Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»
материал по окружающему миру (младшая группа)

Елена Васильевна Юрченко

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_mart.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  экскурсии  ранней весной

«Весна пришла!»

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.

Задачи:

  • Образовательные
  1. закрепить представления у детей ,что всё в природе взаимосвязано;
  2. формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
  3. определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
  • Развивающие
  1. развивать навыки наблюдения за изменениями в природе ,вызвать желание на самостоятельные исследования;
  2. развивать умения строить причинно- следственные связи;
  • Воспитательные
  1. способствовать получению детьми ощущения   бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;
  2. формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;
  3. вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше;

Ход:

Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в парк, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась и началась весна, а как называется это время весны? (ранняя весна)

Я предлагаю вам отправиться на экскурсию и понаблюдать, что же  происходит ранней весной в природе.       

Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в парке.

- нельзя портить деревья и кустарники.

-ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптывания.

-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц;

-нельзя бросать мусор.

Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

 Полюбуйтесь как здесь хорошо.

…сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Перечислите все весенние месяцы?

А какой самый первый месяц весны?

А после какого зимнего месяца он наступает?

А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?

Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.

А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?

1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.

2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.

3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.

Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.

Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света, стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее.

Откуда берутся эти ручейки?

Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с       возвышенных мест вниз, образуя ручейки.

 Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.

Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.

А почему почки набухают именно весной?

Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.

Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.

(солнечный свет, тепло, влага).

(взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)

Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).

А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?

Из какого материала грач строит   гнездо? (из веток)

Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.

Чем питаются грачи? (насекомыми).

Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).

Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).

Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?

Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)

А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат).

Эксперимент

1. «Тень»

Какой солнечный свет? (яркий) и его лучи достают до земли. Если мы встанем к солнышку спиной, то что мы увидим перед собой на земле? (правильно –это тень. Повторите слово.) а если повернёмся к солнышку лицом –тень есть? Встаньте опять спиной, что есть? Это происходит потому что солнышко не пропускает свои лучи через наше тело и поэтому образуется тень.

Давайте поиграем с тенью. (мы короли, мы бабочки, мы большие, мы маленькие)

«Я стою, и тень стоит. Я бегу, и тень бежит.

Лучше к солнцу повернусь! Тень, тебя я не боюсь!»

-когда тень появляется? Почему она появляется?

-а где мы ещё видим тень?

Подвижная игра «Птицы»

Десять птичек — стайка

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек - стайка:

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей

Эта птичка — совушка,

сонная головушка;

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое пёрышко;

Это — зяблик

Это - стриж,

Это — развесёлый чиж…

Ну, а это — злой орлан.

Птички, птички — по домам!

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: Учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Учить быстро, реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.

Солнце ярко в небе светит,

На прогулку вышли дети. (Дети гуляют по участку)

Туча солнце скрыла,

Стало грустно и уныло (Дети остановились и насторожились)

Дождь по крыше застучал

И детей под зонт позвал. (Дети бегут под зонт к воспитателю)

Игра повторяется 2-3 раза.

Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного о весне, явлениях природы, о птицах. Послушали пение птиц, покормили белочек, прошлись по замечательному парку Петергофа и сделали для себя вывод - чтобы наш парк, наш город был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем - и взрослым и детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...

Весенний утренник для детей 4-5 лет «Ой, весна, весна, весна, Снова в край родной пришла».

Цели: Формирование всесторонне развитой личности, продолжать приобщать детей к праздничной культуре.Задачи: Расширять представление детей о весне, развивать эстетическое восприятие действительнос...

«Пришла весна красная, пришла весна ясная»

Проектная деятельность по речевому развитию«Пришла весна красная, пришла весна ясная»...

Весна, весна, ой, пришла весна!

Сценарий весеннего праздника...

проект в старшей группе " Весна , весна -весне дорогу"

Проект в старшей группе "Весна, весна - весне дорогу!"...