Конспект НОД
план-конспект занятия по логопедии на тему

 Марина Вячеславовна Охотникова

Сценарий конкурсной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями речи на тему «Дикие животные средней полосы России».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_nod_ohotnikova.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20»

Сценарий

конкурсной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями речи на тему «Дикие животные средней полосы России».

Разработал: Охотникова М.В.,

учитель-логопед

г. Нефтеюганск

2015г.

Цель: Закрепить лексико-грамматические категории на материале темы: «Дикие животные средней полосы России».

Задачи:

Образовательные:

       -закреплять обобщающие понятия «дикие животные», умение дифференцировать диких и домашних животных.

-формировать лексико-семантическую сторону речи через расширение и активизацию словаря по теме «Дикие животные средней полосы России».

-формировать умение использовать различные материалы при самостоятельном решении  поставленной задачи.

Коррекционно-развивающие:

-совершенствовать грамматический строй речи (образование уменьшительно-ласкательных слов с суффиксами -онок, -енок, образование притяжательных прилагательных от существительных, употребление простого предлога «В»);

-развивать диалогическую речь, закрепить умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

-развивать тонкую и общую моторику, координацию движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию, активность, коммуникативные навыки.

        -формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

-формировать  навыки безопасного поведения.

Словарная работа:

-медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло, волчье логово, хатка бобра;

-волчий хвост, беличий хвост, заячьи уши;

-белка-бельчонок, медведица-медвежонок, лиса-лисенок, зайчиха-зайчонок, волчица-волчонок, ежиха-ежонок.

Основная образовательная область «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, здоровье, безопасность.

Оборудование:

-интерактивная доска, ноутбук;

-мультимедийная презентация;

-муляжи диких и домашних животных;

-панно фермы и леса;

-заготовкакнижки – малышки, клей, трафареты диких животных, фломастеры, карандаши, карточки с изображением детенышей животных;

-2 контейнера с крупой (горох, фасоль);

-пеньки;

-куклы-перчатки;

-карточки-схемы.

Планируемые результаты:

Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками  и взрослым, воспитание нравственных качеств.

Интеллектуальные: сформированность представлений о диких животных; умение находить выход из проблемной ситуации; расширение и активизация словарного запаса.

Физические:Координация движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

- активность участия в познавательной деятельности;

- самостоятельность в выполнении поставленных задач;

- взаимодействие со сверстниками и взрослым;

- сопереживание;

- эмоциональность;

- проявление волевых усилий;

Предварительная работа с воспитанниками в ходе режимных моментов:

Чтение художественной литературы: рассказы о животных В. Бианки, русские народные сказки о животных, «Зимовье зверей».Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Знакомство с артикуляционными упражнениями с биоэнергопластикой.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Введение в игровую ситуацию

Просмотр мультфильма

(в мультфильме Маша говорит:«Потерялся, бедненький, сейчас я тебе помогу.»)

- Ребята, мы с вами договорились посмотреть мультфильм. Скажите, какие вы   любите смотреть мультфильмы?

-Катя сказала, что ей нравится мультфильм про Машу и медведя, я предлагаю сейчас посмотреть отрывок из него.

Педагог обращает внимание на осанку воспитанников.

Ответы детей

Дети сидят на стульчиках и смотрят фрагмент мультфильма.

Затруднение в игровой ситуации

-Что случилось с зайчонком? Как Маша может ему помочь?

Педагог предлагает зафиксировать все версии схематично на карточках.

Дети высказывают свои предположения:

-Маша может взять зайчонка к себе домой.

-Можно найти (построить) его  дом.

-Найти зайчонку маму.

Столкновение  мнений воспитанников

-Мы услышали несколько предположений, кто согласен с первым? Кто думает как Ваня? Кто считает, что версия Кати правильная?

Ответы детей.

Поиск

решения

- У вас у каждого свое мнение, а как же узнать какое из них верно?

-Надо проверить.

Проверка первого предположения

-Итак, проверяем предположение, что зайчонка Маша может забрать к себе домой.

Основная часть

Игровое упражнение

«Кто спрятался?»

-Животные решили поиграть в прятки, может кто-то плохо спрятался, давайте посмотрим.

-Кого ты, Коля, видишь?

-А как ты догадался?

-Как по-другому можно сказать?

-Давай проверим.

(Находим всех животных: волк, заяц).

Дети рассматривают картину леса на интерактивной доске.

-Бельчонка

-Я увидел белкин хвост.

-Я увидел беличий хвост.

Коля нажимает на беличий хвост – на картине появляется бельчонок.

Дидактической игры

«На ферме или в лесу?»

Опровержение первого предположения

-Ребята, посмотрите, на ферме и в лесу нет животных, возможно, они тоже играют в прятки, давайте их найдем и вернем туда, где они живут.

-Поменяйтесь местами и посмотрите, все ли животные расставлены правильно?

-Ребята, расскажите, кто какое животное нашел куда поселил и почему.

-Вывод: Заяц, какое животное?Почему никто не поселил его на ферме?

Он может жить в домашних условиях?

-Почему?

