Формы дизартрии (таблица).
консультация по логопедии на тему
Формы дизартрии (ведущий синдром, форма ДЦП, характеристика нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов и синкинезий, особенности артикуляционной моторики и.т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_dizartrii.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы дизартрии | |||||
Мозжечковая (возникает при замедленном созревании или поражении мозжечка). | Псевдобульбарная (поражены двигательные пути идущие от КГМ к ядрам ствола (языкоглоточного и подъязычного нерва)) | Экстрапирамидная (поражены подкорковые пути) | Корковая (поражена КГМ в передней центральной извилине. Страдают тонкие, изолированные движения). | Бульбарная (развивается в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, черепно-мозговых нервов. | |
Ведущий синдром | Атаксия (т.е. расстройство согласованности в сокращении различных групп мышц при произвольных движениях). | Спастический парез и тонические судорожного характера нарушения управлением движением речевых мышц по типу ригидности. | Наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. | Спастический парез. | Наблюдаются признаки как центрального так и периферического паралича. |
Форма ДЦП | Атонически-астотическая. | Двойная гемиплегия. | Гиперкинетическая. | Спастическая диплегия. | |
Характеристика нарушения мышечного тонуса | Гипотония и атония мышц. | Повышение спастичности, усиление ригидности при начале любого, особенно произвольного действия. | Мышечный тонус нарушен (дистония), реже гипотония. | Спастичность (гипотония). | Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. |
Наличие гиперкинезов и синкинезий | Непроизвольные насильственные движения мышц языка, лицевых мышц, мышц шеи, рук. Синкинезии, тремор языка при целенаправленных движениях. | Синкинезии губно-язычной мускулатуры. | Имитационные синкинезии. Иногда синкинезия распространяется на всём теле. | Синкинезии артикуляционных мышц, оральные синкинезии. | Усиленное слюновыделение (гиперсаливация). |
Особенности артикуляционной моторики | Дисметрия (несоразмерность артикуляционной моторики). Часто проявляется как гиперметрия. Трудность выполнения и удержания артикуляционного уклада. Мимика вялая. | Объем артикуляционных движений ограничен. При попытке совершить артикуляционное движение у ребёнка повышается тонус мышц. Язык напряжен, не всегда его удается выдвинуть вперед. | Нарушена артикуляционная моторика и артикуляционный праксис. Трудности при удержании артикуляционной позы. Медленно закрепляется ощущение кинестезии. Затруднена автоматизация поставленных звуков. | Артикуляционная моторика нарушена. Снижен объем и амплитуда артикуляционных движений. Страдает выполнение и сохранение артикуляционных позиций и переключений с одной артикуляционной позиции на другую. Гипомимия лица. | Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Чаще при бульбарной дизартрии – анатрия. |
Разборчивость речи | Речь невнятная, не разборчивая. Смазанность артикуляции. Отсутствует стабильность (наличие у больного разных вариантов нарушений одних и тех же звуков: звуки могут и пропускаться и заменяться). Особенно страдают звуки сложной артикуляции. | Разборчивость речи снижена. Речь малопонятна. При незнании контекста, взрослый не понимает ребенка. Нарушение речи не дифференцированно. Звуки лишены четкого фонетического оформления. Гласные одинаковые. | Звукопроизношение нарушено. Нет четкости. Большое количество звуков искажено. | Разборчивость речи снижена. Звукопроизношение нечеткое. Нарушено произношение всех групп звуков. Нарушена дифференциация между глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками. | Речь замедленна, резко утомляет больного. ОНР 1 уровня. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично. |
Характеристика жевания и глотания | Жевание нечеткое, затруднения при сглатывании. | Ребенок плохо кусает, грызет. Нарушено жевание, оно заменяется сосанием. Нарушено глотание, даже когда пьют жидкую пищу. Нарушена координация между дыханием, глотанием и жеванием. | Затруднено и дискоординировано жевание и глотание. | Движения жевательных и глотательных мышц замедлены, но координированы. | Характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта.
|
Состояние дыхания | Дыхание нарушено, низкий объем вдыхаемого воздуха, струя выдыхания слабая. | Дыхание нарушено всегда, из-за спастичности дыхательных мышц. | Дыхание нарушено. | Выраженных нарушений дыхания нет. Вдох неглубокий, воздушная струя истощена. | Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония. |
Состояние голоса | Мышцы голосовых связок атоничны; голос вибрирует, изменяется по высоте, силе, звонкости; голос может быть назализованным (атония или гипотония мышц мягкого нёба). | Спастическая паретичность голосовых связок. Голос тихий, сдавленный, глухой и хриплый. | Нарушена мелодико-интонационная сторона речи. | Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, назализованный, глуховатый), но выраженных нарушений голоса нет. | Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. |
Нарушение просодики | Нарушена мелодико-интонационная сторона речи, монотонность. | Просодические нарушения есть, выдох слабый, небогатый тембр. | Голос лишен силы звонкости, назализация. | Грубых нарушений нет. | Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. |
Проявление вегетативных расстройств | Собственные мышцы не нарушены, но слюноотделение будет. | Гиперсаливация. | Вегетативных расстройств нет. Нет гиперсаливации. | Гиперсаливация за счет спастичности глотательных движений. | Бульбарная дизартрия встречается только во взрослом возрасте. |
Состояние интеллекта | Интеллект нарушен в большей степени. | Нет прямой связи между дизартрией и интеллектуальными нарушениями. | Интеллект не нарушен. | Интеллект не нарушен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии
Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии Форма дизартрииВедущий синдромФорма ДЦПХарактер нарушения мышечного тонусаНаличие непроизвольных насильственных движений и синкинез...
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции
Выпускная аттестационная работа Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...
Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...
Дизартрия. Формы дизартрии.
Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....
Дизартрия, как актуальная речевая проблема в настоящий период времени.Этапы,виды, и формы обследования и работы при различных формах дизартрии.
Проблемой логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы: М.Б. Эйдннова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие.- эго нарушение звукопроизношения и просодики, ...