Главные вкладки
Формирование пространственно – временных ориентировок у детей с ОВЗ дошкольного возраста из практического опыта работы учителя логопеда, дефектолога Мартыновой Е.И.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Практические задания и упражнения для формирования навыков оренровки в пространстве и временти детей дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvenno-vremennyh_predstavleniy.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственно – временных ориентировок у детей с ОВЗ дошкольного возраста
из практического опыта работы учителя логопеда, дефектолога Мартыновой Е.И.
Формирование ориентировок во времени тесно связано с ориентировкой в пространстве, поэтому следует начинать знакомить ребенка с данными категориями с ориентировок в собственном теле (данная работа проводится в непосредственном взаимодействии всех специалистов и родителей, потому что, от того как усвоит ребенок эти знания на начальном этапе, зависит успешность формирования общего понятия о времени и пространстве).
ориентировка в пространстве ближайшего окружения:
1. Ориентировка правой и левой стороны (начинается с умения держать ложку, надевания обуви и рукавичек, а также в конву занятия вплетаются всевозможные присказки и стихи: «стоял ученик…» и т.д.) по мере взросления ребенка, уровня восприятия происходящего, разбираем каждое слово стихотворения, игры «возьми только одной рукой», «наступашки», «положи мишку спать» и т.д. чтобы закрепить представления о направлениях имитируем движения ложкой или карандашом, рисуем в воздухе.
2. Ориентировка вверх и вниз более простой, одновременно отрабатываем предлоги «над – под».
3. Ориентировка «назад – вперед», в тетради рисунки машинок, дороги, игры в «направления», одновременно понятия «уходить, уезжать – возвращаться»
4. Закрепление понятий происходи в игре на расположение фигур на листе, муха, нарисуй по клеткам (чаще отрабатывают воспитатели).
Игры с выкладываем фигур из палочек по рисункам, по памяти, по инструкции в помощь.
5. Отдельным заданием можно считать простые игры по инструкции раскрась кружок (раскрась кружки в синий, красный и черный цвета, так чтобы, красный находился между синим и белым и подобные задания).
6. Ориентировка на ладони руки тоже очень важна, закрепляем названия пальцев играми, раскрась кружки, нажми на точку определенного цвета и т.д.
Временная ориентировка:
Временная ориентировка не начинается и не заканчивается на назывании времен года, дней недели т. д.
1. Найди шарик под стаканчиком, запомни последовательность фигур и т.д.
2. Игра «папа едет на работу» рисунок в тетради дороги, едем машинкой от дома до работы, постоянно добавляя точки маршрутов. Добавляем понятия «откуда-куда», «сначала – потом», «раньше – позже»*. Эта игра помогает от относительной ориентировки в пространстве перейти в временные понятия.
3. Времена года, дни недели, месяцы, время дня чаще всего берут на занятиях воспитатели, дефектолог чаще только закрепляет в играх на индивидуальных занятиях.
4. Существенные сложности возникают при формирование понятий «вчера – сегодня-завтра» возвращаемся к игре «папа едет на работу» и понятиям «сначала – потом», «раньше –позже». Преобразуем эту игру в игру «собираемся в отпуск». При этом мама и воспитатели на занятиях закрепляют понятие «вчера». В игре собираем чемодан, составляем список, что можно взять с собой, если завтра отправление, ребенок вспоминает, какие вещи есть, а каких нету, ведь в магазин уже не успеем, завтра уезжаем. Проигрываем ситуация, что легли спать, проснулись, наступило сегодня. Педагог задает уточняющие вопросы - «Когда собирали чемодан?» (вчера), «когда едем?» (сегодня), «когда приедем?» (завтра). Отработать понятия проще вчера – сегодня. Можно занятие растянуть на сутки или повторить, с другой ситуацией, если не усвоил.
5. Игра в «День рождения» готовимся к маминому дню рождения, особенно когда подгадываем. Отрабатываем те же моменты.
При организации данных видов деятельности не забываем, что умение ориентироваться в пространстве и времени очень сложно, особенно маленьким детям, детям с органикой, детям с СДВГ (они не могут выдержать временные рамки, им не хватает терпения и внимания, чтобы методично проговаривать ответы на заданные вопросы). Поэтому нужно время и не один учебный год, чтобы данные понятия активизировать в памяти ребенка, чтобы ребенок смог ими, активно пользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»
Коррекционная работа велась в двух направлениях:1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективны...
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
"Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ОВЗ дошкольного возраста в коррекционно-развивающей работе"
Семинар-практикум "Организация воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ в различных видах деятельности"...
Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ
Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической ...
Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...