"Ранняя весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР (с использованием метода наглядного моделирования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tema_rannyaya_vesna_ves.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Ранняя весна».
Цель: Формировать навыки описательной речи с использованием наглядно-графического плана.
Задачи: Образовательные. 1)Уточнять и закреплять знания детей о признаках ранней весны.
2)Учить устанавливать причинно-следственные связи.
3)Формировать умение составлять описательный рассказ о весне.
4)Активизировать словарь признаков.
5)Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Коррекционно-развивающие.
1)Развивать зрительную и слуховую память, внимание ,словесно-логическое мышление.
2)Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.
3)Закреплять навыки четкого произношения поставленных звуков.
Воспитательные.
1)Способствовать проявлению интереса к многообразию и красоте слов родного языка.
2)Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к птицам.
Методы и приемы:
Рассматривание картин, загадывание загадки, беседа, вопросы, наглядно-графическое моделирование, игровые и сюрпризные моменты, прослушивание записи голосов птиц, дидактические игры, словесные игры, элементы психогимнастики, физкультминутка, использование технических средств.
Оборудование:
Магнитофон, игрушка Старичок-Лесовичок, картины с изображением природы в разные времена года, картина с изображением ранней весны с ошибками, наглядно-графическая схема, индивидуальные карточки по схеме, изображение солнца, диск с записью голосов птиц, голоса Старичка-Лесовичка, песни «Маленькая страна».
Индивидуально-дифференцированный подход:
- Задания и вопросы для детей с хорошими показателями в развитии речи и общем развитии.
- Задания и вопросы для детей со средними показателями в развитии речи и общем развитии.
Пропедевтическая работа.
Наблюдения в природе, рассматривание картинок, загадывание загадок, чтение стихов о весне, беседа о признаках весны, чтение рассказов о поведении животных и птиц весной, разучивание движений аэробики, упражнения в составлении сложноподчиненных предложений.
Ход занятия.
Слова и действия логопеда. | Деятельность детей. | |
1.Организационный момент. Звенит звоночек. -Ребята, посмотрите, сколько маленьких солнышек нарисовано в группе: на доске, на стене. Какие они веселые, улыбаются. Давайте и мы улыбнемся. Это весеннее солнце посылает вам привет. Ему нравится когда вы говорите правильно и красиво. А о чем мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадку: Тает снежок, ожил лужок, День прибывает, когда это бывает? -Правильно. Какая сейчас весна? Сегодня мы будем беседовать о ранней весне. А поможет нам эта красивая схема. (Выставляется наглядно - графическая схема.) 2.Подготовка к восприятию темы. Словесная игра «Подбери слова». -Будем подбирать красивые слова. На схеме обозначим их желтыми треугольниками. -Какая весна? -Какое весной солнце? -Какое небо? Игровой сюрпризный момент. -Сегодня к нам пришло необычное письмо. Оно от Старичка-Лесовичка. Послушайте, что он пишет: «Здравствуйте, дети. Я – Старичок - Лесовичок, в бороде травы клочок. Хозяин лесов и лесных полян. Узнал, что вы беседуете о весне. Я очень люблю весну, поэтому нарисовал картину для вас. Найти ее нужно так - встать, закрыть глаза, хлопнуть три раза, повернуться вокруг себя, открыть глаза». (Выставляется картина с изображением ранней весны, но с ошибками.)
