"Путешествие в страну Наоборот"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Из опыта работы. Подбирая слова с противоположным значением, детей учу сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:временные (день – ночь, утро – вечер); пространственные (далеко – близко); явления природы (темно – светло); соотношение по вкусу, весу, величине (кислый – сладкий, тяжелый – лёгкий, широкий – узкий. На занятиях используются различные дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше» -дети делятся на 2 команды и придумывают как можно больше слов – противоположностей; «Закончи предложение» -эта игра учит детей подбирать антонимы к наречиям и существительным; «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать высокие и низкие, широкие и узкие, короткие и длинные, большие и маленькие предметы.

Тема: «Путешествие в страну наоборот» 

Цели:

Коррекционно-образовательные:
1) Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы». 
2) Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно – следственные связи.
3) Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.
4) Формирование связной речи детей.

Коррекционно – развивающие:
1) Развивать чувство языка у детей.
2) Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные: 
1) Воспитывать умение выражать своё мнение.
2) Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

Оборудование: интерактивная доска,магнитофон, аудиозапись с голосом королевы – антонимов, музыкальные фонограммы для проведения игр, дома с изображением Великана и гномика, предметные картинки по теме «Антонимы», мяч, волшебная палочка. 
Герои: Фея из страны знаний, Мальчик – наоборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР

«Путешествие в страну «Наоборот».

 Оргмомент:

Дети  заходят и встают около логопеда.

Л:  Фея  из страны Знаний прислала вам  необычное письмо .

 дети рассаживаются на стульчики.

Сообщение темы занятия.

1.Звучит письмо.

Фея:  Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, узнали меня? Я фея из страны Знаний.

Фея:  Сейчас я расскажу вам, что с ним случилось. Мой помощник хороший мальчик, но  в последнее время он стал очень упрямым и все делал наоборот. Прошу его лечь , а он встает. Прошу его подойти  ко мне, а он уходит. Прошу принести горячий чай, а он  приносит холодное молоко.   Я так и стала называть его мальчиком- Наоборот.

Фея:   Услышала про моего помощника  Королева-Наоборот, забрала его к себе и спрятала в своей стране. В этой стране никто не может договориться друг с другом. Жители этой страны не дружат между собой, они постоянно спорят и ссорятся. Я очень хочу забрать оттуда своего мальчика , но ведь одной мне не справится с этой нелегкой задачей. Ребята, мне очень нужна ваша помощь, помогите мне  его отыскать .

Л: Мы любим всем помогать. Ребята , поможем  Фее вернуть ее помощника?

Д:  да!

Л: Тогда подумайте, что может победить зло?

Дети с помощью логопеда – ДОБРО.

Правильно. Потому, что только добрые и отзывчивые люди могут победить споры и ссоры в стране - Наоборот, куда вы сейчас отправитесь.

Л: Чтобы мы смогли туда попасть ,  фея оставила нам  карту. Она и поможет вам добраться. Дорога туда будет нелегкой , но я уверена , что вы справитесь.

1.Работа с картой .  Карта собрана  и появляется на экране.

2.Обсуждение маршрута.

Л: А теперь давайте вместе обсудим наш маршрут. Прежде, чем мы это сделаем ,ответьте мне пожалуйста  что обозначает  слово маршрут?  

Д :ответы

Л: Да , маршрут- это заранее намеченный путь следования пешехода  или транспорта с  указанием конечного пункта.  Пришло это слово к нам из другого языка ( Из немецкого).  Состояло одно слово маршрут  из 2 слов (ход и дорога)

Посмотрите на нашу карту: красная стрелочка указывает куда нужно идти. Наш путь следования  будет проходить  сначала через лес, потом через море. Потом через горы. А конечный пункт  следования будет  замком   королевы –Наоборот.

3.Объяснение темы НОД

Л: Ну, что же пришла пора отправится в страну- Наоборот. Дорога туда будет нелегкой , но я уверена , что вы справитесь.   В пути нам помогут  все наши знания и умения. А перед тем как мы отправимся в путь, я хочу рассказать вам что- то интересное о  словах.

У всех слов есть слова- друзья. Это  слова с похожим смыслом .

Например:  Счастье- радость

         Друг – приятель

        Добро –забота

Но есть и слова- неприятели .Это слова, которые имеют  противоположное значение и не дружат друг с другом, они все время спорят между собой  и не могут договориться друг с другом.  Подумайте, какое слово  неприятель есть у слова ХОРОШО? А у слова далеко? А у слова ДА?  

 Правильно. Внимание на экран!

