ПРОГРАММА по развитию речи у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что значительно усугубляет их речевой и психологический статус. В таких условиях функцию комплексной речевой реабилитации берет на себя логопед в рамках работы логопедического пункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_rechi.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по развитию речи у детей 5-7 лет
в условиях логопедического пункта
Автор программы: учитель-логопед Беседина В.К.
Пояснительная записка
В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что значительно усугубляет их речевой и психологический статус. В таких условиях функцию комплексной речевой реабилитации берет на себя логопед в рамках работы логопедического пункта.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема по разработке программы по преодолению системных нарушений речи в условиях логопункта.
Программа «Развитие речи» является двухгодичной программой, ориентированной на детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная программа построена в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Система дополнительного образования предоставляет педагогу свободу творчества в выборе подхода к обучению и развитию личности ребенка.
Программа является актуальной и рассчитана на детей от 5 до 7 лет и основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают психологи и педагоги. Л. С. Выготский отмечал, что «правильно организованное обучение ведет за собой развитие», детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Установлено, что различные участки мозга ребенка развиваются в зависимости от того, насколько активно и в какую деятельность включается ребенок. Существуют особые сенситивные периоды, в которые развитие тех или иных отделов мозга происходит наиболее интенсивно. Если в этот период ребенок включается в адекватную для него деятельность, то соответствующие отделы мозга развиваются эффективно и развитие ребенка достигает высокого уровня. Именно в дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей, чему и посвящена данная программа, у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Особенностью данной программы является реализация в учебно- воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:
Содержание программы направлено на формирование и развитие следующих компонентов речевой системы:
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Формирование костабдоминального типа дыхания
3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
4. Формирование правильного звукопроизношения.
5. Развитие фонематических процессов.
6. Формирование лексико-семантической стороны речи:
- расширение, уточнение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий
- усвоение системных парадигматических отношений в лексике:
- расширение ассоциативных связей слов
7. Работа над слоговой структурой слова
8. Формирование грамматического строя речи
9. Формирование связной речи
10. Развитие высших психических функций.
Цель программы: коррекция речевых трудностей у детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.
Задачи
обучающие:
• формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);
• формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной деятельности;
• формировать умения и навыки связной речи;
• расширять активный словарный запас;
• формировать грамматические навыки в практике речевого общения;
• вырабатывать орфоэпическую правильность речи;
• знакомить с художественной литературой как с искусством;
• знакомить с нормами и правилами речевого этикета;
• формировать умения пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации;
развивающие:
• развивать речевые способности;
• развивать произвольность психических познавательных процессов;
• активизировать эмоционально-образную сферу мышления;
воспитательные:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
• формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать культуру общения;
• прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру.
Логопедическое воздействие в рамках данной программы опирается на принципы общей и специальной педагогики. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 2 года обучения: I год– дети 5 – 6 лет; II год обучения – дети 6 – 7 лет. Занятия проводятся по подгруппам. При формировании группы проводится собеседование для определения первоначального уровня развития ребенка.
Учебно-тематический план
Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет в I год обучения – 25 минут; II год – 30 минут.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики. На I году обучения занятия проходят по определенной теме в соответствии с учебно-тематическим планом. На последующих этапах обучения каждое занятие интегрирует в себе материал из разных разделов программы. Смена форм работы, видов деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению. При реализации программы необходимо придерживаться принципа преемственности и интегрирования различных разделов ее содержания на разных уровнях обучения. В образовательном процессе используются традиционные дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что и является особенностью данной программы. К.И. Чуковский отмечал, что ребенок обладает необычайным чутьем языка – «без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию языком». Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно-ролевые (творческие). В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка – учебная, а также формируются произвольные психические процессы.
Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь – основные компоненты психологического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми. Развитие речи - это ежедневный процесс, который осуществляется в разнообразных видах деятельности (на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятиях, в повседневной жизни). Но только систематическое обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект. В рамках данной программы в учебно-воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации речевого развития ребенка родителям после каждого занятия даются письменные рекомендации. Родители активно участвуют в образовательном процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации, участвуют в подготовке и проведении праздников, поездок и экскурсий.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.
Способы проверки усвоения программы.
1. Текущий контроль: систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях.
2. Промежуточный контроль: обобщающие занятия по теме, тематические праздники.
3. Итоговый контроль: диагностика.
Диагностика проводится в начале и конце каждого учебного года. За основу диагностики была взята методика Безруковой О.А., Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей». В конце года проводится сопоставительный анализ начальной и итоговой диагностики речевого развития, в ходе которого можно проследить динамику и эффективность обучения.
