Коррекция эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Коррекция эмоциональной сферы детей с использованием цвета
«Ребенок – это живой человек, - писал великий педагог А.С.Макаренко. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослых. И радости и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных, подозрительных и одиноких людей».
Ребенок растет и непрерывно изменяется. Раскрывая этот процесс, А.С.Макаренко говорил: «Живя, ребенок входит в бесконечное число отношений со всем сложнейшим миром окружающей действительности, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, осложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка», а задача педагога – направить это развитие и руководить им, то есть так организовывать жизнь детей, чтобы, участвуя в ней, у детей формировались все желаемые качества.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Это период приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающими предметами, собственным «Я».
Мир ребенка – это фантастический мир сказки.
Сегодня, в век информационных технологий, ребенок лишен сказки, волшебства. У него не остается времени на размышления о себе, о Земле, Солнце, Небе. Взрослые лишили его возможности философски осмыслить жизнь и определить свое место в ней. Они лишили ребенка способности учиться понимать внутреннюю жизнь, свою внутреннюю жизнь. Но что есть внутренняя жизнь?
Много написано сегодня о внутреннем мире человека. Но более точно описал психолог Козлов Н. в своих философских сказках: «За внешностью, за оболочкой тела человека мне всегда видится человек внутренний, и почти всегда это маленький, жалкий ребенок. Иногда, ребенок, рано состарившийся, с потухшими усталыми глазами и повисшими вялыми ручками. Иногда – в синяках, ранах и ссадинах маленький звереныш, затравленно озирающийся и насмерть бьющийся с только ему видимыми врагами».
И в этом – трагедия, которая возникает потому что отсутствует, не сформировано то, что называется внутренним планом человека. Внутренний план – это то, что делается в душе, за оболочкой внешних действий. Это то, что делает внутренний человек в своем внутреннем мире. Это внутреннее «Я». И это то, что совершенно ясно видится Душевным Зрением, слышит Душевным Слухом и ощущается Душевным Осязанием.
Необходимо научиться понимать этот внутренний план. Только поняв свой внутренний план (мир), можно разглядеть внутренний план Другого Человека. Понять другого, это внимание к «Заслуженному собеседнику», которым может и должен стать каждый.
Не понимая этого феномена, не сможешь жить достойно. «Я просто сказал…» - во внутреннем плане это привлечение к себе внимания т.е. ты стер мысль собеседника и в центре беседы поставил себя. «Ну, мы поспорили…» - т.е. каждый разбивал то, что строил собеседник, и отчаянно защищал свое, для того только, чтобы разрешить себе по-переживать драгоценное. «Я прав» - самый дорогой приз для дураков».
Это обращено к нам, а что же сегодня можно сделать для ребенка, для его будущего? Если ребенок совершает безнравственные поступки, не следует торопиться с выводами. Следует знать, что ребенок зажат во внутреннем плане, и если он не «вывернется отчаянным рывком», он будет потерян во внешнем мире.
Павел Гольбах, французский философ – материалист, в 1770г. писал: «…Единственный источник возникновения в нас идей – чувства. Сознанное чувствование становится восприятием. Восприятие, перенесенное на предмет, возбудивший его, есть идея. Человеческий мозг способен не только к восприятию внешних воздействий, но и к самостоятельной деятельности, результат которой он также воспринимает. Эта способность называется мышлением».
Не каждый взрослый, можем регулировать цветовое предпочтение со своим внешним и внутренним миром, контролировать свои эмоции и поведение. Что же говорить о детях. Как помочь агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ребенку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способности и таящиеся в душе таланты? Как пробудить заторможенного и как снять перевозбуждение с гиперактивного ребенка? Избавить от страхов и тревожности? Как научить ребенка «высказывать» свое состояние? Никакие уговоры, наказания не способны существенно изменить внутренний эмоциональный мир, поведение ребенка.
Предложенная детям система занятий по цветоощущению направлена, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционального мира ребенка. Игры и задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и усложнялись постепенно. На занятиях предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает. Подобранные музыкальные произведения, сопровождающие занятия, достаточно просты для оформления в четкую мелодию, и в то же время не слишком сложны для внимания ребенка, но полны музыкальной экспрессии. Поэзия календарная, предлагаемая детям на занятиях, несет в себе произведения устно-поэтического и музыкально-поэтического творчества, связанные с временами года, приближают детей к познанию окружающей нас природы. Упражнения на мышечную релаксацию снижают уровень возбуждения, снимают напряжение. Дыхательная гимнастика успокаивающе действует на нервную систему. Мимическая гимнастика направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей. Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение разными руками под любую текстовку, способствуют межполушарному взаимодействию. Чтение детских стихотворений, потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи способствует развитие произвольности. В конце занятия релаксация стимулирует и активизирует формирование образов, а рисование имеет содержательный характер, поскольку приводит к появлению более богатых образов. Рисунки позволяют глубже понять детей и их эмоционально-психологическое состояние. Особенно важно, что ребенок активно участвуют в этом процессе и это доставляет ребенку удовольствие.
