Дикие и домашние животные
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Открытое занятие для подготовительной логопедической группы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_i_domashnie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для подготовительной логопедической группы
Тема: «Дикие и домашние животные»
Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развивать связной речи детей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать у детей умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, существительные в предложном падеже, пользоваться мнемотаблицами при составлении рассказов о животных.
Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: беличий, медвежий, заячий, лисий, волчий, логово, хлев); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
- Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
- Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
- Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Кто лишний?», «Назови маму», «Назови детеныша».
- Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».
- Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Лесные жители», пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
Оформление: «Лесная опушка» (деревья, грибы, цветы); «Подворье» (домик, плетень, большие глиняные фигурки домашних животных), слайд-заставка «Лес»
Материалы и оборудование: перчаточные куклы диких и домашних животных, тростевая кукла Кот, ширма, магнитная доска, опорные схемы для рассказывания, листы с заданиями, «Кочки» из бумаги разной формы, конверт с заданиями, рисунки для игры «Исправь ошибку художника», картинки с изображением диких и домашних животных
Аппаратное обеспечение: мультимедийная установка.
Программное обеспечение: Аудиозапись «Голоса леса»
Ход занятия:
Логопед: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами сегодня можем узнать много интересного. А о чём и ком мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
- Кто они такие?
Дети: Животные.
Логопед: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята, нас в гости к себе на подворье пригласила Хозяюшка Варварушка, она обещала познакомить нас с животными, живущими у нее на скотном дворе. Отправляемся в деревню!
Дыхательная гимнастика «Запах деревни»
Логопед: Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты, растущих вдоль забора. Выдыхаем через рот(2-Зр.). А вот и Варварушка. Здравствуй, хозяюшка!
Варварушка: Здравствуйте, ребята! У меня много домашних животных, вы всех узнали? (Дети называют домашних животных, чьи фигурки расположены на скотном дворе.)
Молодцы, ребята! Но вот беда- от меня сбежал мой любимый кот Тишка, решил стать свободным и жить в лесу. Боюсь я за него, ребята, ведь в лесу много зверей, они могут моего Тишку обидеть, он может заблудиться, помогите мне, пожалуйста, его найти.
Логопед: Ребята, поможем Варварушке найти ее любимого Кота?
Дети: Поможем.
Логопед: Тогда отправляемся в лес! Чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам любой формы, кроме круга. (Дети прыгают по кочкам разных геометрических форм, пропуская круги.) Молодцы, вот мы с вами и в лесу! (На мультимедийном экране появляется заставка леса, звучит мелодия с голосами птиц) Здравствуй, добрый лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Дыхательная гимнастика «Запах леса»
Логопед: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.).
Ребята, я знаю, кто нам поможет найти Кота, это Старичок-Лесовичок.
(Выходит Старичок-Лесовичок)
Старичок-Лесовичок. Кто в лесу моем гуляет?
Кто здесь песни распевает?
О, да это ребятишки-
Смешливые девчонки,
Забавные мальчишки.
Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Старичок-Лесовичок: Узнали, дети, вы меня?
Я Старичок-Лесовичок. Кто природу губит,
С тем я строг, а кто лес уважает,
Растения не обижает, зверям помогает,
Тот гостем желанным у меня бывает.
Логопед: Старичок-Лесовичок, помоги нам, пожалуйста, отыскать в твоих владениях Кота Тишку, мы боимся, как бы он в беду не попал!
Старичок-Лесовичок. Отчего ж не помочь, только сначала выполните мои задания. В лесу под самой большой елью найдете конверт, в нем мои задания, когда вы их все выполните, позовите меня, и я подскажу вам, где Кота в лесу найти.
Логопед: Ну что ж, ребята, придется нам все задания Старика-Лесовика выполнить.
(Дети вместе с логопедом находят конверт с заданиями.)
1 задание. Дидактическая игра «Кто где живет?» Вспомните, как называется жилище животных?
(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога, лиса- нора, свинья- свинарник, лошадь-конюшня, корова- коровник и т. п.) Молодцы!
Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем В. Пальчинскайте | (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.) (Удары ладонями и кулачками поочередно.) |
2 задание. «Исправь ошибку художника». Дидактическая игра «Чей хвост?» (На магнитной доске изображены: медведь с лисьим хвостом, заяц-с беличьим, лиса- с волчьим, волк- с заячьим, белка- с медвежьим)
Дети отвечают на вопрос «Чей хвост?», затем исправляют ошибки.
3 задание. Игра «Угадай, кто это».
