Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему
Включение в коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками традиционных, и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий помогает более эффективно исправлять речевые нарушения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В современной логопедии широко используются технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наряду с нарушением процессов формирования произносительной системы (родного) языка, характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. Данная категория дошкольников быстро пересыщается любым видом деятельности. У них проявляется повышенная возбудимость, двигательная расторможенность. Эмоциональное состояние детей неустойчивое, настроение быстро меняется. Дети с ФФНР быстро утомляются, что сказывается на общем поведении, на самочувствии, отмечаются неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность, отставание в развитии двигательной сферы. У многих детей наблюдается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. В связи с этим возникает необходимость внедрении в практику логопедической работы с дошкольниками здоровьесберегающих образовательных технологий.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Ведущий принцип технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие.
Условия реализации здоровьесберегающих технологий:
• выстраивание коррекционно-развивающей работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
•наличие рационально организованного двигательного режима;
•благоприятный эмоционально-психологический климат;
•взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Включение в коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками традиционных, и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий помогает более эффективно исправлять речевые нарушения, а так же делать занятия более интересными и необычными. В ходе коррекционно-образовательного процесса мною используются такие элементы здоровьесберегающих технологий:
- Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
- Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
- Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.
- Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
- Охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
- Динамические паузы, физкультминутки, коммуникативные игры;
- Психогимнастика, релаксационные упражнения (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).
- Песочная терапия способствует развитию психических процессов, снятию психоэмоционального напряжения; развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас.
Системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе способствует повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения. Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы я использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с дошкольниками.
Каждая часть занятия включает элементы здоровьесберегающих технологий, а именно: организационный момент – фонетические упражнения с элементами психогимнастики и релаксации.
Основная часть – игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, элементы песочной терапии. С целью снятия усталости и напряжения проводятся динамические паузы, направленные на развитие координации речи с движением; профилактики нарушения зрения, осанки.
Заключительная часть занятия подводит итоги деятельности. Обязательным условием итога является передача положительных эмоций.
Разработан примерный комплекс интегрированных коррекционно-развивающих упражнений в соответствии с лексическими темами и включением здоровьесберегающих технологий (Приложение 1.) Подобран и систематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий в практической работе: картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам (приложение 2), подобраны упражнения на профилактику нарушения зрения (приложение 3); тематические упражнение для профилактики нарушения осанки и развития координации (приложение 4); упражнения на развитие речевого дыхания (приложение 5).
Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.
На мой взгляд, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда является эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, помогающие достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Приложение 1
Примерный комплекс коррекционно-развивающих упражнений
Сентябрь 3 неделя. Тема: «Ранняя осень. Растительный мир (деревья, кустарники, цветы)» |
