ПРОГРАММА по развитию речи у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Amidavik

В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что значительно усугубляет их речевой и психологический статус. В таких условиях функцию комплексной речевой реабилитации берет на себя логопед в рамках работы логопедического пункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitie_rechi.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по развитию речи у детей 5-7 лет

в условиях логопедического пункта

Автор программы: учитель-логопед Беседина В.К.

Пояснительная записка

В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что значительно усугубляет их речевой и психологический статус. В таких условиях функцию комплексной речевой реабилитации берет на себя логопед в рамках работы логопедического пункта.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема по разработке программы по преодолению системных нарушений речи в условиях логопункта.

Программа «Развитие речи» является двухгодичной программой, ориентированной на детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная программа построена в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Система дополнительного образования предоставляет педагогу свободу творчества в выборе подхода к обучению и развитию личности ребенка.

Программа является актуальной и рассчитана на детей от 5 до 7 лет и основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают психологи и педагоги. Л. С. Выготский отмечал, что «правильно организованное обучение ведет за собой развитие», детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Установлено, что различные участки мозга ребенка развиваются в зависимости от того, насколько активно и в какую деятельность включается ребенок. Существуют особые сенситивные периоды, в которые развитие тех или иных отделов мозга происходит наиболее интенсивно. Если в этот период ребенок включается в адекватную для него деятельность, то соответствующие отделы мозга развиваются эффективно и развитие ребенка достигает высокого уровня. Именно в дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей, чему и посвящена данная программа, у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

 Особенностью данной программы является реализация в учебно- воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:

Содержание программы направлено на формирование и развитие следующих компонентов речевой системы:

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Формирование костабдоминального типа дыхания

3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

4. Формирование правильного звукопроизношения.

5. Развитие фонематических процессов.

6. Формирование лексико-семантической стороны речи:

  • расширение, уточнение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий
  • усвоение системных парадигматических отношений в лексике:
  • расширение ассоциативных связей слов

7. Работа над слоговой структурой слова

8. Формирование грамматического строя речи

9. Формирование связной речи

10. Развитие высших психических функций.

Цель программы: коррекция речевых трудностей у детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.

Задачи

обучающие:

• формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);

• формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной деятельности;

• формировать умения и навыки связной речи;

• расширять активный словарный запас;

• формировать грамматические навыки в практике речевого общения;

• вырабатывать орфоэпическую правильность речи;

• знакомить с художественной литературой как с искусством;

• знакомить с нормами и правилами речевого этикета;

• формировать умения пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации;

развивающие:

• развивать речевые способности;

• развивать произвольность психических познавательных процессов;

• активизировать эмоционально-образную сферу мышления;

воспитательные:

• воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;

• формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;

• воспитывать самостоятельность;

• воспитывать культуру речи;

• воспитывать культуру общения;

• прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру.

Логопедическое воздействие в рамках данной программы опирается на принципы общей и специальной педагогики. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Организация деятельности

Программа рассчитана на 2 года обучения: I год– дети 5 – 6 лет; II год обучения – дети 6 – 7 лет. Занятия проводятся по подгруппам. При формировании группы проводится собеседование для определения первоначального уровня развития ребенка.

Учебно-тематический план 

Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет в  I год обучения – 25 минут; II год – 30 минут.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки,  пальчиковая и зрительная гимнастики. На I году обучения занятия проходят по определенной теме в соответствии с учебно-тематическим планом. На последующих этапах обучения каждое занятие интегрирует в себе материал из разных разделов программы. Смена форм работы, видов деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению. При реализации программы необходимо придерживаться принципа преемственности и интегрирования различных разделов ее содержания на разных уровнях обучения. В образовательном процессе используются традиционные дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что и является особенностью данной программы. К.И. Чуковский отмечал, что ребенок обладает необычайным чутьем языка – «без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию языком». Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно-ролевые (творческие). В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка – учебная, а также формируются произвольные психические процессы.

Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь – основные компоненты психологического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми. Развитие речи - это ежедневный процесс, который осуществляется в разнообразных видах деятельности (на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятиях, в повседневной жизни). Но только систематическое обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект. В рамках данной программы в учебно-воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации речевого развития ребенка родителям после каждого занятия даются письменные рекомендации. Родители активно участвуют в образовательном процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации, участвуют в подготовке и проведении праздников, поездок и экскурсий.

 Ожидаемые результаты.

В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.

Способы проверки усвоения программы.

1. Текущий контроль:  систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях.

2. Промежуточный контроль: обобщающие занятия по теме, тематические праздники.

3. Итоговый контроль: диагностика.