Методической базой программы являются:
- программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой;
- программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Учеб.пособие.- М., 1993
Психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих ОНР
Согласно психолого-педагогической классификации Левиной Р.Е. общее недоразвитие речи подразумевает под собой системное нарушение, затрагивающее все компоненты речевой системы: звукопроизносительную сторону речи , лексику, грамматический строй, связную речь. Было выделено три уровня речевого недоразвития:
1 уровень подразумевает либо полное отсутствие речи, либо 2-3 слова-звукоподражания;
2 уровень – словарь в сравнении с 1-ым уровнем гораздо шире, однако наблюдается грубое нарушение грамматического оформления фразы, слоговая структура также грубо нарушена;
3 уровень – речевые сложности сконцентрированы в основном на уровне связной речи, обнаруживаются трудности построения связного высказывания, нарушается как связность, так и цельность связной речи.
Каждый из уровней речевого недоразвития подразумевает свою стратегию коррекционного воздействия и также зависит о индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.
Касаясь психологического портрета ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, на первое место выходят сложности межличностного общения, незрелость мотивационной сферы, речевая инактивность. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Вторично нарушены такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Все описанные трудности обуславливают необходимость использования комплекса специальных мер для преодоления речевых и психологический нарушений внутри логопедического пункта детского сада.
1-ый год обучения
Задачи 1-го года обучения
1. Развитие связной речи:
- активизировать монологическую речь;
- совершенствовать диалогическую речь;
- воспитывать уважительное отношение к речи говорящего, умение выслушать и не перебивать;
- развивать умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме
- развивать умение составлять рассказы по предметным и сюжетным картинкам;
- развивать воображение.
2. Расширение словарного запаса:
- расширить знания об обобщающих понятиях;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений
- окружающего мира;
- познакомить с семантикой слов.
3. Формирование грамматического строя речи:
- научить правильному произнесению сложных грамматических форм слов;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
4. Развитие произносительной стороны речи:
- развитие артикуляционной моторики
- формирование костабдоминального типа дыхания
- развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
- формирование правильного звукопроизношения.
- развитие фонематических процессов.
Перспективный план подгрупповых занятий по развитию речи
с детьми старшей группы с ОНР
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории. Связная речь. | |||||||
Сентябрь | |||||||||
1 | Обследование | ||||||||
2 | Обследование | ||||||||
3 | Осень | 1. Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; 2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски | |||||||
4 | Деревья осенью. | 1. Деревья осенью. Преобразование существительных ед.ч. в форме Им.п. в форму мн.ч.; образование прилагательных от существительных; 2. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | |||||||
Октябрь | |||||||||
1 | Овощи | 1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -ояб/с-по теме; 2. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему | |||||||
2 | Фрукты | 1.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже; 2.Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | |||||||
3 | Овощи-фрукты | 1. Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов; на — с, в — и; 2. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин | |||||||
4 | Ягоды | 1. Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.); 2. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок | |||||||
5 | Повторение | 1.Расширение словаря по теме. 2. Составление описательного рассказа о ягоде с опорой на схему. | |||||||
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории. Связная речь | |||||||
Ноябрь | |||||||||
1 | Поздняя осень | 1.Активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по теме. Развивать умение правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе.Развивать у меня подбирать антонимы к прилагательных. Закрепить умение употреблять существительные В.п. в единственном числе. 2.Формировать умение составлять рассказ об осени с опорой на серию сюжетную картину. | |||||||
2 | Игрушки | 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; 2. Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям | |||||||
3 | Мебель | 1.Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже; 2.Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | |||||||
4 | Посуда | 1.Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды; 2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой | |||||||
5 | Повторение | 1. Закреплять употребление лексики по теме 2.Составление описательного рассказа о посуде с опорой на схему | |||||||
Недели | Темы | Лексико-грамматической категории. Связная речь. | |||||||
Декабрь | |||||||||
1 | Зима | 1.Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени; 2.Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | |||||||
2 | Домашние животные и птицы | 1.Учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения; 2. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» | |||||||
3 | Дикие животные | 1.Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за; 2.Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) | |||||||
4 | Дикие и домашние животные | 1.Учить различать домашних и диких животных. Развивать умение употреблять существительные творительного падежа. Развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа 2.Формировать умение описывать животное с опорой на вопросы и картинки. | |||||||
Недели | Темы | Лексико-грамматической категории. Связная речь. | |||||||
Январь | |||||||||
1 | Каникулы | ||||||||
2 | Транспорт | 1. Обучать образовывать приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа; 2. Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | |||||||
3 | Одежда | 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными; 2. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. | |||||||
4 | Зимующие птицы | 1. Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; 2.Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на схему | |||||||
Февраль | |||||||||
