"Ранняя весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Еремина Татьяна Ивановна

                     Конспект

непосредственно образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР (с использованием метода наглядного моделирования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tema_rannyaya_vesna_ves.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект

непосредственно образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе для детей с ОНР

                  Тема: «Ранняя  весна».

Цель: Формировать навыки описательной речи с использованием наглядно-графического плана.

Задачи:   Образовательные.                                                                       1)Уточнять и закреплять знания детей о признаках ранней весны.

2)Учить устанавливать причинно-следственные связи.

3)Формировать умение составлять описательный рассказ о весне.

4)Активизировать словарь признаков.

5)Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

                Коррекционно-развивающие.

1)Развивать зрительную и слуховую память, внимание ,словесно-логическое мышление.

2)Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры.

3)Закреплять навыки четкого  произношения поставленных звуков.

               Воспитательные.

1)Способствовать проявлению интереса к многообразию и красоте слов  родного языка. 

2)Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к птицам.

                      Методы и приемы:

Рассматривание картин, загадывание загадки, беседа, вопросы, наглядно-графическое моделирование, игровые и сюрпризные моменты, прослушивание записи голосов птиц, дидактические игры, словесные игры,  элементы психогимнастики, физкультминутка, использование технических средств.

                              Оборудование:

Магнитофон,  игрушка Старичок-Лесовичок, картины с изображением природы в разные времена года, картина с изображением ранней весны с ошибками, наглядно-графическая схема, индивидуальные карточки по схеме, изображение солнца, диск с записью голосов птиц, голоса Старичка-Лесовичка, песни «Маленькая страна».

         Индивидуально-дифференцированный подход:

  • Задания и вопросы для детей с хорошими показателями в развитии речи и общем развитии.
  • Задания и вопросы для детей со средними показателями в развитии речи и общем развитии.

                   Пропедевтическая  работа.

Наблюдения в природе, рассматривание  картинок, загадывание загадок, чтение стихов о весне, беседа о признаках весны,  чтение рассказов о поведении животных и птиц весной, разучивание движений аэробики, упражнения в составлении сложноподчиненных предложений.

                   

                                 Ход   занятия.

Слова и действия логопеда.

Деятельность детей.

1.Организационный момент.

Звенит звоночек.

-Ребята, посмотрите, сколько маленьких солнышек нарисовано в группе: на доске, на стене. Какие они веселые, улыбаются.  Давайте и мы улыбнемся.

Это весеннее солнце посылает вам привет. Ему нравится когда вы говорите правильно и красиво.

А о чем мы будем говорить  вы узнаете, если отгадаете загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

-Правильно.                                                                      Какая сейчас весна?                                                                  

Сегодня мы будем беседовать о ранней весне.

А поможет нам эта красивая схема.

(Выставляется наглядно - графическая схема.)

2.Подготовка к восприятию темы. 

Словесная игра «Подбери слова».

-Будем подбирать красивые слова. На схеме обозначим их желтыми треугольниками.

-Какая весна?

-Какое весной солнце?

-Какое небо?

  Игровой сюрпризный момент.

-Сегодня к нам пришло необычное письмо. Оно от Старичка-Лесовичка.  Послушайте, что он пишет:

«Здравствуйте, дети. Я – Старичок - Лесовичок, в бороде  травы клочок. Хозяин  лесов  и лесных полян. Узнал,   что вы беседуете о весне. Я очень люблю весну, поэтому нарисовал картину для вас.

Найти ее нужно  так - встать, закрыть глаза, хлопнуть три раза, повернуться вокруг себя, открыть глаза». (Выставляется  картина с изображением ранней весны, но с ошибками.)

   

        Словесная игра «Чего не бывает?»

-Дети, что это? По-моему,  Лесовичок  допустил ошибку.

-Скажите, чего не может быть ранней весной?

                                                                                                     -Что происходит с деревьями ранней весной?

-Как называется явление, когда внутри ствола дерева движется сок?

-Какую еще ошибку допустил Лесовичок?

-Почему нет травы ранней весной?

     Дидактическая игра «Отбери картинки».

(Выставляются картинки с изображением  всех времен года.)

