Слоговая структура и развитие речи.
статья по логопедии (средняя группа) на тему
Особенности развития слоговой структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovaya_struktura_rabota_s_roditelyami.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Слоговая структура и развитие речи.
Слоговая структура является необходимым элементом для овладения грамматическим строем речи. При правильном развитии речи формируется к 3 годам.При нарушении слоговой структуры у детей отмечается:
Искажение порядка слогов ( капет, вместо пакет).
Сокращение количества слогов (кадаш, вместо карандаш).
Отмечаются ошибки в воспроизведении стечений согласных (бат, вместо бант, кука, вместо кукла).
Частичное уподобление одного звука другому в пределах слова (дыдя, вместо дыня).
Искажение сложных слов (атобиль, вместо автомобиль).
Появление лишних букв в слове (бандан, вместо банан).
Работа по преодолению данного нарушения необходимо начинать с формирования предпосылок развития слоговой структуры слова:
Развитие оптико-пространственной ориентации.
Упражнение. Ребёнок сидит на стуле, глаза завязаны платком. Логопед гремит погремушкой, держа её перед ребёнком, за ним, слева и справа, под и над стулом. Нужно дать правильный ответ, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади). При затруднении добавить зрительный контроль, открытые глаза.
Развитие сомато-пространственной ориентации.
Упражнение. Ребёнок самостоятельно показывает на себе, а при усложнении на взрослом (зеркальное отражение) левый мизинец, правую пятку, правое плечо, мочку левого уха и т.д.
Развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).
Графические диктанты .
Упражнение с карточками. Подготовить альбомный лист, 5 карточек с изображением любых предметов. Ребёнок по заданию логопеда (середина, наверху, внизу, справа, слева) раскладывает карточки на листе бумаги.
Развитие временно-пространственной ориентации.
Упражнение. Логопед задаёт ребёнку ряд последовательных движений, после выполнения, задаются вопросы: Что ты сделал вначале, в конце? Что ты делал перед тем как похлопать в ладоши? После того как присел? И т.д.
Развитие динамической и ритмической организации движений.
Упражнения состоят в самостоятельном повторении ребёнком действий после зрительного предъявления инструкции логопедом.
Одновременно с развитием предпосылок проводится работа с гласными по уточнению правильной артикуляции для предупреждения замещения гласных и перестановку слогов.
Упражнения состоят в повторении одинарных звуков, пар, троек и большего количества звуков с тренировкой высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Следующим этапом идёт работа со слогами по плану: открытый слог (ма, по, ту), обратный слог (ан, оп, ит), закрытый слог (нак, пок, тим), стечение согласных (пто–тпо,хту–тху). Упражнения заключаются в повторении слоговых рядов, счёте количества слогов, составлении слогов по образцу и т.д. Очень хорошо включить ритмическое упражнение: отхлопывать или отстукивать каждый слог.
И наконец, переходим к самому интересному: к работе над словом. Этот вид работы самый продолжительный и насыщен разнообразными упражнениями. Нельзя забывать об определённой структуре работы:
Упражнения на различение длинных и коротких слов.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.
Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа.
Упражнения на повторение с выделением ударного слога.
Упражнения с перестановкой слогов.
Упражнения на оценку нормативности. Необходимо подготовить сигнальные карточки (красный и зелёный круг). Логопед произносит ряд слов, если слово звучит правильно, то ребёнок показывает зелёный круг, а если не правильно, то красный круг. Необходима зрительная поддержка, изображения, называемых предметов. Приблизительный речевой материал: павук паук вутка утка бекал белка клуба клумба тица птица талбетки таблетки куруза кукуруза смот мост и т.д.
Упражнения на переход к слитному произнесению. Дополнить слог до слова. Логопед произносит первый слог какого-либо слова, а ребёнок заканчивает слово.
Упражнения на образование словосочетаний. Подбор прилагательных к именам существительным; изменение прилагательных по родам (зелёная кофта, зелёное яблоко, зелёные листья, зелёный мяч), образование родительного падежа множественного числа с помощью слова много ( мяч……….много мячей).
Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.
Подбор к предметам действий.
двусложные слова из открытых слогов (вода);
трехсложные слова из открытых слогов (кабина);
односложные слова, представляющие собой закрытый слог (кит);
двусложные слова с закрытым слогом (веник);
двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кофта);
двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (поднос);
трехсложные слова с закрытым слогом (петушок);
трехсложные слова со стечением согласных (конфета);
трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (маятник)
трехсложные слова с двумя стечениями согласных (избушка);
односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова (зонт, шкаф);
двусложные слова с двумя стечениями согласных (штанга);
четырехсложные слова из открытых слогов (пианино);
четырёхсложные слова со стечением согласных (автомобиль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи.
Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи....
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...
Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...
Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.
Данная презентация создана для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...