотрим, какая кормушка у нас получилась.
Логопед выставляет на стол кормушку.
3. Игровое упражнение «Накормим птиц».
Логопед: Посмотрите, ребята, я приготовила корм для зимующих птиц. Чем же мы можем их покормить?
Дети: Ягодами рябины, семенами шишек, семечками, крошками, зерном, салом.
Логопед: Давайте угостим птиц.
Логопед: Машенька, какую птицу ты хочешь покормить?
Машенька: Я хочу покормить снегиря.
Логопед снимает снегиря с дерева, крепит его на кормушку.
Логопед: Чем ты угостишь снегиря?
Машенька: Я угощу снегиря ягодами рябины.
Ребенок сыплет в кормушку корм.
Логопед: Какую птицу ты хочешь угостить?
Дети: Я хочу угостить синичку.
Логопед: Чем ты угостишь синичку?
Дети: Я угощу синичку салом.
Ребенок сыплет в кормушку корм.
Логопед: Какую птицу ты хочешь угостить?
Дети: Я хочу угостить голубя.
Логопед: Чем ты дашь голубю?
Дети: Я дам голубю семечек.
Ребенок сыплет в кормушку корм.
Логопед: Какую птицу ты хочешь покормить?
Дети: Я хочу покормить воробья.
Логопед: Чем ты покормишь воробья?
Дети: Я покормлю воробья хлебными крошками.
Ребенок сыплет в кормушку корм.
Логопед: Какую птицу ты хочешь покормить?
Дети: Я хочу покормить дятла.
Логопед: Чем ты покормишь дятла?
Дети: Я покормлю дятла семенами шишек.
Ребенок сыплет в кормушку корм.
Логопед: Какую птицу ты хочешь угостить?
Дети: Я хочу угостить сороку.
Логопед: Что ты дашь сороке?
Дети: Я дам сороке зерна пшеницы.
Ребенок сыплет в кормушку корм.
Логопед: Молодцы, ребята, накормили птичек!
(Трек 6)
Логопед: Слышите, как весело они запели.
Логопед: Давайте с ними поиграем. Становитесь в круг.
4. Физминутка «Птички-пальчики».
(Трек 7)
На проигрыш дети выполняют движение «Птички» (повернутые к себе ладошки соединяют крест-накрест, большими пальцами цепляются — «голова птицы», машут пальчиками - «крыльями»).
Птицы-пальчики летят, То вперед, а то назад. Что за птицы назови, Это пальчики мои. Вверх взлетели высоко, Полетели далеко. Вот уже над головой, Не пора ли вам домой. Птицы возвращались, Плавно опускались, Прилетели сели, Кушать захотели. Просо поклевали Видно, что устали. Пальцы отдыхают, И опять летают. Птицы-пальчики летят, То вперед, а то назад. Что за птицы назови, Это пальчики мои. Вверх взлетели высоко, Полетели далеко. Вот уже над головой, Не пора ли им домой. Птицы возвращались, Плавно опускались, Прилетели сели, Кушать захотели. Просо поклевали Видно, что устали. Пальцы отдыхают, Больше не летают. | Выполняют движение «Птичка». Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы 4 раза. Показывают «птичку». Поднимают «птичек» вверх. Соединяют кончики пальцев обеих рук – «домик». «Птичка опускается». Приседают. Большие пальцы обеих рук 4 раза соединяются с остальными. Пальцы в щепотке, «клюют зерно». Сомкнутые ладони обеих рук кладут под ухо. «Птичка». Выполняют движение «Птички». Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы 4 раза. Показывают «птичку». Поднимают «птичек» вверх. Соединяют кончики пальцев обеих рук – «домик». «Птичка опускается». Приседают. Большие пальцы обеих рук 4 раза соединяются с остальными. Пальцы в щепотке, «клюют зерно». Сомкнутые ладони обеих рук кладут под ухо. Встают, разводят руки в стороны. |
5. Дидактическая игра «Какая птица».
Логопед: Ребята, птички хотят еще с вами поиграть, но в эту игру нужно играть сидя. Присаживайтесь на свои места.
Логопед берет мольберт.
Логопед: Птички спрятались, чтобы их найти, нужно отгадать загадки.
Она на юг не улетает,
На морозе распевает.
Эта птичка-невеличка,
Называется … (синичка)
Логопед крепит на мольберт карточку с изображением синички.
Логопед: Какого цвета у синички грудка?
Дети: У синички грудка желтого цвета.
Логопед: Какая синичка?
Дети: Желтогрудая.
Логопед: А щечки у синички какого цвета.
Дети: Щечки у синички белые.
Логопед: Какая синичка?
Дети: Белощекая.
В красной шапке ходит он,
Дуб долбит, как молотком. (Дятел)
Логопед крепит на мольберт карточку с изображением дятла.
Логопед: Посмотрите, какой у дятла длинный клюв, какой дятел?
Дети: Длинноклювый.
Логопед: Какого цвета у дятла голова?
Дети: Голова у дятла красного цвета.
Логопед: Какой дятел?
Дети: Красноголовый.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это … (снегири)
Логопед крепит на мольберт карточку с изображением снегиря.
Логопед: Какого цвета у снегиря грудка?
Дети: Красная.
Логопед: Если грудка у снегиря красная, значит какой снегирь?
Дети: Красногрудый.
Эта птица болтлива,
Воровата, суетлива.
Вертится, стрекочет,
И весь день хлопочет. (Сорока)
Логопед крепит на мольберт карточку с изображением сороки.