1 | Обувь, одежда, головные уборы | 1. Формировать умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа; упражнять в умении подбирать слова противоположные по значению; 2.Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло?» по серии сюжетных картинок | |||||||
2 | Наша пища | 1.Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов; 2. Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | |||||||
3 | Наша армия | 1.Обучать образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; 2.Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» | |||||||
4 | Профессии | 1. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа; 2. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
Недели | Темы | Лексико-грамматической категории. Связная речь. |
Март | ||
1 | Праздник 8 марта | 1.Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам 2.Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку |
2 | Весна | 1. Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания существительных единственного и множественного числа; 2. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин |
3 | Перелетные птицы | 1.Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из; упражнять в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных; 2.Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин |
4 | Семья | 1.Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико-грамматических конструкций; 2. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин |
Апрель | ||
1 | Насекомые | 1.Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа; 2.Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. |
2 | Человек | 1.Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов 2.Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек» |
3 | Мой дом | 1.Учить образовывать сложные цвета; закреплять умение составлять предложения с предлогами; 2.Составление рассказа по сюжетной картинке «Одни дома» с придумыванием начала рассказа |
4 | Мой город. Моя страна. | 1.Учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях; 2. Составление рассказа «Границы Родины -на замке» по серии сюжетных картин |
Май | ||
1 | День победы | Развитие навыков словообразования и расширение словаря по теме; Тренировать в подборе однокоренных слов |
2 | Откуда хлеб пришел? | 1.Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве; 2.Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел?», составленного по серии сюжетных картин |
3 | Комнатные растения | 1.Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова 2. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» |
4 | Лето | 1.Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов; 2.Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине |
5 | Повторение | Повторение |
Июнь | ||
1 | Повторение | Повторение |
2 | Повторение | Повторение |
3 | Повторение | Повторение |
4 | Повторение | Повторение |
2-ой год обучения
Задачи 2-го года обучения
1. Развитие связной речи:
- формировать умение отличать монологическую речь от диалогической;
- изучить виды монологической речи;
- обучить пересказу;
- обучить рассказыванию по памяти;
- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать;
- воспитывать доброжелательность и корректность в беседе;
- формировать умение отстаивать свою точку зрения.
2. Расширение словарного запаса:
- воспитывать интерес к семантике слов;
- формировать умение отличать слова по родовому признаку;
- расширять знания об обобщающих понятиях;
- развивать языковое чутье (точно использовать слова разных частей речи в соответствии с их значением и целью высказывания).
3. Формирование грамматического строя речи:
- упражнять в правильном употреблении в речи трудных грамматических форм слов;
- совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова;
- формировать грамматические навыки в построении сложноподчиненны предложений с использованием союзов;
- упражнять в согласовании слов в предложении.
4. Развитие произносительной стороны речи:
- развитие артикуляционной моторики
- формирование костабдоминального типа дыхания
- развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
- формирование правильного звукопроизношения.
- развитие фонематических процессов.
Перспективный план подгрупповых занятий по развитию речи
с детьми подготовительной группы с ОНР
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории. Связная речь. | № занятия |
Сентябрь | |||
1 | Обследование | ||
2 | Обследование | ||
3 | Осень | Формирование номинативного словаря (словаря существительных) по теме. Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 |
4 | Деревья осенью | Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы-описания | 2 |
Октябрь | |||
1 | Овощи | Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. Пересказ РНС «Мужик и медведь» | 3 |
2 | Фрукты | Активизация словаря по теме, формирование навыков словообразования. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» | 4 |
3 | Насекомые | Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | 5 |
4 | Перелетные птицы | Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» | 6 |
Ноябрь | |||
1 | Грибы и ягоды | Согласование имен существительных с числительными. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | 7 |
2 | Домашние животные | Расширение и закрепление знаний детей по теме. Составление рассказа «Неудачная охота» с помощью сюжетных картин | 8 |
3 | Дикие животные | Усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | 9 |
4 | Осенняя одежда, обувь, головные уборы | Расширение словаря по теме. Образование относительных прилагательных. Составление описательного рассказа с опорой на картинку | 10 |
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории | № занятия |
Декабрь | |||
1 | Зима | Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине | 11 |
2 | Зимующие птицы | Закрепление употребления в речи имен существительных в различных падежах. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | 12 |
3 | Мебель | Расширение знаний значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным картинкам | 13 |
4 | Новый год в семье | Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. Пересказ РНС «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | 14 |
Январь | |||
1 | Каникулы | ||
2 | Посуда | Закрепление употребления имен существительных. | 15 |
3 | Животные жарких стран | Словообразование притяжательных прилагательных. Пересказ Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | 16 |
4 | Инструменты | Обучение составлению сложносочиненных предложений, расширение словаря антонимов. Пересказ сказки «Две косы» | 17 |
Февраль | |||
