Календарный план для детей 1-3 лет в условиях консультативного пункта или ЦИПРа
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Курс из 50 занятий по формированию предпосылок речи и начального лексикона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультативный пункт49.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САД № 1181

117463, Москва, ул. Голубинская, д. 24, корп. 2. Тел.: (495) 421-85-77

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ШАРИФУЛЛИНОЙ А.Ф.

В КОНСУЛЬТАТИВНОМ ПУНКТЕ

 (50 занятий с сентября по март)

п\п

Развитие предпосылок речи

Развитие речи (пассивного и активного словаря)

Развитие крупной и мелкой моторики

Развитие психических процессов

Развитие деятельности

Сентябрь

1

Организационное занятие, знакомство с детьми

2

Обследование речи детей от 1 до 2 лет

3

Обследование речи детей от 2 до 3 лет

октябрь

4

Называние членов семьи по фотографиям, игра  «Кто спрятался?», игра «Подарки». Активная лексика: мама, папа, баба, деда, на, свое имя. Пассивная лексика: тема «игрушки»

Мама, папа, брат и я

(по 1 загибают пальцы)

Вместе дружная семья.

(раскрытая ладонь - кулачок)

1,2,3,4,

Мы живем в одной квартире.

5

Формирование произвольного выдоха – игра «Султанчики»

Понимание/ называние частей тела: голова, руки ноги, живот, плечи.

Прилетели гули-голубочки

(машут руками)

На головку *сели моей дочке

(руки положили на головку)

Ой, шу, полетели!

(машут руками)

*Менять части тела: ноги, плечи, живот и т.п.

Развитие умения фиксировать взгляд на предмете  - игра «Где кукла?»

Где же кукла наша?

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку возьмет.

6

Формирование произвольного выдоха: упражнение «Дуем на цветок»

На полянке толстячок

(кулачок)

Белый гриб, боровичок.

(поверх кулака ладонь)

А под ним, дрожа немножко,

(ладонь убирается)

Подняла улитка рожки.

(кулачок  разжимается)

Развитие тактильного восприятия: ощупывание различных поверхностей.

Развитие внимания и умения фиксировать взгляд на предмете: игра «Где мишка?» (с ширмой)

7

Формирование произвольного выдоха: упражнение «Дуем на цветок»

Словарь: колокольчик, звенит, динь-динь. Демонстрация колокольчика, слушание его звона, игра на колокольчике с голосовым сопровождением: «динь-динь»

Кулачок, ребро, ладошки,

Спрячем их на ножки.

Развитие слухового внимания: «Где появится колокольчик?» - определение места колокольчика на слух.

8

Развитие ротового выдоха:

Очень жаркий день-денек,

Дунь-подунь наш ветерок!

Формирование представления о схеме лица, тела, называние частей тела и лица у себя, у мамы, у игрушки.

Лексика: глаза, рот, нос, уши, руки, ноги, голова.

Водичка, водичка!

Умой мое личико,

Умой мои глазки,

Умой мне ротик,

Умой мне носик,

Умой мои ушки!

Вот теперь мы чистые!

Развитие умения сличать предметы по признаку цвета: достань такой же шарик, кубик.

Обучение игре с куклой, выполнение простых действий.

9

Развитие ротового выдоха: упражнение «Футбол»

Формирование понятий «большой-маленький»: рассматривание больших и маленьких аналогичных предметов, называние (показ) по заданию больших или маленьких предметов.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так («ушки»)

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так (хлопки)

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так (прыжки на месте)

Надо зайке поскакать.

Отыскивание в волшебной корзине большого шарика, маленького кубика и т.п.

Конструирование башенки из 2-3 кубиков разного размера.

10

Развитие ротового вдоха: упражнение «Дуем на цветок»

Активная лексика: ляля, «уа», бом-бом.

«Ляля плачет»: из-за ширмы появляется пупсик, это малыш, он плачет «уа-уа». Как малыш плачет? Как мы его успокоим?

Знакомство с барабаном: рассматривание, слушание его звука, игра на барабане, имитация игры на барабане: стучать ладошкой по столу одновременно со звукоподражанием «бом-бом»

Водичка, водичка!

Умой кукле личико,

Умой кукле глазки,

Умой кукле ротик,

Умой кукле носик,

Умой кукле ушки!