Фонетическое упражнение «Дубы, березы» Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса. Ход: вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Дубы крепко упираются ногами в пол, сжимаем руки в кулаки, ветер их раскачивает, они стонут «у-у-у» низким голосом. Берёзы раскачивает легкий ветерок. Поднимаем расслабленные руки, покачиваем ими и поем высоким голосом «у-у-у». Упражнение «Спрячь ручки» Цель: развитие фонематического слуха Ход: Ведущий называет звуки, дети, услышав звук [а], прячут руки в песок. Усложнение: Аналогичная игра на беззвучную артикуляцию. Игра «Запомни, покажи» Цель: развитие слуховой памяти. Ход: На доске картинки (5-7). Ребенок поворачивается спиной к доске. Ведущий называет 3 любые картинки, ребенок, показывает названные взрослым картинки, соблюдая последовательность. Примечание: картинки в соответствии с темой недели. Для усложнения ведущий называет 4 картинки. Игра «Слушай, запоминай, сделай» Цель: развитие внимания, слуховой памяти, связной речи. Ход: Ведущий дает детям словесную инструкцию из трех действий (пример подойди, возьми, посади), ребенок выполняет задание. Игра повторяется 2-4 раза, инструкция меняется. Примечание: инструкция дается один раз. Для усложнения ведущий просит одного из ребят рассказать о том, что сделал Саша. Дать оценку правильности выполненного задания. Пальчиковая игра «Разбросала осень листья» Цель: развитие мелкой моторики рук. Игра «Доскажи словечко» Цель: развитие мышления, смысловой догадки. Ход: Ведущий говорит предложение, а дети добавляют последнее слово. Примечание: выставляются картинки. Для усложнения без опоры на наглядный материал. Игра: «Какие листья спрятались на картинке?» Цель: развитие зрительного внимания, развитие графических навыков. Ход: Картинка с силуэтами листьев Ведущий предлагает назвать и показать все листья, затем найти кленовый и дубовый лист и закрасить их. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Далеко - близко» |
Сентябрь 4 неделя. Тема: «Лес. Грибы. Ягоды» |
Упражнение «Звуки леса» Цель: развитие фонематического восприятия Ход: Ведущий предлагает детям с закрытыми глазами послушать звуки леса (30-50 сек.), включается магнитофонная запись. Затем дошкольники открывают глаза и называют то, что услышали. Упражнение «Песочный ветер» Цель: развитие речевого дыхания Ход: через коктейльную трубочку на поверхности песка выдувать углубления, ямки, дорожки Игра «Живые звуки» Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ряда гласных звуков. Ход: У детей символы гласных звуков. Ведущий называет сочетание типа «ау», «аау», дети соединяются, образуя «живые цепочки» звуков. Игра «Слушай внимательно» Цель: развитие речевого внимания Ход: Ведущий называет звуки. Дети поднимают сигнальную карточку, если услышат в слове звук [и]. Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие мышления, связной речи Ход: на панно 4 картинки с изображением ягод (клюква, черника, клубника, клюква), назовите ягоды и скажите, какая ягода лишняя. Объяснить почему? Примечание: аналогично с грибами (съедобные-несъедобные). Для усложнения игра проводится без наглядного материала. Упражнение «В лесу» Цель: профилактика нарушения осанки. Игра «Чего не стало?» Цель: развитие зрительного восприятия и памяти Ход: на панно 4 картинки. Называют, просят запомнить. Затем дети закрывают глаза. Ведущий убирает одну картинку, открывают глаза и называют, какой нет картинки. Усложнение: добавляются картинки до 6 Игра «Обведи букву» Цель: развитие графических навыков Ход: Ведущий предлагает ребенку узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее. Упражнения для профилактики нарушения зрения «Вверх-вниз, влево-вправо» |
Октябрь 1 неделя. Тема: «Как хлеб на стол пришел. Труд крестьян на селе» |
Дыхательное упражнение «Каша кипит: Пых!» Цель: развитие речевого дыхания. Игра «Слоговые дорожки» Цель: развитие слухового внимания и памяти, мелкой моторики рук. Ход: Ведущий называет ряд из трех слогов, дети рисуют круги на песке, проговаривая слоговой ряд. Примечание: слоговой ряд меняется. Для усложнения: называются слова (начинают с трех) Упражнение «Что не растет в поле?» Цель: развитие речевого слуха, грамматического строя речи. Ход: ведущий перечислять растения, а дети называют, что не растет в поле. (Пшеница, рожь, ананас, кукуруза). Примечание: предлагает еще 3-4 цепочки слов, для того чтобы имели возможность ответить все дети. Игра «Отличные, пшеничные» Цель: Развивать координацию речи с движением, творческое воображение и подражательность. Игра «Какое слово не подходит?» Цель: развитие речевого слуха, логического мышления, слуховой памяти. Ход: ведущий называет ряд слов, дети называют, лишнее слово объясняют свой выбор. (Хлеб, хлебушек, хлебороб, хлев, хлебный) Усложнение: После объяснения, почему слово лишнее, детям предлагается назвать все слова, которые относятся к хлебу. Игра «Назови указанную картинку» Цель: развитие зрительной памяти. Ход: ведущий предлагает детям посмотреть и запомнить 4 картинки и переворачивает их., Предлагает угадать, что изображено. Усложнение: 1.