Бурый, косолапый, неуклюжий — ... (Медведь)
Большая, рогатая - … (Корова)
Серый, зубастый, страшный — ... (Волк)
Хитрая, пушистая, рыжая — ... (Лиса)
Полосатая, пушистая, ласковая — … (Кошка)
Маленький, длинноухий, пугливый — ... (Заяц)
Колючий, серый —… (Еж)
Кудрявая, упрямая — … (Овца)
Верная, преданная —… (Собака)
4 задание. Изобразить повадки животных. Физминутка «Лесные жители»
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка, мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.
5 задание. Игра «Расскажи о себе»
Логопед: Нужно представить себя каким-либо животным и рассказать о себе с помощью схем. (Каждый ребенок берет перчаточную куклу)
Дети с перчаточными куклами выходят по очереди к экрану, на котором мнемотаблица, и по плану рассказывают о животных от лица своей куклы.
6 задание. Игра «Детки и родители».
Жеребенок, ты к кому побежишь? (К коню и лошади.)
Котенок, ты к кому побежишь? (К коту и кошке.)
Лисенок, ты к кому побежишь? (К лисе и лису)
Теленок, ты к кому побежишь? (К корове и быку.)
Козленок, ты к кому побежишь? (К козе и козлу.)
Ягненок, ты к кому побежишь? (К овце и барану.)
Медвежонок, ты к кому побежишь? (К медведю и медведице.)
Свинья, кто к тебе прибежит? (Поросенок.)
Собака, кто к тебе прибежит? (Щенок.)
Лосиха, кто к тебе прибежит? (Лосенок.)
(Дети выполняют задание, рисунки прикрепляют к магнитной доске.)
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Лесовичка, давайте его позовем! Выходит Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок, мы с ребятами выполнили все твои задания, ты обещал нам помочь найти кота Тишку.
Старичок-Лесовичок: Молодцы, ребята, конечно, я вам помогу! Кот ваш прячется за кустом малины на опушке моего леса.
Логопед: Спасибо тебе, Лесовичок, мы пойдем искать Кота!
Ребята, да вот же он! Тишка, выходи, не бойся, это мы- ребята из детского сада!
(На ширме из-за куста появляется Кот- верховая кукла.) Тишка, тебе понравилось в лесу жить?
Кот: Нет, я домой хочу, я понял, что домашнему животному лучше жить рядом с человеком, ведь мне ненужно строить себе жилье, самому добывать пищу, защищаться от врагов, лежи себе на лавке, пей молочко, ешь рыбку, да еще хозяйка погладит да ушком почешет. Пожалуйста, отведите меня домой, а то я в лесу заблудился.
Логопед: Конечно, мы поможем тебе найти дорогу домой.
(Под музыку идут за логопедом к подворью (слайд «Деревня»), Варварушка встречает гостей.)
Спасибо вам, ребятушки, за Тишку моего непутевого, надеюсь, он больше не будет в лес убегать. Приходите ко мне снова в гости.
Заключительная часть
Логопед: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу логопеда)
- не умеют строить себе жилье,
- самостоятельно добывать для себя пищу,
- защищаться от врагов.
И подводя итоги нашего путешествия, не забудем о диких животных: они не могут жить рядом с человеком, так как…
- боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Логопед: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Создание ситуации ожидания:
Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей). Вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.
Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот, который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация проекта для младшего дошкольного возраста "Дикие и домашние животные"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром лю...
Дикие и домашние животные
Интегрированная образовательная деятельность по областям "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественная деятельность"....
Дикие и домашние животные.
Закреплять знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....
Конспект открытого занятия по формированию знаний о диких и домашних животных "Где живут животные"
Цель:Формирование знаний детей о диких и домашних животных.Задачи:- уточнить и обобщить знания детей о животных.- закреплять знание о диких и домашних животных и их детенышей, чем питаются;-...
Конспект занятия по экологии «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Тема: «Дикие и домашние животные
Цель: формирование у детей представлений о диких и домашних животных. Задачи: - образовательные: Закреплять умение детей различать и называть домашних и диких животных, их детенышей; Продолжать у...
Дикие и домашние животные животные
Дикие и домашние животные...
Кроссворды о сообществах диких и домашних животных, их детёнышах, жилищах; о сообществах животных, птиц и насекомых (для воспитанников старшей группы).
Цель: активизация познавательной деятельности воспитанников посредством тесного знакомства с темой; обучение анализу выполняемой работы: по какому признаку слова объединены в кроссворде, что у них общ...