Диагностика проводится в начале и конце каждого учебного года. За основу диагностики была взята методика Безруковой О.А., Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей». В конце года проводится сопоставительный анализ начальной и итоговой диагностики речевого развития, в ходе которого можно проследить динамику и эффективность обучения.

Методической базой программы являются:

  • программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой;
  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Учеб.пособие.- М., 1993

Психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих ОНР

Согласно психолого-педагогической классификации Левиной Р.Е. общее недоразвитие речи подразумевает под собой системное нарушение, затрагивающее все компоненты речевой системы: звукопроизносительную сторону речи , лексику, грамматический строй, связную речь.  Было выделено три уровня речевого недоразвития:

1 уровень подразумевает либо полное отсутствие речи, либо 2-3 слова-звукоподражания;

2 уровень – словарь в сравнении с 1-ым уровнем гораздо шире, однако наблюдается грубое нарушение грамматического оформления фразы, слоговая структура также грубо нарушена;

3 уровень – речевые сложности сконцентрированы в основном на уровне связной речи, обнаруживаются трудности построения связного высказывания, нарушается как связность, так и цельность связной речи.

Каждый из уровней речевого недоразвития подразумевает свою стратегию коррекционного воздействия и  также зависит о индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Касаясь психологического портрета ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, на первое место выходят сложности межличностного общения, незрелость мотивационной сферы, речевая инактивность. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. 

Вторично нарушены такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Все описанные трудности обуславливают необходимость использования комплекса специальных мер для преодоления речевых и психологический нарушений внутри логопедического пункта детского сада.

1-ый год обучения

Задачи 1-го года обучения

1. Развитие связной речи:

  • активизировать монологическую речь;
  • совершенствовать диалогическую речь;
  • воспитывать уважительное отношение к речи говорящего, умение  выслушать и не перебивать;
  • развивать умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной  форме
  • развивать умение составлять рассказы по предметным и сюжетным картинкам;
  • развивать воображение.

 2. Расширение словарного запаса:

  • расширить знания об обобщающих понятиях;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять

характерные, существенные признаки предметов и явлений

  • окружающего мира;
  • познакомить с семантикой слов.

3. Формирование грамматического строя речи:

  • научить правильному произнесению сложных грамматических форм слов;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

4. Развитие произносительной стороны речи:

  • развитие артикуляционной моторики
  • формирование костабдоминального типа дыхания
  • развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
  • формирование правильного звукопроизношения.
  • развитие фонематических процессов.

Перспективный план подгрупповых занятий по развитию речи

с детьми старшей группы с ОНР

Недели

Темы

Лексико-грамматические категории. Связная речь.

               Сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Осень

1. Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»  с использованием фланелеграфа или магнитной доски

4

Деревья осенью.

1. Деревья осенью. Преобразование существительных ед.ч. в форме Им.п. в форму мн.ч.; образование прилагательных от существительных;

2. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания

Октябрь

1

Овощи

1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -ояб/с-по теме;

2. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему

2

Фрукты

1.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;

2.Составление   описательного   рассказа   о фруктах с опорой на схему

3

Овощи-фрукты

1. Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов; на с, в — и;

2. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

4

Ягоды

1. Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.);

2. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок

5

Повторение

1.Расширение словаря по теме.

2. Составление описательного рассказа о ягоде с опорой на схему.

Недели

Темы

Лексико-грамматические категории. Связная речь

Ноябрь

1

Поздняя осень

1.Активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по теме. Развивать умение правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе.Развивать у меня подбирать антонимы к прилагательных. Закрепить умение употреблять существительные В.п. в единственном числе.

2.Формировать умение составлять рассказ об осени с опорой на серию сюжетную картину.

2

Игрушки

1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число;

2. Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям

3

Мебель

1.Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже;

2.Пересказ  русской  народной  сказки   «Три медведя» с элементами драматизации

4

Посуда

1.Учить подбирать антонимы к прилагательным   и   глаголам; упражнять     в     образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды;

2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой

5

Повторение

1. Закреплять употребление лексики по теме

2.Составление описательного рассказа о посуде с опорой на схему

Недели

Темы

Лексико-грамматической категории. Связная речь.

Декабрь

1

Зима

1.Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени;

2.Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

2

Домашние животные и птицы

1.Учить   образовывать притяжательные        прилагательные;  расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения;

2. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

3

Дикие животные

1.Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;

2.Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)

4

Дикие и домашние животные

1.Учить различать домашних и диких животных. Развивать умение употреблять существительные творительного падежа. Развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа

2.Формировать умение описывать животное с опорой на вопросы и картинки.

Недели

Темы

Лексико-грамматической категории. Связная речь.