Добрый – злой
Трусливый – смелый
Толстый – тонкий
Чёрный – белый
Вверх – вниз
Внутри – снаружи
Над – под
Жара – стужа
Чистить – пачкать
День – ночь
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
 

Слова неприятели спорят весь день

Один скажет- солнце, другой скажет –тень,

Один скажет- близко, другой –далеко

Один скажет -  низко, другой – высоко!

Такие слова- неприятели ,   в русском языке имеют особое  название АНТОНИМЫ.

Наша задача научиться различать эти слова- АНТОНИМЫ и использовать их в  нашей речи.

4.Выбор дороги.

Слайд с 2 тропинками.      

Л: По какой дороге мы с вами пойдем, как вы думаете? По широкой или по узкой?  Почему?

Д: По широкой.

Л: Правильно. Ведь по узкой дороге мы медленно пойдем , а по широкой как ?...быстро.

 5 СЛАЙД ТРОПИНКА

А вот и лесная широкая тропинка 

По широкой дороге мы быстро пойдем

И в страну –Наоборот все попадем.

Остановка «Гномик и Великан»

СЛАЙД   ДОМИКИ

Л: Ой, ребята посмотрите  куда мы с вами пришли. На полянке 2 домика.( 1 слайд)  Они разные. Какие они?

Один большой, а другой - …маленький. А еще можно сказать , что один дом высокий, а другой-….низкий

 

Л: А кто же там живет? Давайте постучим.

Пальчиковая гимнастика « Домик», «Замок»

Я гуляю во дворе .(хлопки ладошками по коленкам поочередно)

Вижу домик на горе(ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь(раскрыть перед собой ладошки, б палец  касается пальцев)

И в окошко постучусь

Тук, тук, тук ..тук!

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог.

Потянули, покрутили

Постучали и открыли……

7 СЛАЙД ГНОМИК И ВЕЛИКАН

Л: Нас встречают Гномик и Великан

Заглянем внутрь домика и посмотрим, как они живут.

( нарисованное  пособие  с обстановкой)

Л: Посмотрите, какой большой стол у великана, а у Гномика наоборот маленький. Великан сидит за своим столом на жестком стуле, а гномик  наоборот на мягком.

Да и на столах у них тоже все разное, давайте рассмотрим: (можно разделится на 2 команды)

Горячий чай – холодный чай

Белый хлеб -  ржаной

Полный стакан - пустой стакан

Горький перец – сладкий сахар

Глубокая тарелка – мелкая тарелка

Новый чайник – старый

Грязная салфетка- чистая

Горький лук – конфетка

Л : Молодцы! Вы справились!

Л: Прежде ,чем продолжить наш путь, давайте подарим  жителям подарки от нас. У меня есть большие и маленькие предметы. Кому подарим большие предметы ?

Д: Великану.

Л: А маленькие? Гномику….

(логопед раздает по 2 картинки)

Л: Я большой торт подарю великану, а маленький тортик  подарю гномику.

Яблоко-яблочко

Цветок-цветочек

Шапка-шапочка

Лимон-лимончик

Ковер-коврик

Л: Обратите внимание на карту. Наш маршрут привел  нас  к морю.

А вот и море!

8 Слайд с морским берегом

Давайте,  сначала  послушаем море (закройте глаза), а теперь- посмотрим какое оно красивое и понаблюдаем за ним.

Зарядка для глаз  «Море»

Игра «Перевертыши»

Л: Давайте поиграем на морском берегу.  (чудесный мешочек ) Дети  это же волшебный мешочек. Давайте посмотрим ,что в нем лежит.

Л: Посмотрите на картинку, и подумайте ,что может быть нарисовано с др стороны. Я вам подскажу, там спряталось слово – антоним.

Л: Молодцы!

Игра «Наоборот» с мячом.

Вы хорошо поиграли, и  мы можем продолжить наш путь.

8« Альпинисты»

10 СЛАЙД ГОРЫ

Л: Ребята, посмотрите дальше на нашем пути горы.

Давайте послушаем как звучат горы? Музыка

Ребята горы низкие или  высокие? А теперь подумайте и скажите каждый ли человек  может  перебраться через высокие горы?

 Для того чтобы перейти через горы  нужно быть сильным и подготовленным, много тренироваться . Такими и бывают настоящие альпинисты

11 СЛАЙД  СИКВЕЙН

Синквейн

 Альпинист-это спортсмен, который может забраться в горы и их преодолеть. А вид спорта называется – альпинизм. У всех альпинистов есть специальное снаряжение: слайд

Давайте закрепим  наши знания о слове альпинист.

Появляется слайд

Ребята кто это?                        Альпинист

Какой он?Вспомните              Сильный, ловкий, смелый, отважный.