-Предположение,о том, что Маша может взять  зайца к себе домой правильное?

Дети в контейнерах с горохом и с фасолью ищут животных и расставляют.

Дети проверяют друг друга.

Дети с педагогом рассаживаются в круг на пенёчки.

Заяц дикое животное.

Нет

(Ответы детей).

Нет.

(Ребенок, выдвинувший первое предположение,  убирает карточку первую карточку)

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

-Отдохнем немного с вами, поиграем язычками.

-У нас есть язычок и он такой же быстрый и ловкий как заяц. А что если мы сейчас с вами займемся волшебством: 1-2-3-язык в зайца превратись.

-Жил-был зайчонок и был он вот такой (показ языка). Захотел зайчонок пойти погулять, выглянул в окошко, посмотрел налево направо, вверх вниз (движения языка вверх вниз, влево вправо). Погода ему понравилась, и он пошел по дорожке, потом побежал быстро-быстро (упражнение «Часики»), устал и стал качаться на качелях (упражнение «Качели»), покачался, сел на лошадку и поскакал (упражнение «Лошадка»). Погулял зайчонок и вернулся домой голодный, захотелось ему блинчиков, положил один блин на сковороду, испек, съел (упражнение «Лопаточка»), а блины он ел со сметаной, губы замарал и облизал их (упражнение «Вкусное варенье»). Поел зайчонок и лег спать. Проснулся зайчонок и поскакал в лес. И мы с вами попрыгаем. Теперь зайчонок превращается в язычок.1-2-3-зайчонок  в язык превратись.

Дети с педагогом встают в круг возле пенёчков.

Выполняют упражнения.

Анимационная игра «Отгадай животное»

-Мы знаем, что заяц дикое животное и живет в лесу. А кто еще живет в лесу?

Дети садятся к интерактивной доске

(На интерактивной доске силуэты диких животных, дети называют и проверяют свои ответы).

Игра с использованием интерактивной доски

«Кто, где живёт?»

-Возвращаемся к схемам, следующее предположение найти зайчонку дом.

-У каждого животного есть свой дом-жилище, какие жилища вы знаете?

-Предлагаю каждого животного заселить в свой дом.

На интерактивной доске появляются схемы

  • Кто зимой холодной ходит злой голодный, это?
  • Как называется жилище волка?
  • Куда зашел волк?
  • Логово — чье это жилище?
  • Как называется жилище медведя?
  • Куда зашел медведь?
  • Берлога — чье это жилище?
  • Как называется жилище белки?
  • Куда забежала белка?
  • Дупло — чье это жилище?
  • Как называется жилище лисы?
  • Куда забежала лиса?
  • Нора — чье это жилище?
  • Как называется жилище бобра?
  • Куда спрятался бобер?
  • Хатка - чье жилище?

(Ответы)

  • Волк
  • Логово
  • В логово
  • Волчье логово
  • Берлога
  • В берлогу
  • Медвежье
  • Дупло
  • В дупло
  • Беличье
  • Нора
  • В нору
  • Лисье
  • Хатка
  • В хатку
  • Бобра

Проверка второго предположения

-Вот мы с вами расселили всех животных, а почему остался заяц и куст?Как называется жилище зайца?

-Может ли Маша найти его дом? Почему?

-Ребята, мы с вами сделали открытие, оказывается, у зайца нет жилища.

-Так мы можем оставить это предположение?

Ответ детей: - У зайца нет дома, он живет под кустом.

-Кустов в лесу много.

-Нет. (Убирают вторую карточку)

Заключительная часть

Проверка третьего предположения

-Осталось одно предположение, какое?

-Найти зайчонку маму.

Созданию

книжки - малышки

«Найди детёнышу маму»

-У каждого животного есть мама. У лосенка -лосиха, у волчонка-волчица, у медвежонка-медведица.

-Детеныши разыгрались и потеряли своих мам. Я предлагаю вам найти детенышей и разместитьих в книжке-малышке со своими мамами. Каким способом решайте сами, все, что вам может понадобиться, вы найдете здесь. А чтобы мамы с детенышами  встретились быстрее, вам помогут песочные часы.

-Катя ты кого искала?

-Почему?

Педагог выслушивает ответы всех детей.

-У каждого животного есть мама и у зайчонка есть мама.

-Так верно третье предположение, что Маша может найти его маму?

-Значит оставляем эту карточку?

-Вот и встретились зайчиха и зайчонок. (Появляется на экране фрагмент мультфильма  зайчиха с зайчонком).

- Случилось бы это с зайчонком, если бы он не убежал от мамы? А вы как себя ведете, чтобы не потеряться?

Дети с педагогом садятся за стол

Самостоятельная работа детей.

-Лису.

-Потому что у лисы детёныш лисенок.

-Да.

(Ответы детей).

Рефлексия

- У меня приготовлены карточки, выберите ту, которая вам поможет рассказать, что вы сегодня узнали или вспомнили, какое открытие сделали.

-Вложите карточки в книжки-малышки, в группе они помогут вам рассказать своим друзьям, о том, что вы сегодня узнали и чем занимались.

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....