Вот теперь мы чистые!

Развитие фонематического восприятия: «Что звучит?». Барабан и колокольчик звучат из-за ширмы в произвольном порядке. Ребенок или называет звукоподражанием или показывает картинку звучащего предмета

Обучение игре с куклой, выполнение простых действий: покачать, покормить, умыть, уложить в кроватку.

11

Развитие фонематического восприятия: «Что это»

Отгадывание звуков колокольчика и барабана

Закрепление звукоподражания «бом-бом»                                                                                                                                          

Кеглями вместо барабанных палочек стучать по полу(столу, коленкам): двумя руками вместе, по очереди и озвучивать: Бом-Бом.

Формирование умения выполнять действие по звуковому сигналу: кидать мяч после удара барабана.

12

Развитие ротового выдоха: упражнение «Футбол»

«Дразнилки»: повторение за логопедом слогов: ам-ам; ма-ма, ба-ба, бай-бай и т.п.

Мы намылим наши ручки,

(трут одну ладошкой другой)

1,2,3. 1,2,3 (хлопки)

А над ручками, как тучки,

(руки вверх)

Пузыри, пузыри! ( прыжки)

Развитие подражательной деятельности: «Сделай, как я»: выполнение несложных действий вслед за взрослым.

Ноябрь

13

Развитие носового вдоха и ротового выдоха: «Нюхаем цветок»

«Кто где живет»

- Вот птичка, что она делает? Покажи, как она летает. Птичка живет в гнезде, положи птичку на картинку с гнездом.

Аналогично: рыбка – плавает – живет в аквариуме; мышка – бегает – живет в норке.

Совушка-сова,

(руки - «крылья»)

Большая голова.

(Руки на голове, головой качаем)

На суку сидит, (присели)

Во все стороны глядит.

(повороты корпусом)

Развитие памяти, внимания, мышления: «Отведи зверей домой»: выставлены картинки «домов»: гнездо, нора, аквариум. По одной предъявляются картинки птички, рыбки, мышки. Ребенок определяет ,куда какую картинку положить.

14

Развитие артикуляционной моторики:

Губы: «Улыбка», «Хоботок».

Зубы: «Заборчик»

«Кто где живет»

Так же, как и в предыдущий раз: птичка – летает – живет в гнезде, рыбка – плавает – живет в аквариуме; мышка – бегает – живет в норке; плюс: кот – ходит – живет на коврике дома.

Ты сорока-белобока,

Научи меня летать,

(машем «крыльями»)

Ни высоко, (руки вверх)

Ни далеко (руки в стороны)

Только море увидать.

(Ладонь ко лбу козырьком)

15

Развитие ротового выдоха:

«Сильный и слабый ветер»

Развитие понимания речи: выполнение действий под стихотворение.

Мышки.

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили,

Кушали ватрушки,

Пышки да сушки.

Мышка играла на губной гармошке,

С нами плясала,

Натрудила ножки.

Уложили мышку в пышные подушки.

- Тише, мальчишки!

- Тише, подружки.

Спит наша мышка

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

(держась за руки, идут по кругу)

Тише, мыши, не шумите,

(пальчик подносится к губам: «тсссс»)

Кота Ваську не будите

(указат. пальцем двигать вправо-влево)

Как проснется Васька-кот

(Руки на голове, покачивания «ой-ой-ой»)

Разобьет весь хоровод!

(все разбегаются)

Обучение групповой игре:

«Мыши водят хоровод». Дети встают в круг, держатся за руки, выполняют действия под слова, затем разбегаются. Игра проводится 2 раза.

16

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка - хоботок», «Надуваем пузыри»

Развитие понимания речи: находить животных, имеющие одно и то же название. Называть знакомых животных. Развивать представления о частях тела животных.

- Гуси – гуси (пальцы собраны, кисть вращается вокруг своей оси)

- Га-га-га (большой палец опускается- поднимается относительно ладони)

- Есть хотите? (аналогично 1 стоке)

- Д-да-да! (аналогично 2 стоке)

Внимание: находить подобные рисунки, находить общее в них.

18

Развитие артикуляционной моторики:

«Хомячок», «Дразнилки»

Знакомство с бубном, демонстрация, слушание, игра, показ на картинках.