Просят назвать картинки не сразу, а через 5-7 мин. 2.Один ребенок называет сразу все картинки. Игра «Волшебный карандаш». Цель: развитие графических навыков. Ход: взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Колобок» |
Октябрь 2 неделя. Тема: «Осень. Демисезонная одежда. Обувь. Головные уборы» |
Игра «Эмоции» (психогимнастика) Цель: развитие эмоционально-образной памяти, речевого дыхания. Ход: демонст-рация пиктограмм разных эмоций, произношение гласных звуков с разными эмоциями Игра «Назови звук» Цель: развитие слухового внимания. Ход: ведущий дает инструкцию: назови звук столько раз, сколько хлопну в ладоши, топну ногой, стукну молоточком. Игра «Запомни и назови» Цель: развитие слухового внимания и памяти. Ход: запомнить ряд слов(3-5) на слух, затем выложить картинки и назвать их. Примечание: картинки называются и выкладываются в названном порядке. Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие вербального внимания, мышления, умения обобщать, классифицировать, объяснять свой выбор Игра «Что изменилось?» Цель: развитие внимания и памяти. Ход: На доске 6 картинок по теме. Дети запоминают, где какая картинка находится, закрывают глаза. Ведущий меняет местами две картинки, открыв глаза, дети называют что изменилось. Повторить 3-4 раза. Пальчиковая гимнастика «Сто одежек» Цель: развитие мелкой моторики пальцев. Игра «Помоги Пете». Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Ход: на доске картинка. Ведущий предлагает помочь Пете найти в шкафу одежду. Дети перечисляют названия одежды, которую видят на картинке. Игра: «Разрезные картинки» Цель: развитие мышления, внимания, взаимопомощи и выдержки; умения в коллективной работе выполнять свою функцию. Ход: в течение занятия за каждое выполненное задание дети получают кусочки картинки, и в конце собирают из кусочков, целую картинку. Примечание: картинка соответствует теме недели Упражнение «Нарисуй букву». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления. Ход: Взрослый предлагает ребенку нарисовать пальцем знакомую ему букву на песке Упражнения для профилактики нарушения осанки «Подтянитесь на носочках» |
Октябрь 3 неделя. Тема: «Осень. Перелетные птицы» |
Дыхательное упражнение «Громко-тихо» Игра «Слушай внимательно» Цель: развитие слухового внимания. Ход: Ведущий называет звуки, дети показывают соответствующий кружочек. Усложнение: ведущий называет слоги и слова дети выделяют заданный звук и поднимают соответствующий кружок. Игра «Живые звуки» Игра «Подскажи словечко» Цель: развитие слухового внимания, чувства рифмы. Ход: ведущий читает стихотворение, дети слушают и договаривают последнее слово. Игра «Какая птица улетела» Цель: развивать зрительное внимание и память, развивать связную речь. Ход: на панно 5-6 картинок дети называют птиц, закрывают глаза, одна из птиц «улетает», затем открывают глаза и припоминают, какая птица улетела. Игра повторяется. Игра «Узнай по силуэту» Цель: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, расширение и уточнение словарного запаса, развивать связную речь. Ход: Дети рассматривают картинку, называют птиц и объясняют, как они догадались. Разрезные картинки «Перелетные птицы» «Волшебный карандаш». Цель: развитие графических навыков. Упражнения для профилактики нарушения зрения «Дождик» Упражнения для профилактики нарушения осанки «Лебеди» |
Октябрь 4 неделя. Тема: «Домашние животные» |