Январь

1

Каникулы

2

Транспорт

1. Обучать образовывать приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа;

2. Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок

3

Одежда

1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными;

2. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

4

Зимующие птицы

1. Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;

2.Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на схему

Февраль

1

Обувь, одежда, головные уборы

1. Формировать умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа; упражнять в умении подбирать слова противоположные по значению;

2.Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло?» по серии сюжетных картинок

2

Наша пища

1.Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов;

2. Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

3

Наша армия

1.Обучать образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными;

2.Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»

4

Профессии

1. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа;

2. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Недели

Темы

Лексико-грамматической категории. Связная речь.

Март

1

Праздник 8 марта

1.Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам

2.Составление  описательного рассказа о маме по собственному рисунку

2

Весна

1. Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания существительных единственного и множественного числа;

2. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

3

Перелетные птицы

1.Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из; упражнять в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных;

2.Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

4

Семья

1.Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико-грамматических конструкций;

2. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин

Апрель

1

Насекомые

1.Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

2.Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

2

Человек

1.Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов

2.Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек»

3

Мой дом

1.Учить образовывать сложные цвета; закреплять умение составлять предложения с предлогами;

2.Составление рассказа по сюжетной картинке «Одни дома» с придумыванием начала рассказа

4

Мой город. Моя страна.

1.Учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях;

2.  Составление рассказа «Границы Родины -на замке» по серии сюжетных картин

Май

1

День победы

Развитие навыков словообразования и расширение словаря по теме;

Тренировать в подборе однокоренных слов

2

Откуда хлеб пришел?

1.Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;

2.Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел?», составленного по серии сюжетных картин

3

Комнатные растения

1.Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова

2. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

4

Лето

1.Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов;

2.Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине

5

Повторение

Повторение

Июнь

1

Повторение

Повторение

2

Повторение

Повторение

3

Повторение

Повторение

4

Повторение

Повторение

2-ой год обучения

Задачи 2-го года обучения

 1. Развитие связной речи:

  • формировать умение отличать монологическую речь от диалогической;
  • изучить виды монологической речи;
  • обучить пересказу;
  • обучить рассказыванию по памяти;
  • развивать умение содержательно и выразительно пересказывать;
  • воспитывать доброжелательность и корректность в беседе;
  • формировать умение отстаивать свою точку зрения.

2. Расширение словарного запаса:

  • воспитывать интерес к семантике слов;
  • формировать умение отличать слова по родовому признаку;
  • расширять знания об обобщающих понятиях;
  • развивать языковое чутье (точно использовать слова разных частей речи в соответствии с их значением и целью высказывания).

3. Формирование грамматического строя речи:

  • упражнять в правильном употреблении в речи трудных грамматических форм слов;
  • совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова;
  • формировать грамматические навыки в построении сложноподчиненны предложений с использованием союзов;
  • упражнять в согласовании слов в предложении.

4. Развитие произносительной стороны речи:

  • развитие артикуляционной моторики
  • формирование костабдоминального типа дыхания
  • развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
  • формирование правильного звукопроизношения.
  • развитие фонематических процессов.

Перспективный план подгрупповых занятий по развитию речи

с детьми подготовительной группы с ОНР

Недели

Темы

Лексико-грамматические категории. Связная речь.

занятия

Сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Осень

Формирование номинативного словаря (словаря существительных) по теме. Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

4

Деревья осенью

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы-описания

2

Октябрь

1

Овощи

Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. Пересказ РНС «Мужик и медведь»

3

2

Фрукты

Активизация словаря по теме, формирование навыков словообразования. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

4

3

Насекомые

Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему

5

4

Перелетные птицы

Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

6

Ноябрь

1

Грибы и ягоды

Согласование имен существительных с числительными. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

7

2

Домашние животные

Расширение и закрепление знаний детей по теме. Составление рассказа «Неудачная охота» с помощью сюжетных картин

8

3

Дикие животные

Усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

9

4

Осенняя одежда, обувь, головные уборы

Расширение словаря по теме. Образование относительных прилагательных. Составление описательного рассказа с опорой на картинку

10

Недели

Темы

Лексико-грамматические категории

№ занятия

Декабрь

1

Зима

Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

11

2

Зимующие птицы

Закрепление употребления в речи имен существительных в различных падежах. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

12

3

Мебель

Расширение знаний значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным картинкам

13

4

Новый год в семье

Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. Пересказ РНС «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)

14

Январь

1

Каникулы

2

Посуда

Закрепление употребления имен существительных.

15

3

Животные жарких стран

Словообразование притяжательных прилагательных.  Пересказ Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

16

4

Инструменты

Обучение составлению сложносочиненных предложений, расширение словаря антонимов. Пересказ сказки «Две косы»

17

Февраль

1

Морские, речные и аквариумные обитатели

Образование притяжательных прилагательных. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

18

2

Комнатные растения

Формирование глагольного словаря по теме. Тренировать в употреблении существительных в форме родительного падежа множественного числа.

