Формы дизартрии (таблица).
консультация по логопедии на тему

Евгения Сергеевна Тропко

Формы дизартрии (ведущий синдром, форма ДЦП, характеристика нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов и синкинезий, особенности артикуляционной моторики и.т.д.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_dizartrii.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формы дизартрии

Мозжечковая

(возникает при замедленном созревании или поражении мозжечка).

Псевдобульбарная

(поражены двигательные пути идущие от КГМ к ядрам ствола (языкоглоточного и подъязычного нерва))

Экстрапирамидная

 (поражены подкорковые пути)

Корковая

(поражена КГМ в передней центральной извилине. Страдают тонкие, изолированные движения).

Бульбарная

(развивается в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, черепно-мозговых нервов.

Ведущий синдром

Атаксия (т.е. расстройство согласованности в сокращении различных групп мышц при произвольных движениях).

Спастический парез и тонические судорожного характера нарушения управлением движением речевых мышц по типу ригидности.

Наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных.

Спастический парез.

Наблюдаются признаки как центрального так и периферического паралича. 

Форма ДЦП

Атонически-астотическая.

Двойная гемиплегия.

Гиперкинетическая.

Спастическая диплегия.

Характеристика нарушения мышечного тонуса

Гипотония и атония мышц.

Повышение спастичности, усиление ригидности при начале любого, особенно произвольного действия.

Мышечный тонус нарушен (дистония), реже гипотония.

Спастичность (гипотония).

Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба.

Наличие гиперкинезов и синкинезий

Непроизвольные насильственные движения мышц языка, лицевых мышц, мышц шеи, рук. Синкинезии, тремор языка при целенаправленных движениях.

Синкинезии губно-язычной мускулатуры.

Имитационные синкинезии. Иногда синкинезия распространяется на всём теле.

Синкинезии артикуляционных мышц, оральные синкинезии.

Усиленное слюновыделение (гиперсаливация).

Особенности артикуляционной моторики

Дисметрия (несоразмерность артикуляционной моторики). Часто проявляется как гиперметрия. Трудность выполнения и удержания артикуляционного уклада. Мимика вялая.

Объем артикуляционных движений ограничен. При попытке совершить артикуляционное движение у ребёнка повышается тонус мышц. Язык напряжен, не всегда его удается выдвинуть вперед.

Нарушена артикуляционная моторика и артикуляционный праксис. Трудности при удержании артикуляционной позы. Медленно закрепляется ощущение кинестезии. Затруднена автоматизация поставленных звуков.

Артикуляционная моторика нарушена. Снижен объем и амплитуда артикуляционных движений. Страдает выполнение и сохранение артикуляционных позиций и переключений с одной артикуляционной позиции на другую. Гипомимия лица.

Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Чаще при бульбарной дизартрии – анатрия.  

Разборчивость речи

Речь невнятная, не разборчивая. Смазанность артикуляции. Отсутствует стабильность (наличие у больного разных вариантов нарушений одних и тех же звуков: звуки могут и пропускаться и заменяться). Особенно страдают звуки сложной артикуляции.

Разборчивость речи снижена. Речь малопонятна. При незнании контекста, взрослый не понимает ребенка. Нарушение речи не дифференцированно. Звуки лишены четкого фонетического оформления. Гласные одинаковые.

Звукопроизношение нарушено. Нет четкости. Большое количество звуков искажено.

Разборчивость речи снижена. Звукопроизношение нечеткое. Нарушено произношение всех групп звуков. Нарушена дифференциация между глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками.

Речь замедленна, резко утомляет больного. ОНР 1 уровня. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

Характеристика жевания и глотания

Жевание нечеткое, затруднения при сглатывании.

Ребенок плохо кусает, грызет. Нарушено жевание, оно заменяется сосанием. Нарушено глотание, даже когда пьют жидкую пищу. Нарушена координация между дыханием, глотанием и жеванием.

Затруднено и дискоординировано  жевание и глотание.

Движения жевательных и глотательных мышц замедлены, но координированы.

Характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта.

        

Состояние дыхания

Дыхание нарушено, низкий объем вдыхаемого воздуха, струя выдыхания слабая.

Дыхание нарушено всегда, из-за спастичности дыхательных мышц.

Дыхание нарушено.

Выраженных нарушений дыхания нет. Вдох неглубокий, воздушная струя истощена.  

Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Состояние голоса

Мышцы голосовых связок атоничны; голос вибрирует, изменяется по высоте, силе, звонкости; голос может быть назализованным (атония или гипотония мышц мягкого нёба).

Спастическая паретичность голосовых связок. Голос тихий, сдавленный, глухой и хриплый.

Нарушена мелодико-интонационная сторона речи.

Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, назализованный, глуховатый), но выраженных нарушений голоса нет.

Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены.

Нарушение просодики

Нарушена мелодико-интонационная сторона речи, монотонность.

Просодические нарушения есть, выдох слабый, небогатый тембр.

Голос лишен силы звонкости, назализация.

Грубых нарушений нет.

Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости.

Проявление вегетативных расстройств

Собственные мышцы не нарушены, но слюноотделение будет.

Гиперсаливация.

Вегетативных расстройств нет. Нет гиперсаливации.

Гиперсаливация за счет спастичности глотательных движений.

Бульбарная дизартрия встречается только во взрослом возрасте.

Состояние интеллекта

Интеллект нарушен в большей степени.

Нет прямой связи между дизартрией и интеллектуальными нарушениями.

Интеллект не нарушен.

Интеллект не нарушен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии Форма дизартрииВедущий синдромФорма ДЦПХарактер нарушения мышечного тонусаНаличие непроизвольных насильственных движений и синкинез...

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....

Дизартрия, как актуальная речевая проблема в настоящий период времени.Этапы,виды, и формы обследования и работы при различных формах дизартрии.

Проблемой логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы: М.Б. Эйдннова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие.- эго нарушение звукопроизношения и просодики, ...