Выступление на научно-практической конференции.
тест (подготовительная группа) по теме

Смирнова Анастасия Анатольевна

Выступление на научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения". Тема выступления : "Профилактика дисграфии у детей с ОВЗ при подготовки к школьному обучению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 2083

Структурное подразделение Школа №2080

ДО «Остафьево»

Мастер-класс

«Профилактика дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила

Учитель-логопед

ГБОУ Школа №2080 ДО «Остафьево»

Смирнова А.А.

2014г.

 «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению и воспитанию, которое ведётся способом, наиболее подходящим этому ребёнку. Каждый человек, имеет право на получение образования, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка. Нам, педагогам, необходимо учитывать потребности всех детей.

Поэтому мы, как специалисты, понимаем, что детям с особенностями развития необходима особая методическая помощь в подготовке к школьному обучению, но в то же время, наше внимание должно быть направлено на всех воспитанников.

В связи с этим образовательный процесс строится путем творческой командной работы всех его участников: и детей, и педагогов, и родителей, и специалистов. В рамках такой междисциплинарной команды, мы как логопеды занимаемся коррекцией отклонений в развитии речи детей. Ведь уровень речевого развития является ярким показателем готовности к школьному обучению.

Наша задача – помочь ребенку с особенностями развития в подготовке к школьному обучению, т.е. провести коррекционную и профилактическую работу.

К 7 годам у ребенка формируются: звукопроизношение, фонематические процессы, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слова, лексика, грамматика, связная речь. Даже небольшие отклонения в формировании выше перечисленных компонентов влекут за собой проблемы в усвоении программ школьного обучения, и как проявление вторичного дефекта – нарушение навыков чтения и письма, так необходимых в процессе обучения в школе.

В связи с этим хотелось бы коснуться профилактики дисграфии у детей с особенностями развития в рамках подготовки к школьному обучению.

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка с особенностями развития социальная среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Т.е., необходимы новые приемы работы с детьми данной категории.

Практика показывает, что разнообразие этих приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей познавательную активность. А значит, возрастает эффективность коррекционной работы в целом.

Более того, мы должны применить такие методы и приемы, которые позволят нам учесть особенности всех детей, а также уделить им внимание.

На мой взгляд, использование компьютерных технологий как в работе со всеми детьми, так и с детьми с особенностями развития – это удобный и эффективный метод работы.

У ребенка непроизвольное внимание становится особенно концентрированным, когда ему интересно. А этого можно достичь с помощью информационных технологий.

Использование компьютерных технологий не является новшеством само по себе. Но вариативность их использований может быть весь интересна и полезна в работе.

Формируя у детей готовность к звуко-буквенному анализу, специалисты пользуются разнообразными играми, известными многим. И я - не исключение. Но для того, чтобы добиться вариативности развивающей среды, чтобы привнести объекты, способные удержать внимание ребенка с особенностями развития, о чем уже говорилось ранее, я попробовала совместить наши обычные игры и игровые приемы с интерактивными. И хотела бы поделиться с вами опытом работы в этой области.

Очень эффективным оказалось перенесение настольно-печатных игр на интерактивные и их совмещение.

Приведу некоторые примеры такого совмещения.  

Помогая детям подбирать схемы к предложениям, подсчитывать количество слов в них и т.д., мы используем карточки со схемами и фишки к ним. А вот что получилось при переложении этого упражнения – игры на интерактивную основу.

СЛАЙДЫ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Интреактивная игра «Подбери схему  предложению». Эту игру можно использовать в нескольких вариантах: совместно с настоль-печатной игрой, в качестве проверки правильность выбора ребенка и как самостоятельная интерактивная игра. 

На примере игры-презентации «Делим слова на слоги» можно показать следующий этап работы, когда слово становится единицей изучения.  Здесь ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» забавные герои и т.д.  Я отметила, что, играя в эту игру, дети пользуются сразу несколькими приемами определения количества слогов: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют себя с помощью хлопков. Тем самым мы добиваемся самоконтроля со стороны ребенка, а это, как известно, очень сложный момент.

СЛАЙДЫ «ДЕЛИМ СЛОВА НА СЛОГИ»

На этапе выделения звука в слове мы используем различные упражнения: «Хлопушки», «Светофорчики». А затем играем в интерактивную игру, закрепляя полученные навыки.

СЛАЙДЫ «ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В СЛОВЕ»

Другой пример: многим известна такая игра, как «Звуковой поезд» для определения позиции звука в слове, когда дети выбирают соответствующую часть поезда (начало, середину или конец).  И снова я совместила настольно-печатную игру с интерактивной. И опять же мы можем использовать ее в нескольких вариантах: отвечая на вопрос педагога, проверяя свой выбор и как самостоятельную игру.

Еще одно подобное упражнение на примере игры из презентации «Чаепитие у Ч на даче» (автоматизация звука [Ч]). Выберем картинку белочка. Нам необходимо определить позицию звука [Ч] в слове – выбрать необходимую ячейку. Это упражнение дети уже выполняли с помощью фишек, а теперь им не составит труда сделать это с помощью «волшебного экрана».