Большие ноги идут по дороге,

Маленькие ножки бегут по дорожке.

Развитие слухового восприятия: угадывание инструментов (колокольчик, барабан, бубен) по звучанию, ответить игрой на том инструменте, который услышишь.

Конструирование дорожки из брусочков с предварительным показом

19

Артикуляционный праксис звука [а]:

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Мама зернышко несет,

Открывайте шире рот! – Ааааам!

Развитие глагольного словаря: спит, есть, сидит, идет, стоит. Показ на картинках, называние и выполнение заданных действий.

Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет!

Топ-топ, топ-топ!

Ручками захлопали!

Ножками затопали!

Развитие цветовосприятия: «Разноцветное мороженое»

Разложить в разноцветные чашечки мороженое такого же цвета и угостить кукол.

Кормление куклы.

Декабрь

20

Развитие артикуляционной моторики:

Молоко лакает кот,

Котик нас лакать зовет.

(выполнение лакательных движений языком)

Закрепление понятий тихо- громко: игра со звучащими игрушками.

Капля раз, (подпрыгивают)

Капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Птички пьют из бочки: одна рука – в кулачок, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху в отверстие «бочки».

Обучение пространственному расположению предметов: на столе, в шкафу, под стулом и т.д.

21

«Кораблики»

Ребенку нужно подуть на бумажный кораблик в тазике с водой.

Лексика: рыбы, голова, глаза, рот, хвост, ловлю, поймал(а), большая, маленькая.

Развитие представлений о рыбах, выделение составных частей.

- Тук – тук! (стучать кулачками друг о друга)

- Кто там? (хлопать в  ладоши)

- Это я! (кулачками)

- Я вам рад! (ладошками)

Игра «Рыболов»: с помощью удочки с магнитным «крючком» поймать рыбок из «аквариума».

22

Артикуляционный праксис звука [и]:

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губки улыбнулись,

К ушкам потянулись!

Развитие понимания речи: угадать, о какой игрушке идет речь:

- у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы;

- у нее есть крылья, клюв, 2 лапки, тело покрыть перьями

- он круглый, красный, твердый.

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем!

(движение кистей рук вверх-вниз, вправо - влево)

Пышка – лепешка

В печке сидела,

Печке сидела,

На нас глядела,

В рот запотела – АМ!

Развитие памяти и внимания: игра «Что нового»

Выкладываются 3 картинки или игрушки, знакомые детям, называются, затем дети закрывают глаза, добавляется еще одна картинка (игрушка), ребенок должен назвать, что появилось.

23

Артикуляционный праксис звука [э]:

Э-э-э, как Мишка вы пропойте,

Ротик широко откройте.

Ваня с Мишенькой играет и по комнате гуляет.

Как Мишутка напевает? – Э-э-э-э.

Закрепление глагольного словаря: бытовые действия

Эта щетка для Андрейки,

(указат. Пальцем провести вдоль щек поочередно)

Чисти зубки поскорей-ка.

(4 движения пальцем вверх-вниз – «чистим зубки»)

1, 2, 3. 1, 2, 3,

(движение пальцем вдоль губ)

Вот так зубки! Посмотри!

(улыбка)

Развитие мышления и цветовосприятия: «Подбери домику крышу»

Домики 4 основных цветов.

Игра с куклой: покажи, как ляля есть, как спит, как идет, как танцует, как сидит?

24

Развитие целенаправленной воздушной струи: «Чей паровоз гудит громче». Дуть в пузырек.

Формирование понятий «один - много». Показ на картинках предметов в единственном и множественном числе по заданию.

Эта каша для Любаши,

(ладони в форме чашки)

Пар над кашей поднялся.

(руки вверх)

Где же каша?

(приподнять плечи)

Нету! Вся! (отрицательно качают головой, затем машут рукой.)

«Чудесный мешочек»: найти все кубики

Конструирование башенки из кубиков разного размера

25

Артикуляционный праксис звука [о]:

Шарик губками возьми,

«О» тихонько потяни.

Развитие понимания речи: учить понимать вопросы (где, куда, откуда, на чем), помогающие определить местонахождение предметов.

- Покажи, где лежат книги?

- Куда мама положила мишку? И т.д.

Как на горке снег, снег.