Логопед: Какие бока у сороки?
Дети: У сороки белые бока.
Логопед: Какая сорока?
Дети: Белобокая.
Логопед: А еще у сороки длинный хвост. Какая сорока?
Дети: Длиннохвостая.
Угадайте, что за птица,
Света яркого боится.
Всю ночь летает,
Мышей добывает. (Сова)
Логопед: Ребята, посмотрите, какие большие глаза совы, значит какая сова?
Дети: Большеглазая.
Логопед: Молодцы!
7. Дидактическая игра «Кто улетел?».
Логопед: Ребята, а теперь давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова.
Закрываем мы глаза.
Вот какие чудеса!
Глазки наши отдыхают,
Ну а птичка улетает!
Дети закрывают глаза, а логопед убирает одну картинку.
Логопед: Кто улетел?
Дети: Улетел …
Логопед: Значит кого не стало?
Дети: Не стало …
Игра аналогично проводится, пока не улетят все птицы.
Логопед вывешивает картинку с изображением голубя.
8. Составление мнемотаблицы.
Логопед: Вот и разлетелись наши птички. Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: Голубь.
Логопед: Это голубь не простой, а почтовый. Он приносит лесным жителям разные известия. Голубь и для нас нес письмо, но пока летел потерял его. Давайте поищем, где же оно.
Дети ходят по залу, ищут письмо.
Логопед: Ребята, смотрите. Вот же оно! Давайте станем в кружок и посмотрим, что в нем.
Дети становятся в круг, логопед убирает мольберт в сторону.
Логопед: Ребята, здесь записка. Голубь просит вас составить о нем интересный рассказ, а помогут вам в этом вот эти квадраты.
Логопед раздает квадраты детям.
Логопед: Давайте их рассмотрим. Обратите внимание, с обратной стороны на каждом квадрате написана цифра. Если мы расставим ваши квадраты по порядку, то у нас получится таблица, по которой мы с вами сможем составить рассказ о голубе.
Логопед: Рассмотрели? А теперь давайте подойдем к мольберту и составим предложения.
Логопед: У кого квадрат с цифрой один? Составь предложение по своему квадрату.
1. Черный силуэт птицы, солнышко, снежинка.
Дети: Эта птица голубь. Голубь, это зимующая птица.
2. Два шарика разного размера. Части тела птицы.
Дети: Голубь, это большая птица. У голубя есть голова, туловище, крылья, хвост, лапки, клюв, глаза.
3. Перышко, пюпитр.
Дети: Туловище голубя покрыто серыми перьями.
4. Кормушка.
Дети: Голубь питается зернами и крошками хлеба.
5. Птенцы.
Дети: Птенцы голубя называются голубята.
6. Дом, лес.
Дети: Голубь может домашней птицей, а может быть дикой.
Логопед: Ребята, посмотрите, какая таблица у нас получилась. Кто хочет рассказать о голубе?
2 – 3 ребенка составляют рассказ по мнемотаблице.
Логопед: Молодцы дети! Какой интересный рассказ у вас получился! Голубю он очень понравился!
Логопед: Машенька, а тебе понравилось с нами играть? Теперь тебе все понятно?
Машенька: Да, понятно! Спасибо вам ребята! За вашу помощь я хочу вас угостить.
Машенька угощает детей.
Машенька: Ребята, мне пора бежать к Мишке в гости. Я хочу рассказать ему о тайнах зимнего леса. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Маша убегает под музыку.
(Трек 4)
Логопед: Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад, а чтобы быстрей добраться, нужно вместе, дружно произнести волшебные слова: раз, два, три, покружись, в детском саде окажись!
VI. Итог.
Логопед: Вот мы и вернулись в детский сад. Присаживайтесь на свои места.
Логопед: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Дети: Мы побывали в лесу.
Логопед: Назовите всех птиц, которых мы повстречали в лесу?
Дети перечисляют всех зимующих птиц.
Логопед: Как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Зимующие птицы.
Логопед: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, все старались. Молодцы! Если вам понравилась наша прогулка в зимний лес, возьмите цветное изображение птицы, а если нет ее темный силуэт.
Дети выбирают птичек.
Логопед: Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания.
Дети выходят из зала под спокойную музыку.
(Трек 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка «Развиваем познавательный интерес дошкольника» Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Весна пришла»
Учебно-методическая разработка "Весна пришла": признаки весны, изменения в живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей, взаимосвязь и последовательность явлений природы....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВНИЕ НА ГОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Перспективное планирование в логопедической группе с использованием мнемотехники....
Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе "Транспорт. Путешествие по дороге."
Цели: развитие грамматического строя речи и фонематического слуха, закрепление знаний детей о транспорте...
Конспект логопедического занятия «Зимнее путешествие» в подготовительной группе с использованием мнемотехники
Конспект логопедического занятия «Зимнее путешествие» в подготовительной группе с использованием мнемотехникиЦель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу ...
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»
Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...
Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе общеразвивающей направленности «Путешествие по острову Головоломандии»
Дети Придумано кем – тоПросто и мудроПри встрече здороваться!- Доброе утро!- Доброе утроСолнцу и птицам!- Доброе утро!Приветливым лицам!И каждый становится Добрым , доверчивым!Доброе утро д...
Конспект логопедического занятия по теме: «Зимнее путешествие» в подготовительной группе с использованием мнемотехники
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу о зиме с помощью мнемотаблицы.Задачи:Коррекционно-образовательные: 1. Совершенствовать умение обо...