Конспект: "Весна. Прилет птиц"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА. «ВЕСНА. ПРИЛЁТ ПТИЦ».
ЦЕЛИ.
I. Обогатить словарь:
- углубить и закрепить знания детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев);
-уточнить знания о птицах, об их образе жизни, питании;
- продолжать работу над антонимами.
2. Развивать грамматический строй речи:
- совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;
- продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже;
- обучать навыкам словообразования;
- учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.
3. Развивать связную речь:
-продолжать учить навыкам разговорной речи, точно отвечать ни вопросы, слушать товарища, дополнять его ответ.
4. Развивать зрительное внимание.
Учить детей сравнивать картинки. Находить в них отличия.
5. Развитие фонематического слуха.
- обучать фонематическому анализу, синтезу и представлениям.
6. Автоматизировать звуки "Л" и "ЛЬ" в словах и предложениях.
7. Развитие общей и мелкой моторики.
8. Воспитывать интерес, наблюдательность, заботливое отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ. Сюжетные картинки, предметные картинки (зимующие и перелётные птицы), д/и "Кормушка", д/и "Сложи скворечник" (разрезные картинки), д/и "Чьи гнезда?", конверты с заданиями.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- послушайте, дети, загадку:
"Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?"
- Правильно, весной. Какие строчки помогли вам отгадать эту загадку?
- Давно ли наступила весна?
- Какой весенний месяц наступил?
- Какое время года было перед весной?
2. БЕСЕДА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.
- Посмотрите в наши волшебные окошки.
- Помогите расположить их в таком порядке, чтобы было видно как меняется природа весной.
- Какое время года на первой, второй, третьей картинке?
- Что можно сказать об облаках весной и зимой?
(Зимой облака тёмные, тяжелые, о весной светлые, лёгкие).
- Какой снег на картинках?
(Зимой он белый, чистый, а весной тёмный, грязный).
- Что можно сказать о том, как выглядит земля на этих картинках?
(Зимой вся земля покрыть снегом. Ранней весной - снег начинает таять. Появляются проталины. Капель. Частые оттепели. Бегут ручьи. Поздней весной снега нет, в кругом появляется травка и первые цветы).
- Кто "виновник" того, что снег тает? (Солнце).
- Как светит солнце в разное время года?
(Зимой его почти нет. Ранней весной солнце начинает пригревать. Поздней весной ярко светит).
- Сравните деревья и кустарники на этих, картинках.
(Зимой деревья и кустарники "голые, раздетые". Только снег лежит на ветках. Ранней весной деревья ещё голые» а на вербе уже появились пушистые комочки. Поздней весной и на деревьях и на кустарниках появляются листочки).
-Почему так говорят о весне?
Весна, весна красная,
Пришла весна ясная.
(Красная - значит красивая, вокруг просыпается природа.
Ясная - значит солнце светит).
- Ответьте на вопросы, используя "слова-неприятели"
Весной стало безобразно? (Нет красиво).
Весной кругом чисто? (Нет грязно)
Солнышко светит тускло? (Нет ярко).
С появлением солнца стало скучно? (Нет весело).
Весной день короче, чем зимой? (Нет длиннее).
- Посмотрите опять на наши картинки.
Что нам ещё говорит о том, что природа просыпается от картинке к картинке? Кто радует нас и зимой и весной?
(Это птицы).
- Каких птиц мы видим на картинках?
(Я вижу синицу и снегиря. Я вижу зяблика и грача. Я вижу скворцов).
- Как люди заботятся о птицах зимой? (Зимой люди вешают кормушки для птиц).
- Весной птиц то же надо подкармливать. Что лежит в кормушке?
(В кормушке лежат колоски с зерном, семечки, крошки хлеба и булка, сало, яблоки, сахар, сушки).
-Назовите предметы только со звуком "Л" и "ЛЬ",
- А вот и прилетели наши друзья - птицы, подкормиться.
- Соберите эти разрезные картинки. Отгадайте их. (Это галка, дятел, голуби, зяблики, грач).
- Назовите птиц, в названии которых есть звук "Л" или "ЛЬ",
- Назовите зимующих птиц.
- Почему они так называются?
(Эти птицы не улетают но зимовку в тёплые края, а остаются у нас).
- Какие птицы улетают на юг?
- Как называются эти птицы?
(Это перелётные птицы).
- Почему они улетают?
(Птицам у нас холодно и голодно. Им мало корма).
- Почему птицы прилетают к нам обратно? Посмотрите на картинку, где изображена поздняя весна?
(У птиц появляется кормушки, жучки, червячки).
- Как люди готовятся к прилёту птиц? (Люди строят птицам скворечники).
- Вот и мы сегодня сделаем скворечники.
3.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "СКВОРЕЧНИК".
Мы не ели, мы не пили,
Мы скворечник мастерили.
Скоро в гости ждем скворцов.
Пусть выводят там птенцов.
- Для каких птиц мы строим эти домики?
- Правильно, для скворцов.
- А где живут другие птицы? (Они ремонтируют свои старые гнёзда или строят новые)
- Для чего птицы строят гнезда?
(Для того, чтобы выводить птенцов).
- У каждой птицы гнездо выглядит по своему. Это зависит от размера птицы; от места проживания.
- Посадите птиц в их гнездо. (Д/и "Чьи гнезда?),
- Кто появится этих птиц? (Д/и "Назови деток").
- Откуда появятся птенцы?
- Давайте нарисуем гнездо с яйцами.
(Д/и "Нарисуй по точкам").
- Дети, откуда появился ёжик на картинке?
(Он всю зиму спал, а весной проснулся).
4. ФИЗМИНУТКА
а/ Речь с движением.
"Ёжик"
Вот свернулся ем в клубок
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
б/ Д/и "Назови деток".
(Игра с мячом).
У грача - грачата
у ласточки - ласточата
у аиста - аистята
у скворцов - скворчата
у утки - утята
у гуся гусята
у лебедя - лебедята
5. РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
а/ "Угадай по гласным буквам птичек".
- О - А (сова)
- О - У- (голубь)
- И - И - А (синица)
-А- (грач)
-А- О- А (ласточка)
-А - И- (аист)
-А-О-О-О (жаворонок).
б/ Конверт с объёмными буквами.
Д/и "Составь слово".
(сова, аист, утка, гуси)
в/ Конверт.
- Подбери схему к слову.
г/ Конверт.
- Составьте предложение из слов.
НА СОВА СПИТ СУКУ.
6. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
- Что мы сравнивали сегодня на занятии?
- Какие времена года были на картинках?
- О ком ещё мы говорили ни занятии?
- Почему птицы наши друзья?
- Вы все хорошо занимались и вот это птичка приготовила вам сюрприз.
(Птичка сидит в гнезде на яйцах-киндер-сюрприз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»
Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....
Прилет птиц.
Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию из бумаги....
План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.
Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...
сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"
Сценарий тематического занятия (кружок «Свет православия»)Сорок сороков (прилет птиц) Программные задачи:- познакомить детей с календар...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: « Прилет птиц». (рисование ладошками)
Тема: « Прилет птиц ».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчес...
Конспект НОД по экологии "Весенний прилет птиц" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный конспект предназначен для ознакомления детей с особенностями жизни птиц весной и воспитания у детей бережного отношения к пернатым....
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...