1 | Морские, речные и аквариумные обитатели | Образование притяжательных прилагательных. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» | 18 |
2 | Комнатные растения | Формирование глагольного словаря по теме. Тренировать в употреблении существительных в форме родительного падежа множественного числа. | 19 |
3 | День защитников Отечества | Расширение словаря по теме «Военные профессии». Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин | 20 |
4 | Весна | Расширение словаря прилагательных. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | 21 |
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории | № занятия |
Март | |||
1 | Мамин праздник | Развитие навыков словообразования. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | 22 |
2 | Транспорт | Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Составление рассказа «Всё хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | 23 |
3 | Транспорт | Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме | 24 |
4 | Перелетные птицы весной | Формирование сематического поля слова «ласточка» | 25 |
Апрель | |||
1 | Наша страна | Упражнение в образовании синонимических рядов. Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» | 26 |
2 | Профессии | Формирование навыков словообразования и расширение словаря по теме. Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | 27 |
3 | Наш дом | Упражнение в образовании слов сложного состава. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | 28 |
4 | Цветы. Луга, поля. | Согласование числительных два, пять с существительными; составление описательного рассказа с опорой на схему. | 29 |
Май | |||
1 | Человек | Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. Составление рассказа «Человек» по серии картин | 30 |
2 | День Победы | Развитие навыков словообразования и расширение словаря по теме | 31 |
3 | Школа | Согласование притяжательных местоимений с существительными. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | 32 |
4 | Лето | Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Составление рассказа на тему «Как я проведу лето» | 33 |
Июнь | |||
1 | Повторение | 34 | |
2 | Повторение | 35 | |
3 | Повторение | 36 | |
4 | Повторение | 37 |
Перспективный план индивидуальных занятий с детьми, имеющими ОНР
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Формирование костабдоминального типа дыхания
3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
4. Формирование правильного звукопроизношения. Включает в себя несколько этапов: постановка, автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков.
5. Развитие фонематических процессов.
6. Развитие высших психических функций.
Ожидаемые результаты
- умение нормировано произносить все звуки речи;
- достаточный объем словаря;
- овладение и использование детьми способами грамматического словоизменения и словообразования;
- умение выстраивать правильные по структуре и смыслу связные высказывания;
- умение составлять пересказ и рассказ по сюжетной картине или серии картин;
- полноценное овладение диалогической и монологической речью;
- умение дифференцировать звуки речи, определять их количество и последовательность;
- умение дифференцированно использовать термины: звук, гласный, согласный звук, слог, слово, предложение;
- умение выделять предложения из устной речи; из предложений - слова;
- умение владеть навыками слогового, фонемного анализа и синтеза;
- умение обозначить гласные и согласные звуки буквами;
- умение различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;
- умение различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- умение использовать навыки интонационно - мелодического оформления высказывания;
- умение удерживать, распределять и переключать внимание на протяжении всего занятия.
Заключение
Таким образом, использование программы «Развитие речи» в условиях логопедического пункта детского сада:
- позволяет обеспечить индивидуальный подход, отвечая потребностям каждого ребенка;
- позволяет через игровую деятельность овладевать речеязыковыми компетенциями;
- обогащать занятия нестандартными технологиями, поддерживающими концентрацию внимания и работоспособность детей в течение всего занятия;
- позволяет комплексно воздействовать на все компоненты речевой системы;
- позволяет сформировать достаточный базис когнитивных, лингвосемантических и фонематических процессов для успешного обучения в школе;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
Литература
- Программа Филичевой Т.Б и Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи,М., 1993;
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, СПб, 2001
- Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией;
- Ковшиков В.А., Моторная алалия, В. Секачев, М., 2001;
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у ст. дошкольников , СПб.: Детство-Пресс, 2004;
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Каро, СПб, 2008;
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Генезис, М., 2012;
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий, Гном, М., 2011;
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий, Гном, М., 2011;
- Гаркуши Ю.Ф.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, Сфера, М., 1999;
- Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, Аркти, М., 2003;
- Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии, ДЕТСТВО-ПРЕСС, М., 2012;
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста, Каро, 2012;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, Гном, М., 2010;
- Цуканова, Бетц Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной работы, Гном, 2011;
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., 1989;
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
- Уманская А.А. Волшебные точки, М., 1987;
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников, Каро, СПб, 2003;
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, М., 2008;
- Семенченко П.М. 399 задач ждя развития ребенка, М., 2000;
- Тушканова О.И. Развитие внимания, Волгоград, 1997;
- Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. Сборник Основы теории и практики логопедии, М., 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6 летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Цели и задачи реализации программы Цель: Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...
Мастер - класс по теме "Развитие речи у детей 3-4 летв семье и в детском саду".
практическое занятие для родителей. воспитателей....
Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, р...
Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы
Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает дово...