19

3

День защитников Отечества

Расширение словаря по теме «Военные профессии». Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин

20

4

Весна

Расширение словаря прилагательных. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

21

Недели

Темы

Лексико-грамматические категории

№ занятия

Март

1

Мамин праздник

Развитие навыков словообразования. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

22

2

Транспорт

Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Составление рассказа «Всё хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

23

3

Транспорт

Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме

24

4

Перелетные птицы весной

Формирование сематического поля слова «ласточка»

25

Апрель

1

Наша страна

Упражнение в образовании синонимических рядов. Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем»

26

2

Профессии

Формирование навыков словообразования и расширение словаря по теме. Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

27

3

Наш дом

Упражнение в образовании слов сложного состава. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)

28

4

Цветы. Луга, поля.

Согласование числительных два, пять с существительными; составление  описательного рассказа с опорой на схему.

29

Май

1

Человек

Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. Составление рассказа «Человек» по серии картин

30

2

День Победы

Развитие навыков словообразования и расширение словаря по теме

31

3

Школа

Согласование притяжательных местоимений с существительными. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)

32

4

Лето

Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Составление рассказа на тему «Как я проведу лето»

33

Июнь

1

Повторение

34

2

Повторение

35

3

Повторение

36

4

Повторение

37

Перспективный план индивидуальных занятий с детьми, имеющими ОНР

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Формирование костабдоминального типа дыхания

3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

4. Формирование правильного звукопроизношения. Включает в себя несколько этапов: постановка, автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков.

5. Развитие фонематических процессов.

6. Развитие высших психических функций.

Ожидаемые результаты

- умение нормировано произносить все звуки речи;

- достаточный объем словаря;

- овладение и использование детьми способами грамматического словоизменения и словообразования;

- умение выстраивать правильные по структуре и смыслу связные высказывания;

- умение составлять пересказ и рассказ по сюжетной картине или серии картин;

- полноценное овладение диалогической и монологической речью;

- умение дифференцировать звуки речи, определять их количество и последовательность;

- умение дифференцированно использовать термины: звук, гласный, согласный звук, слог, слово, предложение;

- умение выделять предложения из устной речи;  из предложений -  слова;

- умение владеть навыками слогового, фонемного анализа и синтеза;

- умение обозначить гласные и согласные звуки буквами;

- умение различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

- умение различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- умение использовать навыки интонационно - мелодического оформления высказывания;

- умение удерживать,  распределять и переключать внимание на протяжении всего занятия.

Заключение

Таким образом, использование программы «Развитие речи» в условиях логопедического пункта детского сада:

- позволяет обеспечить индивидуальный подход, отвечая потребностям каждого ребенка;

- позволяет через игровую деятельность овладевать речеязыковыми компетенциями;

- обогащать занятия нестандартными технологиями, поддерживающими концентрацию внимания и работоспособность детей в течение всего занятия;

- позволяет комплексно воздействовать на все компоненты речевой системы;

- позволяет сформировать достаточный базис когнитивных, лингвосемантических и фонематических процессов для успешного обучения в школе;

- закрепить навыки правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

Литература

  1. Программа Филичевой Т.Б и Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи,М., 1993;
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, СПб, 2001
  3. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией;
  4. Ковшиков В.А., Моторная алалия, В. Секачев, М., 2001;
  5. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической  стороны речи у ст. дошкольников , СПб.: Детство-Пресс, 2004;
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Каро, СПб, 2008;
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Генезис, М., 2012;
  8. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий,  Гном, М., 2011;
  9. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий,  Гном, М., 2011;
  10. Гаркуши Ю.Ф.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, Сфера,  М., 1999;
  11. Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, Аркти, М., 2003;
  12. Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии,  ДЕТСТВО-ПРЕСС, М., 2012;
  13. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста, Каро, 2012;
  14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, Гном, М., 2010;
  15. Цуканова, Бетц  Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной работы, Гном, 2011;
  16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., 1989;
  17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
  18. Уманская А.А. Волшебные точки, М., 1987;
  19. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников, Каро, СПб, 2003;
  20. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, М., 2008;
  21. Семенченко П.М. 399 задач ждя развития ребенка, М., 2000;
  22. Тушканова О.И. Развитие внимания, Волгоград, 1997;
  23. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. Сборник Основы теории и практики логопедии, М., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)

Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с:  - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)

Цели и задачи реализации программы  Цель:   Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевыхнарушений через создание условий для овладения дет...

Мастер - класс по теме "Развитие речи у детей 3-4 летв семье и в детском саду".

практическое занятие для родителей. воспитателей....

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, р...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает дово...