(руки вверх кулачки сжимаются, разжимаются)

Как под горкой снег, снег.

(то же, руки вниз)

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег.

(аналогично)

А под снегом спит медведь.

(ладошки складываются под головку)

Тише, тише, не шуметь!

(Указат. палец к губам, затем отрицательное движение)

Ребенку предлагается рассмотреть большое иллюстративное полотно, на котором нарисованы разноцветные предметы, назвать их, по возможности, и найти изображения заданного цвета

26

Артикуляционный праксис звука [у]:

«Слоник»

На слоненка погляжу, Губки хоботом сложу.

На слоненка погляжу,

Губы трубочкой сложу.

Развитие понимания речи: учить ориентироваться в названии действий без обозначения их объектов.

- Покажи, где девочка поливает цветы?

- Где мальчик вытирает лицо? И т.д.

- Где мальчик вытирает?

- Где девочка поливает?

Ути-ути-утки,

Уточки – малютки.

(переваливаться с одной ноги на другую)

На волнах качались,

(приседают)

Брызгались, плескались!

(взмахи руками)

«Найди пару»

Найти пару носкам или варежкам из цветного картона ориентируясь на цвет.

27

Артикуляционный праксис звука [ы]:

«Пароход плывет»

Пароход плывет, гудит,

Мы услышим звуки: ы-ы-ы!

Развитие понимания речи: выполнение инструкций: положи мишку на стул, поставь машинку под стол, подними мячик с пола и т.д.

Мы капусту режем, режем.

(режущие движения ладоней)

Мы морковку трем, трем.

(тереть ладонью об ладонь)

Мы капусту солим, солим,

(перетирать пальцами в щепотке)

Мы капусту мнем, мнем.

(сжимаются, разжимаются кулачки)

Конструирование из брусочков забора по подражанию.

28

«Заморозим деда Мороза»

«Лепим снежки», игра в «снежки», хоровод, разученные танцы

Игра «заморожу»: прятать ту часть тела, которую называет взрослый.

январь

29

Закрепление артикуляционных праксисов гласных звуков: «Забавные зверята»

Игры «Мыши водят хоровод», «Карусель»

«Кто поет»

Перед детьми игрушки или картинки животных, логопед называет звукоподражания, дети угадывают, кто это.

Игра с игрушками, озвучивание «песенок» зверей

30

Артикуляционный праксис звука [ф]:

 «Зайка»

У зайки ушки – на макушки,

А зубки – на губке.

«Ветерок»

 «Зайка» и подуть.

Формирование  комбинированного типа дыхания: «Пузырьки»

Пускать пузыри в стакане с водой через соломинку, вдох через нос.

Развитие понимания речи: «Кто что и как ест?» ребенку предъявляются парные картинки и объясняется: это курочка, она клюет зерна; это собака, она грызет кость,; это кошка, она лакает молоко; это коза, она жует траву. Затем ребенку предлагается «накормить» животных.

Варим, варим, варим щи.

(круговые движения кистью в бассейне)

Щи у Вовы хороши!

(3 хлопка)

Конструирование из геометрических фигур по заданному рисунку («Паровоз»)

31

Формирование комбинированного типа дыхания: игра «Мотыльки»

На весеннем на лугу мотыльки летают. Красный мотылек взлетел… (ребенок дует на красного мотылька) и т.д.

Артикуляционный праксис звука [в]: из упражнения «Зайка»:

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел,

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай!

Развитие понимания речи: понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке (ситуации знакомые детям):

- кто совершает действие;

- место действия;

- объект действия.

(«Зимние забавы» Кто лепит снеговика? Что надето у девочки на голове? На ручках? Из чего лепят снеговика? Кого катает на санках мальчик?)

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Киваем головой.

Пили пила, пили живей,

(скользящие движения ребром ладони)

Мы строим домик для друзей!

(руки «домиком» над головой)

Развитие зрительного восприятия: при конструировании соотносить свои поделки с образцом.

Конструирование по образцу: из деревянных квадрата и треугольника – домик, из квадрата и двух брусочков – кресло.

32

Артикуляционный праксис звука [п]:

Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поет.

Воздух в носик надувайся,

П сквозь губы прорывайся!

Развитие понимания речи:  разложить картинки в нужной последовательности, так, как назовет логопед.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Киваем головой.

