Консультация для воспитателей на тему: «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»
материал

Лихтина Эльвира Минневасиловна

Цель: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов.

Задачи:  закреплять знания педагогов по ПДД в игровой форме; способствовать расширению кругозора и приобретению навыков поведения на улице;

 развивать творческую активность, смекалку, изобретательность педагогов;

   воспитание взаимоотношений и взаимоподдержки в коллективе;         поддерживать интерес к изучению правил дорожного движения

 Ход мероприятия: Уважаемые, коллеги! Предлагаю поиграть! Игра «Назови транспортное средство» - Вспомнить как можно больше сказок, мультфильмов, где упоминается любое транспортное средство:

 • На чём Емеля ехал к царю во дворец? (печка)

 • Транспорт кота Леопольда. (велосипед)

 • Личный транспорт Бабы – Яги? (ступа)

 • На чём ездила Золушка на бал? (карета)

 • На чём летал старик Хоттабыч? (ковёр – самолёт)

 • На чём ехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассеиной? (поезд)

• На чём летел барон Мюнхгаузен? (ядро)

• В чём переправлялась по морю царица с младенцем (бочка)

 • При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты? (повозка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения» 

Цель: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов.

Задачи:  закреплять знания педагогов по ПДД в игровой форме; способствовать расширению кругозора и приобретению навыков поведения на улице;

 развивать творческую активность, смекалку, изобретательность педагогов;

   воспитание взаимоотношений и взаимоподдержки в коллективе;         поддерживать интерес к изучению правил дорожного движения

 Ход мероприятия: Уважаемые, коллеги! Предлагаю поиграть! Игра «Назови транспортное средство» - Вспомнить как можно больше сказок, мультфильмов, где упоминается любое транспортное средство:

 • На чём Емеля ехал к царю во дворец? (печка)

 • Транспорт кота Леопольда. (велосипед)

 • Личный транспорт Бабы – Яги? (ступа)

 • На чём ездила Золушка на бал? (карета)

 • На чём летал старик Хоттабыч? (ковёр – самолёт)

 • На чём ехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассеиной? (поезд)

• На чём летел барон Мюнхгаузен? (ядро)

• В чём переправлялась по морю царица с младенцем (бочка)

 • При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты? (повозка)

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Я считаю, именно поэтому работа в данном направлении должна вестись не только с детьми и родителями, но и с педагогами. Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем обучить детей ПДД и предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей. Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста. Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Эта система обучения должна решать следующие задачи: • Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

 • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

 • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

• Обогатить представление детей о здоровье.

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах.

Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но и, занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т.д.

Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:

 - расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность;

- научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;

- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;

 - Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность. Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно- образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города: Ребенок – пешеход; Ребенок – пассажир городского транспорта; Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.). В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

 Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Причины детского дорожно-транспортного травматизма:

- не глядя, выбегают на проезжую часть из-за стоящего предмета; -смотрят по сторонам небрежно;

 -не оглядевшись, начинают движение;

 -оценивают обстановку без поворота головы;

 -делают шаг назад, не глядя;

 -немедленно реагируют, когда кто-то их позовёт или они кого-то увидят;

 -перебегают проезжую часть, не останавливаясь;

 -двигаются по кратчайшему пути, а не по безопасному;

-совмещают движение с разговорами, с рассматриванием яркого транспорта или игрушек у другого пешехода;

 -держат руку взрослого небрежно, а порой пытаются вырваться и бегом закончить переход;

-проявляют недисциплинированность, толкаются и т.д.

 Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку.

Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог.

С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей. Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть

• Набор транспортных средств

• Иллюстрации с изображением транспортных средств

• Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

 • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

 • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор». Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

 • Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

 • Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

 • Макет транспортного светофора (плоскостной). Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

 • Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

 • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

 • На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

 • Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

 • Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или)троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

• Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

• Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

 • Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

 • Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать: 1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма городе 2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей 3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге. 4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения 5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сади обратно с родителями Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, предлагаю поиграть, выполняя предложенные задания. Люди — существа беспокойные, они все время куда-то едут, спешат, бегут, торопятся. А это не безопасно! Как же сделать так, чтобы жизнь наша стала более безопасной? Надо просто знать и обязательно соблюдать правила движения.

Люди, существа беспокойные, всегда куда то спешат, бегут, торопятся. А это не безопасно. Как же сделать так, что бы наша жизнь была более безопасной? Просто соблюдать правила дорожного движения.

Сейчас я предлагаю отправиться в путешествие. Садимся все на автобус и поехали. Прошу вас разделится на три команды по цветам фишек.

Мы проверим знания и поделимся опытом в подготовке детей к пожизненной профессии, участника движения.

1 конкурс знак на дороге.

Я вам показываю по 5 знаков, вы должны назвать их верно

2 конкурс  «Четвёртый – лишний»

 Из первых букв лишних слов составить слово-подсказку.

1.      Автобус, грузовик, велосипед, свёкла.

2.      Ведро, мальчик, девочка, бабушка.

3.      Полицейский, строитель, учитель, енот.

4.      Трактор, волк, лиса, заяц.

5.      Облако, стакан, тарелка, ложка.

6.      Ромашка, подсолнух, флаг, роза.

7.      Лошадь, коза, очки, поросёнок.

8.      Вода, роза, лёд, пар. (Из первых букв лишних слов составляется слово: светофор.)

3 конкурс:

Вопросы детей:

-Когда едет машина, какое колесо у нее не крутится? (запасное)

-По чему всегда ходят пешком? (по лестнице)

-Как вы считаете, что является самым важным при переходе улицы? (Иметь хороший обзор проезжей части во все стороны улицы, быть внимательным)

-Какие виды пешеходных переходов бывают? (регулируемые, нерегулируемые, наземные, подземные, надземные)

- Устройство, останавливающее движение людей и машин - (светофор)

- Какой переход самый безопасный? (подземный)

-Мужчина, держащий в руках полосатую палку - (инспектор)

-Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)

4 конкурс театральный

Раздать командам атрибуты

1 – рули

2- мяч

3 – самокат

Молодцы, благодарю всех за участие,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель построения системной работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения

Статья содержит системную работу по изучению дошкольниками правил дорожного движения в группах дошкольного учреждения....

Выступление на педсовете "Использование ИКТ в изучении дошкольниками правил дорожного движения"

Выступление на педсовете "Использование ИКТ в изучении дошкольниками правил дорожного движения"...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения».

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»....

Презентация "Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД"

Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД"...

Презентация " Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД"

Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД....

Консультация для воспитателей «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский д...

Консультация «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»

Консультация «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения» Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навык...