Конспекты по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспекты групповых занятий по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Звуки В, В" и буква В», "Звук и буква Г", "Звук и буква З", "Звук и буква Ы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_v.docx | 17.48 КБ |
zvuk_i_bukva_g.docx | 16.46 КБ |
zvuk_i_bukva_z.docx | 16.95 КБ |
zvuk_i_bukva_y.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
детский сад № 1181
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
«Звук и буква В. Пропавшая буква.»
Учитель-логопед Шарифуллина А.Ф.
Тема: «Звуки В, В" и буква В. Пропавшая буква.»
Цель: формирование умения дать характеристику звукам, выявить сходные и различные параметры ; дифференциация звуков В - ВЬ, закрепление зрительного образа буквы; закрепление умения воспринимать словесные инструкции и чётко выполнять задания в соответствии с ними; расширение возможностей фонематического восприятия; развитие внимания и памяти.
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
- Ребята, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написано: «Дс.очки и мальчики, меня похитила злая ...едьма. ..Аша но..ая бук..а» -Вы поняли о чем идет речь? Какую же букву у нас украли? (В)
- А какие звуки прятались за этой буквой? (В, Вь)
2. Сравнительная характеристика звуков.
- Какие это звуки, если воздух встречает преграду? (Согласные). Звенит ли горло (колеблются ли голосовые складки) при произнесении? (Да, звуки звонкие). Чем отличаются эти звуки? Как мы их обозначаем? (В
- твёрдый звук, синий кружок; ВЬ - мягкий звук, зелёный кружок).
- Развитие мелкой моторики, дыхания, голоса.
- Автоматизация звуков в слогах, развитие просодики.
- Посмотрите, что это за цветок такой? (Цветик-семицветик)
- Он может помочь нам найти пропавшую букву. Первый лепесток снимет тот, у кого в имени есть звук В (Вь).
Задание «Дразнилки и вопилки»
- Кто бы их мог написать? (Винни-Пух) Он тоже пострадал от злой
..едьмы, теперь он Инни-Пух. И вот вам от него задание: найдите
лишний слог, повторите только нужные слоги
Ва-во-вы-ки Ви-ве-вя-та
Ву-ва-во-фа Ся-вю-ве-ви
Произнести, выполнив задание:
Вы-ва-во (низко, громко)
Ви-вя-ве (высоко, тихо)
Вю-ву-вя-ва (вопросительно, восклицательно)
5. Развитие фонематических представлений,
- Это загадка от ..Еликана. Кто это такой?
- Какой первый звук в его названии?
- Он очень любит птиц. Назовите птиц, в названии которых есть звуки В, Вь.
- Назовите их ласково.
- А теперь он просит придумать чистоговорки про них: Ва-ва-ва - на суку сидит сова
Вей-вей-вей - поет песни соловей Бей-бей-бей - клюет зерна воробей.
6. Развитие звукового и синтеза, навыка словоизменения.
- Это просьба от Василисы: она приготовила угощения ,но они все
рассыпались, помогите их собрать:
Вафли
Халва
..атрушки
Чем же угостила нас Василиса?
7. Физминутка.
Волк волчонка учит выть, Настоящим волком быть. А волчонку надоело На луну выть неумело. Он не воет, а мечтает, В небе звездочки считает.
8. Отработка навыков словообразования.
- Иван-царевич приготовил живительные соки, но вот только забыл,
как они называются, помогите правильно назвать сок: из яблок, слив,
помидоров, груш, абрикосов, апельсинов, лимонов, тыквы.
9. Развитие фонематических представлений.
- А вот и сама Ведьма, она говорит, что она забыла все слова со
звуками В и Вь, поэтому похитила букву В.
Назовите ей слова со слогом BE; BA.
Ю.Знакомство с буквой В.
-В благодарность вам Ведьма возвращает нам букву В.
Вот буква В видна вдали -Красивая, витая, Как будто крендель испекли, Приезжих ожидая.
11. Восстановление деформированного текста.
- Напоследок Ведьма просит вас помочь ей еще раз, она забыла
маленькое слово, и у нее не получаются предложения:
Ватрушка печется под духовке.
Водитель сидит из машине. Весло лежит над лодке. Медведь спит к берлоге.