Обучение видению закономерности: вставить недостающие звенья нужного цвета в забор из 12 звеньев: красный, белый, красный, белый, …, …, красный, белый,…, …, красный, белый.

Аккуратное выкладывание счетных палочек в «забор».

33

Артикуляционный праксис звука [б]:

Б легко произнеси,

Голосочек подключи.

Развитие речевого дыхания: дуть на ватку через трубочку.

Развитие понимания речи: предлоги на, под. Что на елке? Что под елкой?

Елочка, елочка (руки домиком над головой)

Колкая иголочка (указательные пальчики)

Протянула веточки (вытягивают руки)

На веточках – конфеточки,

(соединяют указат. и большие пальцы)

Маленький грибок,

(кулак, а не нем ладошка)

Рядом колобок,

(кулачки друг к другу)

И сверкают шарики,

Яркие фонарики.

(«Фонарики»)

Развитие фонематического восприятия, внимания: упражнение «Звучащий предмет». 2 коробочки на столе, в одной из них колокольчик. Логопед демонстрирует его и кладет в коробку, коробки меняет местами. Где колокольчик?

Укладывание куклы спать. Колыбельная для куклы:

Баю-баюшки-баю,

Баю Любоньку мою.

«Сделаем елку»

Конструирование из треугольников елки по образцу.

34

Упражнение «Одуванчики» из игры «Игры для тигры»

Артикуляционный праксис звука [т]:

Кто же так стучит?

Тук-тук.

Язычок, наш верный друг!

Ну-ка, язычок дружок,

Побели нам потолок!

Расширение словарного запаса по теме « Зима».

Работа по сюжетной картине. Что бывает зимой? Идет снег. Деревья без листьев. Кругом бело. Люди одевают теплую одежду. Ребята катаются с горки, на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков. И т.д.

Елочка, елочка (руки домиком над головой)

Колкая иголочка (указательные пальчики)

Протянула веточки (вытягивают руки)

На веточках – конфеточки,

(соединяют указат. и большие пальцы)

Маленький грибок,

(кулак, а не нем ладошка)

Рядом колобок,

(кулачки друг к другу)

И сверкают шарики,

Яркие фонарики.

(«Фонарики»)

Конструирование снеговика из трех белых кружочков разного цвета.

февраль

35

Артикуляционный праксис звука [д]:

«Строим дом»

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем,

Д легко произнесем.

Д легко произнеси,

Голосочек подключи!

Учить узнавать мальчика и девочку, отвечать полно, развернуто.

- Где девочка? Где мальчик? Где у девочки платье косичка? Где у мальчика брюки, рубашка?

- Кто это?

- Где мальчик дает девочке яблоко?

- Где мальчик не дает девочки игрушки?

Как на горке снег, снег.

(руки вверх кулачки сжимаются, разжимаются)

Как под горкой снег, снег.

(то же, руки вниз)

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег.

(аналогично)

А под снегом спит медведь.

(ладошки складываются под головку)

Тише, тише, не шуметь!

(Указат. палец к губам, затем отрицательное движение)

Из треугольников составить сосульку разных размеров

36

«Сдуваем одуванчики»: электронное пособие «Игры для Тигры»

Рассказать что есть у петуха: клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги. Как он кричит? Что умеет делать? «Петушок и его семья»: назвать петуха, курицу и цыпленка на картинках, рассказать, как они говорят: ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, пи-пи-пи. Какую пользу приносят курочки.

Петушок, петушок

(руками хлопать по бокам)

Золотой гребешок

(ладони над головой - гребешок)

Масляна головушка

(погладить по голове)

Шелкова бородушка

(погладить подбородок)

Петя рано встает,

Детям спать не дает:

Ку-ка-ре-ку! (вместе с ребенком)

Обучение видению закономерности: строить забор в такой последовательности: красный, желтый, красный, желтый, красный, желтый.

Развитие целостного восприятия: сложить яйцо из двух частей.

Конструирование заборчика из 6 брусочков двух цветов по образцу

37

«Коровка думает»

Произнесение звука [м], используя тактильный контроль, развитие воздушной струи.

