"Путешествие в страну Наоборот"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Из опыта работы. Подбирая слова с противоположным значением, детей учу сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:временные (день – ночь, утро – вечер); пространственные (далеко – близко); явления природы (темно – светло); соотношение по вкусу, весу, величине (кислый – сладкий, тяжелый – лёгкий, широкий – узкий. На занятиях используются различные дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше» -дети делятся на 2 команды и придумывают как можно больше слов – противоположностей; «Закончи предложение» -эта игра учит детей подбирать антонимы к наречиям и существительным; «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать высокие и низкие, широкие и узкие, короткие и длинные, большие и маленькие предметы.
Тема: «Путешествие в страну наоборот»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1) Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».
2) Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно – следственные связи.
3) Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.
4) Формирование связной речи детей.
Коррекционно – развивающие:
1) Развивать чувство языка у детей.
2) Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
1) Воспитывать умение выражать своё мнение.
2) Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
Оборудование: интерактивная доска,магнитофон, аудиозапись с голосом королевы – антонимов, музыкальные фонограммы для проведения игр, дома с изображением Великана и гномика, предметные картинки по теме «Антонимы», мяч, волшебная палочка.
Герои: Фея из страны знаний, Мальчик – наоборот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе ОНР
«Путешествие в страну «Наоборот».
Оргмомент:
Дети заходят и встают около логопеда.
Л: Фея из страны Знаний прислала вам необычное письмо .
дети рассаживаются на стульчики.
Сообщение темы занятия.
1.Звучит письмо.
Фея: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, узнали меня? Я фея из страны Знаний.
Фея: Сейчас я расскажу вам, что с ним случилось. Мой помощник хороший мальчик, но в последнее время он стал очень упрямым и все делал наоборот. Прошу его лечь , а он встает. Прошу его подойти ко мне, а он уходит. Прошу принести горячий чай, а он приносит холодное молоко. Я так и стала называть его мальчиком- Наоборот.
Фея: Услышала про моего помощника Королева-Наоборот, забрала его к себе и спрятала в своей стране. В этой стране никто не может договориться друг с другом. Жители этой страны не дружат между собой, они постоянно спорят и ссорятся. Я очень хочу забрать оттуда своего мальчика , но ведь одной мне не справится с этой нелегкой задачей. Ребята, мне очень нужна ваша помощь, помогите мне его отыскать .
Л: Мы любим всем помогать. Ребята , поможем Фее вернуть ее помощника?
Д: да!
Л: Тогда подумайте, что может победить зло?
Дети с помощью логопеда – ДОБРО.
Правильно. Потому, что только добрые и отзывчивые люди могут победить споры и ссоры в стране - Наоборот, куда вы сейчас отправитесь.
Л: Чтобы мы смогли туда попасть , фея оставила нам карту. Она и поможет вам добраться. Дорога туда будет нелегкой , но я уверена , что вы справитесь.
1.Работа с картой . Карта собрана и появляется на экране.
2.Обсуждение маршрута.
Л: А теперь давайте вместе обсудим наш маршрут. Прежде, чем мы это сделаем ,ответьте мне пожалуйста что обозначает слово маршрут?
Д :ответы
Л: Да , маршрут- это заранее намеченный путь следования пешехода или транспорта с указанием конечного пункта. Пришло это слово к нам из другого языка ( Из немецкого). Состояло одно слово маршрут из 2 слов (ход и дорога)
Посмотрите на нашу карту: красная стрелочка указывает куда нужно идти. Наш путь следования будет проходить сначала через лес, потом через море. Потом через горы. А конечный пункт следования будет замком королевы –Наоборот.
3.Объяснение темы НОД
Л: Ну, что же пришла пора отправится в страну- Наоборот. Дорога туда будет нелегкой , но я уверена , что вы справитесь. В пути нам помогут все наши знания и умения. А перед тем как мы отправимся в путь, я хочу рассказать вам что- то интересное о словах.
У всех слов есть слова- друзья. Это слова с похожим смыслом .
Например: Счастье- радость
Друг – приятель
Добро –забота
Но есть и слова- неприятели .Это слова, которые имеют противоположное значение и не дружат друг с другом, они все время спорят между собой и не могут договориться друг с другом. Подумайте, какое слово неприятель есть у слова ХОРОШО? А у слова далеко? А у слова ДА?
Правильно. Внимание на экран!
