«Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей с ОНР на занятиях по бисероплетению»
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами творческой деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование.
Моторная ловкость может эффективно развиваться и в различных видах ручных ремесел......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей с ОНР на занятиях по бисероплетению»
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и интеллектуальное развитие ребенка в пределах возрастной нормы: это и речь, и мыслительные процессы, а также способность к творчеству.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами творческой деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование.
Моторная ловкость может эффективно развиваться и в различных видах ручных ремесел.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Увлечение бисероплетением подтолкнули к разработке программы кружка по бисероплетению «Волшебные бусины». Бисероплетение, известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.
По желанию ребёнка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти рук и пальцев, что стимулирует интеллектуальное развитие детей.
Цель работы:
Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером. Приобщение детей к основам рукоделия.
Задачи
- Способствовать развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
- знакомят с особенностями художественного языка;
- развивать органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
- развивать умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
- способствовать обогащению словаря
Ожидаемый результат
1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
3. Стремление детей к созданию украшений для себя и близких.
Составляя план работы, учитывался уровень развития мелкой моторики детей, принцип “от простого - к сложному”, разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивация изготовления поделок.
План был составлен блоками, в каждом блоке содержится несколько занятий отражающих одну тему, количество которых зависит от сложности работы. Освоение блока подразумевает изготовление одной поделки. В работе кружка участвуют дети подготовительной логопедической группы, в количестве 10 человек. Работа запланирована на учебный год и содержит 9 блоков. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут
К нашему творчеству были привлечены родители посещающих детей. Они помогли приобрести нужный материал для работы, собрали мини-библиотеку по поделкам из бисера.
Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов, знакомства детей с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. Осваивать техники плетения начинали из мелких бусин и крупного бисера, т.к. некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки, настолько слабы были их пальчики. Нанизывали на проволоку - работа с проволокой безопасна для детей, т.к. не потребуются иголки, а ещё, это очень податливый материал, и изделиям из неё легко придать любую форму.
Сначала использовали приём простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, фенечки для себя и родных, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете.
Освоив прием простого низания по схеме, использование этого приема в изготовлении игрушек, листьев или лепестков-петелек, мы перешли к технике параллельного плетения. Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Следующая работа была коллективной. Согласно осенней тематики у нас появилось «Осеннее деревце». В начале занятия мы рассматривали картинки «осени», проговаривали осенние приметы. Так мы определили тему нашей работы. Дети самостоятельно выбирали цвет изготавливаемого листика и его размер.
К 8 марта начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Цветы – это самый лучший подарок. Большой букет, маленький букетик, всего один цветок – всегда радость. И цветы из бисера своей красотой, поверьте, не уступают живым.
Каждая планируемая поделка содержит несколько занятий. На всех первоначальных занятиях проводится работа по обогащению словаря, развитию лексико-грамматического строя речи, введение в тему. На этом занятии мы проговариваем, что мы будем делать, выбираем цветовую гамму, составляем композицию поделки. Последующие занятия блока имеют одинаковую структуру, кроме последнего - итогового. Занятия начинаются с разминки с проговариванием чистоговорки соответствующей планированию по звукопроизношению, далее практическая работа. На итоговом занятии проходит обобщение темы, составление деталей в композицию. В групповых комнатах постоянно проходят мини-выставки детских работ. Дети, которые быстрее выполняют свою работу, помогают отстающим.
Наши работы остаются незамеченными. Коллективный коллаж «Невесомость» занял призовое место в районном конкурсе детского творчества среди воспитанников ДОУ «Космические дали» муниципальной акции «Служу России».
В марте мы стали участниками республиканской научно-практической конференции «творческая самореализация субъектов образовательного пространства в системе современного образования».
А с каким восторгом дети готовились к выставке! Участвуя вместе со взрослыми в оформлении выставки, у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.
Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.
В ходе нашей кружковой работы мы пришли к выводу ,что при занятиях с бисером не только достигаются поставленные задачи также эти занятия :
- способствуют развитию связной речи
- способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
- знакомят с особенностями художественного языка;
- развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
- развивают умственные, конструктивные способности — дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;
- способствуют обогащению словаря.
А так же формируются такие необходимые качества, как: взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"
Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...
Статья "Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии""
Статья для педагогов ДОО....
« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...
консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...
"Пластилинография - как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
презентация творческого опыта работы...
Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»
Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования....
Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии
Цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.Задачи достижения поставленной цели:Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.Выявить уро...