- Что же это за маленькое слово, которое помогло нам правильно составить предложения?
- Значит буква В это не просто буква, это еще и очень важное маленькое слово, которое помогает нам соединять слова в предложениях
12. Итог.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
детский сад № 1181
Конспект логопедического занятия по
обучению грамоте
«Звук и буква Г»
Учитель-логопед Шарифуллина А.Ф.
Москва
Тема: ЗВУК И БУКВА Г.
Цель занятия: дифференциация звуков Г - ГЬ, закрепление зрительного образа буквы.
Ход занятия. l.Opr. момент.
Летят опилки белые, Летят из-под пилы.
Это плотник делает Рамы и полы.
Топором, рубанком Выстругивает планки. Сделал подоконники Без сучка-задоринки!
2.3накомство со звуком Г. Уточнение артикуляции звуков.
Отгадайте загадки:
На стройке он - не лишний гость,
Железный, очень нужный.... (гвоздь)
То как лучи они сияют, То застилает из слеза, Порой читают иль моргают, А то смеются вдруг ... (глаза)
У нее меха и планки, Веселит всех на гулянке. Ты подумай, друг, немножко И придет ответ - .... (гармошка)
Все в один он миг решает, Славный подвиг совершает, Он за честь стоит горой. Кто он? Правильно.... (герой)
- Какие отгадки у нас получились?
- На какие звуки начинаются эти слова?
-Возьмите зеркала и посмотрите, что происходит с губками, зубками, языком? При произнесении звука Г - задняя часть языка и нёбо плотно смыкаются и мешают воздуху пройти. При произнесении звука ГЬ - задняя часть языка и нёбо также плотно сжимаются в улыбке и мешают воздуху пройти.
З.Сравнительная характеристика звуков.
Какие это звуки, если воздух встречает преграду? (Согласные). Звенит ли горло (колеблются ли голосовые складки) при произнесении? (Да, звуки звонкие). Чем отличаются эти звуки? Как мы их обозначаем? (Г- твёрдый звук, синий кружок; ГЬ - мягкий звук, зелёный кружок).
^Дифференциация звуков Г-ГЬ.
Игра «Поймай звук»: один ряд ловит слова со звуком Г, другой - со звуком
Гь:
камень, галка, вата, гиря, горка, вагон, нога, книги, кусты, слуги.
5. Знакомство с буквой Г.
Не гусь, не галка
Буква Г.
А цапля
На одной ноге.
6. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие
звуко-буквенного анализа и синтеза.
A) «Доскажи словечко»
Вла... кни... тай...
Слу... но... пур...
Б) Анализ слова «книга», выкладывание из разрезной азбуки.
B) Подбор слова к схемам:
с | к | с | к |
С | к | 3 | к |
Г) Восстановление деформированного текста. Гали, у, зовут, брата, Гога. Мамы, у, нога, болит. Гоги, у, книга.
7. Развитие лексики: слова-антонимы, глагольный словарь.
Скажи наоборот:
Веселый - Редкий —
Сытый - Мелкий -
Шершавый - Тихий -
Придумать предложение со словами: редкий, густой, голодный.
«Назови действие» Что делают иголкой?
Лопатой?
Метлой?
Топором?
Молотком?
Ножом?
Пилой?
Ножницами?
Кистью?
8. Итог.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по
обучению грамоте
«Звук и буква 3. Полет на звездолете»
Учитель-логопед Шарифуллина А.Ф.
Москва
Тема: «Звуки 3, 3" и буква 3. Полет на звездолете»
Цель: формирование умения дать характеристику звукам, выявить сходные и различные параметры ; дифференциация звуков 3 - ЗЬ; закрепление умения воспринимать словесные инструкции и чётко выполнять задания в соответствии с ними; расширение возможностей фонематического восприятия; развитие внимания и памяти.
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
- На какой мы планете живем? (На Земле)
- Значит, кто мы? (Земляне)
- А как вы думаете, кто живет на звездах? ( Дети звезд)
- Они нам посылают сигналы: з-з-з-з-з-з; зь-зь-зь-зь (Дети повторяют)
- Так они приглашают нас в гости.
2. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим
характеристикам.