Добрый – злой
Трусливый – смелый
Толстый – тонкий
Чёрный – белый
Вверх – вниз
Внутри – снаружи
Над – под
Жара – стужа
Чистить – пачкать
День – ночь
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Слова неприятели спорят весь день
Один скажет- солнце, другой скажет –тень,
Один скажет- близко, другой –далеко
Один скажет - низко, другой – высоко!
Такие слова- неприятели , в русском языке имеют особое название АНТОНИМЫ.
Наша задача научиться различать эти слова- АНТОНИМЫ и использовать их в нашей речи.
4.Выбор дороги.
Слайд с 2 тропинками.
Л: По какой дороге мы с вами пойдем, как вы думаете? По широкой или по узкой? Почему?
Д: По широкой.
Л: Правильно. Ведь по узкой дороге мы медленно пойдем , а по широкой как ?...быстро.
5 СЛАЙД ТРОПИНКА
А вот и лесная широкая тропинка
По широкой дороге мы быстро пойдем
И в страну –Наоборот все попадем.
Остановка «Гномик и Великан»
СЛАЙД ДОМИКИ
Л: Ой, ребята посмотрите куда мы с вами пришли. На полянке 2 домика.( 1 слайд) Они разные. Какие они?
Один большой, а другой - …маленький. А еще можно сказать , что один дом высокий, а другой-….низкий
Л: А кто же там живет? Давайте постучим.
Пальчиковая гимнастика « Домик», «Замок»
Я гуляю во дворе .(хлопки ладошками по коленкам поочередно)
Вижу домик на горе(ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь(раскрыть перед собой ладошки, б палец касается пальцев)
И в окошко постучусь
Тук, тук, тук ..тук!
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог.
Потянули, покрутили
Постучали и открыли……
7 СЛАЙД ГНОМИК И ВЕЛИКАН
Л: Нас встречают Гномик и Великан
Заглянем внутрь домика и посмотрим, как они живут.
( нарисованное пособие с обстановкой)
Л: Посмотрите, какой большой стол у великана, а у Гномика наоборот маленький. Великан сидит за своим столом на жестком стуле, а гномик наоборот на мягком.
Да и на столах у них тоже все разное, давайте рассмотрим: (можно разделится на 2 команды)
Горячий чай – холодный чай
Белый хлеб - ржаной
Полный стакан - пустой стакан
Горький перец – сладкий сахар
Глубокая тарелка – мелкая тарелка
Новый чайник – старый
Грязная салфетка- чистая
Горький лук – конфетка
Л : Молодцы! Вы справились!
Л: Прежде ,чем продолжить наш путь, давайте подарим жителям подарки от нас. У меня есть большие и маленькие предметы. Кому подарим большие предметы ?
Д: Великану.
Л: А маленькие? Гномику….
(логопед раздает по 2 картинки)
Л: Я большой торт подарю великану, а маленький тортик подарю гномику.
Яблоко-яблочко
Цветок-цветочек
Шапка-шапочка
Лимон-лимончик
Ковер-коврик
Л: Обратите внимание на карту. Наш маршрут привел нас к морю.
А вот и море!
8 Слайд с морским берегом
Давайте, сначала послушаем море (закройте глаза), а теперь- посмотрим какое оно красивое и понаблюдаем за ним.
Зарядка для глаз «Море»
Игра «Перевертыши»
Л: Давайте поиграем на морском берегу. (чудесный мешочек ) Дети это же волшебный мешочек. Давайте посмотрим ,что в нем лежит.
Л: Посмотрите на картинку, и подумайте ,что может быть нарисовано с др стороны. Я вам подскажу, там спряталось слово – антоним.
Л: Молодцы!
Игра «Наоборот» с мячом.
Вы хорошо поиграли, и мы можем продолжить наш путь.
8« Альпинисты»
10 СЛАЙД ГОРЫ
Л: Ребята, посмотрите дальше на нашем пути горы.
Давайте послушаем как звучат горы? Музыка
Ребята горы низкие или высокие? А теперь подумайте и скажите каждый ли человек может перебраться через высокие горы?
Для того чтобы перейти через горы нужно быть сильным и подготовленным, много тренироваться . Такими и бывают настоящие альпинисты
11 СЛАЙД СИКВЕЙН
Синквейн
Альпинист-это спортсмен, который может забраться в горы и их преодолеть. А вид спорта называется – альпинизм. У всех альпинистов есть специальное снаряжение: слайд
Давайте закрепим наши знания о слове альпинист.
