Конспект коррекционно-образовательной деятельности (КОД) по лексической теме «Зима» в подготовительной группе с тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих технологий.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ильенко Ирина Леонидовна

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям c особыми образовательными потребностями. От педагогов-практиков требуется стремление к пониманию сути проблемы, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков речевого общения. Работа учителя-логопеда неразрывно связана с игровой и здоровьесберегающей технологиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilenko_il.doc121 КБ
Office presentation icon snezhinka.ppt526 КБ
Office presentation icon snezhinka.ppt526 КБ

Предварительный просмотр:

Ильенко Ирина Леонидовна

Учитель-логопед

I квалификационной категории

БДОУ г. Омска «Детский сад № 191

компенсирующего вида»

Конспект  коррекционно-образовательной деятельности  (КОД) по лексической теме «Зима» в подготовительной группе с тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Социализация».

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, исследовательская, коммуникативная.

Форма организации детей:

- групповая.

Формы организации совместной деятельности:

-совместные действия  педагога и детей;

-подражание действиям педагога и действия по образцу;

 -действия по словесной инструкции.

Методы организации:

-наглядные: демонстрация (презентации: глазодвигательная гимнастика, «Снежинки - льдинки»);  рассматривание (предметные картинки – символы для составления рассказа «Зима»).

-словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение стихотворений и проговаривание текста при проведении самомассажа;

- игровые: дидактическая игра, музыкальная игра, игровое упражнение;

-сюрпризный момент; физкультминутка, самомассаж и упражнение на развитие дыхания;  

-работа с раздаточным материалом.

ТЕМА: «Зима»

Цель: совершенствовать связную речь детей с опорой на картинки - символы, формировать умение применять полученные знания в предметно-практической, речевой и игровой деятельности;

Компетенции (задачи)

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о зиме; формировать умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать умение соотносить предметы по размеру; формировать умение выполнять самомассаж; совершенствовать умение выполнять плавный выдох и вдох, формировать умение выполнять глазодвигательную гимнастику и развивать зрительно-двигательную координацию.

Коррекционные: совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными; формировать чувство ритма, двигательные навыки и координацию движений; формировать умение использовать в речи распространенное предложение; профилактика оптической дисграфии.

Развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительную память.

Воспитательные: воспитывать стремление оказывать помощь людям в сложных жизненных ситуациях; прививать навыки умения слушать товарища и не перебивать.

Оборудование и материалы:

  • демонстрационные: письмо от Ману, картинки – символы, презентация для глазодвигательной гимнастики «Снежинки», фотографии увеличенных снежинок, лес, кормушка для птиц, фигурки зимующих птиц, силуэты животных.
  • раздаточные: снежинки для дыхательной гимнастики, снежинки – подарок Ману, снежинки для самооценки детей.
  • средства ТСО: компьютер, магнитофон, аудиозапись «Хруст снега», аудиозапись подвижной игры «Елочки-пенечки», аудиозапись «Зима».

Предварительная работа: наращивание активного словаря по теме «Зима», знакомство с подвижной игрой «Елочки-пенечки», чтение «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», подборка дидактических игр по теме.

Ход код:

  1. Оргмомент (Педагог и дети сидят на ковре).

- Ребята, сегодня я получила письмо из Африки. Его прислал мальчик, по имени Ману. Он спортсмен и хотел стать участником  зимних Олимпийских игр. (Логопед читает письмо).

«Собираюсь на Олимпиаду в Сочи. Расскажите, пожалуйста, что такое зима. Высылаю картинки - символы, которые помогут вам ответить на мои вопросы. Надеюсь на вашу помощь. Спасибо. Ману».

  1. Сообщение темы.

- Как вы считаете, стоит Ману принять участие в зимних олимпийских играх?

- Мы можем помочь мальчику?

- Чем мы можем ему помочь? (Ответы детей: надо рассказать ему о зиме).

- Тогда посмотрим, что интересует Ману. ( Логопед достает первую картинку-символ).

  1. Глазодвигательная гимнастика.

- В Африке в зимний период снега вообще никогда не бывает. Так как там постоянно высокие температуры и солнце греет, то они не позволяют образовываться снежинкам, и поэтому когда у нас наступает зима, то  у них начинается сезон дождей. А что можно сказать о  солнце зимой в России? (Зимой солнце светит, но не греет). 

- Вставайте в кружок. Какие признаки зимы вы знаете? (Игра с мячом).

Мячик ловко поймай

Предложенье составляй.

- Итак, зимой, бывают  сильные морозы и часто идет снег.

- Давайте подойдем к компьютеру, встанем так, чтобы всем было видно, как идет снег (Мультимедийная презентация для глазодвигательной гимнастики). Следим за снежинками глазами. Голову не поворачиваем.

- Ребята, послушайте, что это за звуки? (Скрип снега. Аудиозапись).

- Кто знает, почему скрипит снег? (Ответы детей).

- Снежинки – это маленькие льдинки. Посмотрите, эти снежинки сфотографировали и увеличили их размер во много раз. (Увеличенные фотографии снежинок).

  1. Дыхательная гимнастика.

- Хруст – это ломается снежинка-льдинка. Когда мы смотрим на снег, то видим, что он какой? (Ответы детей: белый, искристый и т.д.).

- Кто знает, какую пользу приносит снег для растений зимой? (Ответы детей).