-Ребята, нам нужно найти картинки  с изображением ранней весны, а  картинки, которые не подходят-убираем.

    Игровой сюрпризный момент.

Звучит музыка. Появляется Старичок-Лесовичок.(Голос в записи.)

-А вот и я, Лесовичок, к вам пришел. Хочу пригласить  вас на прогулку в весенний лес. Только, чур, о том, что увидите и услышите, рассказать.  Закройте глаза, опустите голову. Путешествие начинается.

(Звучит запись голосов птиц, рев медведя.)

   Словесная игра « Вопрос – ответ».

-Дети, чьи голоса вы услышали в лесу?

-Почему весной в лесу  так много птиц?

-Что делают птицы весной?

-В своих гнездах они будут откладывать яйца, а  из  них  выведутся птенцы. Поэтому нельзя разорять и ломать птичьи гнезда.

-Еще  кого встретили?

Как ведет себя медведь весной?

    3.  Физкультминутка.  

Аэробика под музыку песни «Маленькая страна».

4.Работа над темой.

-Лесовичок, спасибо Вам за картину. Но там были допущены небольшие ошибки. Ведь сейчас ранняя весна. Послушай, как ребята расскажут о признаках ранней весны

Думаю, что всем хочется рассказывать. Будем  рассказывать по очереди,   а  помогут  вам  карточки.  У кого, что изображено на карточке, о том и нужно говорить.

      Составление рассказа по цепочке. 

                         С

                            Со             солнце

                                          Небо  

                                             Земля

                                              Деревья

                                         

                                              Птицы

                                               

                                              звери

   

                                           

                                              Люди

                                                             

     Составление детьми целого рассказа.

-Теперь  кто-то из ребят составит  большой рассказ.

5) Итог.

   Словесная игра «Исправь ошибку».

-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.

-Весна наступила   потому, что прилетели птицы.

-Солнце светит потому, что тает снег.

-Снег тает потому, что бегут ручьи.

-Тепло потому, что все ожило.

Оценка деятельности детей.

-Лесовичку понравились ваши рассказы.  Ему  захотелось остаться в группе до вечера, чтобы послушать рассказы  других детей.

Звенит звоночек. Занятие закончилось.

     

   

Встают  в кружок.

Мимикой показывают улыбку.

Предполагаемые ответы детей:

-Весной.

-Ранняя.

Рассматривают схему.

Садятся  на стульчики.

Ответы детей:

   

                                                            Ранняя, долгожданная, теплая…

-Теплое, лучистое, яркое, весеннее…

-Голубое, чистое, высокое, бездонное…

Выполняют предложенные  действия.

Ответы детей:

Ранней весной нет листьев.

                                                       Деревья оживают, начинают пить талую воду. На ветках набухают почки

Сокодвижение.

Ранней весной нет травы.

Ранней весной нет травы потому, что недостаточно тепло и земля не прогрелась.

Встают  около мольберта с наборным полотном.

Дети  по желанию подходят  к наборному полотну и  отбирают картинки.

Садятся на коврик.

Выполняют действия.

Слушают запись.

                                                         Ответы детей:

Голоса птиц.

Весной много птиц потому, что они возвращаются с юга.

-Птицы вьют гнезда.

Медведя.

Весной медведь просыпается после зимней спячки.

Встают в кружок и выполняют

 движения.

Садятся на стульчики.

Дети составляют предложения:

Весной светит яркое, лучистое солнце.

Небо весной  голубое, чистое, высокое.

На земле тает снег, бегут ручейки.

Появляются  проталины.

Деревья оживают, начинают пить талую воду. На ветках набухают почки, а потом появляются листья.

Птицы возвращаются с юга. Они  начинают вить гнезда.

Некоторые животные просыпаются после зимней спячки. Медведь выходит из берлоги и выводит своих медвежат. У зайки белая шерстка становится серой.

Люди надевают более легкую одежду. Начинают наводить порядок на улицах, в садах.

                                                                                                                 Ребенок рассказывает весь рассказ.

Предполагаемые ответы.

Птицы прилетели потому,  что наступила весна.

                                                               Снег тает потому, что светит солнце.

Ручьи бегут потому, что тает снег.

Все ожило потому, что стало тепло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.

Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...

Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"

Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....

Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....