консультация для педагогов "развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников" 12.11.2023.
консультация (младшая группа)

Безрукова Елена Николаевна

консультация для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад г. о. Стрежевой» СП «Золотая рыбка»

«Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию младших дошкольников»

                                                                             Воспитатель: Безрукова Е. Н.

Стрежевой - 2023

Консультация для воспитателей

 «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию младших дошкольников» СЛАЙД 1

Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.

Ранний возраст является наиболее важным периодом в развитии речи. Недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, стимулировать ее развитие.

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

Под развивающей предметно–пространственной средой понимается рационально организованная и эстетически оформленная обстановка, наполненная разнообразными предметами и игровыми материалами, которая является комфортной и безопасной для детей и способствует их личностному развитию.

В Федеральной образовательной программе есть рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования. В них говорится, что для максимально возможного использования имеющегося пространства, предлагается использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов (учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь и пр.) по видам детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования,
восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.) для организации пространства, в том числе для детей с ОВЗ.

Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные  группы младшего дошкольного возраста:

  1.  – группа для детей младенческого возраста (до года);
  2.  – группа раннего возраста (от 1 года до 2-х лет);
  3. – I младшая группа (2-3 года); –
  4. II младшая группа (3-4 года);

   Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Речевая предметно - развивающая среда: СЛАЙД 2

  • Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;
  • Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке.

Требования к предметно-развивающей речевой среде: СЛАЙД 3

  • Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
  • Трансформируемость пространства  предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей;
  • Полифункциональность материалов предполагает наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • Вариативность среды предполагает: наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей; периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность среды (игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности);
  • Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

1. Речь педагога.

2. Методы и приемы, направленные на развитие речи детей.

3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует культуру речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

   Для развития речи детей младшего дошкольного возраста в нашей группе предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей:

Книжный уголок включает:

 художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Уголок речевого развития включает:

  • наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;
  • картотека игр по звуковой культуре речи, игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи                                                                                              
  • картотека упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;                                                                                                        
  • картотека пальчиковых игр;                                                                                            
  • картотека логоритмических игр;                                                                                                      
  • картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания                                            
  • картотека словесных дидактических игр;                                                                                          
  • фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);                                                                                                
  • медиатека (презентации, стихи, мультфильмы).

Уголок сенсомоторного развития включает СЛАЙД 4, 5

  • вкладыши разной формы                                                                                                                                                     
  • сюжетно -дидактическое панно с пуговицами                                                          
  • разные виды мозаик, пирамидок                                                                                      
  • настольно-печатные игры                                                                                        
  • напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики.

Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.

Музыкальный уголок включает: СЛАЙД 6

  • музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);
  • шумовые инструменты, изготовленные своими руками
  • звучащие игрушки (говорящие, поющие).

        Театральный уголок           СЛАЙД 7, 8, 9                                                                                               

  • различные виды театра                                                                                                   
  • маски для игр-драматизаций                                                                                                 
  • куклы би-ба-бо                                                                                                                   
  • разнообразные фланелеграфы

Игровой уголок включает СЛАЙД  10, 11

  • дидактические игры, направленные на речевое развитие 
  • игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши, шишки и др.)
  • игрушки-шнуровки разного вида
  •  крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
  • игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
  • кукольная мебель для комнаты и кухни;
  • атрибуты для сюжетно– ролевых игр:

 «Магазин»«Больница»«Дом»«Семья»«Шоферы», «Парикмахеры»  (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента и при необходимости могут вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Создавая предметно- развивающую среду по развитию речи, надо стараться сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечит содержательное общение педагога и ребенка. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек, предметов, книг, пособий стимулирует речевую активность детей.

Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, является источником его знаний и социального опыта. 

СЛАЙД 12

А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам окунуться в мир детства и посмотреть, как дети совместно с воспитателем рассказывают сказку «Репка» по развивающей книжке со съемными деталями. И видео индивидуальной работы по сенсорному коврику.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»

Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в    1-ой младшей группе»...

Консультация для педагогов " Организация предметно- пространственной среды как средство развитие речи"

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речев...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»

Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...

Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуа...

Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...