Петушок, петушок

(руками хлопать по бокам)

Золотой гребешок

(ладони над головой - гребешок)

Масляна головушка

(погладить по голове)

Шелкова бородушка

(погладить подбородок)

Петя рано встает,

Детям спать не дает:

Ку-ка-ре-ку! (вместе с ребенком)

Развитие восприятия: складывание разрезной картинки «Петушок» (закрепление предыдущей темы)

38

«Мишка заболел»

Развитие носового выдоха, произнесение звука [н]

Медвежонок Жак простужен.

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Закрашивание желтым карандашом ограниченного пространства – соты. Рисование черных точек – пчел.

Игра с Мишкой: кормление «медом», укладывание спать.

39

Надуваем мыльные пузыри, ловим мыльные пузыри

Знакомство с кошкой (развитие представления о домашних животных): части тела (голова, глаза, нос, рот, усы, уши, шея, туловище, лапы хвост, шерстка); как «говорит», что ест, где живет, «семья» кошки, польза от кошки.

А у кошки ушки,

Ушки на макушке.

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Складывание разрезной картинки.

Собрать пирамиду из 3 колец.

40

«Коровка думает»

Произнесение звука [м], используя тактильный контроль, развитие воздушной струи.

Знакомство с коровой по тому же плану, что и другие животные. Знакомство с понятиями «корова», «бык», «теленок». Теленок маленький – корова большая – бык большой.

Му-му-му, мычит корова.

(указат. пальцы - рога коровы)

Забодаю Катю с Вовой

(имитация бодания)

Вы не пьете молоко

(погрозить пальчиком)

Убегайте далеко!

(убегают)

Конструирование ворот для машины из 3 брусков (буквой П).

Отыскивание картинок с изображением коровы среди других животных.

Собрать пирамиду из 3 кубиков.

41

Артикуляция гласных: а, у, и. «Угадай, какой звук я произнесу».

«Поймай звук

[а] среди гласных»

Знакомство со свиньей: части тела, как «говорит», что и как ест, где живет, детеныши.

Хорошо мне в луже грязной

Кувыркаться и лежать.

Хрюкать громко и визжать.

Очень грязный я ребенок,

Я - веселый поросенок.

«Найди паруса от лодочек». Выкладываются лодочки 4 основных цветов, к ним подобрать соответствующие по цвету паруса.

март

42

Артикуляция гласных: а, у, и. «Угадай, какой звук я произнесу».

«Поймай звук

[у] среди гласных»

Знакомство с лошадью: части тела, как «говорит», что и как ест, где живет, «семья».

Звонко цокают копытца,

(идут по кругу, высоко поднимая колени)

Конь идет к реке напиться,

Хвост пушистый у коня,

(показывают хвост)

Как косичка у меня.

(показывают на  волосы)

Составление пазла «Лошадь» из 2 кусочков.

Рисуют коню прямыми линиями из заданной точки хвост по образцу.

43

Артикуляция гласных: а, у, и. «Угадай, какой звук я произнесу».

«Поймай звук

[и] среди гласных»

Знакомство с собакой: части тела, как «говорит», что и как ест, где живет, детеныши, польза для человека.

Мамочка, мамуля,

(идут по кругу, взявшись за руки)

Так тебя люблю я.

(прижимают руки к груди)

Я платок тебе дарю,

(протягивают руки вперед)

Вот как я тебя люблю.

(подбегают к мамам и обнимают их)

Выполнение подарочного платка мамам на 8 марта: соединить линиями точки –  углы платка, затем наносим  узор, делая отпечатки пальца,

44

Развитие слухового внимания:

«Солнце и дождик»

Солнце – бубен звенит – дети гуляют, дождик – бубен стучит – дети прячутся.

Закрепление называния домашних животных и их детенышей, кто чем питается.

Мы фасолинки берем,

Их в бутылочку кладем.

Будет Ванечке игрушка –

Из фасоли погремушка.

«Где наша мама» Соединить картинки животных-мам с их детенышами (корова - теленок, свинья – поросенок, кошка – котенок, собака - щенок)

45

Артикуляционный праксис звука [х]:

«Теплый ветерок»

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай!

Игра «Угадай, кто кричит?»

Логопед подражает крику домашних животных, ребенок угадывает, кто пришел в гости.

Лексическая тема: «Домашние животные»

Назови ласково: собака – собачка, хвост – хвостик, ухо - …, нос - …, лошадь - …  и т.д.

