Конспект: "Весна. Прилет птиц"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корниенко Жанна Анатольевна

Конспект: "Весна. Прилет птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nnod_vesna_prilyot_ptits.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. «ВЕСНА. ПРИЛЁТ ПТИЦ».

ЦЕЛИ.

I. Обогатить словарь:

- углубить и закрепить знания детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев);

-уточнить знания о птицах, об их образе жизни, питании;

- продолжать работу над антонимами.

2. Развивать грамматический строй речи:

- совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;

- продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже;

- обучать навыкам словообразования;

- учить согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.

3. Развивать связную речь:

-продолжать учить навыкам разговорной речи, точно отвечать ни вопросы, слушать товарища, дополнять его ответ.

4. Развивать зрительное внимание.

Учить детей сравнивать картинки. Находить в них отличия.

5. Развитие фонематического слуха.

- обучать фонематическому анализу, синтезу и представлениям.

6. Автоматизировать звуки "Л" и "ЛЬ" в словах и предложениях.

7. Развитие общей и мелкой моторики.

8. Воспитывать интерес, наблюдательность, заботливое отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ. Сюжетные картинки, предметные картинки (зимующие и перелётные птицы), д/и "Кормушка", д/и "Сложи скворечник" (разрезные картинки), д/и "Чьи гнезда?", конверты с заданиями.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- послушайте, дети, загадку:

"Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?"

- Правильно, весной. Какие строчки помогли вам отгадать эту загадку?

- Давно ли наступила весна?

- Какой весенний месяц наступил?

- Какое время года было перед весной?

2. БЕСЕДА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.

- Посмотрите в наши волшебные окошки.

- Помогите расположить их в таком порядке, чтобы было видно как меняется природа весной.

- Какое время года на первой, второй, третьей картинке?

- Что можно сказать об облаках весной и зимой?

(Зимой облака тёмные, тяжелые, о весной светлые, лёгкие).

- Какой снег на картинках?

(Зимой он белый, чистый, а весной тёмный, грязный).

- Что можно сказать о том, как выглядит земля на этих картинках?

(Зимой вся земля покрыть снегом. Ранней весной - снег начинает таять. Появляются проталины. Капель. Частые оттепели. Бегут ручьи. Поздней весной снега нет, в кругом появляется травка и первые цветы).

- Кто "виновник" того, что снег тает? (Солнце).

- Как светит солнце в разное время года?

(Зимой его почти нет. Ранней весной солнце начинает пригревать. Поздней весной ярко светит).

- Сравните деревья и кустарники на этих, картинках.

(Зимой деревья и кустарники "голые, раздетые". Только снег лежит на ветках. Ранней весной деревья ещё голые» а на вербе уже появились пушистые комочки. Поздней весной и на деревьях и на кустарниках появляются листочки).

-Почему так говорят о весне?

Весна, весна красная,

Пришла весна ясная.

(Красная - значит красивая, вокруг просыпается природа.

Ясная - значит солнце светит).

- Ответьте на вопросы, используя "слова-неприятели"

Весной стало безобразно?  (Нет красиво).

Весной кругом чисто?     (Нет грязно)

Солнышко светит тускло?   (Нет ярко).

С появлением солнца стало скучно?    (Нет весело).

Весной день короче, чем зимой?       (Нет длиннее).

- Посмотрите опять на наши картинки.

Что нам ещё говорит о том, что природа просыпается от картинке к картинке? Кто радует нас и зимой и весной?

(Это птицы).

- Каких птиц мы видим на картинках?

(Я вижу синицу и снегиря. Я вижу зяблика и грача. Я вижу скворцов).

- Как люди заботятся о птицах зимой? (Зимой люди вешают кормушки для птиц).

- Весной птиц то же надо подкармливать. Что лежит в кормушке?

(В кормушке лежат колоски с зерном, семечки, крошки хлеба и булка, сало, яблоки, сахар, сушки).

-Назовите предметы только со звуком "Л" и "ЛЬ",

- А вот и прилетели наши друзья - птицы, подкормиться.

- Соберите эти разрезные картинки. Отгадайте их. (Это галка, дятел, голуби, зяблики, грач).

- Назовите птиц, в названии которых есть звук "Л" или "ЛЬ",

- Назовите зимующих птиц.

- Почему они так называются?

(Эти птицы не улетают но зимовку в тёплые края, а остаются у нас).

- Какие птицы улетают на юг?

- Как называются эти птицы?

(Это перелётные птицы).

- Почему они улетают?

(Птицам у нас холодно и голодно. Им мало корма).

- Почему птицы прилетают к нам обратно? Посмотрите на картинку, где изображена поздняя весна?

(У птиц появляется кормушки, жучки, червячки).

- Как люди готовятся к прилёту птиц? (Люди строят птицам скворечники).

- Вот и мы сегодня сделаем скворечники.

3.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "СКВОРЕЧНИК".

Мы не ели, мы не пили,

Мы скворечник мастерили.

Скоро в гости ждем скворцов.

Пусть выводят там птенцов.

- Для каких птиц мы строим эти домики?

- Правильно, для скворцов.

- А где живут другие птицы? (Они ремонтируют свои старые гнёзда или строят новые)

- Для чего птицы строят гнезда?

(Для того, чтобы выводить птенцов).

- У каждой птицы гнездо выглядит по своему. Это зависит от размера птицы; от места проживания.

- Посадите птиц в их гнездо. (Д/и "Чьи гнезда?),

- Кто появится этих птиц? (Д/и "Назови деток").

- Откуда появятся птенцы?

- Давайте нарисуем гнездо с яйцами.

(Д/и "Нарисуй по точкам").

- Дети, откуда появился ёжик на картинке?

(Он всю зиму спал, а весной проснулся).

4.  ФИЗМИНУТКА

а/ Речь с движением.

"Ёжик"

Вот свернулся ем в клубок

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

б/ Д/и "Назови деток".

(Игра с мячом).

У грача - грачата

у ласточки - ласточата

у аиста - аистята

у скворцов - скворчата

у утки - утята

у гуся  гусята

у лебедя - лебедята

5. РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

а/ "Угадай по гласным буквам птичек".

- О - А  (сова)

- О - У-  (голубь)

- И - И - А (синица)

-А- (грач)

-А- О- А (ласточка)

-А - И-   (аист)

-А-О-О-О (жаворонок).

б/ Конверт с объёмными буквами.

Д/и "Составь слово".

(сова, аист, утка, гуси)

в/  Конверт.

- Подбери схему к слову.

г/ Конверт.

- Составьте предложение из слов.

НА  СОВА  СПИТ   СУКУ.

6. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

- Что мы сравнивали сегодня на занятии?

- Какие времена года были на картинках?

- О ком ещё мы говорили ни занятии?

- Почему птицы наши друзья?

- Вы все хорошо занимались и вот это птичка приготовила вам сюрприз.

 (Птичка сидит в гнезде на яйцах-киндер-сюрприз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....

Прилет птиц.

Конспект  занятия  в  подготовительной  группе  по  конструированию  из  бумаги....

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"

Сценарий   тематического занятия  (кружок  «Свет  православия»)Сорок  сороков (прилет птиц)  Программные  задачи:- познакомить детей  с календар...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: « Прилет птиц». (рисование ладошками)

Тема: « Прилет птиц ».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчес...

Конспект НОД по экологии "Весенний прилет птиц" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект предназначен для ознакомления детей с особенностями жизни птиц весной и воспитания у детей бережного отношения к пернатым....

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...