- Возьмите зеркала и посмотрите, что происходит с губками, зубками, языком? При произнесении звука 3 - ротик улыбается, зубы сомкнуты, язык упирается кончиком в нижние зубы, воздух проходит через щель. При произнесении звука ЗЬ - ротик улыбается, зубы сомкнуты, язык упирается кончиком в нижние зубы, воздух проходит через щель.
- Какие это звуки, если воздух встречает преграду? (Согласные). Звенит ли горло (колеблются ли голосовые складки) при произнесении? (Да, звуки звонкие). Чем отличаются эти звуки? Как мы их обозначаем? (3-твёрдый звук, синий кружок; ЗЬ - мягкий звук, зелёный кружок).
3. Развитие фонематического восприятия.
- На чем же мы полетим к детям звезд? На звездолете. Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)
- Какой первый звук в слове звездолет?
- А есть ли еще звук 3 в этом слове? Где?
(Выставляется изображение звездолета)
Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.
4. Автоматизация звуков 3,3ь в слогах. Развитие просодики.
- Обитатели Звезды выходят с нами на связь. Давайте с ними
поговорим.
За-зо-зу (вопросительно) Зя-зё-зе-зю (утвердительно) Зве-звя-зве (удивленно) Зву-зва-звы (радостно)
5. Автоматизация звуков 3,3ь в словах. Развитие фонематических
представлений. Звуко-буквенный анализ и синтез.
- Звездные дети просят вас взять с собой земные предметы, в названии которых есть звуки Зи Зь. Что возьмем? (Ответы детей)
- Догадайтесь, какой предмет я возьму: в его названии 2 звука А, первый звук - В, третий 3. Что это? (Ваза)
- А еще я возьму «зди-гво». Отгадали, что это? (Гвозди) (выставляется картинка зАмка)
- А замок мы сможем взять с собой? Почему?
- Поменяйте ударение в этом слове, что получится? (замОк)
- А его мы можем взять?
- Чем похожи слова зАмок и замОк?
- Скажите, а каких животных, птиц мы можем взять с собой? (заяц, зубр, коза, бизон, зяблик, поползень)
- Еще же надо не забыть про угощения! Ведь звездные дети тоже любят сладкое.. Что же такое нам взять? (зефир, изюм, землянику)
6. Словообразование. Согласование существительных с глаголами.
- Ребята, как одним словом назвать все, что мы с собой взяли? (груз)
- Что мы с ним сделаем? (погрузим)
- А в какой отсек? (грузовой)
- А чем закроем грузовой отсек? (замком, задвижкой, защелкой, засовом)
- Что мы сделаем? Замок.... (закроем) Защелку... Задвижку...
- Физминутка.
- Звуко-слоговой анализ и синтез.
- Покажем, что мы привезли с Земли. В названии предмета один слог: первый звук 3, гласный звук О, что это? (зонт)
- Измените это слово так, чтобы в нем стало 2 слога, (зонтик)
- Назовите животное, в названии которого 4 слога, последний слог НА, звук Зь в середине слова. (Обезьяна)
- Посчитайте, сколько слогов в слове земляника. (4) Назовите ударный
слог.
9. Знакомство с буквой 3.
10. Работа с разрезной азбукой.
- Дети Звезды Аза, Зик и Зуник просят составить из букв их имена.
11. Итог.
- Ну, вот мы и познакомились с жителями звезд. Пора возвращаться на
Землю. Садимся в наш звездолет и отправляемся.
Звездолет мы смастерили. К звездам путь уже открыли.
А теперь летим назад, В наш любимый детский сад.
- Ребята, что нового мы сегодня узнали?
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
на тему: «Звук и буква Ы»
Учитель-логопед Шарифуллина А.Ф.
Москва
Конспект занятия на тему: «Звук и буква Ы»
Цели:
- дать акустико-артикуляционную характеристику звука [ы];
- развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику;
- автоматизировать звук [ы] в слогах, словах, предложениях;
- закреплять понятия «речные» и «морские» рыбы; "
- формировать умение согласовывать имена числительные и имена существительные в категориях рода, числа и падежа.
