Общее недоразвитие речи. Что это такое?
статья по логопедии (средняя группа) на тему
Общее недоразвитие речи. Что это такое?
Взрослым очень интересно то,
Что всем давно известно:
Как зовут, и кем ты будешь,
И кого ты больше любишь,
Маму, папу или братца? –
Все не могут разобраться!
А вот завтра я поеду
На беседу к логопеду!
Он попросит: порычи.
Он попросит: помычи.
Пошипи и пожужжи.
Хорошо пройдет беседа
У меня и логопеда!
Л. Фадеева
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!
У вас появились тревоги и переживания, связанные с тем, что ваш малыш в отличие от соседских детей – ровесников предпочитает не говорить, и в большей степени общается с вами жестами, показывает, то что ему нужно? Или словарный запас его слов крайне ограничен? А может быть, ваш ребенок говорит очень много, но его речь не понятна для окружающих, а иногда непонятна даже для вас.
Для того, чтобы понять что же с речью вашего ребенка, вы обратились к логопеду. И вот у вас есть логопедическое заключение: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
Такое логопедическое заключение не означает умственной неполноценности ребенка. Ранняя коррекция и систематические занятия с логопедом могут практически компенсировать общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отличается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Проявляется речевая недостаточность не однородно: от полного отсутствия речи до фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять четыре условия речевого развития при общем недоразвитии речи. Самый низкий уровень речевого развития – первый. Самый высокий – четвертый.
Первый уровень общего недоразвития речи характеризуется полным или частичным отсутствием общеупотребительной речи. Таких детей называют «безречевые дети». Активный словарь таких детей состоит из звуковых комплексов, звукоподражаний или еще из лепетных слов. Лепетными словами ребенок может обозначать несколько предметов («би-би» – машина, самолет, пароход, мотоцикл и т.п.). Вместо названия действий ребенок в речи использует название предметов (спать-кровать, сидеть-стул, играть-кукла). Общеупотребительные слова ребенок может воспроизводить в виде отдельных слов или их сочетаний («ко»-кошка, «бака»-собака). Звукопроизношение характеризуется «смазанностью», невозможностью произнесения многих звуков.
При переходе ко второму уровню речевая активность у детей значительно увеличивается. Дети начинают использовать простые распространенные предложения, которые могут состоять из 2-3-4 слов. Но недоразвитие речи остается еще ярко выраженным. Словарный запас пополнен существительными, прилагательными, глаголами, могут в речи присутствовать некоторые числительные, наречия и предлоги. Но слова при этом уровне ребенок использует искаженно (мятик игает – играет в мячик). Связь между словами в предложениях грамматически не оформлена, присутствует большое количество аграмматизмов. Сохраняется грубое нарушение слоговой структуры слова и звуконаполняемости слов («гаю»-играю, «батик»-бантик). Страдает фонетическая сторона речи, что подтверждается большим количеством несформировавшихся звуков. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. Рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок строится примитивно. Идет перечисление увиденных предметов или событий.
При третьем уровне речевого развития дети могут пользоваться распространенными предложениями. Лексика таких детей включает уже все части речи. При этом структура предложений может нарушаться. («Мама варит суп в плите» - «Мама варит суп в кастрюле»). Дети значительно меньше делают ошибок связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам. Они неправильно употребляют предлоги, нарушено согласование прилагательных с существительными, а так же числительных с существительными. («Домик лисички» - Домик для лисички. «Желтый машина» - Желтая машина. «Один арбуз, два арбуз» - один арбуз, два арбуза). В связанной речи (при пересказе или составлении рассказа) отмечаются пропуски нескольких моментов действий, отдельные смысловые несоответствия, ошибки в построении фраз.Звуковая сторона речи значительно лучше, по сравнению с другими уровнями ОНР. Сохраняются недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замена и искажение звуков, замены и искажения могут быть нестойкими.
У детей с четвертым уровнем речевого развития уже нет грубых нарушений звукопроизношения, но они недостаточно четко различают звуки в речи. Остаются нарушения произношения некоторых сложных звуков [Л], [Р]. В речи еще могут сохранятся перестановки слогов и звуков. Могут сохраняться лексические ошибки, они выражаются в замене слов близких по значению. («Папа смотрит газету» - Папа читает газету). Грамматические ошибки отмечаются в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («Мы собрали много яблоков» - Мы собрали много яблок). Могут присутствовать нарушения согласования прилагательных с существительными (Я раскрашиваю платье красный карандошом. – Я раскрашиваю платье красным карандашом). Все ошибки четвертого уровня речевого развития при ОНР, носят не постоянный характер, они встречаются редко. И если ребенку логопед дает возможность выбрать правильный ответ, то ребенок быстро находит его и при повторе на аналогичный вопрос он ошибок не совершает.
В специализированных группах нашего детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи основными задачами логопедического обучения являются: формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи, подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Коррекционная работа логопеда включает в себя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Эффективность коррекционной работы зависит и от вас, уважаемые родители. В семье нужно создать условия благоприятные для общего и речевого развития. Проводить целенаправленно и систематически работу по развитию детей и необходимую коррекционную работу, которая будет рекомендована учителем-логопедом.
