«Через поэзию к воспитанию любви к родному языку» Выступление на научно – практической конференции по патриотическому воспитанию
методическая разработка по развитию речи по теме
«Через поэзию к воспитанию любви
к родному языку»
Выступление на научно – практической
конференции по патриотическому воспитанию
Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.
Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.
Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.
Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»
Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.
Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»
Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»
Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:
«Слова, слова, слова…
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море слов –
Купаться ежечасно!»
Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.
Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:
«Золотую птицу мы увидим во сне.
Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,
А корабль уплывал к весне…»
Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.
Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.
Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.
Перед собой мы поставили следующие задачи
· Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;
· Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;
· Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.
Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом
Позвольте привести пример:
- При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:
«Так и вздулись сердитые волны,
так и ходят, так воем и воют…»
«Волны взбегают упорные…
Гибнут в борьбе, непокорные…»
Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.
Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.
Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова
«Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу»,
«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета :
«Задрожали листы, облетая, …
Тучи неба закрыли красу…»
«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.
Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:
- совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.
- предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»
Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»
Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»
- немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.
- Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.
- Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».
Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.
- Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»
- появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится…»
«Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам…»
- рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».
- катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова
«Уж теперь не будет спору –
За салазки, да и в гору…»
« Вот свернули санки
И я на бок – хлоп!»
Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:
- при рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:
«Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!»
Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:
«Гаснет вечер, скрылось солнце,
Лишь закат краснеет»
- Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева
«Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…»
Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова
« Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…»
- При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.
Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».
«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и
«Обсыпался весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят».
Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».
Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.
Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:
«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».
Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.
Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:
- Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.
- Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:
« и молва трезвонить стала»
« не кручинься»
«он стоял позадь забора»
«при честном при всем народе»
А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.
Вот некоторые из них:
«Подбери рифму» - очень важно точно подобрать рифму
рыбка – ошибка, улыбка
мудрец – удалец, молодец
«Закончи предложение» - нужно хорошо знать сказку, чтобы
справиться с этой игрой.
« В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно….». (служит)
«И в светлицу входит царь,
Стороны той …….». (государь)
Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»
ветхая землянка – новая;
белка ручная – дикая;
неспокойное море – тихое.
«Как можно узнать героя по описанию?» В этой игре наряду с
активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.
Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)
Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)
Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)
Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.
«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
«На бедного Макара все шишки валятся»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.
Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:
«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:
«Испугался бесенок да к деду,
Рассказать про Балдову победу»
А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»
Итоги работы воспитателей с детьми нас радуют. Мы увидели, что с помощью родного языка можно творить чудеса.
Так пусть же через слово красота, доброта входят в детские сердца, вселяя любовь к Отечеству, к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_nauchno_-_praktich.konferentsii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Через поэзию к воспитанию любви
к родному языку»
Выступление на научно – практической
конференции по патриотическому воспитанию
Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.
Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.
Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.
Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»
Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.
Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»
Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»
Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:
«Слова, слова, слова…
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном мире – море слов –
Купаться ежечасно!»
Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.
Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:
«Золотую птицу мы увидим во сне.
Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,
А корабль уплывал к весне…»
Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.
Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.
Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.
Перед собой мы поставили следующие задачи
- Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;
- Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;
- Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.
Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом
Позвольте привести пример:
- При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:
«Так и вздулись сердитые волны,
так и ходят, так воем и воют…»
«Волны взбегают упорные…
Гибнут в борьбе, непокорные…»
Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.
Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.
Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова
«Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу»,
«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета :
«Задрожали листы, облетая, …
Тучи неба закрыли красу…»
«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.
Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:
- совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.
- предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»
Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»
Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»
- немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.
- Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.
- Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».
Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.
- Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»
- появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится…»
«Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам…»
- рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».
- катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова
«Уж теперь не будет спору –
За салазки, да и в гору…»
« Вот свернули санки
И я на бок – хлоп!»
Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:
- при рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:
«Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!»
Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:
«Гаснет вечер, скрылось солнце,
Лишь закат краснеет»
- Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева
«Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…»
Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова
« Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…»
- При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.
Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».
«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и
«Обсыпался весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят».
Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».
Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.
Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:
«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».
Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.
Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:
- Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.
- Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:
« и молва трезвонить стала»
« не кручинься»
«он стоял позадь забора»
«при честном при всем народе»
А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.
Вот некоторые из них:
«Подбери рифму» - очень важно точно подобрать рифму
рыбка – ошибка, улыбка
мудрец – удалец, молодец
«Закончи предложение» - нужно хорошо знать сказку, чтобы
справиться с этой игрой.
« В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно….». (служит)
«И в светлицу входит царь,
Стороны той …….». (государь)
Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»
ветхая землянка – новая;
белка ручная – дикая;
неспокойное море – тихое.
«Как можно узнать героя по описанию?» В этой игре наряду с
активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.
Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)
Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)
Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)
Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.
«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
«На бедного Макара все шишки валятся»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.
Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:
«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:
«Испугался бесенок да к деду,
Рассказать про Балдову победу»
А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»
Итоги работы воспитателей с детьми нас радуют. Мы увидели, что с помощью родного языка можно творить чудеса.
Так пусть же через слово красота, доброта входят в детские сердца, вселяя любовь к Отечеству, к родному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре по "Духовно-патриотическому воспитанию" . Из опыта работы в средней группе №5 "Кнопочки"
Добрый день, мои дорогие коллеги! Как вы? Вот решила написать вам письмо и рассказать о своей работе по духовно-патриотическому воспитанию в своей группе.Все началось еще 1,5 года назад, вспоминая 1 с...
Выступление на родительском собрании «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Выступление на родительском собрании...
Выступление на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию
КВН по нравственно-патриотическому воспитанию...
Доклад выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до»
Доклад выступление на районном семинаре...
Выступление на пед. совете: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историческим прошлым страны»
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историческим прошлым страны» для детей старшего дошкольного возраста....
Выступление на семинаре на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"
Выступление на семинаре в МГОУ на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"...
Сборник научно -методических материалов. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Не прервется связь поколений: совершенствование системы патриотического воспитания дошкольников....