Оборудование: изображение корабля (парохода), звуковая дорожка, предметные картинки: сыр, дыня, тыква, часы, весы, цыпленок, лыжи, пылесос, мыло, рыба, мышь, и слова, в которых нет звука [ы], картинки рыб; разрезная азбука, изображение буквы Ы.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие не корабле! Кто-нибудь уже
плавал на корабле? Скажите, а кто на нем работает? (матросы, юнги,
боцманы, капитан) Они все - одна команда. Чтобы нам отправиться в
путешествие, нам нужно тоже стать такой дружной командой. А
поможет нам этом разминка.
2. Развитие дыхания, голоса, артикуляционной и общей моторики.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок попадаем.
1,2,3,4,5
Смотрим глазками опять.
(На доске появляется изображение корабля)
- Вот он, наш корабль. Но нам нужно еще до него дойти. Поэтому все
встаем из-за столов и выполняем такое упражнение:
Мы шли, шли, шли,
К кораблю пришли, По трапу поднялись И в море умчались!
-Ну что ж, теперь мы все с вами моряки. А чтобы наш корабль поплыл, нужно:
- завести мотор (движения челюстью): открывать - закрывать рот, движения вправо-влево;
- натянуть тросы (движения губ): оттянуть нижнюю губу, удержать 6-8 сек.; поднять верхнюю губу, удержать.
- Поднять паруса (язык - парус)
- гудит пароход (язык - парус): ы-ы-ы-ы.
- Вот наш корабль и поплыл! А какой здесь воздух! Давайте подышим морским воздухом: вдох ртом, выдох носом; а теперь вдох носом, выдох ртом.
- И теперь красиво погудим (звуковые дорожки): Ы
Ы
ы
3. Сообщение темы, характеристика звука
- Вы уже догадались, какой звук нам будет часто попадаться?
Правильно, звук Ы. Давайте его охарактеризуем:
- он гласный или согласный? Почему?
- каким цветом мы его обозначать будем?
4. Развитие речевого внимания и звукового анализа.
- Моряки должны быть очень внимательными и правильно подавать
сигналы. Давайте потренируемся: я буду называть звукосочетания, а вы
ставьте флажок туда, где будет звук Ы: в начале, середине или в конце.
ауы оыу иаы
ыоэ ыоа эыо
эуы ыуэ оиа (нет звука ы)
5. Развитие фонематического восприятия.
- Пока мы с вами упражнялись, наш корабль сел на мель. Чтобы мы
смогли плыть дальше, нужно сделать наш корабль легче, то есть убрать
лишнее. С собой мы оставим лишь те предметы, в которых есть звук Ы.
(На доске вывешиваются предметные картинки, дети отбирают из них те, в которых есть звук Ы)
6. Знакомство с новой буквой.
- Теперь нужно написать на сушу телеграмму, что мы скоро
приплывем, но так чтобы никто посторонний не догадался. В этом нам
поможет буква Ы. (Демонстрация буквы)
Вот топор, полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы -Все мы знать ее должны. (В. Степанов)
Звуковой анализ и синтез слогов ЫП, ПЫ, ЫК, ТЫ, выкладывание из разрезной азбуки.
7. Физминутка.
Запрещенное движение. Сначала показывает логопед, затем кто-то из
детей.
8. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
А) Закрепление названий речных и морских рыб.
- На корабле снова несчастье - кончилась еда. Но мы же плывем по морю, значит, что мы можем поймать? (рыбу)
- Давайте назовем тех рыб, которых мы знаем (по цепочке), и будем добавлять какая это рыба: морская или речная. (Помогать можно с помощью предметных картин - рыб)
Б) Согласование имен числительных с именами существительными.
- Сейчас мы ловим окуней: 1 окунь, 2 окуня, 3...,4...,5...
- А теперь ловим скумбрию: 1, 2, 5.
- Ну и напоследок поймаем хека: 1, 2, 5.
9. Подведение итогов.
- Ну вот наши приключения на корабле подходят к концу. Какой звук нам сегодня помогал? А что это за звук? Давайте погудим им в честь возвращения: ы-ы-ы.
- Каких морских рыб мы ловили?
- В каких словах нам встречается звук Ы?
- Возвращаемся в детский сад:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем,
В группу снова попадаем.
1,2,3,4,5
Смотрим глазками опять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....
конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"
Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
Конспект по обучению грамоте
По программе "Детство"...
конспект НОД Обучение грамоте
Обучение грамоте "Забавные буквы"...