Формирование фонематического слуха. Из опыта работы практического логопеда
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов.
Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть хорошо развитый фонематический слух. В возрасте 4-5 лет родная речь ребенка вызывает интерес как предмет изучения. Дети понимают, что слова звучат по-разному: бывают длинными и короткими, их можно разделить на части, учатся выделять в словах звуки и анализировать их.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую игры, направленные на развитие фонематического восприятия. Предлагаю вниманию подборку наиболее полюбившихся детям игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_fs.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического слуха.
Из опыта работы практического логопеда
Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов.
Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть хорошо развитый фонематический слух. В возрасте 4-5 лет родная речь ребенка вызывает интерес как предмет изучения. Дети понимают, что слова звучат по-разному: бывают длинными и короткими, их можно разделить на части, учатся выделять в словах звуки и анализировать их.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую игры, направленные на развитие фонематического восприятия. Предлагаю вниманию подборку наиболее полюбившихся детям игр.
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Лото «Подбери картинку»
Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ.
Оборудование: карточки с четырьмя картинками на разные звуки, из которых две картинки с одинаковым звуком. Два цветных квадрата.
Ход игры. Детям предлагается найти на карточке две картинки с одинаковым звуком. Две оставшиеся картинки нужно закрыть цветными квадратами.
«Светофор»
Цель: развивать фонематическое восприятие и представления.
Оборудование: сигналы трех цветов (красный, зеленый, синий)
Ход игры. Логопед называет слова с изучаемым звуком или без него. Дети, услышав этот звук поднимают сигнал (красный – гласный звук, зеленый – мягкий согласный, синий – твердый согласный).
«Звуковые часы»
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический и слоговой анализ.
Оборудование: «звуковые часы» с различными картинками на циферблате (индивидуальные для каждого ребенка и демонстрационные).
Ход игры. Логопед дает детям различные задания:
Найти слова в которых есть заданный звук.
Найти слова в которых нет заданного звука.
Есть ли у вас слово в названии которого есть звук «и».
Найти слова в которых звук «К» в начале слова, в конце слова, в середине.
Найти самое короткое слово, самое длинное.
Найти слово из 1, 2, 3 слогов.
«Назови кто в поезде»
Цель: развивать фонематическое восприятие, представления и фонематический анализ.
Оборудование: два паровоза и вагоны с картинками.
Отобрать вагоны, которые поедут в поезде с данным звуком (например со звуком С).
«Зайцы и морковка»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование: полоски с тремя зайцами и морковка.
Ход игры. Логопед называет слова (или раздает детям индивидуальные карточки с предметными картинками), а дети определяют положение заданного звука в слове и угощают зайцев морковкой – первого зайца, если звук находится в начале слова, второго – если звук в середине слова, третьего – если звук в конце слова.
«Зашифруй слово»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез, развивать фонематические представления.
Оборудование: поле для выкладывания схемы слова, предметные картинки.
Ход игры. Ребенку предлагается «записать слово с помощью цветных квадратиков»
«Звуковая лесенка»
Цель: развивать фонематический анализ
Оборудование: «лесенка», поделенная на квадратики (от 2 до 6) и предметные картинки (на ковролине).
Ход игры. Дети определяет количество звуков в словах и «сажают» их на соответствующие ступеньки лесенки.
«Ромашка»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки.
Оборудование: поле, серединки цветов с буквами, лепестки с картинками.
Вариант 1. Ребенку предлагается подобрать лепестки к серединке (например отобрать из картинок со звуком Ш и С лепестки со звуком С).
Вариант 2. Собрать два цветка: один со звуком С, другой со звуком Ш.
«Кубики»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки, узнавать графический образ буквы.
Оборудование: поле на котором нарисованы, выложенные из кубиков буквы Л и Р; предметные картинки
(с соответствующими звуками) на небольших квадратиках.
Ход игры. Логопед просит ребенка сложить буквы Л и Р из «кубиков» - букву Л из тех, на которых нарисованы картинки со звуком Л, а букву Р из тех, на которых картинки со звуком Р
«Жуки и шары»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки.
Оборудование: поле с изображением жуков и воздушных шаров; предметные картинки со звуком Ш или Ж.
Ход игры. Ребенок определяет какой из звуков Ш или Ж слышен в слове кладет картинку на шарик (звук Ш) или на спинку жуку (звук Ж).
«Ладошки и шаги»
Цель: развивать слоговой анализ
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры.
Вариант 1. «Сравни» Логопед объясняет детям, что считать слоги можно разными способами и предлагает «отхлопать» слова, «прошагать» их и сравнить результат.
Вариант 2. «Чье слово длиннее?» Дети получают предметные картинки, встают на одну линию и «прошагивают» свои слова.
«Магазин игрушек»
Цель: развивать слоговой анализ
Оборудование: игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, петрушка, собака, щенок, лиса, Чебурашка, лягушка, танк.
Ход игры. Детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога. Покупая, дети должны четко и ясно произносить ее название, определить количество частей, последовательность звучания каждой части. Затем отбирают игрушки, в названии которых 3 слога. После этого обсуждается почему не надо брать Чебурашку и мяч.
«Слоговые вагончики»
Цель: развивать слоговой анализ
Оборудование: вагончики с одним, двумя и тремя окошками; предметные картинки с разным количеством слогов.
Ход игры. Детям предлагается «поселить» картинки в вагончики: в вагончик с одним окошком - слова из одного слога, в вагончик с двумя окошками - слова из двух слогов, в вагон с тремя окошками – слова из трех слогов.
«Ребусы»
Цель: учим детей разгадывать ребусы. Тренировать умение выполнять звуковой анализ и синтез.
Оборудование: карточки с картинками.
Ход игры. Ребенку предлагается назвать картинки. Выделив первые звуки, ребенок должен составить новое слово, т.е. разгадать ребус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
В материале дается описание и этапы коррекционной работы по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи....
Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа.
Планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и ...
Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов
Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:Формирование фонематического слуха детей дошкольного возраста...
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР детский сад №1"Колосок" Коротаевой С.В. по теме: "Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы" для районного методического объединения логопедов МДОУ
Рекомендовано для учителей- логопедов дошкольных учреждений....
Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"
Аннотация. Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...
Формирование пространственно – временных ориентировок у детей с ОВЗ дошкольного возраста из практического опыта работы учителя логопеда, дефектолога Мартыновой Е.И.
Практические задания и упражнения для формирования навыков оренровки в пространстве и временти детей дошкольного возраста с ОВЗ...