Желаю вам терпения и успехов!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_nedorazvitie_rechi_1.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи. Что это такое?
Взрослым очень интересно то,
Что всем давно известно:
Как зовут, и кем ты будешь,
И кого ты больше любишь,
Маму, папу или братца? –
Все не могут разобраться!
А вот завтра я поеду
На беседу к логопеду!
Он попросит: порычи.
Он попросит: помычи.
Пошипи и пожужжи.
Хорошо пройдет беседа
У меня и логопеда!
Л. Фадеева
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!
У вас появились тревоги и переживания, связанные с тем, что ваш малыш в отличие от соседских детей – ровесников предпочитает не говорить, и в большей степени общается с вами жестами, показывает, то что ему нужно? Или словарный запас его слов крайне ограничен? А может быть, ваш ребенок говорит очень много, но его речь не понятна для окружающих, а иногда непонятна даже для вас.
Для того, чтобы понять что же с речью вашего ребенка, вы обратились к логопеду. И вот у вас есть логопедическое заключение: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
Такое логопедическое заключение не означает умственной неполноценности ребенка. Ранняя коррекция и систематические занятия с логопедом могут практически компенсировать общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отличается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Проявляется речевая недостаточность не однородно: от полного отсутствия речи до фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять четыре условия речевого развития при общем недоразвитии речи. Самый низкий уровень речевого развития – первый. Самый высокий – четвертый.
Первый уровень общего недоразвития речи характеризуется полным или частичным отсутствием общеупотребительной речи. Таких детей называют «безречевые дети». Активный словарь таких детей состоит из звуковых комплексов, звукоподражаний или еще из лепетных слов. Лепетными словами ребенок может обозначать несколько предметов («би-би» – машина, самолет, пароход, мотоцикл и т.п.). Вместо названия действий ребенок в речи использует название предметов (спать-кровать, сидеть-стул, играть-кукла). Общеупотребительные слова ребенок может воспроизводить в виде отдельных слов или их сочетаний («ко»-кошка, «бака»-собака). Звукопроизношение характеризуется «смазанностью», невозможностью произнесения многих звуков.
При переходе ко второму уровню речевая активность у детей значительно увеличивается. Дети начинают использовать простые распространенные предложения, которые могут состоять из 2-3-4 слов. Но недоразвитие речи остается еще ярко выраженным. Словарный запас пополнен существительными, прилагательными, глаголами, могут в речи присутствовать некоторые числительные, наречия и предлоги. Но слова при этом уровне ребенок использует искаженно (мятик игает – играет в мячик). Связь между словами в предложениях грамматически не оформлена, присутствует большое количество аграмматизмов. Сохраняется грубое нарушение слоговой структуры слова и звуконаполняемости слов («гаю»-играю, «батик»-бантик). Страдает фонетическая сторона речи, что подтверждается большим количеством несформировавшихся звуков. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. Рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок строится примитивно. Идет перечисление увиденных предметов или событий.
При третьем уровне речевого развития дети могут пользоваться распространенными предложениями. Лексика таких детей включает уже все части речи. При этом структура предложений может нарушаться. («Мама варит суп в плите» - «Мама варит суп в кастрюле»). Дети значительно меньше делают ошибок связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам. Они неправильно употребляют предлоги, нарушено согласование прилагательных с существительными, а так же числительных с существительными. («Домик лисички» - Домик для лисички. «Желтый машина» - Желтая машина. «Один арбуз, два арбуз» - один арбуз, два арбуза). В связанной речи (при пересказе или составлении рассказа) отмечаются пропуски нескольких моментов действий, отдельные смысловые несоответствия, ошибки в построении фраз.Звуковая сторона речи значительно лучше, по сравнению с другими уровнями ОНР. Сохраняются недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замена и искажение звуков, замены и искажения могут быть нестойкими.
У детей с четвертым уровнем речевого развития уже нет грубых нарушений звукопроизношения, но они недостаточно четко различают звуки в речи. Остаются нарушения произношения некоторых сложных звуков [Л], [Р]. В речи еще могут сохранятся перестановки слогов и звуков. Могут сохраняться лексические ошибки, они выражаются в замене слов близких по значению. («Папа смотрит газету» - Папа читает газету). Грамматические ошибки отмечаются в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («Мы собрали много яблоков» - Мы собрали много яблок). Могут присутствовать нарушения согласования прилагательных с существительными (Я раскрашиваю платье красный карандошом. – Я раскрашиваю платье красным карандашом). Все ошибки четвертого уровня речевого развития при ОНР, носят не постоянный характер, они встречаются редко. И если ребенку логопед дает возможность выбрать правильный ответ, то ребенок быстро находит его и при повторе на аналогичный вопрос он ошибок не совершает.
В специализированных группах нашего детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи основными задачами логопедического обучения являются: формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи, подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Коррекционная работа логопеда включает в себя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Эффективность коррекционной работы зависит и от вас, уважаемые родители. В семье нужно создать условия благоприятные для общего и речевого развития. Проводить целенаправленно и систематически работу по развитию детей и необходимую коррекционную работу, которая будет рекомендована учителем-логопедом.
Желаю вам терпения и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....