Тёшки –тетёшки,

Пекла баба лепёшки.

(ладонями «лепят» пирожки)

Медом поливала,

(поглаживают одной ладонью другую)

Маком посыпала,

(перетирать пальцами в щепотке)

Деточкам давала!

(протягивают руки)

Ам!

(ладошки ко рту, как будто съели)

Составление картинки из  трех частей (домашнее животное)

46

Покажи и назови предметы посуды: чашка, блюдце, тарелка, ложка, вилка, чайник, кастрюля.

Разучивание стихотворения

«Чайник»

Грузный чайник, пых-пых-пых,

Кипятится за двоих.

К нам на плюшки и ватрушки

Собрались друзья – подружки.

Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко. Да? Да!

Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали? Да!

Кулачки сложили,

Кулачками били:

Тук-тук, тук-тук-тук (2 р.)

Да? Да!

Ладушки плясали,

Деток забавляли:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля! (2 р.) Да? Да!

Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-баю-баюшки,

Баю-баю ладушки. Да? Да!

Игровые действия с куклой: повязать салфетку, накормить кашей ложечкой из тарелки, напоить чаем.

Ляля пьет горячий чай

И сосет конфетку.

Не облейся невзначай,

Повяжи салфетку.

Рисование на готовом изображении тарелки кругов – узоров.

47

Игра «Тихо - громко»

У ребяток ручки хлопают,

Тихо-тихо ручки хлопают.

Громче хлопают, сами хлопают. Вот так хлопают.

У ребяток ножки топают… (аналогично)

Закрепление темы «посуда».

«Ладушки, ладошки»,

«Варись кашка»

Варись, варись кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее!

Буль-буль-буль!

Варись кашка сладка

Из густого молока,

Из густого молока

Да из  мелкой крупки.

У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки!

Соединить  по признаку цвета блюдца с чашками.

Игровые действия с куклой: повязать салфетку, накормить кашей ложечкой из тарелки, напоить чаем.

Ляля пьет горячий чай

И сосет конфетку.

Не облейся невзначай,

Повяжи салфетку.

Конструирование лесенки из 6 брусков.

48

Игра «Какой звук я хочу сказать?»

«Съедобное - несъедобное»

На картине назвать все предметы, определить, можно это есть или нет, то есть съедобное или несъедобное. Затем попросить ребенка показать съедобные предметы, после несъедобные.

Мы в столовой за столом

(руки сложены перед собой, как за партой)

Ели кашу с молоком.

(Имитация движений ложкой)

Я схватила пирожок –

(пальцы в кулачок)

Он мне пальчики обжег.

(Потрясти пальцы, подуть)

Формирование количественных представлений: один – много.

- Покажи, где мишка? Где мишки?

- Закрой мишку? Ты видишь мишку? А мишек?

49

«Игры для тигры» модуль «Помоги сдуть одуванчики»

«Овощи»

Название картинок: огурец, помидор, морковь, капуста.

Игра «Чего не стало» на картинках овощей (2-3 картинки).

Активизация глагольного словаря: по картинкам сказать, кто что делает.

Словно красный светофор,

В огороде помидор.

(Пальцы соединить, будто в них мячик)

И зеленый огурец,

Очень длинный молодец!

(разводить руки в стороны)

А еще умеем ловко

Дергать рыжую морковку!

(Наклоняться, будто дергаем, и выпрямляемся)

«Один - два»

- Где мячик?

- Покажи мячики.

- Спрячь мячик. Спрячь мячики.

Мячик – один.  Это 2 мячика. Давай посчитаем. Где один мячик? Где 2 мячика?

- Что я спрятала?

Сделай дорожку от одного мячика к двум мячикам.

50

Дождик, дождик за окном.

(4 прыжка, руки на поясе)

Под дождем остался гном.

(приседают)

Поскорей кончайся, дождик,

(смотрят вверх, поднимают руки)

Мы гулять идти не можем.

(шагают, высоко поднимая колени)

Игра «Чего не стало» на картинках овощей (3 картинки).

Складывание матрешки из 4 предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Программа направлена на преодоление недоразвития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.Содержание программы включает рекомендации по разви...

ПРОГРАММА по развитию речи у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.

Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...