Появляется слайд
Ребята кто это? Альпинист
Какой он?Вспомните Сильный, ловкий, смелый, отважный.
А теперь давайте охарактеризуем словами действиями, Что он делает?
Поднимается, покоряет, преодолеает
Л: А теперь скажем полным предложением:
Альпинист- это покоритель горных вершин
Альпинист- покоряет горные вершины
Вывод: Как одним словом мы можем сказать про альпиниста. Кто как думает?
Силач, спортсмен, смельчак, покоритель
А мы сейчас с вами сделаем зарядку, для того чтобы стать немного сильнее и преодолеть горы.
Зарядка на экране
12 СЛАЙД ворота
«Страна –Наоборот»
На экране слайд закрытые ворота.
Вот и конечный пункт нашего маршрута.
Это ворота , которые ведут в страну- Наоборот. Но они закрыты.????? Какое слово надо сказать, чтобы попасть внутрь. Может быть слово- антоним поможет нам? . Подберите слово антоним к слову закрыто? (открыто)
Ворота открываются
13 СЛАЙД КОРОЛЕВСТВО
К: Выходит королева-Наоборот.
Кто нарушил мой покой?
Л: Мы с ребятами из д/с пришли выручать мальчика Наоборот.
К: Я не отдам вам мальчика просто так. Сначала я проверю, как вы справитесь с моими заданиями
ЗАГАДКИ
(королева дотрагивается волшебной палочкой до того ,кто будет отвечать)
Я начну, а ты продолжи….(игра с королевой)
Зимой короткий день, а летом ... (длинный).
Жарко теплым летом, а зимой (холодно)
Поздней осенью грустно, а зимой ….(радостно).
Зверям зимой голодно , а сытно зверям ... (летом).
Лето далеко, а зима ... (близко).
В городе дороги широкие, а в лесу тропинки ... (узкие).
Слон большой, а мышка….(маленькая)
Путаница (подвижная игра)
Хотите превратиться в детей наоборот?
Поднимите руки-
Откройте глаза
Встаньте
Сядьте
Покажите ладошки
К: Молодцы, хорошо играли! Ничего не поделаешь. Я больше не могу задерживать вашего товарища и отпускаю его.
(выходит мальчик)
М: Я благодарю вас, ребята, за то, что вы освободили меня от королевы.
К: Не такая я уж и злая. Я очень хочу подружиться с вами.!
Л: Вы согласны? (да) .
Тогда давайте сначала подружим все слова в стране- Наоборот,
чтобы они больше не ссорились.
Мы поможем подружиться:
Толстому и тонкому, высокому и низкому, большому слону и маленькой мышке.
А с кем может подружиться тяжелый камень? Отвечайте полным предложением, чтобы слова подружились ( по очереди.)
Тяжелый камень может подружиться с легким перышком.
Горячий огонь подружится с холодным снегом.
Светлый день подружиться с темной ночью.
Жаркое лето может подружиться с холодной зимой.
Грустный клоун может подружиться с веселым клоуном.
Медленная черепаха может подружиться с быстрым зайцем.
Л: Вот какое доброе дело мы с вами сделали. Подружили слова в стране Наоборот. Ведь лучше дружить, чем ссорится! Вы согласны? Да.
А нам пора возвращаться в детский сад.
К: Ребята, с вами весело и интересно. Мне жаль с вами расставаться. Я хочу вам что -то подарить, отгадайте что это?
Загадка о воздушном шаре.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет — любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Королева раздает шары.
Рефлексия: Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостям. Дети: мы побывали в гостях у Великана и гномика, у королевы - наоборот. Я думаю, что вы никогда не будете такими, каким был мальчик – наоборот. Всегда будете слушаться своих родителей, бабушек, дедушек и воспитателей. Будете воспитанными, культурными, добрыми детьми.
Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну наоборот"
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну наоборот" для детей 5-6 лет...
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"
Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...
Конспект занятия «Путешествие в страну наоборот» (1 младшая группа)
Цели:Коррекционно-образовательные:1) Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».2) Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно – следств...
Сценарий развлечения в средней группе "Путешествие в страну, где все наоборот"
Сценарий развлечения в средней группе "Путешествие в страну, где все наоборот"...
Познавательно-исследовательский проект для дошкольников "В стране наоборот"
Актуальность:Мы смотримся в зеркало каждый день и не задумываемся о том, сколько интересных открытий может подарить нам простое зеркало. Зачем человеку зеркало? Почему каждый внимательно вглядывается ...