Фонетическая игра «Кто как голос подает?» Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса при выполнении звукоподражаний. Игра «Назови первый звук в слове» Цель: развитие фонематического восприятия. Ход: Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. (кот – [к].) Игра «У кого пропал детеныш?» Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детенышей животных. Ход: На доске выставлены картинки с животных и их детеныши по парам. Ведущий одну картинку убирает. Дети называют, какой детеныш «потерялся» Игра «Кто лишний?» Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики пальцев рук. Ход: вспоминают, какие звуки издают животные? Ведущий называет звуки животных, дети прячут в песок животных звуки, которых не произнесли. Пальчиковая игра «Почему не спят котята?» Цель: развитие процесса запоминания, мелкой моторики пальцев рук. Игра «Отгадай слово» Цель: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Ход: На панно выставляются картинки, детям предлагают отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Упражнения для профилактики нарушения зрения «Кошка-собака» Упражнения для профилактики нарушения осанки «Кошечка» |
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика | Методические рекомендации |
«Разбросала осень листья» Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью. Мы в осенний парк пойдем, В букеты листья соберем. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. | Делают волнообразные движения ладонями. Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз. «Шагают» пальцами обеих рук. Скрещивают ладони с растопыренными пальцами. Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист. Звонко хлопают в ладоши. |
«Почему не спят котята?» Что случилось у котят? Почему они не спят Почему буфет открыли, Чашку новую разбили. Уронили барабан, Поцарапали диван? Почему их лапки Влезли в чьи-то тапки? С молоком разбили плошку, Разбудили маму-кошку? Почему порвали книжку? Потому что ловят мышку. | Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке. Пальцами изображают коготки – «ловят мышку». |
«Скоро мы переезжаем» Скоро мы переезжаем, Все с собою забираем Стулья, стол, сервант, комод Переедут тоже. Вот! В новом доме будут с нами Два стола, комод с вещами, Кресла два, диван, кроватка, Где братишка спит мой сладко. | Сжимают – разжимают пальцы. на обеих руках одновременно. Ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь. Складывают ладони уголком – «домиком». Поочередно загибают пальцы обеих рук на каждое название мебели. Сложенные вместе ладони подкладывают под щеку. |
Приложение 3
Упражнения на профилактику нарушения зрения.
«Вверх-вниз, влево-вправо» Ход: Ведущий предлагает двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмуриться снять напряжение, считать до 10.
«Далеко-близко» Ход: Смотреть на цветок, наклеенный на окно, перевести взгляд вдаль на деревья. Повторить 5-6 раз.
«Круг» «Колобок» Ход: Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
“Кошка-собака”
Двое ведущих встают в разных концах зала. У одного в руках картинка с изображением кошки, у другого с изображением собаки. По сигналу “кошка” - дети смотрят на кошку. На сигнал “собака” - смотрят на собаку. Двигаются только глаза. Местоположение картинок меняется.
Приложение 4
Упражнение для профилактики нарушения осанки и развития координации.
«В лесу» Мы шли, шли, шли. Земляничку нашли. Сели, поели и опять пошли. Мы шли, шли, Наконец, домой пришли. | И.п. ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть касаясь руками пола, смотреть вперед.) (Игра повторяется 3-4 раза, меняются названия ягод). | |
«Самолет» Руки в стороны – в полет Отправляем самолет, Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет. | (стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо: поворот влево.) | |
«Кошечка» Дети становится на четвереньки. Выгибает спинку вниз и мяукает, словно увидел другую кошечку. Затем выгибает спинку, вверх и шипит, как будто увидел собаку. | ||
«Лебеди» Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться Очень бесшумно на воду садятся. | (Бег с плавными движениями руками.) (Присели) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и методика работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Рабочая программа ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ
Материал будет полезен логопедам, работающим в дошкольных отделениях, а так же воспитателям при подготовке к занятиям по развитию речи....
Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта
Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказ...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...
Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет
В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...
Коррекционнная работа с дошкольникам, имеющими диагноз "Общее недоразвитие речи"
Дети с речевой патологией составляют 40% от детей дошкольного возраста. Существуют различные причины и характеристики детей с ОНР. Применение коррекционной программы важно для освоения функции языка д...