А теперь давайте охарактеризуем словами действиями, Что он делает?

                                                    Поднимается, покоряет, преодолеает

Л: А теперь скажем полным предложением:

                                               Альпинист- это покоритель горных вершин

                                               Альпинист- покоряет горные вершины

Вывод:  Как одним словом мы можем сказать про альпиниста. Кто как  думает?

                                                Силач, спортсмен, смельчак, покоритель

А мы сейчас с вами сделаем зарядку, для того чтобы  стать немного сильнее и преодолеть горы.

Зарядка  на экране  

12 СЛАЙД ворота

«Страна –Наоборот»

На экране слайд  закрытые ворота.

Вот  и конечный пункт нашего маршрута.

Это ворота , которые ведут в страну- Наоборот.  Но они закрыты.?????  Какое слово надо сказать, чтобы попасть внутрь.  Может быть слово- антоним  поможет нам? .  Подберите слово антоним к слову закрыто?  (открыто) 

Ворота открываются

13 СЛАЙД КОРОЛЕВСТВО

 К:  Выходит  королева-Наоборот.

Кто нарушил мой покой?

Л:  Мы с ребятами из  д/с  пришли выручать мальчика  Наоборот.

К: Я не отдам вам мальчика просто так.  Сначала я  проверю, как вы справитесь с моими заданиями

ЗАГАДКИ

(королева дотрагивается волшебной палочкой до того ,кто будет отвечать)

Я начну, а ты продолжи….(игра с королевой)

Зимой короткий день, а летом ... (длинный).
Жарко теплым летом, а зимой  (холодно)
 Поздней осенью грустно, а зимой ….(радостно).
Зверям  зимой голодно , а  сытно зверям  ... (летом).
Лето далеко, а зима ... (близко).
В городе дороги  широкие, а  в лесу тропинки ... (узкие).  

Слон большой, а мышка….(маленькая)

Путаница (подвижная игра)

Хотите превратиться в детей наоборот?

Поднимите руки-

Откройте глаза

Встаньте

Сядьте

Покажите ладошки

К:  Молодцы, хорошо играли!  Ничего не поделаешь. Я больше не могу задерживать вашего товарища и отпускаю его.

(выходит  мальчик)

М: Я благодарю  вас, ребята, за то, что вы освободили меня от королевы.

К: Не такая я уж и злая. Я очень хочу подружиться с вами.!

Л:  Вы согласны? (да) .

Тогда давайте сначала  подружим все слова в  стране- Наоборот,

чтобы они больше  не ссорились.

Мы поможем подружиться:

Толстому и тонкому, высокому и низкому, большому слону и маленькой мышке.

А с кем может  подружиться тяжелый камень? Отвечайте полным предложением, чтобы слова подружились ( по очереди.)

Тяжелый камень может  подружиться с легким перышком.

Горячий огонь подружится с холодным снегом.

Светлый день подружиться с темной ночью.

Жаркое  лето может  подружиться с холодной зимой.

Грустный клоун может подружиться с веселым клоуном.

Медленная черепаха может подружиться с быстрым зайцем.

Л: Вот какое доброе дело мы с вами сделали. Подружили слова в стране  Наоборот. Ведь лучше дружить, чем ссорится! Вы согласны? Да.

А нам пора возвращаться в детский сад.

К: Ребята, с вами весело и интересно. Мне жаль с вами расставаться. Я хочу вам что -то подарить, отгадайте что это?

Загадка о воздушном  шаре.

Круглый, гладкий, как арбуз… 
Цвет — любой, на разный вкус. 
Коль отпустишь с поводка, 
Улетит за облака. 

Королева  раздает шары.

Рефлексия: Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостям. Дети: мы побывали в гостях у Великана и гномика, у королевы - наоборот. Я думаю, что вы никогда не будете такими, каким был мальчик – наоборот. Всегда будете слушаться своих родителей, бабушек, дедушек и воспитателей. Будете воспитанными, культурными, добрыми детьми.
Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну наоборот"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну наоборот" для детей 5-6 лет...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

Конспект занятия «Путешествие в страну наоборот» (1 младшая группа)

Цели:Коррекционно-образовательные:1) Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».2) Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно – следств...

Сценарий развлечения в средней группе "Путешествие в страну, где все наоборот"

Сценарий развлечения в средней группе "Путешествие в страну, где все наоборот"...

Познавательно-исследовательский проект для дошкольников "В стране наоборот"

Актуальность:Мы смотримся в зеркало каждый день и не задумываемся о том, сколько интересных открытий может подарить нам простое зеркало. Зачем человеку зеркало? Почему каждый внимательно вглядывается ...