Совершенствование лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». Буква – С - ; звуки [с] [с']
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кулик Елена Григорьевна

Конспект ООД для подготовительной группы компенсирующей направленности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД для подготовительной группы компенсирующей направленности: Совершенствование лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». Буква – С - ; звуки [с] [с']

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Активизировать и уточнять словарь по теме. Закреплять полученные знания о классификации посуды по видам. Обогащать  словарный  запас относительными прилагательными;
  2. Закреплять знания о составлении предложения с предложно-падежными конструкциями.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать диафрагмальное дыхание;
  2. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  4. Развивать фонематическое восприятие, уточнять артикуляцию звука;
  5. Формировать фонематические представления, развивать фонематический анализ (выделение согласного звука на фоне слова);

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать чувство взаимопомощи;
  2. Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанных людьми.

Оборудование:

Корзина; одноразовые тарелки с картинками; предметные картинки с изображениями предметов посуды; большие картинки с изображениями стола, плиты, буфета, предметов посуды. Хохломской столик, настоящие предметы посуды (сковорода, кастрюля, деревянная ложка, вилка, стакан, чашка, блюдце, керамический горшочек, металлическая чайная ложечка).  Фасоль, шнурки. Звуковые линейки, кружки (синие, зеленые) для обозначения местоположения звука в слове, буква – С - , мяч.

Ход ООД

Логопед

Дети (предполагаемые ответы)

Ход ООД

  1. Открытый вход в деятельность.

Логопед подзывает детей.

  1. Вводно -организационный этап

Создание эмоционально-положительного фона. Приветствие детей.

Дети здороваются (используются элементы развития диафрагмального дыхания)

Диалог  логопеда и детей прерывается плачем. В кабинет входит заплаканная Баба Федора (персонаж стихотворения «Федорино горе»), озирается по сторонам.

БФ.: Ой! А куда это я попала?

Л.:  Вы пришли в детский сад.

А кто Вы?

БФ.: Я Федора Егоровна.

Л.: Дети, а вы знаете кто такая Федора Егоровна?

Л. А что вы еще о Федоре знаете?

БФ. : Да, я ее не мыла, не чистила, не жалела, не любила. И вот она от меня ушла. Я так сожалею об этом.  И где мне  теперь  ее отыскать?...

*уходит искать посуду, забыв корзину*

Психогимнастика

Л. Дети, как вы думаете, баба Федора сожалеет о произошедшем, переживает?

Давайте попробуем изобразить сожаление, отчаяние бабы Федоры

Л.: Молодцы!

Баба Федора переживает. Может, поможем ей вернуть посуду?

  1. Активизация и уточнение словаря по теме. Закрепление умения классифицировать посуду по виду.

Л.: Ой, дети, а Федора Егоровна забыла свою корзину. Она открыта. Посмотрите, что в ней?

(Логопед достает одну из тарелок)

Л.: Что изображено на тарелке?

Обратите внимание на картинки с изображением предметов посуды. Какую посуду вы знаете?

Подумайте и опишите посуду,  какая она?

Молодцы!

А теперь присаживайтесь на подушечки, мы поиграем в игру и определим, какая посуда кухонная, столовая, чайная.

(Перед детьми раскладываются предметные картинки с изображениями посуды, а на коврограф выставляются картинки с изображениями буфета, плиты, стола). Логопед дает инструкцию.

Дети по очереди подходят к коврографу и вывешивают картинки под изображениями плиты, стола, буфета. Комментируют свои действия.

А сейчас мы все вместе скажем, как  эти предметы называются одним словом

Проговорим и прохлопаем слово посуда по слогам

На сколько слогов делится слово посуда?

Молодцы!

(Дети садятся на свои места)

Пока дети выполняют это задание, на стол выставляется несколько предметов посуды: сковорода, кастрюля, деревянная ложка, вилка.

Л.: Дети, посмотрите, на столе появилась посуда бабы Федоры. Назовите, какие  предметы посуды вы видите?

(Логопед показывает предметы посуды)

Ложка из дерева

Сковорода из чугуна

Вилка из стали

Кастрюля из алюминия

Молодцы!

Л.: Вы выполняете задания, а к нам возвращается Федорина посуда.

  1. Расширение имеющихся знаний

Из корзины логопед достает вторую тарелку

Л.: Дети, что на ней изображено?

Я сейчас буду называть предметы посуды, а вы слушайте меня очень внимательно. Определяйте, какой слышится звук в начале слова, называйте его  (супница, стакан, сито, селедочница).

Как мы произносим звук [с]?

Звук [с] – какой звук?

Звук [с'] – какой звук?

Молодцы!

Звук [с] обозначаем на письме буквой – С –

Дети, чем отличается звук и буква?

Давайте выложим букву – С -  из фасоли или шнурка.

Молодцы! Какая красивая буква у вас получилась!

На что похожа буква?

Когда дети выкладывают букву, на стол выставляются еще некоторые предметы посуды – стакан, чашка, блюдце.

  1. Динамическая пауза

Я думаю, что нам пора отдохнуть и выполнить упражнение.

Раз, два, три, четыре,

Расправляем плечи шире.

На носочках покружились,

Низко-низко наклонились.

А потом поприседали,

От зарядки мы устали.

Молодцы!

