Коррекция ФФНР у детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Голева Светлана Ивановна

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей и родителей старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                              Консультация для воспитателей

                                                                                         Подготовила учитель-логопед

                                                                            ГБОУ «Школа № 904»

                                                                                      Голева Светлана Ивановна

Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
       Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском  саду являются:
формирование  звукопроизношения;
развитие фонематического  восприятия;
подготовка к  обучению грамоте и усвоение грамоты  в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы.
      Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-июнь). В его основе лежит  развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем  виде решение поставленных задач  сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных  приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных  навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и  слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием  фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием  слуховой памяти.
      Развитие артикуляционных  навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием  анализа и синтеза звукового  состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению  произношением звуков речи. Таким  образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
     В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных; выделение любых звуков из состава  слова; членение слова на слоги, а  слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение  последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.
     Речевой материал для занятий подбирается с  учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения  одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового  состава слов, а на более поздних  этапах обучения – в письме и  чтении.
     Учитывая встречающуюся  у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического  развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение  словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки  в стадии закрепления.

    К концу обучения дети должны правильно произносить  и различать все фонемы родного  языка, владеть навыками осознанного  звукового анализа и синтеза  слов разной слоговой структуры, уметь  читать и писать слова, предложения  и небольшие тексты.

Коррекционно-воспитательная  работа в группе  для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
      При ведущей  роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные  задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно  связаны с задачами логопеда.

 Это:
    развитие слухового  внимания, слуховой памяти и фонематического  восприятия;
совершенствование артикуляционной, тонкой и общей  моторики при устранении недостаточности  развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих  подвижность артикуляционного аппарата;
    закрепление и  автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
    закрепление, уточнение  и активизация отработанного  логопедом лексического материала  на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
     закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
     формирование  диалогической и монологической форм связной речи;
     закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
     закрепление навыка чтения;
     подготовка детей  к письму, формирование графических  навыков;
     развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатель активно  участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта  и нормализации психики проблемного  ребёнка в целом.

    В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и  последовательности, принцип индивидуального  подхода.
Принцип системности  и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и  приёмов деятельности воспитателя  к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического  воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов  которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.
     При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится преимущественно  к овладению детьми правильным произношением  и развитием у них фонематического  восприятия. Учитывая последовательность овладениями этими сторонами  речи на логопедических занятиях, воспитатель  подбирает для своих занятий  доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные  ими звуки и, по возможности, исключены  ещё не изученные.
    В связи с  коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные  детям с нарушенной речью. Словесные  методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
    Принцип индивидуального  подхода предполагает учёт индивидуально-речевых  особенностей детей. Это объясняется  наличием различных по структуре  и тяжести речевых нарушений  у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип  подхода требует от воспитателя:
    глубокой осведомлённости  об изначальном состоянии речи каждого  ребёнка и уровне его актуального  речевого развития;
использование этих знаний в своей работе.
    Отличительной особенностью фронтальных занятий  воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним  стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно  присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные  элементы логопедического занятия  он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
    Логопед учитывает  особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным  видам занятий, то логопед может  по согласованию с воспитателем взять  его на индивидуальное логопедическое занятие.
Точно так же логопед старается брать детей  с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
    Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению  произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные  занятия по развитию речи и познавательному  развитию во второй половине дня.
    Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также  коррекционную работу, значимость которой  в том, что она предоставляет  возможность практики речевого общения  детей и закрепления речевых  навыков в их жизнедеятельности.
    Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
  организовывать  и поддерживать речевое общение  детей на занятиях, вне занятий, побуждать  внимательно, слушать других детей  и вслушиваться в содержание высказываний;
  создавать ситуацию общения;
  формировать навыки самоконтроля и критического отношения  к речи;
  организовывать  игры на развитие звуковой культуры речи;
  привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
  проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти,слухового  контроля, словесной памяти;
  привлекать внимание к интонационной стороне речи.
      В работе по формированию фонематического восприятия можно  выделить следующие этапы:
I этап – узнавание  неречевых звуков;
II этап – различение  высоты, силы, тембра голоса на  материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап –  различение слов, близких по своему  звуковому составу;
IV этап – дифференциация  слогов;
V этап – дифференциация  фонем;
VI этап – развитие  навыков элементарного звукового  анализа.


    Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и  слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной  из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
   Работа по формированию фонематического восприятия в самом  начале осуществляется на материале  неречевых звуков. В процессе специальных  игр и упражнений у детей развивают  способность узнавать и различать  неречевые звуки.
  Дети должны в играх научиться различать  высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь  в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
   Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому  составу. Позже – учатся различать  слоги и затем уже фонемы родного  языка.
  Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного  звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать  и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить  анализ гласных и согласных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен план-конспект занятия по коррекции тревожности с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

Коррекция эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

           Коррекция эмоциональной сферы детей с использованием цвета        ...

Роль игры в коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.           Работая с детьми с фонетико – ...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...