САЛЙДЫ «ЗВВУКОВОЙ ПОЕЗД», «БЕЛОЧКА»

Решая эту же задачу, нам опять помощником может стать компьютер, интерактивная доска, вернее какой-то герой. Дети с его помощью проверяют правильность сделанного выбора. Теме самым мы снова развиваем самостоятельность и самоконтроль. Ребенок не расстроиться, если «веселый карандашик» поможет ему исправить ошибку.

СЛАЙД ФОТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЗВУКА

Не менее важным этапом является этап дифференциации звуков. И, для того, чтобы стимулировать мыслительную деятельность ребенка, мы снова используем объекты, способные привлечь его внимание – яркую анимацию, симпатичного героя и привычную нам настольно-печатную игру. Для дифференциации звуков [К] и [К’] я использовала вот такую анимацию, которая привлекла внимание всех детей.

СЛАЙД «КАПЕЛЬКИ»

Они с удовольствием следили за капельками. И чтобы «не намочить» стол, мы подставили тазик, в котором лежали бумажные капельки. Вы уже заметили, что краны, из которых капала вода, были обозначены разными цветами и звуковичками. Следовало разделить эти капельки с картинками. Но у нас не было больше ёмкости. Нам на помощь прилетел жучок, которого нарисовал наш «веселый карандашик». И мы прямо с экрана «взяли» эти ведра. Можно представить, как повыситься мотивация у детей в процессе дифференциации картинок, если эти капельки и ведра дал нам сам «волшебный экранчик».

СЛАЙДЫ «КАПЕЛЬКИ»

Нельзя не отметить связь между навыком символизации и моделированием звуковой структуры слова с помощью букв. Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у детей практически параллельно с фонематическим анализом и процессом записи букв, что требует координации сенсомоторных процессов.

Все мы, знакомя детей с буквой, выкладываем ее из бусинок, крупы, скрепок и т.д. Я пользуюсь еще и пособием Т.А. Куликовской «Мастерская букв» для знакомства детей с буквами русского алфавита. Мы вместе с родителями мы изготовили наборы для детей с палочками и веревочками для выкладывания букв. Когда я заметила, что дети с ОР испытывают трудности выкладывания более сложных букв, к этому пособию я разработала интерактивную версию: последовательность выкладыванию буквы соответственно стихотворению отражается на экране.

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

Длинная палочка грустно стояла.

Пара коротких к ней подбежала.

Пара коротких в угол сложилась.

Справа от длинной расположилась.

СЛАЙДЫ ВЫКЛАДЫВАНИЕ БУКВ, ФОТО

С целью профилактики дисграфии мы должны сформировать графомоторные навыки, которые являются конечным звеном для процессов, составляющих письмо.

В профилактических целях в данном случае мы можем использовать межанализаторную интеграцию: наш «глаз» поможет нам в управлении движениями, используя «опыт руки».

И здесь нам тоже на помощь приходят компьютерные технологии. Всем известно упражнение «Волшебный карандашик», с помощью которого мы тренируемся в воздухе печатать букву. Добавляем к этому упражнению героя и анимацию – совмещаем движение героя с появлением элементов буквы. И ребенок сам становиться участником игры, мы получим, как результат, неизменно высокое желание обучаться. А значит наш идеальный конечный результат – «обучение с увлечением». И в тоже время ребенок не перестает играть.

Предлагаю вам попробовать повторить за «волшебным карандашиком» движения.

СЛАЙДЫ ПЕЧАТАНИЕ БУКВЫ

Еще одним положительным моментом является и то, что мы можем использовать все эти игры в работе с родителями наших детей с особенностями развития. Они могут в домашних условиях играть в интерактивные игры, получив их на электронном носителе или получив по электронной почте.

Думаю, что такие веселые красочные буквы вы уже видели. Детям они очень нравиться. И я решила, взяв за основу картинки интренет-сайта, изготовить вот такие забавные объемные букву. Такой прием поможет мне использовать положительное влияние межанализаторных зваимодействий (слухо-двигательных, зрительно-двигательных, слухо-зрительных), а также принцип схожесть буквы с небуквенным изображением, которое можно осязать. Их мы изготовили вместе с родителями воспитанников и педагогами нашего детского сада.

СЛАЙДЫ БУКВЫ ПОМОЩНИЦЫ

Предлагаю вам самим рассмотреть их. Очень надеюсь, что мой опыт пригодиться вам в вашей работе с детьми. Желаю вам удачи! Спасибо за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно-практической конференции "Детский сад-здоровье,безопасность,комфорт" по теме: "Реализация проекта "Олимпийский росток"

Успешный ребенок, в первую очередь, здоровый ребенок. Забота о здоровье стала занимать приоритетные позиции во всем мире, в том числе в нашей стране, в республике. Работа по физическому воспитанию с д...

«Через поэзию к воспитанию любви к родному языку» Выступление на научно – практической конференции по патриотическому воспитанию

«Через  поэзию  к воспитанию  любви к родному  языку»Выступление на научно – практической конференции по патриотическому воспитанию      Как бы н...

Кадровые проблемы в ДОУ. Выступление на научно-практической конференции

Кадровые проблемы образования в области физической культуре в ДОУ.Хочется подтвердить уже перечисленные трудности образования в области физической культуры и спорта и познакомить вас с кадровыми пробл...

Презентация к выступлению на научно-практической конференции

Презентация-иллюстрация к выступлению на нанаучно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения"....

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений

муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...