Дети, на столе посуды становится все больше и больше. Посмотрите на посуду и назовите только те предметы, которые появились. Какие это предметы? Из чего они сделаны?

  1. Формирование фонематических представлений, развитие фонематического анализа.

А теперь присаживайтесь на подушечки перед картинками с изображениями посуды. Найдите картинку с предметом посуды, в названии которой есть звук [с] или [с'].

Можно придумать любое слово со звуком [с] или [с'].

На звуковой линейке обозначьте местоположение звука [с] или [с']

К концу этого задания на стол выставляются оставшиеся предметы: керамический  горшочек, металлическая чайная ложка.

Молодцы! Я вами горжусь!

Посмотрите, дети, а посуда бабы Федоры к нам возвращается. Какие предметы появились на столе? Назовите их.

  1. Знакомство с новым материалом.

Образование относительных прилагательных.

В корзинке осталась еще одна тарелочка. Что на ней изображено?

Я вас приглашаю поиграть в игру с мячом.

Посуда сделана из различных материалов. Я буду называть из чего сделана  эта посуда, а вы отвечаете какая она.

Стакан из стекла

Ложка из дерева

Чашка из фарфора

Сковорода из чугуна

Кастрюля из алюминия

Горшочек из керамики

Блюдце из фарфора

Вилка из металла

Молодцы!

  1. Практическая работа. Составление предложений по демонстрации действий.

Дети, посмотрите, посуда на столе стоит неаккуратно. Давайте расставим посуду красиво, проговаривая свои действия. Я составляю и проговариваю начало предложения, а вы составляете конец предложения с  маленьким словом-предлогом.

Молодцы!

Теперь у нас на столе порядок.

В кабинет заходит баба Федора. Она расстроена тем, что не нашла свою посуду.

 *Речь бабы Федоры*

Дети предлагают присесть бабе Федоре.

Она обещает жалеть посуду, ухаживать за ней.

Благодарит детей.

Баба Федора прощается с детьми. Уходит.

Психогимнастика.

Дети, давайте изобразим радость бабы Федоры.

Кто к нам сегодня в гости приходил?

Как мы пытались помочь Бабе Федоре, чтобы посуда вернулась к ней.

 Вы молодцы! Я вами горжусь.

А сейчас я вам предлагаю взять  одноразовые тарелочки и раскрасить их.

  1. Открытый выход из деятельности.

Делают вдох -  на выдохе : Здравствуйте Елена Григорьевна

Да, из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе».

Знаем, что от нее ушла посуда

Да

Дети выполняют мимические движения выражающие сожаление, отчаяние

Да, поможем!

Здесь лежат тарелки.

Посуда!

Кухонную, столовую, чайную.

Красивая, большая, маленькая, мелкая, глубокая.

Чайник – предмет кухонной посуды

Сито – предмет кухонной посуды

Блюдце – предмет чайной посуды

Сковорода -  предмет кухонной посуды

Супница – предмет столовой посуды

Чашка – предмет чайной посуды

Ложка – предмет столовой посуды

Тарелка – предмет столовой посуды

Посуда

По – су – да

На 3 слога

Деревянная ложка

Чугунная сковорода

Стальная вилка

Алюминиевая кастрюля

Буква – С –

[с], [с], [с'], [с']

Губы  улыбаются, зубы сближены. Язык за нижними зубами.

Это согласный звук, глухой, твердый. Обозначаем синим кружком.

Это согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зеленым кружком.

Звуки мы слышим и произносим. А буквы – видим и пишем, читаем.

Дети выполняют задание.

На месяц, на полукруг, на крючок.

Дети выполняют задание.

Стакан

Чашка

Блюдце

Стеклянный стакан

Фарфоровая чашка

Фарфоровое блюдце

Дети выполняют задание.

Супница

Масленка

Сито

Селедочница

Металлическая чайная ложка,

Керамический горшочек.

Мяч

Стеклянный стакан

Деревянная ложка

Фарфоровая чашка

Чугунная сковорода

Алюминиевая кастрюля

Керамический горшочек

Фарфоровое блюдце

Металлическая вилка

Я поставлю фарфоровую чашку (на фарфоровое блюдце)

Я положу деревянную ложку (в керамический горшочек)

Я поставлю чугунную сковороду (под металлическую кастрюлю)

Я положу чайную ложку (в фарфоровую чашку)

Я положу стальную вилку (в стеклянный стакан)

Баба Федора, не волнуйся, нашлась твоя посуда!

Дети складывают посуду в корзину.

Дети выполняют задание.

Баба Федора.

Дети повторяют, какая бывает посуда, из чего сделана; в каких словах, обозначающих посуду, есть звуки [с] и [с'].

Припоминают, из чего выкладывали букву – С - , на что она похожа.

Дети выполняют задание

Дети помещают свои работы на стенд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...

"Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда"

Конспект занятия "Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда" в средней группе детского сада компенсирующего вида для детей с ОНР...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «ЗИМУШКА- ЗИМА» с использованием нетрадиционных методов рисования

Продолжать расширять представление детей о временах года, знакомить с характерными особенностями зимней природы, с приметами зимы, активизировать словарь детей, закрепить обобщающее понятие –зима.Акти...

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Одежда».

Программное содержание: закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сшита; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматиче...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)

Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...