- Ребята, снег укрывает растения и тогда морозы им не страшны. ( Логопед достает вторую картинку-символ). А вот и второй вопрос Ману: «Что происходит с деревьями зимой?» (Ответы детей).

- Верно, листья на деревьях облетели. Деревья укрыты снегом. Сосны и ели стоят зеленые.

- Давайте и мы, укроем наш лес снегом. (Подходят к импровизированному лесу). Для этого возьмем снежинки, сделаем глубокий вдох и плавно, на выдохе, подуем на них. («Укрывают» деревья снегом).

- Вот теперь деревья в лесу не погибнут от холода.

  1. Подвижная игра «Елочки – пенечки» (под музыку).

- Давайте поиграем в игру «Елочки-пенечки». Вставайте в круг.

(Когда поют елочки - дети показывают, какие большие елки

(вытягиваются на носочки, руки вверх),

когда поют пенечки – показывают, какие пеньки (приседают)).

  1. Игра «Кто где?».

- Ребята, а вот и следующий вопрос. ( Логопед достает третью картинку-символ).

- Что можно рассказать о птицах зимой? (Ответы детей).

- Перелетные птицы улетели в теплые края. Остались с нами зимовать зимующие. Давайте пройдем к кормушке и посмотрим, какие зимующих птиц можно там увидеть.

- Какие птицы сидят около кормушки? (Ответы детей).

- Какие зимующие птицы сидят в кормушке? (Ответы детей).

- Какие птицы сидят на кормушке? (Ответы детей).

- Какие птицы сидят перед кормушкой? (Ответы детей).

- Кто сидит над кормушкой? (Ответы детей).

- Молодцы. Кто еще зимуют с нами? (Ответы детей).

  1. «Чей силуэт?».

- Силуэты, каких животных, вы видите? (Ответы детей). ( Логопед достает четвертую картинку-символ).

- Ману спрашивает, что происходит с животными и рыбами зимой? (Ответы детей).

- Вы правы, животные морозов не боятся: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной коркой ей ещё теплее.

  1. Самомассаж рук.

- Почему людям не страшен мороз? (Ответы детей).

- Как одеты люди зимой? ( Логопед достает пятую картинку-символ. Ответы детей).

- Верно, так как зимой очень холодно, то люди надели теплую одежду.

- А если забыли надеть варежки, то как согреть руки? (Ответы детей).

- Давайте и мы погреем руки. Вставайте в круг и разотрем руки посильнее.

«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,                        

Мерзнут ручки — ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

  1.  Физминутка (дети выполняют движения, соответствующие тексту».

- Что делают люди зимой? (Ответы детей).

- Конечно, дети катаются зимой на лыжах, коньках да на санках, в снежки играют, лепят снеговиков, строят снежные горки. Давайте и мы прокатимся на лыжах.

 « Зимние забавы»

Снег, снег, белый снег

Осыпает он нас всех

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

- А вот и последний вопрос Ману: «Какой праздник отмечают зимой?». (Логопед показывает шестую картинку-символ. Ответы детей).

- Зимой в домах наряжают елки и отмечают любимый праздник – Новый год.

  1.  Составление рассказа по картинкам – символам.

- Ребята, готовы составить рассказ для Ману? Присаживайтесь на стулья. Посмотрите, на картинки-символы. Что можно сказать о погоде зимой? (Ответы детей).

- Что можно сказать о деревьях? (Ответы детей).

- Что расскажем о птицах? (Ответы детей).

- Почему животные и рыбы морозов не боятся? (Ответы детей).

- Что делают люди зимой? (Ответы детей).

- Какой праздник отмечают зимой? (Ответы детей).

- Хорошо, а сейчас, выходите и вставайте в круг. Поиграем в игру «У оленя дом большой». (Дети поют под музыкальное сопровождение).

- Присаживайтесь на стулья и послушаем рассказы.

Примерный рассказ «Зима».

Зимой солнце светит, но не греет. Бывают и сильные морозы. Часто идет белый пушистый снег.

Листья на деревьях облетели. Деревья стоят укрытые снегом. Сосны и ели стоят зеленые.

Перелетные птицы улетели в теплые края. Остались с нами зимовать зимующие: воробьи, сороки и другие.

Животные морозов не боятся: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной коркой ей ещё теплее.

Люди надели теплую одежду. Дети катаются зимой на лыжах, коньках да на санках, в снежки играют, лепят снеговиков, строят снежные горки.

Зимой в домах наряжают елки и отмечают любимый праздник – Новый год.

(Слушаем рассказы 2-3 детей).

  1. Игра «Снежинки».

- Ребята, давайте отправим для Ману подарок - снежинки, соединив их от самой большой, до самой маленькой. Согласны? (Дети проходят за столы и соединяют снежинки под музыку).

  1. Итог.

- Как вы думаете, после наших рассказов, Ману примет участие в  зимней Олимпиаде?

- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).

- Давайте оценим свою работу: тот, кто считает, что его ответы и рассказ были полными – возьмет себе большую снежинку. Тот, кто мог отвечать лучше, возьмет снежинку поменьше.

(Логопед следит за тем, чтобы самооценка детей соответствовала их работе).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".

Коррекционно-развивающая работа  с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  с применением здоровьесберегающих технологий....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. «Зимующие и перелётные птицы»

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.«Зимующие и перелётные птицы»Цель: Формирование лексико-грамматического строя, просодической с...