Цель– оптимальная адаптация внутреннего и внешнего мира ребенка.
Задачи:
- устранение или ослабление неблагоприятных воздействий на ребенка;
- осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
- осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности;
- творческая самореализация.
Поставленные задачи приводят к развитию навыков саморегуляции, к расширению возможности управлять своим внутренним миром и эмоциями.
Почему именно использование цвета, было выбрано для работы по коррекции эмоционального мира детей?
Сказители называли цвета «божествами». Художники – «материальными состояниями души» и уравнивали их с человеческими чувствами.
Ученые же выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Или телесную и духовную составляющие.
А эти две составляющие имеют близость к эмоциям – к телесным проявлениям нашей души. Еще в XIXвеке знали, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости реакции, силы и др. все это говорит о прямом действии цвета на тело. И ведомая телом душа чувствует это.
В нашем стремлении лучше приспособиться – к другу, к семье, к коллективу, цвет играет роль опредмеченных эмоций. То есть цветом одежды или машины мы часто передаем все то, чего никогда не сможем сказать окружающим. Не из-за боязни чего либо. Нет. Скорее уж потому, что не можем выразить словами свои реально ощутимое, все чувствуемое нами. Словами можно передать осознанное, цветами – неосознаваемое. Да и можно ли словами передать содержание своей души – все свое отношение к свету. К миру. К себе. К окружающим.
Цвет – это потенциальная модель информационных систем.
Зенон писал: «Цвета – это первичные наброски (схематизмы) материи».
Начало научной рефлексии феномена цветового значения Нового времени относится к трактату Гете о Цвете: «Цвета – деяние и страдательные состояния света». И в его тезисе о «чувственно-нравственном действии цвета», где он подчеркивал «вызывающий характер красного, тишину, которую ощущает душа в синем. Что говорит красный синему, ибо они обладают тайной, познать которую можно лишь вместе. А желтый и синий? Они вместе знают тайну жизни, которая выражена в их взаимопроникновении в Земное, которое дарит миру себя, и этим украшают землю! А черный и синий? Они печально и безмолвны».
Не менее интересна разработанная им дидактика учения о цвете. Из дидактики восприятия цвета по Гете следует что:
1. Как можно раньше дать возможность ребенку жить в мире цвета, ощущать особый нюанс в каждом цвете.
2. Понять, что цвета говорят человеку, ибо в каждом цвете открыт целый мир.
Научить понимать, что сами цвета говорят друг другу – не символически и аллергически, а художественно.
Интересна в этом отношении философия воспитания ребенка в Японии, где сверхзадача педагога состоит в том, чтобы сформировать гармонию в душе малыша: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни».
Японские педагоги первоначально выявляют цвета, отсутствующие в рисунках детей. Затем приводят их к овладению всеми известными цветами гармонического видения. Тем самым решается целый комплекс педагогических задач.
1. Искусство привлекается как метод воспитания ребенка.
2. С помощью цвета изучается настроение природы и влияние его на самочувствие человека.
3. Формируется пространственное ощущение цвета.
4. Осмысляется цветовой язык звуков.
5. Развивается категория мышления.
Практически решается проблема диалога цветов, определяется влияние последнего на жизнь человека.
Заключение
Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту ребенка и его индивидуальности.
Полнота души, богатство переживаний, сочувствие, фантазия – это то, с чем ребенок останется на всю жизнь. Необходимо обеспечить ребенка избыточным запасом той силы, которая со временем в процессе его роста укрепит его настолько, что он станет способным к объективному выражению собственных субъективных переживаний. К усилению внутренних сил восприятия, к преображению мышления, чувства воли, т.е. осуществляет процесс развития, где развитие органично переведено в процесс самовоспитания и саморазвития.
Психологическая составляющая программы в том, что «в свободной цветовой фантазии» ребенок приводит в действие и упражняет свою душевную силу восприятия. От занятия к занятию происходит постепенное развитие эмоционального мира ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться. Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами и эмоциями.
Ребенок учится погружаться в переживание цвета, в переживание души, наконец, понимать, что это не наша радость, не наше страдание, а это цвета радуются и страдают. Они действуют и говорят с ребенком.
Знакомство и погружение в цвет помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, речь. Помогает детям понять свой внутренний мир, развивает способности ребенка чутко воспринимать свою сущность и мир. Развитие такой восприимчивости помогает ребенку стать полезным членом общества. Эта форма деятельности позволяет ребенку перейти от переживания первоначальной утраты, страданий и отчаяния к восстановлению самоконтроля и хорошего настроения. В частности, посредством действий, образов и фантазий происходит эмоциональная реализация и личностный рост.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
обощение опыта работы...
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...
Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный уголок. Моя раб...
" Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"
В статье говорится какую роль играют эмоции в жизни ребёнка...
Рабочая программа «Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Рабочая программа...
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...