Словесная игра «Чего не бывает?» -Дети, что это? По-моему, Лесовичок допустил ошибку. -Скажите, чего не может быть ранней весной? -Что происходит с деревьями ранней весной? -Как называется явление, когда внутри ствола дерева движется сок? -Какую еще ошибку допустил Лесовичок? -Почему нет травы ранней весной? Дидактическая игра «Отбери картинки». (Выставляются картинки с изображением всех времен года.) -Ребята, нам нужно найти картинки с изображением ранней весны, а картинки, которые не подходят-убираем. Игровой сюрпризный момент. Звучит музыка. Появляется Старичок-Лесовичок.(Голос в записи.) -А вот и я, Лесовичок, к вам пришел. Хочу пригласить вас на прогулку в весенний лес. Только, чур, о том, что увидите и услышите, рассказать. Закройте глаза, опустите голову. Путешествие начинается. (Звучит запись голосов птиц, рев медведя.) Словесная игра « Вопрос – ответ». -Дети, чьи голоса вы услышали в лесу? -Почему весной в лесу так много птиц? -Что делают птицы весной? -В своих гнездах они будут откладывать яйца, а из них выведутся птенцы. Поэтому нельзя разорять и ломать птичьи гнезда. -Еще кого встретили? Как ведет себя медведь весной? 3. Физкультминутка. Аэробика под музыку песни «Маленькая страна». 4.Работа над темой. -Лесовичок, спасибо Вам за картину. Но там были допущены небольшие ошибки. Ведь сейчас ранняя весна. Послушай, как ребята расскажут о признаках ранней весны Думаю, что всем хочется рассказывать. Будем рассказывать по очереди, а помогут вам карточки. У кого, что изображено на карточке, о том и нужно говорить. Составление рассказа по цепочке. С Со солнце Небо Земля Деревья
Птицы
звери
Люди
Составление детьми целого рассказа. -Теперь кто-то из ребят составит большой рассказ. 5) Итог. Словесная игра «Исправь ошибку». -Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте. -Весна наступила потому, что прилетели птицы. -Солнце светит потому, что тает снег. -Снег тает потому, что бегут ручьи. -Тепло потому, что все ожило. Оценка деятельности детей. -Лесовичку понравились ваши рассказы. Ему захотелось остаться в группе до вечера, чтобы послушать рассказы других детей. Звенит звоночек. Занятие закончилось. |
| Встают в кружок. Мимикой показывают улыбку. Предполагаемые ответы детей: -Весной. -Ранняя. Рассматривают схему. Садятся на стульчики. Ответы детей:
Ранняя, долгожданная, теплая… -Теплое, лучистое, яркое, весеннее… -Голубое, чистое, высокое, бездонное… Выполняют предложенные действия. Ответы детей: Ранней весной нет листьев. Деревья оживают, начинают пить талую воду. На ветках набухают почки Сокодвижение. Ранней весной нет травы. Ранней весной нет травы потому, что недостаточно тепло и земля не прогрелась. Встают около мольберта с наборным полотном. Дети по желанию подходят к наборному полотну и отбирают картинки. Садятся на коврик. Выполняют действия. Слушают запись. Ответы детей: Голоса птиц. Весной много птиц потому, что они возвращаются с юга. -Птицы вьют гнезда. Медведя. Весной медведь просыпается после зимней спячки. Встают в кружок и выполняют движения. Садятся на стульчики. Дети составляют предложения: Весной светит яркое, лучистое солнце. Небо весной голубое, чистое, высокое. На земле тает снег, бегут ручейки. Появляются проталины. Деревья оживают, начинают пить талую воду. На ветках набухают почки, а потом появляются листья. Птицы возвращаются с юга. Они начинают вить гнезда. Некоторые животные просыпаются после зимней спячки. Медведь выходит из берлоги и выводит своих медвежат. У зайки белая шерстка становится серой. Люди надевают более легкую одежду. Начинают наводить порядок на улицах, в садах. Ребенок рассказывает весь рассказ. Предполагаемые ответы. Птицы прилетели потому, что наступила весна. Снег тает потому, что светит солнце. Ручьи бегут потому, что тает снег. Все ожило потому, что стало тепло.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наблюдения и труд детей в природе с участием персонажей" (Ранней весной)
Сообщение падагогического опыта....
Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.
Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»
Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...
Формирование представлений о первых признаках весны в природе. Конспект организованной образовательной деятельности "Ранняя весна. Ручеёк"
Ø обогащать словарь, формируя представление о весне....
Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"
Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....
Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»
Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»
Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....